В продолжение темы об идеологии Русского Мира

Бывший СССР 
0
638
Время на чтение 14 минут

Ответ на отклик Владимира Трипольского на статью Андрея Сошенко «О некоторых аспектах идеологии Русского Мира».

Перед рассмотрением утверждений В.И.Трипольского, содержащихся в его «Отклике на мой доклад «О некоторых аспектах идеологии Русского Мира» (далее - «Отклик»), вынужден высказать свою субъективную оценку по рассмотрению ряда тем, относящихся к вопросу изложения национальной идеи. Вообще-то, рассмотрение блока вопросов вокруг этногенеза, трудов Льва Николаевича Гумилева и евразийства уже напоминает бег по кругу. Всё время одно и то же, независимо от доводов, представляемых, в данном случае, Владимиру Ивановичу Трипольскому. В продвижении Русской идеи в государственную идеологию нужно идти дальше, сминая сопротивление явных и скрытых либералов, а мы топчемся на месте, зацикливаясь на навязанных дискуссиях.

Я не к тому, что дискутировать и спорить вообще не стоит. Безусловно, очень даже необходимо. Но это не должно быть обоснованием к торможению изъяснения национальной идеи, Русского Мира.

Кстати, это относится не только к вопросам этногенеза, но и к другим.

Так вот, например, почему-то многие не хотят понимать разницу между нацдемским национализмом (западнический национализм со спекуляцией по русскому вопросу) с настоящим русским (православными и имперским) национализмом. Всё по недоразумению мешается в «один флакон» и называется «русским национализмом». Иной раз говоришь, хорошо, давайте вообще выведем вопрос о «русском национализме» за скобки, для того, чтобы идти дальше по существу. «Нет, - отвечают, - это очень важный вопрос, нужно разобраться до конца...». До конца разобраться, конечно, не удаётся. В следующий раз - всё то же самое. Бег по кругу. А на мой взгляд должен применяться простой принцип: если о значении русского национального чувства говорили, скажем, А.В.Суворов, М.В.Ломоносов и Ф.М.Достоевский, а по смыслу вложенному в русский национализм, как отражение русской души, - И.А.Ильин, то и спорить-то не о чем. Всё уже определено нашими великими предками. Отделяй только от русского национализма тех, кто искажает его сегодня и называй нерусский национализм правильно - западнический национализм, который приводит к национал-социализму, как, например, у помянутого в «Отклике» Донцова Д.И.

Есть и другие навязываемые дискуссии, о которых скажу ниже.

Вышеназванный принцип бесполезности споров по давно ясным вопросам, считаю, должен применяться и по отношению к «этногенезу» и «евразийству». Хотя эти понятия не так уж тесно связаны между собой, как может показаться из утверждений Владимира Трипольского. Так, не берусь предполагать - в какой степени одобрили бы П.Н.Савицкий или Н.С.Трубецкой изложение «этногенеза» Л.Н.Гумилевым.

К тому же нужно отличать «евразийство» как термин, которым иногда обозначают необъятность потенциальной территориальной мощи России и «евразийство» как идеологию, имеющую, особенно на раннем этапе, много положительных наработок, но не могущую вместить в себя суть и предназначение России.

Это относится и к вопросу критики В.И.Трипольским идей Русского Мира, основанных на святоотеческом учении, с точки зрения как бы «сужения русско-евразийского до русского». Русская идея, исходящая из Православия, сужаться не может, границами не заканчивается, если угодно, она вне времени и пространства, как носитель истин Его.

Этногенез, как раз, не просто сужает, а загоняет предназначение русского народа и душу его в несвойственные рамки.

И нахожу этому даже косвенное подтверждение в словах Владимира Трипольского: «Мы не просто «Россия ни Запад, ни Восток» во всём его безличии. Мы особый мир Русской Евразии, с учётом первичности и ведущей роли русских и незаменимой ценности других евразийских народов... Наше глубоко внутреннее эмоциональное, выраженное в слове и одухотворённое высшим светом Божественного. Волевое усилие народа стремящееся воссоединиться с Волей Бога. Поэтому идеология нового времени должна продолжить ту, что была до 1917 г. То есть, Православие остаётся высшей формой духовного развития...»

Согласен. Это и относится к идее Третьего Рима. А что одухотворено «высшим светом Божественного» у Гумилева? Смею предположить - ничего.

Отсюда, не просто нелогичным, а диаметрально неверным видится утверждение автора «Отклика»: «Термин «Русский Мир... сужает наше настоящее русско-евразийское пространство до границ узко национальных. Не учитывает периоды развития русского этногенеза и его трансформацию в русско-евразийское. То наиболее верным, на наш взгляд, будет название «Русско-Евразийский Мир». Как отмечалось выше, оно учитывает развитие как этногенеза, так и сложившиеся исторические реалии - ЕврАзийского Союза».

По «Евразийскому Союзу» у меня вопросов нет. Безусловно, верное направление, но исходя из «евразийства» не как идеологии, а как географического уточнения величия Россия. Но идея-то здесь Третьего Рима, независимо от того понимает это или нет политическое руководство потенциальных стран-участниц союза.

Далее по вышеприведенной цитате. Во-первых, как было сказано выше «Руский Мир» не сужает, а отражает и дает безграничную перспективу «пространства» России. Во-вторых, - никакой трансформации русского народа в «русско-евразийский» нет. И не будет. Третье - Евразийский Союз развивается благодаря идеям Русского Мира вопреки идеям либерализма, коммунизма, ну и добавим, - «этногенеза».

Не случайно, что самый яркий современный представитель, да и идеолог, евразийства А.Г.Дугин, продолжая иной раз оперировать евразийскими термины, тем не менее, по сути, склоняется в последнее время скорее к «Третьему Риму». И совершенно справедливо. Почему я В.И.Трипольскому в своё время и предложил простую вещь: развернуть идеи Л.Н.Гумилева в сторону Русского Мира, творчески, так сказать, развить его наследие. Иногда в рассуждениях автора «Отклика» я даже это обнаруживал, обнадёживался, но проходило время и автор «Отклика» вновь опускался до рассуждений о «старении русского этноса» и «формирования нового этноса» на территории России.

Вот они, разного рода либералы и нацдемы руководствуются «идеями вида» или «избранничества», а мы - интересами всей человеческой цивилизации. Да, национальная идея - смысл и цель существования нации, народа. Именно нации, а не перманентно меняющегося народа, к чему ведет этногенез и взгляды Льва Гумилева на эту тему. Мол, сначала были русские, потом советские, далее россияне и, наконец, «азиопский народ». Насчет «азиопского народа» я уже высказывался. Не очень правильно было бы повторяться о нынешнем воплощении «дружбы народов» в России, порочной государственной миграционной политике, мультинациональной среде и тому подобном. Поэтому предлагаю автору «Отклика» вскользь пробежаться по «Да здравствует азиопский народ».

Здесь лишь только повторю. По факту, на просторах Российской империи существует и будет существовать только русская нация, сплачивающая вокруг себя все иные народы России, но ни какая-то иная на основе «бывшего» русского народа. Ну, или не будет самой России.

Вот утверждение, прозвучавшее в моем докладе: «Духовные основы нашей программы проистекают из Святого Православного учения». Это же не тезис ради тезиса, но первооснова. К нему подводит всё наше святоотеческое наследие, святые и великие русские мыслители, философы и историки, о ком также упоминается в докладе. А Лев Гумилев, на чем основывался? На своих впечатлениях? Владимир Трипольский в своё время согласился с тем, что мировоззрение Гумилева не может считаться научным, а значит, построенным на истории, как науке.

Кто-то воскликнет: а кто сказал, что Россия самоценность?! На «этих» просторах может быть построена иная великая страна, а то и превосходящая её по территории, населенная «добрыми», ассимилированными друг в друга народами. А почему бы, мол, этим «ассимилянтам» не быть и православными? Ну, во-первых, при такой постановке вопроса (гумилёвской) ощущается отношение к народам как к стадам скота. Ну, да это, ладно. А во-вторых, и главное, такого не произойдет, так как новейшая история России показывает, что интегрирование приезжающих на русские территории мигрантов в православие и традиционную русскую культуру не происходит. Не в полной мере даже можно говорить о следовании большинства мигрантов своей традиционной культуре и, например, традиционному Исламу. Процветает мультикультуризм и формируется мультинациональная среда, враждебная русской, не имеющая никакого отношения к православию и традиционным ценностям.

Не собираюсь говорить о «национальной идее» других наций, проживающих в России. Но, думаю, что «национальная идея» большинства или всех народов связана именно с идеей Третьего Рима. Национальная идея для любого народа России - спокойное и созидательное развитие народа, отдельных родов этих народов и гарантированное исповедание своей традиционной религии. В личном плане любой представитель любого народа в России обладает правами не меньшими (желательно, чтобы ещё и не большими), чем любой этнически русский. Таким образом, национальная идея России, Третий Рим - национальная идея и для всех остальных народов России.

Думаю, что первопричина, что некоторые представители отдельных народов России уходят в свой этнический национализм, является отсутствие всенародно явленной (для всех народов России) Русской идеи. И в названии «русская» для народов России ничего обидного не существует. И в национальных республиках это подтверждают. Вот в январе 2012 года Парламент Чеченской республики был готов выйти с законодательной инициативой об отражении в Конституции России величия и значения русского народа. «Почему бы это не сделать... Мы считаем этот вопрос возможным. Нет проблем», - заявил тогда Председатель Парламента Дукуваха Абдурахмшаг. Чеченцы готовы были осуществить этот шаг, устав наблюдать, как настоящая русская интеллигенция безрезультатно бьется за это с российской федеральной властью. Безусловно, либеральные «деятели» федеральной власти указали чеченцам, что этого делать не стоит. Поэтому, вопрос не в непонимании других народов значения русских для государства, а в проводимой либеральной политике государства.

И для народов ближнего зарубежья (Прибалтики, Кавказа, Средней Азии, Молдавии) тоже нет ничего оскорбительного в Русской Идее.. Если и есть сейчас проблемы их отдаления от России - то дело не в формулировке «Русский Мир», а, скорее, наоборот. Современная Россия не выдвигает четкие и ясные понятия и свои интересы в этих регионах, на этом фоне процветает на постсоветском пространстве национализм и бесполезные попытки формирования, например «казахстанской нации». Чувствуете обезьянничание? А, так у вас «российская нация»? Тогда у нас - «казахстанская».

А если бы сразу Россией во всеуслышание было заявлено, что такое национальные интересы России и что такое Русская Идея, и какое значение для Русского Мира имеет русский народ?

В другом месте автор «Отзыва» задает вопрос: «Что делать тем (не этнически русским), у которых нет этногенетических корней? Как быть, если они живут в России, воспитываются в русской культуре, общаются на русском языке.... Они могут принять православие, но будет ли справедливо назвать их за это русскими? Не будет ли такая «национализация» выглядеть предательством по отношению к их предкам, которые вряд ли заслужили таких перемен в потомках...?»

При чем здесь предательство? Разве кто-то подгоняет к смене конфессии, национальности или забывчивости предков? Никто не препятствует определению своей национальности, но среда-то русская, мир-то русский. И пусть «православный грек» оставался «греком» даже на Руси. Кем определят себя его дети - решать им самим. И пусть «крещёный иудей» остаётся евреем «по своим кровнородственным истокам», но живет в России по русским истокам. «Русскости от этого не прибавится», - считает В.И. Трипольский. А я вот считаю - ещё как прибавится. И для грека, и для еврея, а для их детей тем более.

Вот Владимир Трипольский говорит: «Можно заявить о ведущей роли Православия, не забывая при этом соблюсти межнациональные и межконфессиональные приличия, присовокупив «в содружестве и духовном соработничестве с христианами, мусульманами, буддистами и прочими»».

Мой материал, на который делается «Отзыв» - доклад. Это тезисы, задача была в минимуме слов уместить максимум смысла идеологии. Всех нюансов не вместишь. Безусловно, не просто нужно «соблюдать приличия» в межнациональных и межконфессиональных вопросах, но руководствоваться всеми справедливыми правами и интересами каждого из народов России.

В укреплении традиционного Ислама или, скажем, Буддизма на территориях России, на которых исторически проживают народы, исповедующие эти религии - ничего опасного нет. И более того, сие должно только приветствоваться, исходя из «цветущего разнообразия». Здесь достаточно просто: «Небесное Отечество разное, земное - одно».

А может ли обеспечиваться «цветущее разнообразие» в масштабах государства само по себе, неизвестным или обезличенным субъектом межнационального взаимодействия? Нет, не может, потому как такого субъекта кроме русского народа нет, не дано свыше и не будет. Все попытки создать, например, «российский» народ только отдаляют превращение России в собственно Третий Рим.

Превосходящей нынешнюю (да и прошлую) Россию по величию, крепостью национальной культуры и традиций, пространством и экономической мощью может быть только сама Россия. Недаром и СССР на неофициальном уровне называли Россией.

«Национальное не стоит смешивать с религиозным, у национальности и религии разные задачи», - еще одно утверждение. Возможно, это заявление справедливо для кого угодно, но, не для русских. Уж, извините, но я наклонен больше верить Федору Михайловичу. Вспомните его известнейшее выражение о полной совместимости православного и национального.

В размышлениях в «Отзыве» о том, что такое Русский Мир, я не нашел существенных различий от моего утверждения в докладе. Разумеется, с учетом того, что доклад по форме тезисный. Ну а констатация факта, что «сегодня русские могут быть католиками и протестантами, атеистами и мусульманами», - в полной степени учтена и определена Декларацией русской идентичности ХVIII ВРНС. Почему и говорю, что определение русскости, данное ВРНС, всеобъемлющее и пока ещё недооцененное.

В характеристике большевизма я согласен с «Отзывом». Более того, оригинально и верно прозвучала мысль об «отложенной» великой Победе с 1917 на 1945 год по вине, я бы уточнил, большевиков-ленинцев-троцкистов.

Возвращаясь к вопросу о невольно навязанных дискуссиях, следует упомянуть тему, раз от раза возникающую, о, как бы, «до сих пор непознанном значении для России Ленина». Мол, Ленин был ниспослан во спасение. Кем? Бог допустил, понятно. А «послан» кем? И ладно бы ограничивались размышлениями о «ниспослании ленинцев» за предательство русским народом Царя, так ведь нет, предлагают использовать ленинское «наследие» для будущей России. В этой части я согласен с «Отзывом».

Вот только одних большевиков, с моей точки зрения, нужно отличать от других, без которых и Победы-45 не было бы. Повторять известную оценку деятельности Сталина и сталинского периода не стану. Будет банально. Просто по вопросу о «большевиках» предлагаю просмотреть интересный материал в газете «Русский вестник» № 4 за 2015 год о русской партии внутри КПСС. Там и о Сталине не новая мысль, но с некоторыми интересными дополнениями.

Владимир Трипольский говорит: «Заявлять мало, нужно понимать, что не просто Россия, а сформировавшееся в течение нескольких веков русско-евразийское этногенетическое поле ещё недавно «советский народ», пространство в границах Российской империи - СССР на просторах Северной Евразии с его социально-экономическим развитием и есть цивилизация».

«Заявлять мало, нужно понимать» - красиво сказано. Вот, коль вспомнили русского грузина, то ему приписывают слова: «Не надо стремиться многое знать, нужно стремиться многое понимать». И он же, повторюсь, иногда забывался и СССР называл Россией. Ну и, коль говорим о русском народе, то и известный тост Сталина, сказанный им в мае 1945 года, о русском народе просто упомяну, цитировать, из-за всеобщей известности, не стану. Сталин понимал значение русского народа.

Вот в «Отзыве» с каким-то неадекватным раздражением критикуются мои слова о том, что этнически русский может быть по сути не русским человеком и, наоборот, абсолютно нерусский этнически человек может быть абсолютно русским. «Не нужны нам такие европейские нетрадиционные определения!», - восклицает В.И. Трипольский. Согласен, возможно, не очень удачно выразился. Зато верно. Да и не «определение» это вовсе, а простое утверждение. А насколько «традиционно» по-русски звучат размышления в «Отзыве» об этногенезе вообще, энергетическом спаде в этом самом этногенезе, генерации этногенеза, старении русского этноса, «рукавах» русского «этногенетического поля»? На каком языке изъяснение ведётся?

Интересны, конечно, геополитические рассуждения в «Отзыве». Владимир Иванович желает видеть Россию в составе БРИКС в качестве чуть ли не цели ее существования на международной арене. Между тем, думается, эта структура - один из рычагов противодействия идеям глобализма, экономического и политического объединения потенциалов государств не входящих в «золотой миллиард», проведения Россией своей линии на международной арене. Как и в случае с Евразийским Союзом устремления здесь Третьего Рима - распространение идей Русского Мiра по всему миру.

Размышления в «Отзыве» об интеллигенции (современной, той, которую мы привычно видим в центральных СМИ, так нужно, наверное, понимать), которая «переболела миссианством и мессианством, и в массе своей находится в хорошем состоянии» и про «менее образованные народ и общество», я, пожалуй, оставлю без комментариев.

Владимир Трипольский вопрошает: «...Нет окончательной картины развития русского этногенеза... Как же мы собираемся жить дальше, не понимая того, что с нами произошло в прошлом? Не имея даже представления об этногенезе?!» Чуть ниже совершенно верно говорится, что «народ это не бездушная машина».

Действительно, как же жили и творили Данилевский, Костомаров, Достоевский, другие наши светочи, не понимая «что с нами произошло» и «развития русского этногенеза»? Да нам ещё заложили программу действий! Вот и мы вслед за ними «не понимаем». Потому что этногенез бездушен, а значит - бесперспективен.

Про «период старения русского этноса» - старая песня о старом.

Какое старение?

Три революции, геополитические игры по уничтожению всего русского, гибель в гражданскую и Отечественную войну цвета генофонда, искусственное и временное разделение русского народа на три составляющие, административный «распил» на республики и передача русских территорий «братским республикам», беспрецедентные идеологические диверсии, борьба с Православием, разложение нравственности - вот причины наших нестроений. Весь «цивилизованный мир» несколько веков массированно ведет необъявленную войну с триединым русским народом. При чем здесь «старение», «этногенез»? От таких ударов не смог бы устоять ни один народ. А русский - устоял и ещё явит свою мощь.

Наш народ находится пока в надломленном состоянии, но не сломлен, в нём по-прежнему неисчерпаемый потенциал.

Да, русские имеют глубокую и славную историю. Но это одна из самых молодых наций. Даже примеры сопоставления с возрастом других наций приводить не буду. Это так явно. Ничего не объясняет этногенез. Только затуманивает ясное.

«Имперский период закончился», - следующее явное заблуждение. Вот к чему приводит увлечение «этногенезом»!

Мы наблюдаем за медленным, но верным возвращением России в своё естественное имперское состояние, а здесь звучит предложение не видеть очевидного. Грядёт империя будущего - Третий Рим.

«Отклик» изобилует поучительными оборотами, типа, «заявлять мало, нужно понимать», «нам нужно понять», «необходимо учитывать жизнь в новых условиях», «пришло время долги Отечеству отдавать», «мы должны учитывать», «идеология должна учесть особенности русско-евразийского развития». Или вот объясняется, что такое вообще национальная идея. Интересно, конечно, но не рентабельно, учитывая уровень читателей РНЛ. А вот, из чего можно увидеть суть самой «идеологии» «русско-евразийского развития», где разработки, хотя бы наброски? О чем конкретно идет речь?

Я так думаю, что если кто и примется разрабатывать идеологию «евразийства» или «русского этногенеза», так всё дело декларациями и призывами схожими с теми, что в «Отклике», и ограничится. Сказать-то «этногенезу» больше нечего, он духовно пуст.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

14. 11. Попов С.А.

Спасибо за высокую оценку! Ваши замечания как-нибудь обдумаю отдельно. Успехов Вам!
А.В. Сошенко / 15.04.2015, 13:16

13. Ответ на 11., Попов С.А.:

На пути исторических процессов человечества историческая наука не находит подтверждения весьма сомнительной теорией этногенеза.Сословно имущественные,конфессиальные отношения -да это определяло жизнь и развитие людей.Понятие наций появилось после французской революции,а в России с середины 19 века.Как по мне,втискивание этногенеза в обсуждение государственной идеологии,очень смахивает на попытку увести от темы,троллинг т.с. К сожалению,автор,уделив этногенезу свое внимание(не зря,конечно),смазал некоторые моменты,к которым у меня есть замечания.

Если взглянуть на происходящее со стороны, можно с горечью констатировать: дообсуждались в академической среде. Допереливали из пустого в порожнее. Реальности этой жизни не замечают в упор. В общем это и понятно. Долгое время доминировала историософская система взглядов. Можно катить по накатанной колее, не особо утруждаясь, академические капают. Всё это напоминает тот самый "троллинг". Думать особо не надо. Вот они готовые рецепты, "шапки" для статей и "введений" в очередные монографии. Можно потрудиться, разве что, над очередным термином. Сделать "вклад" в науку. К примеру, наш великий "этнолог" г-н Тишков, видимо, не долго думал, вводя термин "этничность" и создавая вокруг массу рассуждений из ажурной вязки туманных по смыслам слов. Если разобраться, "этничность" была введена американскими социологами лет сорок назад для объяснения происходящих в США процессов в социально-экономической жизни. Слово можно применять в этнологии, изучающей этногенез (не путать с культурогенезом), только с оговоркой на его социологическое происхождение. http://www.valerytishkov.ru/cntnt/publikacii3/publikacii/etnos_ili_.html Это рассуждения г-на Тишкова об этничности и этносе. Думаю, для "академической среды", как всегда оторванной от происходящего и народа, вполне сойдёт.

12. Ответ на 8., Берест:

Предлагаю ещё раз вникнуть в слова нашего Господа: "Без Меня не можете творить ничесоже"! Ничего не можем без Него, ни в частной жизни, ни в истории, ни где. Он - альфа и омега: начало и конец. А у вас получается, приходит Гумилёв, убирает Бога куда подальше, и пошёл чесать до посинения своими теориями... И нам, православным, навязывают эту дребедень, в которой напрочь отсутствует Первопричина. Богословие тут не при чём, любой безграмотный русский крестьянин куда точнее разбирался что к чему, потому и кормил, и строил. и побеждал без всяких этногенезов.

Согласен, без Бога ничего. Тогда почему люди изучают анатомию человека, медицину, другие науки? Ко благу человека. И где Господь говорит: не учите ничего и живите в пещерах? Гумилёв не отрицает Бога, но старается понять механизмы развития народов, глубинные причины. Вы же в своей жизни также накапливаете знания и опыт, чтобы сделать свою жизнь и потомков лучшей. Если желаете в пещере молиться, воля Ваша. Но как быть с тем талантом, который в землю зарываете?! Бог нам даёт его для развития и общей пользы. Если же Вы не понимаете что-то, это не означает что это что-то "дребедень".

11. Идеология

Уважаемый автор взялся за рассмотрение одной из сложнейших теоретических проблем,стоящих перед государством. Статья несомненно сильно выделяющаяся из всех написанных на эту тему.Я родился и проживаю в Вильнюсе,мои суждения несколько иные,чем могут позволить себе граждане России.Коллегам из Белоруссии,которые обратили внимание на эту статью,также приходится воздерживаться от комментариев по обсуждаемой проблеме.Однако автор обязан знать,что его статьи обсуждаются,в т.ч. и в академической среде упомянутых стран. На пути исторических процессов человечества историческая наука не находит подтверждения весьма сомнительной теорией этногенеза.Сословно имущественные,конфессиальные отношения -да это определяло жизнь и развитие людей.Понятие наций появилось после французской революции,а в России с середины 19 века.Как по мне,втискивание этногенеза в обсуждение государственной идеологии,очень смахивает на попытку увести от темы,троллинг т.с. К сожалению,автор,уделив этногенезу свое внимание(не зря,конечно),смазал некоторые моменты,к которым у меня есть замечания. "Думаю, что первопричина, что некоторые представители отдельных народов России уходят в свой этнический национализм, является отсутствие всенародно явленной (для всех народов России) Русской идеи"-утверждает автор.Русская идея является насущной необходимосью,основой государственной жизни,но не первопричиной.На заре возникновения этнонационалистических государств интересы враждебных империалистических государств совпали с интересами идеологов советского этнического национализма,ведь цель была одна -разрушение,уничтожение Русского Мира.Этнический национализм внедрялся и поддерживался всей мощью государственно-бюракратического государства,поэтому сейчас нацэлиты этногосодарств бывшего СССР полностью состоят из бывшей партийной номенклатуры-потому,что они заняты привычным делом.Здесь,надо признать,Андрей Витальевич покушается на святое и противопоставляет "свою" идеологию советской(!!!) Кстати,не может быть и речи об обсуждении государственной идеологии,без разъяснения природы национализма.Автор справляется с этой задачей блестяще! Конечно же,надо развивать эту тему,ведь далеко не вегда этнонационализм совпадает с национализмом и пр.Главное утверждение автора,что Православие,Самодержавие,Народность-это путь домой для русской души,создает основу для дальнейших исследований и дисскусий по сложейшей теоретической проблеме государства.Браво автору!
Попов С.А. / 06.04.2015, 12:25

10. Ответ на 8., Берест:

Предлагаю ещё раз вникнуть в слова нашего Господа: "Без Меня не можете творить ничесоже"! Ничего не можем без Него, ни в частной жизни, ни в истории, ни где. Он - альфа и омега: начало и конец. А у вас получается, приходит Гумилёв, убирает Бога куда подальше, и пошёл чесать до посинения своими теориями... И нам, православным, навязывают эту дребедень, в которой напрочь отсутствует Первопричина. Богословие тут не при чём, любой безграмотный русский крестьянин куда точнее разбирался что к чему, потому и кормил, и строил. и побеждал без всяких этногенезов.

Согласен, без Бога ничего. Тогда почему люди изучают анатомию человека, медицину, другие науки? Ко благу человека. И где Господь говорит: не учите ничего и живите в пещерах? Гумилёв не отрицает Бога, но старается понять механизмы развития народов, глубинные причины. Вы же в своей жизни также накапливаете знания и опыт, чтобы сделать свою жизнь и потомков лучшей. Если желаете в пещере молиться, воля Ваша. Но как быть с тем талантом, который в землю зарываете?! Бог нам даёт его для развития и общей пользы. Если же Вы не понимаете что-то, это не означает что это что-то "дребедень".

9. Ответ на 7., А.В. Сошенко:

Что сейчас? Кризис. Бывали времена и более сложные. Просто мы с Вами живем в это время и считаем, что более тяжелых испытаний для народа не было. Такие же настроения были и в Смутное время, и во времена двух революций и Гражданской войны. Ничего, русский народ преодолеет привнесенные и созданные по своей вине трудности.

Андрей Витальевич! Спор о природе человека, биологической или социальной идёт с 1970-х. Может быть и раньше, но сколько помню. Давайте спокойно разберёмся, без неприязни. Человек в первую очередь существо биологическое. Так? Без этого не может быть никакой социализации. Если только общее на всех кладбище. Во-вторых, человек, нравится это нам или нет, но часть живого мира. С точки зрения биохимика и биофизика уникальная фабрика по поглощению вещества и энергии из окружающего мира, их переработке и превращению в другие виды энергии - движение, работу, воспроизводство потомства и т.д. В-третьих, человек так бы и остался "фабрикой", не надели его Бог интеллектом, духовным разумом. Что и делает нас тем "венцом природы". Люди обычно живут в коллективах, что и предполагает вторую сторону их природы - социальную. Логично? БОГ ОТЕЦ НЕ ПОГНУШАЛСЯ БОГА СЫНА СДЕЛАТЬ ОДНИМ ИЗ НАС. ПУСТЬ НА ВРЕМЯ, НО ЭТО БЫЛО. КТО МЫ ТАКИЕ, ЧТОБЫ КРИВИТЬ ГУБЫ, ПРЕЗИРАЯ НАШЕ ФИЗИЧЕСКОЕ? С выводами генетиков нужно быть очень осторожными. Это всего лишь первые подходы к теме. Приведу выдержку из книги Е.В. Балановская, О.П. Балановский "Русский генофонд на Русской равнине" "Поэтому предупредим: анализируя "исконный ареал", мы никогда НЕ говорим об "исконно русском генофонде", об "исконно русских" генах. Дело в том, что нельзя какие-то гены "привязать" к какому-то народу. Есть генофонд, раскинувшийся в этом ареале и вобравший в себя (как и все другие генофонды) гены многих популяций, живших здесь прежде и оставивших в ходе многих тысячелетий свой генетический след. ПОПЫТКА ЛЮБОЙ ПРИВЯЗКИ ГЕНА К НАРОДУ ИСХОДНО НЕВЕРНА - ЭТО ПРОСТО РАЗНЫЕ СИСТЕМЫ КООРДИНАТ. (выделено мною) Принадлежность к народу определяется самосознанием человека. Генофонд определяется концентрацией генов в определённом ареале." Ваше: "Таким образом, русский народ в генетически современном виде появился на свет на европейской части нынешней России около 4500 лет тому назад. Мальчик с мутацией R1a1 стал прямым предком всех живущих сейчас на земле мужчин, в ДНК которых присутствует эта гаплогруппа." Что это за странное желание такое, быть древнее? Мутации происходят постоянно, очень часто, человек потому что ЧАСТЬ живого мира, как и все живущий по законам естественного отбора. Одни гены остаются, другие исчезают бесследно. Даже три могут создать много комбинаций. Пока что это великая тайна. Говорить, что несколько тысячелетий назад на Русской равнине уже появился "русский народ"... Это, простите, либо от непонимания этой проблемы, либо блеф чистой воды. Во-первых, русские как народ, строго говоря этнос, получили начало в середине 9-го века. И тому есть веские доказательства. Во-вторых, тогда что произошло 4500 лет назад? Именно тогда на Среднерусские возвышенности пришли три разных людских потока - первый долиной Днепра северокавказский индоеропейский; с юго-востока из Волго- Камского региона уральский (смешанный кроманьонско-палеоазиатский с включением индоевропейских племён); с запада от Вислы западный индоевропейский. Мы не знаем как себя называл народ, получившийся от такого смешения. Но спустя полторы тысячи лет при новых миграциях, но уже с более сильным потоком из Волго-Камья появляются "финно-угры". Русские как народ/этнос рождаются на основе той древней этногенетической матрицы и представляют собой смешение самых разных по происхождению народов: славяне с юга, германцы варяги с запада, финно-угры. Но и алтайские народы очень рано включаются в русский этногенез. И возвращаясь к высказыванию Балановских: нет никаких "русских" генов. Об ариях. Их прародины находятся в Средней Азии и на Южном Урале. Их происхождение можно связать с тремя исходными: кроманьонцами Европы, палеоазиатами Сибири и пришлыми средиземноморцами с Иранского нагорья. Они начали расходиться из родных мест в 18 в. до н.э.: "арии-срубники" на запад евразийскими степями; арии на берега Инда, Иранское нагорье и в Сирийскую степь за Евфрат; арии пришедшие к истокам Хуанхэ были названы китайцами "ди"; на восток в Южную Сибирь арии "андроновцы". Кого из них примете за "русских ариев"? Ваше: "Как ушли, так и придут. Ничего нет невозможного для Него." Да нет. Это пришли-ушли происходит на наших глазах. Если так легомысленно относится, завтра будет поздно. И дано нам право выбора, и возможность усилием собственной воли преодолевать трудности и проблемы в жизни. Бог за нас не будет решать. Вот когда мы осознаем глубину падения "и всякий народ разделившийся в себе погибнет", когда поймём механизмы этого процесса, его тайные пружины, сделаем усилие над собой и пойдём избранным путём, и призовём Волю Божию себе в помощь - только тогда будет возможно воссоединение русского народа разобщённого в украинской и белорусской квартирах. Чтобы не получилось вот так: -Господи, Господи! Дай мне выиграть в лотерею!!! -Несчастный, ты ведь даже билет лотерейный не купил, а клянчишь." Д.И. Менделеев не просто "мечтал", он давал научный прогноз на основании имеющихся данных о развитии этногенеза и истории России и русских. Приводя примеры численности населения европейских стран, Вы же не принимаете в расчёт периодичность этногенеза? И во-вторых, русское этногенетическое ядро от древнерусской генерации, определявшее демографические взрывы 17-20 вв. истощено. Оно лишено возможности самовоспроизводства революциями, войнами, голодом 20 века. Последние десятилетия воспризводство идёт за счёт окраин русской ойкумены - Поволжье, Евразийские степи, Сибирь. Что это означает? Русские, брачуясь с нерусскими, испытывают сильнейшее давление уже на уровне семьи со стороны других культур и верований. Что сказывается на идентификации потомков, она у них размытая, аморфная. Добавьте к этому последствия советского прошлого, гонения на Православие. Русское этногенетическое ядро на Среднерусских возвышенностях уже испытывает страшное давление извне. Его западные окраины уже поддались перепрограммированию русской идентичности на украинскую и белорусскую. Вослед идёт европеизация русского самосознания на совершенно другие начала "европейских ценностей". Что ещё опасней украинизации и белоруссизации. Эта пена может и успокоиться со временем, европейская волна будет продолжать накатывать в течение не одного столетия. Нет, не могу согласиться с Вашими последними доводами. Русские не просто на великом переломе, всё гораздо сложнее и опаснее. Если сегодня не учесть всех критических данностей, завтра Россия останется в границах Московского княжества от 15 века. Разница между Смутным временем и сегодняшним днём в том, что русский этнос тогда находился в моменте этногенетической бифуркации, надлома в этногенезе. После которого был неизбежен очередной подъём, обеспечивающий высокий пассионарный подъём имперского периода 17-20 вв. Сегодня русские в акматической фазе, это невозврат к прежнему состоянию самого ядра. При этом окраины будут активно смешиваться с другими народами, менять облик и идентификацию, уходить из общего поля и государства. Что и случилось на Украине и в Белоруссии. Этногенетическая ассимиляция украинцами Галиции и литвинами Полесья русских в этих регионах сопровождается мощной культурной ассимиляцией. И люди там по разным причинам вынуждены менять идентификацию с русской на украинскую и белорусскую. На Украине украинизация вошла в свою критическую фазу. В Беларуси происходит ползучая белоруссизация. Мы просто обязаны разбираться таких основных вещах, как этногенез, чтобы понимать что с нами происходит в историческом времени. И Вам мои поздравления с Праздником, и всем читателям! Спаси Бог. С уважением!

8. Владимиру Ивановичу

Предлагаю ещё раз вникнуть в слова нашего Господа: "Без Меня не можете творить ничесоже"! Ничего не можем без Него, ни в частной жизни, ни в истории, ни где. Он - альфа и омега: начало и конец. А у вас получается, приходит Гумилёв, убирает Бога куда подальше, и пошёл чесать до посинения своими теориями... И нам, православным, навязывают эту дребедень, в которой напрочь отсутствует Первопричина. Богословие тут не при чём, любой безграмотный русский крестьянин куда точнее разбирался что к чему, потому и кормил, и строил. и побеждал без всяких этногенезов.
Берест / 05.04.2015, 16:59

7. 3. Владимир Иванович

Уважаемый Владимир Иванович! Меня действительно такое "обращение к основам нашей земной жизни" и "суть этногенеза биохимическая + биофизическая" смущает и не устраивает. Я уже писал в "Ответе" об отношении этногенеза к народам как к стадам скота, а в индивидуальном смысле - в этой "био-физико-химии" угадывается отношение к человеку как к павловским подопытным собачкам. А потому и Ваш абзац "во-вторых", в котором Вы указываете на ошибку Гумилёва, говорит о том, что Вы пытаетесь глубоко мыслить, но для меня, например, сам подход не приемлем по вышеназванным основаниям. По "в-четвертых". Не знаю в какой степени я "не понимаю", что "русские уже по факту народ евразийский". С географической точки зрения - наверное. Но не с сущностной, не с подменительной, точки зрения. Я согласен с Вами, что по смыслу своему, русские не европейцы и не азиаты. Но и не "евразийцы-азиопы". Русские - это русские. Извините за тавтологию. Насчет "кровосмешения" я Вам уже давал ссылки. Повторюсь и дам более "свежую" ссылку. http://pandoraopen.ru/2013-11-28/russkij-gen/ Обращаю внимание, что ученый-генетик, дающий интервью, знающий и доказавший с научной точки зрения, что русские разных районов Евразии с генной точки зрения более монолитный народ, чем подавляющее количество европейских народов, проживающих на территориях на порядок меньших, чем русские, тем не менее с узко научного языка переходит на, скажем так, мировоззренческий или культурологический язык и на вопрос: "То есть ответ ученых однозначный — русские как нация существуют", - заключает: "— Это вопрос не к ученым, а к тем людям, которые отождествляют себя с русским народом. Пока такие люди есть, ученые будут фиксировать и существование народа. Если эти люди из поколения в поколение еще и говорят на своем языке, то смешны попытки объявить такой народ несуществующим. Так что, к примеру, за русских и украинцев беспокоиться не приходится". - А потому ответ на "вопрос не к ученым, а к людям" зависит, в том числе, от нас с Вами. Будет ли русский народ русским или, простите, "евразийским", "азиопским". А от того будет он русским или "азиопским" зависит судьба всего человечества: "золотой миллиард" или справедливость для всех по заповедям Его. И ещё позволю обратить внимание на следующие слова геногеографа. Может и для этногенеза будет интересно, в том числе, с точки зрения "разворота" его в сторону Русского Мира? Так вот: -"...Формально эти данные не засекречены, поскольку получены американскими учёными вне сферы оборонных исследований, и даже кое-где опубликованы, но организованный вокруг них заговор молчания является беспрецедентным. Что же это за ужасная тайна, упоминание о которой является всемирным табу? Это – тайна происхождения и исторического пути русского народа... Родство по отцу... Так, американские ученые выяснили, что одна такая мутация произошла 4500 лет назад на Среднерусской равнине. Родился мальчик с несколько иной, чем у его отца, гаплогруппой, которой они присвоили генетическую классификацию R1a1. Отцовская R1a мутировала, и возникла новая R1a1. Мутация оказалась очень жизнеспособной. Род R1a1, которому положил начало этот самый мальчик, выжил, в отличие от миллионов других родов, исчезнувших, когда пресеклись их генеалогические линии, и расплодился на огромном пространстве. В настоящее время обладатели гаплогруппы R1a1 составляют 70% всего мужского населения России, Украины и Белоруссии, а в старинных русских городах и селениях – до 80%. R1a1 является биологическим маркером русского этноса. Этот набор нуклеотидов !!! и есть «русскость» !!! с точки зрения генетики. !!! Таким образом, русский народ в генетически современном виде появился на свет на европейской части нынешней России около 4500 лет тому назад. Мальчик с мутацией R1a1 стал прямым предком всех живущих сейчас на земле мужчин, в ДНК которых присутствует эта гаплогруппа. Все они – его биологические или, как говорили раньше, кровные потомки и между собой – кровные родственники, в совокупности составляющие единый народ – русский. Поняв это, американские генетики, с присущим всем эмигрантам энтузиазмом в вопросах происхождения, принялись бродить по миру, брать у людей анализы и искать биологические «корни», свои и чужие. То, что у них получилось, представляет для нас огромный интерес, поскольку проливает истинный свет на исторические пути нашего русского народа и разрушает многие устоявшиеся мифы. Сейчас мужчины русского рода R1a1 составляют 16% всего мужского населения Индии, а в высших кастах их почти половина – 47%. Наши предки мигрировали из этнического очага не только на восток (на Урал) и на юг (в Индию и Иран), но и на запад – туда, где сейчас располагаются европейские страны. На западном направлении статистика у генетиков имеется полная: в Польше обладатели русской (арийской) гаплогруппы R1a1 составляют 57% мужского населения, в Латвии, Литве, Чехии и Словакии – 40%, в Германии, Норвегии и Швеции – 18%, в Болгарии – 12%, а в Англии – меньше всего (3%). Расселение русских-ариев на восток, юг и запад... стало биологической предпосылкой формирования особой языковой группы – индоевропейской... Русский язык и древний санскрит, наиболее близкие друг другу по очевидной причине: во времени (санскрит) и в пространстве (русский язык) они стоят рядом с первоисточником – арийским праязыком, из которого и выросли все другие индоевропейские языки. «Оспорить невозможно. Нужно замолчать»" - Ну и дальше там не менее любопытно. Отсюда вытекают интереснейшие выводы и с точки зрения цивилизационного подхода, и Третьего Рима, то есть, критикуемых Вами "мессианства и миссианства". По "в-пятых". Вы спрашиваете: "Вы разве не в курсе, что последние годы миллионы русских людей сменили свою национальную идентификацию на украинскую? Из русского народа просто ушли многие. Точно такой же разрушительный процесс идёт в Беларуси". Как ушли, так и придут. Ничего нет невозможного для Него. Простите, что так часто "поминаю всуе". Вот только мы должны быть достойны и каждый по возможности своей бороться, например, с оранжево-коричневой чумой в Малоруссии. Ну а по вопросу перспектив русских вообще в сравнительном, так сказать, анализе, повторю когда-то уже сказанное. Да, Д.И. Менделеев мечтал, что к началу XXI века в России будет проживать более 500 миллионов русских. Революции 1917 года, Гражданская война, коллективизация, репрессии 20–30 годов, Великая Отечественная война и современные либеральные «реформы» не позволили этому осуществиться. Но надо посмотреть на этот вопрос более широко. К концу XVII века, например, во Франции проживало около 20 миллионов человек, в Италии и Германии – примерно по 15 миллионов. Франция была в то время лидером мирового развития. В России по разным оценкам в то время было от 10 до 15 миллионов человек. Как видим, численность населения России в ту эпоху уступала каждой из крупных европейских стран. Сейчас население России превосходит численность населения каждой из стран «старой Европы» в 2,5 – 3 раза. Из общей численности населения России - 80% русские. За счет задела времен Александра 3 и Николая 2 русское море уже неисчерпаемо на бесконечную перспективу (до второго пришествия). Если, конечно, сами не исчерпаем себя, приняв "злые происки врагов" и свои ошибки прежних времен за крушение народа. Что сейчас? Кризис. Бывали времена и более сложные. Просто мы с Вами живем в это время и считаем, что более тяжелых испытаний для народа не было. Такие же настроения были и в Смутное время, и во времена двух революций и Гражданской войны. Ничего, русский народ преодолеет привнесенные и созданные по своей вине трудности. Поверьте, ни капли "желчи" и даже резкости я в свои слова в "Ответе" на Ваш "Отклик" не вкладывал. А вот к некоторой категоричности для чёткости своей оценки этногенеза в конце "Ответа" да, стремился. Значит, чуть переборщил, что Вы одно приняли за другое. Простите, если вольно или невольно чем обидел. Со светлым праздником Вас и всех респондентов! С Вербным Воскресеньем!
А.В. Сошенко / 05.04.2015, 14:44

6. Re: В продолжение темы об идеологии Русского Мира

И в названии «русская» для народов России ничего обидного не существует. И в национальных республиках это подтверждают. Вот в январе 2012 года Парламент Чеченской республики был готов выйти с законодательной инициативой об отражении в Конституции России величия и значения русского народа. «Почему бы это не сделать... Мы считаем этот вопрос возможным. Нет проблем», - заявил тогда Председатель Парламента Дукуваха Абдурахмшаг. Чеченцы готовы были осуществить этот шаг, устав наблюдать, как настоящая русская интеллигенция безрезультатно бьется за это с российской федеральной властью. (c) Это не потому, что чеченцы такие хорошие и сознательные. А потому, что 80 с лишним процентов бюджета Чечни - это дотации. От таких ударов не смог бы устоять ни один народ. (с) Да ладно уж там... Персы (иранцы) или те же китайцы - веками воюют, веками живут, веками являются ядром своих цивилизаций. Здесь достаточно просто: «Небесное Отечество разное, земное - одно». (с) А вот тут вообще непонятно. Автор что, думает, что рай - это такой небесно-дачный кооператив? Вот это 6 соток для христиан, вот тут 6 соток для буддистов и их разделяет забор и кусты вишни, да еще у каждого при этом своя водонапорная колонка?..
рудовский / 05.04.2015, 12:12

5. Ответ на 4., Берест:

Вот ведь столько словес человек понакидал о пресловутом этногенезе, и чувствуется, что человек-то неплохой, думающий, болезнующий за Россию, что пытается как-то достучаться, бьётся, как мотылёк об лампу... И во всей этой груде ни полсловечка о Создателе и Вседержителе. Помилуйте, но это же не о нас, не о русских, не о России святых отцов и нашей святой истории. Здесь вместо Бога биофизика с биохимией. Много, очень много мудрёного нагорожено и всё не туда. "Где просто, там ангелов со ста, а где мудрено - нет ни одного".

За отклик благодарю. Но у нас тут не богословский диспут. Имени Его не будем поминать всуе. Что касается этногенеза, повторюсь снова и снова - это наша реальная жизнь. Не придуманая философами, социологами и кем-то ещё. Изучаем же анатомию человека, почему такой важный процесс как жизнь народов не попытаться понять? Разве Господь запрещает человеку знание о самом себе и мире?
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Сошенко
Указы президента 2024 года снова не будут выполняться?
О саботажниках во власти и критериях отбора кадров
18.04.2024
Постоянное возвращение Урганта
Действительно, «читайте "Ревизор" Гоголя, там всё написано»
16.04.2024
Аксёнова – в руководители федерального уровня!
В Крыму запретили приём на работу мигрантов по 35 видам экономической деятельности
15.04.2024
Заказ на разврат выполняется успешно
Шабаш ведьм и ведьмаков на ЦТ продолжается
13.04.2024
Беда? Урок? Знамение?
Страшная трагедия в «Крокусе» – не последняя
12.04.2024
Все статьи Андрей Сошенко
Бывший СССР
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Контора артели «Новый путь», чайхана, «наливайка» – всё это на месте святынь
18.04.2024
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Как сохранить Россию, укрепить Государственность и Церковь, необходимо обсуждать на всенародном уровне
18.04.2024
Высока у подвига цена
К 90-летию учреждения звания Героя Советского Союза
17.04.2024
День памяти М.В. Ломоносова
Сегодня мы также вспоминаем актера Ф.Г.Волкова, мореплавателя В.Я.Чичагова, художников Д.Г.Левицкого и А.Я.Головина, филолога Д.Н.Ушакова, танкистов С.В.Хохрякова и С.Ф.Шутова, писателя Б.Н.Ширяева и Патриарха Алексия I
17.04.2024
Украинская элита совершенно разучилась мыслить
Несколько поколений украинских руководителей, от постсоветского Кравчука до постмодернистского Зеленского, последовательно делали сознательный выбор в пользу отказа от какой бы то ни было самостоятельности во внешней и во внутренней политике
16.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28