Раскол и революция

0
1140
Время на чтение 14 минут

Тему подсказала серия статей, размещенных в последнее время на РНЛ и посвященных «христианскому социализму», «синтезу белой и красной идей» в качестве искомой национальной идеологии, наиболее подходящей, с точки зрения авторов этих публикаций, для настоящего исторического периода.[1] Наше же внимание привлек другой «синтез» - характерное для ряда работ сочувствие старообрядческому расколу, параллельное основной линии - сочувствию социалистическому строю, высокой тоске по советскому периоду российской истории. Такое сочетание представляется неслучайным, обусловленным внутренней близостью социал-демократических и раскольнических установок и устремлений, по принципу «подобное тянется к подобному», при всей их непохожести и внешней противоположности. Точки этого сближения и хотелось бы определить.

Прежде всего, необходимо сказать о том, что известно наверняка. Респект расколу (непокорности церковной власти, посягательству на ее авторитет) однозначно идентифицирует позицию как либеральную. Если же при этом позиционируется принадлежность и к христианству (православию, в частности), значит, мы имеем дело с либеральным, секуляризированным христианством, или протестантизмом в широком значении слова (как вольнодумством и нигилизмом в церковной сфере). Соответственно, где-то здесь социализм со старообрядчеством и сходятся: первый - quasi-одухотворяясь, сублимируя свои общественно-политические амбиции и протесты в красивые «евангельские» идеалы человеколюбия; второй - обмирщаясь, редуцируя свои мистические претензии в фарисейство сугубо земных и эгоистических интересов.

«Образ Разина сложен и противоречив, но <...> глубоко по-православному раскрыт [Шукшиным]...» А как можно «глубоко по-православному» раскрыть образ анафематствованного Церковью патологического душегуба, кроме как указав на эту анафему? Каноны требуют от каждого, принадлежащего к Церкви, осуждения вместе с ней ею осужденных и запрещают церковное общение с отлученными от нее под угрозой аналогичных прещений. Следовательно, в таком скрытом духовном общении с раскольничеством и пребывает всякий сочувствующий ему, прикрывая это непотребство тем или иным идеалом. В данном случае тем, что «есть еще народный, фольклорный образ Разина в песнях - он там представлен былинным героем, борцом, заступником за народ. <...> Что же касается "бунта против Самодержавия", то Вы находитесь в заблуждении» (то есть, Церковь находится в заблуждении, потому что она тоже, как и оппонент пишущего, почитает Разина за вора, бунтаря и богоборца). «Разин, как известно, вез с собой на стружке "царевича" и опального "Патриарха". Ни Болотников, ни <...> Пугачев - никто из них не посягал на Самодержавие. Они - в меру своего разума хотели поправить недоброго царя на доброго. Так, разинское восстание во многом было связано не только с притеснением бояр-олигархов <...>, но и с расколом, в который вверг страну Тишайший, когда пол страны (и все казачество с ней) оказалось гонимыми...»[2] Делая скидку на мифологизированность сознания, воспитанного в идеологической традиции «освободительного движения», искажающей восприятие действительности до противоположности, тем не менее, отметим характерные приметы этого титанически-гуманистического мифа: Прометей «хотел помочь людям», а погрязшие в страстях «верхи» («недобрые» царизм с Церковью) никак не хотели, чтобы жизнь усовершенствовали мессии нового поколения (альтернативные «цари» и «царственное священство»), поэтому последние имели полное моральное право осуществить свой необходимый для общего блага подвиг, потому что «никак этот принцип справедливости не противоречит православному духу, ибо он - принцип этот - евангельский».

Еще раз обратим внимание на главную закономерность: в основе бунта Разина (1670-1671гг.) лежит старообрядческий раскол как бунт церковный (1650-е-1660-е гг.), духовное брожение предопределяет социально-политическое. То же самое можно наблюдать в расколе западного христианства (эпоха Реформации предшествует эпохе буржуазных революций) и в современных событиях (раскол «Киевского патриархата» и, как следствие, череда «оранжевых» революций). Более того, унификация церковных обрядов и книг XVII в. была инициативой царя Алексея и началась еще до патриарха Никона в рамках единого государственно-церковного, имперского проекта. Поэтому сама строптивость зачинщиков и вождей раскола расценивалась в том числе и как политический мятеж и соответственными мерами подавлялась. То же самое касается и Реформации: уже сами эти религиозные протесты были неразрывно связаны с формированием «третьего сословия» с их «волей к власти», стремлением «приватизировать» и государство, и церковь, и сопровождались восстаниями местных разиных (немецкого вольного «казачества» во главе с рыцарем У. фон Гуттеном в 1523г., в частности) и пугачевых (Крестьянской войной под предводительством Т. Мюнцера в 1524-1526гг.), а «великие» буржуазные революции были лишь завершением этого процесса. Соответственно, и в России именно из старообрядчества в дальнейшем выходят многие представители крупной буржуазии и играют не последнюю роль в революционном движении.

Другой автор ради скорейшего возвращения золотого века предлагает отлить в бронзу и брать пример с боярыни Морозовой. «Эта дама из высшего света, эта барыня-боярыня, когда неистовый Патриарх Никон замахнулся на некоторые догматы исконно русского Православия» (когда-то наряду с избушками на курьих ножках существовали на Руси и «исконно русские догматы»), «решив его "подреформировать", подтянуть к новым веяниям в мировом христианстве, вдруг обнаруживает в себе ревностную преданность древлему благочестию. Она отвергает все новшества Никона и, вместе с огненным протопопом Аввакумом, идет на прямое противостояние им. Идет в раскол. Так, по крайней мере, трактуются эти драматические события 17 века в нашей истории, хотя, по существу, раскольниками-то явились скорее Никон и его послушные "никониане", отступившие от отеческой традиции. На боярыню Морозову, как и на Аввакума Петрова, со стороны тогдашних "обновленцев" церкви обрушиваются все мыслимые и немыслимые гонения, давления и преследования. И эта первая богачка Русского царства, выросшая в роскоши и неге, мужественно переносит их, оставаясь глубоко преданной "неповрежденной" вере отцов и завещанному ими обряду». Поэтому и «одной из главных причин развала [советской] Державы было падение числа носителей и защитников социалистических идей - народовластия, равенства и братства <...> нынешние коммунисты вернуть свою власть в России <...> смогут <...> если среди них найдется достаточно людей, готовых умереть за коммунистические идеалы добра и справедливости. Как это отчасти было в дореволюционные и в "молодые" советские времена. <...> те советские люди, формально безбожные, тоже шли до конца "по пути Христа", в широком смысле слова, ибо они шли за торжество правды и справедливости, и не из личной корысти, а ради общего мира и счастья...»[3] Вот это «христианство в широком смысле слова», или «в меру своего разума», русски-народно, или социал-демократически, понимаемые «догматы» и «справедливость» и напрашиваются в параллель с самим духом старообрядческого раскола.

Теперь, что касается первичного здесь, как мы полагаем, сочувствия, то есть самих раскольников - освободительному движению. О «староверческой» составляющей бунтов Разина и Пугачева уже было сказано самими социал-христианами и старообрядцами-республиканцами. Первыми из титанов русского социализма обратили свой взор к старообрядчеству как благоприятной для революционной пропаганды среде уже Герцен с Огаревым, организовавшие с этой целью даже периодическое издание "Общее вече" (1862-1864), приложением к «Колоколу». «"О. в. " было популярным изданием, рассчитанным на массового читателя. В № 1 опубликована вступительная статья издателей, в которой они <...> приглашают к участию в "Общем вече" всех - "старообрядцев, людей торговых и мастеровых, крестьян и мещан, дворовых людей и разночинцев". Кроме того, издатели обещали помещать в "О. в." статьи, в которых будет разъясняться "настоящее положение России и нужды народные так, чтобы всякий неученый мог видеть, правду ли ему говорят". <...> В ряде статей Огарев знакомил читателей с программой тайной революционной организации 60-х годов "Земля и воля". <...> "О. в. " уделяло очень большое внимание вопросам веротерпимости, боролось против религиозных преследований в России. В духе "русского социализма" Герцена "О. в." рисовало картины будущего России».[4] Правда, старообрядческий епископ Пафнутий, вернувшись после встречи с Герценом из Лондона, запретил староверам всякие сношения с «безбожниками» (по совести ли, то есть принципиально, или не сошлись «в цене вопроса», история умалчивает). Как сказал бы Ильич, «неспособность широких масс и буржуазии сплотиться привели к поражению в борьбе (на том историческом этапе)».

Для освещения непосредственно революционного периода, дабы нас не обвинили в конфессиональной трактовке истории, снова обратимся к библиотеке самих староверов. По их официальным данным, во время революции 1905-1907 г. раскольники исповедуют по преимуществу умеренно-либеральные взгляды, что само по себе, конечно, уже реформаторство в отношении традиционного строя, хотя и еще в сдержанной, консервативной форме (о крайней оппозиционности в отношении канонической Церкви говорить лишний раз не приходится, ибо это, что называется, по определению, или постоянная здесь величина). «Старообрядческая буржуазия в целом в течение всей революции 1905-1907 гг. сохраняла лояльность к правительственной власти, дистанцируясь от "освободительного движения" и его партий. Ближе всех старообрядцам был Союз 17 октября». Что естественно после царского Указа «Об укреплении основ веротерпимости», значительно улучшавшего положение иноверцев и открывавшего перспективу дальнейшего расширения прав. Несмотря на это, имели место и более радикальные политические взгляды. «Политические лидеры старообрядческой буржуазии Д.В.Сироткин и П.П.Рябушинский были настроены левее, чем основная масса предпринимателей старообрядцев, но когда они выступали от имени старообрядчества, им приходилось учитывать общее настроение капиталистов-староверов и проявлять политическую сдержанность». Иначе говоря, у них и так дела в гору шли день ото дня (причем уже давно, начиная еще с либеральных реформ Екатерины II), им ли было быть недовольными и «качать права». Но, как говорится, аппетит приходит во время еды. «Капиталисты-старообрядцы были одной из наиболее организованных и экономически сильных частей делового сообщества царской России. Проявляли они и заметную политическую активность. Но какие партии вызывали симпатии старообрядческого купечества и пользовались его поддержкой? Казалось бы, ясно, что капиталистам не по пути с социалистическими партиями, предлагавшими отнять у предпринимателей средства производства, а проще говоря, фабрики и заводы. Однако, как ни странно, накануне революции 1905-1907 гг. несколько видных представителей старообрядческого капитала сотрудничали с РСДРП - Российской социал-демократической партией, партией Ленина. Прежде всего, следует назвать одного из наследников нефтепромышленного дела Шибаевых - Глеба Сидоровича Шибаева, который непосредственно участвовал в революционном движении. Фамилия Шибаевых была хорошо известна в старообрядческом мире. Представитель одной из ее линий, И.И.Шибаев, долгое время являлся попечителем Рогожского кладбища. Сидор Мартынович Шибаев, начинавший как текстильный фабрикант, стал одним из пионеров нефтяного дела в России. Конечно, его сын Глеб сделался революционером не под влиянием отца. Политическое воспитание Шибаева-младшего прошло в стенах Московского университета, известного своими антиправительственными традициями. Однако следует отметить, что уже упомянутый И.И. Шибаев в 1862 г. привлекался к дознанию по делу революционера В.Н.Кельсиева, а тесно связанная с родом Шибаевых семья старообрядцев Морозовых также известна своим сотрудничеством с противниками самодержавия. Укажем здесь хотя бы на С.Т.Морозова, который щедро финансировал партию большевиков".[5]

К семнадцатому году заметно влево сдвигаются общие политические настроения староверов, причем уже не лидеров (капиталисты все-таки), но «широких масс». «...здесь, на съезде настоящей России, я понял, что это [безвозвратное падение монархии] действительно так. И как не поверить? Всходит на солею степенный старец, кладет осторожно на аналой смятую бумажку и начинает нескладно читать постановления своих доверителей, и прежде всего слышишь: "не надо нам царя, довольно царя, зачем царь. Бог дал людям царя за их беззакония", - и следует текст из Библии о помазании Саула. Апостольского вида красноглаголивый представитель чистопольской общины, пророком гремит: "Moнархия пала, пала с позорным шумом, и больше не воскреснет. Гнев Божий совершился; отмстил он за всех страдальцев наших предков, замученных и сожженных, "Мне отмщение и аз воздам". - И зачем нам, братие, обращается он к съезду, опять монархия, мало повысосала она из нас крови, я всецело присоединяюсь к демократической республике и так меня уполномочили сказать мои доверители". Мне пришел на память 1905 г., тогда больше волновались, больше жгли (я тогда был в деревне) и все-таки не говорили, что не нужно царя, не считали его виновником своих тягот, а сваливали все на его советников. А теперь? Огромная разница, десять лет совершенно переродили население».[6] «23 марта в помещении биржи состоялось многочисленное собрание московских старообрядцев всех согласий (белокриницких, беглопоповцев, поморцев, федосеевцев и друг.) по вопросам текущего политического момента. <...> Горячий, страстный спор вызвал вопрос: какой образ правления должен быть в России - парламентарно-монархический или республиканский? Все ораторы, за исключением только двух, решительно высказались за республику. Погибшая династия Романовых-Голштинских так много сделала зла России, что никто из ее граждан не стоит за эту династию. Даже самый принцип монархический, будь он в лучшей парламентарной форме, вызываете отвращение и ужас. Вопрос об образе правления не был поставлен на голосование, вследствие того, что решено созвать Bcepoccийский съезд старообрядцев, где он будет поставлен на обсуждение, но и без голосования было ясно, что огромное большинство собравшихся старообрядцев, во главе с своими известными деятелями, стоит за учреждение в России республиканского образа правления».[7] «О деятельности юго-западных старообрядцев и образовавшемся среди них всероссийском союзе напечатано в социал-демократической газете "Новая жизнь". 16 апреля, - говорится в этой газете, - в г. Юрьеве, Лифл. губ., в молитвенном доме состоялось собрание старообрядцев-беспоповцев поморского согласия.. <...> Принят следующий порядок дня: 1) о желательной форме правления; 2) об отношении к Временному Правительству; 3) об отношении к петроградскому совету Солдатских и Рабочих Депутатов. <...> По первому вопросу горячую речь произнес народный учитель Макаров, воскресивший в памяти слушателей те гонения, которым подвергалось старообрядчество при монархии. Картину дополняют другие ораторы. В результате устанавливается отрицательное отношение к монархии. Собрание единогласно, открытым голосованием, высказывается за демократическую республику, причем старцы радостно приветствовали толкование слов "демократическая республика": народоправство, народное правление. По второму вопросу собрание также единогласно постановляет поддерживать Временное Правительство духовно - молитвами и материально - участвуя в подписке на заем свободы. <...> По третьему вопросу принимается уже не единогласно, а абсолютным большинством следующая резолюция: "Собрание старообрядцев г. Юрьева от 16 апреля 1917 г. постановило приветствовать Совет Солдатских и Рабочих Депутатов и поддерживать его, как орган контроля за работой Временного Правительства"».[8] В годы гражданской войны, впрочем, сказался «классовый антагонизм» либерально-консервативного (буржуазно-христианского) сознания староверов и советской власти, и первые выступали уже как реакционная, контрреволюционная сила (но это была уже скорее внутренняя борьба, раздел шкуры совместно убитого русского медведя, перераспределение завоеванных «свобод»).

Скажут: да ведь и сами «никониане» тогда не отставали от раскольников в этом процессе радикализации (и, одновременно, утопической идеализации) политических взглядов, в этой одержимости духом титанической теургии, в зуде преобразований вселенского масштаба (под видом возрождения «древлего христианства», «евангельских принципов» насаждения Царства Божия на земле), если даже Поместный Собор 1917 года приветствовал свершившийся государственный переворот... Совершенно, верно. Об этом и речь. Символично в этом плане, что отречение у царя лично вырывал формально принадлежащий к единоверию (старообрядчеству в юрисдикции Русской Церкви) октябрист А.Гучков (то есть консерватор, казалось бы). Поэтому (возвращаясь к тому «синтезу», с которого начали) речь и идет об этом сближении, или смешении канонического христианства с неканоническим, в свою очередь ассимилирующимся с язычеством мира сего. Одну из форм этого смешения, или этой тенденции к «протестантизму восточного обряда» мы, скорее всего, и наблюдаем в новейшем российском «синтезе белой и красной идей». Смешение «белого» и «красного» дает «розовое» (социал-демократическое, романтически-республиканское), а это в спектре идеологий совсем недалеко от «оранжевого», или «голубого» (либерально-демократического, буржуазно-республиканского). Эти же самые оттенки quasi-христианского народовластия давно уже доминируют на Западе: Христианско-демократическая и Демократическая партии (левые христиане) являются правящими в Германии и Италии; или входят в правящие коалиции (как в «синтез» центра) с Социал-демократическими партиями в странах Скандинавии; протестанты различных деноминаций составляют большинство как среди демократов, так и среди республиканцев США; Социалистическая партия правит в католической Франции. Там же мы наблюдаем и дальнейших уход этого процесса влево, или еще более радикальные формы этой ассимиляции - те же «розовое» и «голубое» уже в тождественном значении «христианского гомосексуализма» и прочих революционных синтезов христианства с «нетрадиционными» вещами.

[1] «Государство, общество и личность - это целеустремленные системы. Нельзя стране нормально развиваться без позитивной духовно-нравственной идеологии. Такая "белая" православная идеология была в царской России, "красная" идея труда и социальной справедливости была в советской России. Синтез этих идей возможен и как показывают результаты честных социологических исследований более 75% населения хотели бы воплотить именно эти идеи, а не "голубую" либерально-капиталистическую мечту» (Семенов В. Отсутствие идеологии приближает апокалипсис / http://ruskline.ru/news_rl/2015/05/23/otsutstvie_ideologii_priblizhaet_apokalipsis/ ).

[2] Грунтовский А. Ответ священнику Сергию Карамышеву / http://ruskline.ru/special_opinion/2015/06/otvet_svyawenniku_sergiyu_karamyshevu/

[3] Щербаков А. Персты боярыни Морозовой / http://ruskline.ru/analitika/2015/06/04/persty_boyaryni_morozovoj/

[4] Общее вече / Фундаментальная электронная библиотека. Русская литература и фольклор / http://feb-web.ru/feb/periodic/pp0-abc/pp1/pp1-4281.htm.

[5] Селезнев Ф. Старообрядческое купечество и политические партии в годы революции / http://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/219-1-0-344.

[6] Впечатление от съезда староверов-поморцев 1917г. / Слово Церкви. 1917, №18 / http://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/219-1-0-1335.

[7] Собрание московских старообрядцев всех согласий / "Слово Церкви", 1917, № 14 / http://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/219-1-0-1316.

[8] Всероссийский союз старообрядцев / Слово Церкви, 1917, № 21) / http://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/219-1-0-1337.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

6. Re: Раскол и революция

Прочитал статью: как глоток свежего воздуха. Автору - многая лета!
Лебедевъ / 16.06.2015, 10:57

5. Ответ на 4., ortodox:

то извините- мы ТОЧНО деградиркем.

А чего извиняться -«Нет, это не факт, это больше чем факт — так оно и было на самом деле». Х/ф «Тот самый Мюнхгаузен»
Лебядкин / 16.06.2015, 07:04

4. Re: Раскол и революция

Эт хорошо, что молодой человек не пьёт водочку, а пишет исторические статьи. И то лучше. Но что-то не понял, какой вывод он делает, где результат переработки прочитанных им книжек ? Если всё сводится только к "теории смешения цветов" и здравых ЛОГИЧНЫХ выводов у него нет, то извините- мы ТОЧНО деградиркем.
ortodox / 15.06.2015, 06:17

3. Ответ на 2., Олег Владимирович Коршунов:

.... Едва ли существует такое государство, в строительстве которого они бы приняли участие. ....надо же хоть как-то противостоять ново-старой экспансии.

А что, в Вашем комменте - не тот же дух ново-старой экспансии новообновленцев с их застреванием на теме коммунистических репрессий?
Лебядкин / 12.06.2015, 19:49

2. Хорошо, что есть такие авторы

Важные сведения о поддержке демократии раскольниками-старообрядцами. Однако, иного трудно было ожидать от них. И если для большинства других людей, поддержавших революцию, это было духовным заблуждением и падением, то раскольники, как правильно показывает автор, всегда жили "во всем этом". Дух противоречия не конструктивен. Социалистический и демократический строй тоже не устроил старообрядцев. Едва ли существует такое государство, в строительстве которого они бы приняли участие. С деньгами у них лучше получается при любом строе, как и у известного малого народа. Хорошо, что есть такие авторы, а то наши православные СМИ, включая РНЛ, превратились в рупор старообрядческого раскола с его однолинейной трактовкой истории и нападками на Матерь-Церковь. Пиши, брат, на эту тему чаще, надо же хоть как-то противостоять ново-старой экспансии.

1. Re: Раскол и революция

Безусловно, статья интересна, и интересна она в первую очередь тем,что в ней весьмя изящно и .... прямолинейно (одновременно) замалчивается нынешняя официальная позиция РПЦ МП по данному вопросу (оставим на счет стилистических предпочтений и придирок то, что автор - несколько лукав, как представляется - синонимизирует понятия староверия и старообрядчества). Полностью затемнена и тема единоверия и единоверческих приходов. И, наконец - взаимное примирение сторон РПЦ МП и РПСЦ молчаливо обходится, а единение РПЦ МП и РПЦ(З) совсем уж как-то "провально" выцветает на этом фоне молчания. Собственно, создается впечатление, что автору - либо его "вдохновителям" - интересна не сама тема, а возможность свалить некоторые срамные моменты российской истории на староверов. Но такой подход приводит ТОЛЬКО к печальным последствиям - молодняк посмотрит на эту бодягу - и потянется в сторону, например, ИГИЛ - а потом рунет будет бурлить - "что" да "как' да "почему".
Лебядкин / 12.06.2015, 14:36
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Буздалов
«Вскормленный в неволе…»
Легализация украинских раскольников и русских расстриг вроде Кураева – это разменная монета для иуд
12.04.2024
«Парадокс китайского мандарина»
Будучи искренно убеждённым, что он изжил все «законные заблуждения юности» и «вернулся к почве», гностический сверхчеловек Нового времени остаётся в демонических сетях всё того же Отступления
21.07.2023
Вторая Крымская
Глава из книги «Вера и война»
19.07.2023
Пиар войны́, или Новая Атлантида против народов мира
О войне за гегемонию Атлантов
11.07.2023
Пугачевский бунт Пригожина
Глава ЧВК «Вагнер» захотел сам «делать историю»
26.06.2023
Все статьи Александр Буздалов
Последние комментарии
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:49
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
18.04.2024 22:12
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Человек
18.04.2024 19:31