Немощь и красота женщины

0
1916
Время на чтение 9 минут

«Родившись женщиной, не присвояй себе важности, свойственной мужчине».

Свт. Григорий Богослов

Рассуждать о внешнем виде женщин, считающих себя христианками и старающихся не забывать о храме Божием, особенно в наше время, не просто. Одна часть православного духовенства смотрит на это более снисходительно, другая в этом вопросе придерживается традиции и предъявляет женщинам соответствующие требования. В больших городах прихожане храмов постепенно свыклись с тем, что немало женщин даже к участию в Таинствах церковных подходят, будучи одеты в брюки и не избавив свое лицо от косметики.

Конечно, у многих ревнителей веры таковые веяния времени вызывают ропот и недовольство, также как выказывают недовольство и недоумение вышеупомянутые женщины, когда при посещении, например, сельских храмов им приходится нередко сталкиваться с неприкрытым осуждением их внешнего вида со стороны прихожан и даже священника. При этом, частенько, эти женщины, заявляющие о своей приверженности Православию, в ответ обвиняют таких же православных, священника и его паству, в фанатизме и неимении любви к ближним. Интересно все же, на чьей стороне правда? Или, как обычно, она где-то посередине? Но Иисус Христос учит выбирать что-то однозначное, по принципу: или «да-да» или «нет-нет» (Мф. 5:37).

Однажды на исповедь пришла женщина, которая обратила на себя внимание тем, что была одета в очень длинную, «в пол», юбку. Немедленной реакцией на ее внешний вид был нравственный вывод о ее ревностной приверженности церковному благочестию, что заставило за нее порадоваться. Но жизнь в очередной раз преподнесла урок, насколько же все-таки внешность обманчива! После службы из храма она шла на автовокзал уже в брюках-клеш, что выглядело достаточно нелепо, ведь возраст женщины был уже пенсионный, 55-57 лет. Ощущения от контраста были подобны ушату холодной воды на голову: оказывается, все это время брюки она прятала под юбкой.

Вот такая ревность о благочестии! Действительно, «голь на выдумки хитра»: длина юбки ориентировалась на длину брюк, чтобы их не было видно. Спустя время эта женщина пыталась оправдываться тем, что в брюках ей комфортно совершать поездки. Ответное недоумение само напрашивалось: а как же миллионы женщин прошлого прекрасно обходились в путешествиях без этой части одежды, заимствованной у мужчин?

И подобных случаев было немало, когда уже достаточно воцерковившиеся женщины заставляли разочаровываться священника в качестве их веры. В храме ты видишь пред собой ревнительницу о благочинии приходской жизни, пытающуюся чему-то научить других прихожан и даже своего духовника, правильно рассуждающую о вещах духовных, но вне храма, где-то на улице, вдруг видишь ее идущую в брюках. Даже и не сразу узнаешь ее, кажется издали, что это идет мужчина. Видя приближающегося священника, прихожанка заметно теряется, но быстро выходит из положения, делая вид, что не замечает его. Вот так «невинная» немощь порождает серьезное зло - лицемерие. А как мы уже научены, дурные плоды не собирают с доброго дерева (Мф. 7:16-17).

Еще по-человечески можно понять девушек и молодых женщин: многим из них, действительно, благодаря их возрасту, брюки идут. Понятно их естественное желание как-то выделиться, привлечь к себе внимание. Хотя к жизни церковной, конечно же, это не имеет никакого отношения. Но как же неприятно действует на душу вид пожилых женщин, даже старушек лет под 75, носящих брюки. Неприятно, потому что это просто некрасиво и нелепо. Даже известный историк моды Александр Васильев сокрушается, что появление брюк в женском гардеробе есть "стратегическая ошибка", что они «убивают тайну женщины, убивают индивидуальность. А потом еще женщины горюют: почему это муж не обращает на них внимания!».

Сам по себе уже, пожилой возраст смиряет человека, заставляет задуматься о вечности, значит, и одеваться надо соответственно требованиям естества: скромно и не обращая на себя недоуменных взглядов. Но нет же, проще закрыть на это глаза, обольщая себя надеждой, что модным «прикидом» можно обмануть действительность и неумолимое время. Ведь можно рассуждать об этом как угодно, доказывая преимущества новой моды, но душу не обманешь. Когда душа видит что-то, по-настоящему, красивое, ей приятно, и она же отторгает все нелепое и уродливое. Ведь, по словам святых наших, чувство истинной красоты вложено в нашу душу Богом. И не надо насильно заставлять это чувство любить то, что этой любви вовсе не заслуживает.

Хотя надо честно признать, что у большинства людей это чувство истинной красоты, по причине греховного образа жизни, давно уже атрофировано. Стоит ли тогда удивляться странным и нелепым представлениям о красоте современного человеческого общества, когда в музыкальных конкурсах предпочтение отдается существам неопределенного пола, пахабщина и матерщина на сцене выдается за высокую культуру, а молодые люди прокалывают себе тело и лицо булавками и кольцами?

Казалось бы, люди прожили уже большую часть жизни, которая уж должна их чему-то научить, сделать серьезными; а кто-то из них уже много лет черпает от истинной мудрости церковной. Но почему тогда, при всем при этом, многие женщины по-прежнему так зависимы от стихий суетного мира, к коим относится и так называемая мода? Такое ощущение, что мода на них оказывает магическое воздействие подобно дудочке Нильса из известной сказки Г.Х.Андерсена. Не подобные ли явления имел в виду апостол Петр, называя в своем послании женщин «немощнейшим сосудом» (1Пет. 3:7)?

Но ведь для того и нужна каждому человеку помощь Церкви Христовой, чтобы преодолевать силой Божией всякую немощь, всякую зависимость от нашего падшего естества. И получается то, что называют «невинной слабостью», нетрадиционный для христианки внешний вид, обнаруживает в женщине ее зависимость от суеты мира сего, ее неуспех в духовной жизни.

Всякая внешняя форма не случайна. Она всегда есть следствие соответствующего внутреннего нравственного содержания души человека. Именно, об этом заявляет известная мудрость: «Дух творит себе форму». Отсюда, по внешнему виду человека, как он одевается, можно увидеть какого он духа. Это подтверждает и поговорка: «Лицо есть зеркало души». То есть по лицу человека, даже незнакомого, часто нетрудно узнать о его образе жизни, чем живет его душа.

Поэтому традиционная одежда женщин в христианских народах на протяжении тысячелетий явилась внешним выражением их внутренней религиозной жизни. Платье, юбка, покров на голове, одежда, старающаяся, по возможности, прикрыть все тело, говорили о правильном отношении женщины к Богу и окружающим людям, показывали ее настоящее положение в обществе. Традиционная женская одежда напоминала о подчиненности женщины по отношению к мужу, о ее покорности Богу, учила смирению. А, как известно, смирение есть фундамент правильной духовной жизни: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1Пет. 5:5).

Женщина же, одетая в брюки, не имеющая покрова на голове, или привыкшая ходить полуобнаженной, обнаруживает дерзость, некий протест, непокорство Закону Божию, а то и прагматизм, не считающийся с церковной традицией. Ее привлекает раскованность, она чувствует, что традиционная одежда ставит ее в определенные рамки. Но она не хочет подчиняться просто даже традиции, ибо желает идти в ногу со временем. Наблюдая порой нездоровую зависимость многих женщин от веяний моды, кажется что, если будет модно носить хомуты на шее, то, не задумываясь, они будут носить хомуты.

То, что одежда и внешний вид человека отражают его нравы и идеи, которыми он живет, хорошо доказывают воспоминания деятельницы «Народной Воли» А.И.Корниловой-Мороз: «В конце 60-х и начале 70-х г.г. 19-го века костюм нигилиста имел особое значение. Первенствующее значение имело стремление к полному освобождению личности от ига семьи, традиций и религиозных предрассудков. Нигилист со своими длинными волосами, в широкополой шляпе и красной рубахе или в пледе не сливался с толпой, но ярко из нее выделялся. Так же смело выделялись и женщины своими стриженными волосами, синими очками и курением папирос. Внешность эта до такой степени раздражала общество, что на первых порах требовалось искреннее увлечение и немалая доля смелости, чтобы открыто заявить свое отречение от старого строя».

Как правило, женщина, приходящая в храм в брюках и желающая поучаствовать в каком-либо церковном Таинстве, настораживает священника. Он понимает, что внешний вид женщины говорит об ее нецерковности. Некоторые же пастыри не допускают таких женщин даже до исповеди, заявляя, что внешний вид их говорит о чем угодно, но только не о примирении с Церковью через покаяние. При этом к ним снисходят, давно уже не делая замечаний, они присутствуют на богослужении, молятся, не догадываясь, что своим нетрадиционным для храма одеянием могут соблазнять прихожан, провоцировать немощных на осуждение. Будет ли тогда их молитвенный труд иметь для них духовную пользу? Ведь ради почтения храма, ради угождения Богу они даже не удосуживаются пожертвовать малым - прийти в святое место в традиционной для христианки, гармонирующей с атмосферой храма, одежде.

Если какой-нибудь серьезный чиновник пригласит нас к себе на серьезное мероприятие, мы стараемся одеться так, чтобы своим внешним видом не оскорбить значительность этого мероприятия, а отсюда и самого важного начальника, стараемся угодить ему. Получается, что в глазах многих женщин, Господь и Его храм такого серьезного отношения к себе не заслуживают, ради Бога можно особо не стараться: Христос всегда терпел и здесь стерпит. Значит, земного начальника они боятся и уважают намного больше, чем Самого Владыку Неба и земли. Оно и понятно, как гласит мудрость: «Подобное тянется к подобному». То есть нравственная немощь души обязательно выразит себя и в соответствующей внешности человека, в его теле или в одежде.

Тогда, о какой вере можно здесь говорить? Не есть ли это злоупотребление долготерпением Божиим и снисходительностью Церкви? Необходимейшими качествами молитвы к Богу должны быть смирение и покаяние. В древности люди, чтобы подчеркнуть свое окаянство и ничтожность перед Творцом, желая заслужить прощение своим покаянием, соответственно и одевались для этого: облачались во вретище, посыпая головы пеплом.

Но будет ли услышана молитва наша, если всем своим внешним видом мы заявляем о любви к суете мира сего больше, чем о любви к Богу? В данном отношении очень убеждает грозный вопрос Царя к пришедшему на праздник в неподобающей одежде (из притчи Христовой): «Друг! Как ты вошел сюда не в брачной одежде?» (Мф. 22:11-13).

Не случайно все-таки ужасное падение нравов в современном мире выражает себя и во внешнем облике людей. Именно, в традиционно христианских странах женщины чуть ли не повсеместно перешли на ношение брюк, одеваются нередко и вовсе соблазнительно, стараясь по максимуму обнажиться; мужчины же пытаются в чем-то поменяться с женщинами местами: отпускают длинные волосы, покрывают макияжем лица, а где-то пытаются носить и женскую одежду. Стоит ли удивляться тому, что начав с желания преодолеть традицию в одежде, люди пришли к тому, что где-то становится уже нормой желание поменять и собственный пол? Все это не просто некрасиво, это нелепо и уродливо!

Истинная же красота всегда рядом, надо только обратить на нее внимание. Эта красота всегда от Бога, как и христианская традиция в одежде, во внешнем виде человека имеет здоровое, духовное начало, а, значит, способна по-настоящему украсить женщину. По словам святых отцов, гордость делает человека безобразным, и только смирение творит его по-настоящему красивым. Не раз уже отмечалось, как обычный платок, символ смирения, украшает женщину, преображает ее. Порой без платка, даже со стрижкой, она кажется что-то потерявшей, неполноценной. О том же пишет и апостол Павел: «Жена должна иметь на голове своей знак власти над ней, для Ангелов» (1Кор. 11:10).

Есть идеал женской красоты, к достижению которого должны стремиться все женщины. Его описал в своем послании апостол Петр: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1Пет. 3:3-4). Сама красота этих слов апостола является порукою истинности этого идеала.

Также и у святых отцов научимся предпочитать душу телу: «Пристрастие к наружному украшению приятно и услаждает, - и не вижу, как окрадается время, данное на очищение сердца и на украшение души моей. Покуда время есть, станем лучше украшать свою душу, а не тело, чтобы удостоиться царского чертога!» (преп. Георгий Затворник).
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

19. Ответ на 6., Lucia:

Конечно, как Богу угодить - так и дорого и неудобно и трудно. Но те же женщины, чтоб понравиться самцу проявят чудеса - все найдется.

Сколько угодно Вы можете обвинять, упрекать, критиковать современную женщину, сколько угодно можете читать ей нотации, даже ездить по студенческим сообществам с лекциями и докладами на тему нравственности и духовности, но ничего этим не добьётесь... ровным счётом - ничего. Всё равно, что из дырявой лодки воду решетом черпать. Вот мы, в азарте очередного нравственного разоблачения, часто оглядываемся на прошлое: дескать, смотрите, какая кристальная чистота была в образе женщины, сколько в ней было скромности, праведности, послушания... Но секрет этой чистоты был в самом хозяйственном укладе, в том, как и по каким законам жила тогда страна. Подавляющее большинство населения жило в деревнях, а деревня - это крестьянская община, это такое колоссальное богатство русской культуры, её духовной составляющей, что и сравнивать не с чем! В чём виновата современная девушка, женщина? - в том, что в начале 18-го века духовная компонента культуры не поспела за матчастью - за стремительно развивающимся техническим прогрессом? В том, что новые технологии начали разрушать крестьянский уклад, на котором держался мир - во вселенском понимании этого слова? В том, что духовное мировоззрение не успело выработать, выстроить, сформулировать правильное отношение к надвигающимся переменам и надломилось, дало трещину? Недаром деревня так долго сопротивлялась плугу, всё никак не могла с сохой расстаться. Почему? Потому что интуитивно крестьянин понимал, что плуг - это симптом надвигающейся катастрофы... Плуг менял мировоззрение, менял отношение человека к земле, превращал это величайшее ДУХОВНОЕ (!!!) сокровище в примитивный ресурс извлечения прибыли. Сегодня сплошь и рядом встречаю людей, ПЛЮЮЩИХ на землю - в самом прямом смысле. Это - наследие плуга... Если бы технический прогресс развивался чуть медленнее, возможно, человечество смогло бы его духовно оплодотворить (уж простите за метафору), найти приемлемые подходы и понимания. Но - История не дала такого шанса... Последние полтора десятка лет благодаря глобальной интернетизации общества (вот уж и впрямь, пришла беда - отворяй ворота) скорости технической модернизации выросли многократно, темп жизни - повседневной! - увеличился настолько, что духовная компонента культуры просто не поспевает за действительностью. Простой пример: интернет в монашеских кельях был разрешён относительно недавно, при том, что мир уже давно осваивал этот богатый новыми возможностями ресурс. Вместо того, чтобы оперативно выстроить подход и правила пользования Интернетом (и, соответственно, благоразумное к нему отношение), церковное священноначалие его, по сути, запретило... О том, что Интернет грешит низкокачественной информацией, начали говорить сравнительно недавно, а ведь об этом надо было сразу заявить, и многие сегодняшние проблемы не были бы столь разрушительными и неразрешимыми. В чём достоинства и недостатки новой технологии - вот о чём должны были говорить наши духовные авторитеты и лидеры. Насколько реализуема такая оперативность осмысления новин - я не знаю. Но чтобы изменить современную женщину, нужно изменить жизненный уклад. Вот в этом я совершенно уверена.
ЕленА Ан / 22.04.2015, 07:20

18. Re: Немощь и красота женщины

В своих поучениях женщин мужчины обретают значительность в собственных глазах. Это ведь им ничего стоит, зато самоутверждает и вообще - нравится. Другое дело, заняться самовоспитанием - дело неприятное, трудное. Мужчины таких трудов не любят. Поэтому, когда речь заходит о них самих, грозный моралистический пафос исчезает напрочь и появляется удивительная снисхосдительность и бережность. В совокупости с требованиями уважения - независимо от качества и вида лица мужского пола.
Натали / 21.04.2015, 23:05

17. Ответ на 13., ЕленА Ан:

Я ни разу не христианка, поэтому в храмах бываю довольно редко. Но когда мне доводится там бывать, мне и в голову не приходит заявиться в церковь в джинсах и без косынки. В чем проблема-то?Если я правильно поняла посыл отца Олега, то проблема в целомудрии женщины как фундаментального нравственного аспекта культуры. Это ведь только кажется, что юбки или платья - всего лишь внешний атрибут, не играющий никакой роли в мировоззрении девушки или женщины. А на самом деле в этом атрибуте отображено её глубинное понимание своего места в жизни: внешность демонстрирует либо её готовность быть верной женой и матерью (скромной, заботливой, всю себя жертвующей мужу и детям)... либо наоборот, показывает её вседоступность, вульгарность, легкомысленность...

Да не в штанах тут дело. Я знаю верных жен и матерей в шортах и топиках, и знаю циничных оторв в платочках и юбках в пол... А что до брюк - при моей работе ползать по сценическим конструкциям в юбке на радость стоящим внизу монтировщикам попросту непрактично...
Анна де Бейль / 21.04.2015, 22:02

16. Ответ на 9., ЕленА Ан:

Сшить юбку, даже если совсем не умеешь шить, даже если нет швейной машинки - это один вечер. Когда человеку что-то нужно по-настоящему,он всегда добивается.Речь ведь идёт вообще о внешнем виде женщины - не только во время посещения храма (там о "брючных любительницах" уже позаботились), но в целом - в повседневной жизни. Самодельные вещи не каждая сумеет сшить так, чтобы глаз радовался (а новое поколение тем более без подобных навыков - городская культура напрочь убила рукоделье). Кроме того, юбка или платье в гардеробе влечёт ещё несколько дополнительных затрат: соответствующая сезонная обувь (ну не с кроссовками же её надевать), если прохладно, а тем более зима, то и верхняя одежда должна быть соответственной. И снова повторюсь: молодые девчонки часто стоят перед выбором - купить что-то себе или отложить деньги на "чёрный день", а если ещё и ребёнок на руках, то эта задача фактически всегда решается в его пользу.Знаю, что в столицах и з/п большие, и выбор в магазинах побогаче - по фасону, по стоимости, но на периферии зарплаты много меньше, тем более, если ещё студентка или едва-едва выпустилась - без опыта работы... а если ещё и приезжая и вынуждена снимать квартиру, то и вовсе дело швах.В любом случае я не была бы столь категоричной в отношении к дамскому повседневному гардеробу. Со временем девчонки всё сами начинают понимать и изменяться. А по мере обрастания опытом и возможностями вполне соответственно и выглядят. Важно другое: не поранить их грубостью или насмешкой, а уж тем более осуждением.

Конечно, как Богу угодить - так и дорого и неудобно и трудно. Но те же женщины, чтоб понравиться самцу проявят чудеса - все найдется.
Lucia / 21.04.2015, 22:01

15. Re: Немощь и красота женщины

Ясно, что в брюках и без платка женщине в храм заходить нельзя. Это очевидные вещи.
М.Яблоков / 21.04.2015, 21:39

14. Ответ на 12., Андрей Карпов:

Стоит посмотреть на женщин, выходящих из любого храма - как они практически все снимают с голов платочки...

Встречают по-одёжке и провожают... по-одёжке.
Иванович Михаил / 21.04.2015, 16:36

13. Ответ на 10., Анна де Бейль:

Я ни разу не христианка, поэтому в храмах бываю довольно редко. Но когда мне доводится там бывать, мне и в голову не приходит заявиться в церковь в джинсах и без косынки. В чем проблема-то?

Если я правильно поняла посыл отца Олега, то проблема в целомудрии женщины как фундаментального нравственного аспекта культуры. Это ведь только кажется, что юбки или платья - всего лишь внешний атрибут, не играющий никакой роли в мировоззрении девушки или женщины. А на самом деле в этом атрибуте отображено её глубинное понимание своего места в жизни: внешность демонстрирует либо её готовность быть верной женой и матерью (скромной, заботливой, всю себя жертвующей мужу и детям)... либо наоборот, показывает её вседоступность, вульгарность, легкомысленность...
ЕленА Ан / 21.04.2015, 15:39

12. Re: Немощь и красота женщины

Очень грустно, что батюшке пришлось написать такую длинную статью на вопрос столь кристальной ясности. К сожалению, у нас развито двоемыслие - один образ действий подходит для нашего пребывания внутри церковной ограды, а другой принят вне ее. В результате именно та модель, что востребована внутри церковной ограды, выглядит архаичной. Возникают посылы именно ее поменять, ослабить, пересмотреть. Мы не пытаемся изменить внецерковную среду, мы в ней признаем ее законы... Стоит посмотреть на женщин, выходящих из любого храма - как они практически все снимают с голов платочки... Поэтому все разговоры о возрождении православной культуры - лукавство. Православная культура у нас загнана в церковную ограду... И продолжает вымываться... Женщины или мужчины, тут большой роди не имеет. Просто на женщинах это видно нагляднее - по одежке...
Андрей Карпов / 21.04.2015, 13:38

11. Re: Немощь и красота женщины

А вот что касается слов ЕленА Ан, то позволю себе с ней не согласиться. Я была не только редактором епархиальной газеты, но, нередко, и фотокором. И тоже снимала с разных ракурсов, в том числе и с колен. Но заниматься этим в брюках мне и в голову не приходило. Ни один батюшка из нашего кафедрального собора меня бы на это не благословил. Так что вовсе не обязательно фотографировать в брюках, это просто удобно, да, но удобство для себя - не оправдание нарушения церковных традиций. Впрочем, раз духовник благословил... Умолкаю.

Алина, внешне юбка-брюки выглядит совершенно как расклешенная, невозможно догадаться, что это ещё и брюки, пока шаг-другой не сделаешь. А в длинной юбке я снимала и попадала в весьма неловкие ситуации (часто на подол наступаешь, когда с колен встаёшь, один раз зацепила подолом цветы в вазоне - чуть не уронила...), а учитывая, что на плече дорогая видеотехника, съёмки превращались в сплошные опасения и тревоги. Была очень рада узнать, что на это занятие нашёлся энтузиаст мужского пола и моё послушание закончено. Этот факт, кстати, относит тему к ещё одному аспекту, упомянутому отцом Олегом: подчинение женщины мужчине. Если задуматься, то сегодня девушки (женщины) вынуждены брать на себя совершенно не женские полномочия (та же видеосъёмка - и физически тяжёлое занятие, и с точки зрения получения полноценного материала неприемлемо - в алтарь вход женщинам запрещён, а мне ещё всегда не по себе было - прихожане внимательно отслеживали мои передвижения, получалось, что я была в центре постоянного внимания, чего ужасно не люблю). Как сохранить подобающее женщине смиренное поведение, если современная культура освободила мужчин от Богом данной ответственности - за жизнь, за дом и семью, за веру и духовно-нравственное воспитание? Всё-таки до эпохи оголтелого феминизма, провозглашённого большевиками в начале прошлого века, до всей этой бездуховной и бескультурной смуты и разрухи мужчина был стержнем жизни: нёс на своих плечах бремя кормильца, строителя, сеятеля, защитника, духовного поводыря и проповедника... он принимал решения в критических ситуациях и следил за их исполнением, от него зависело всё - от куска хлеба на столе до губернских проектов и государственных программ... Сегодня, глядя на этих тридцати-сорока-пятидесятилетних мальчиков (а многие до старости никак не созреют и не повзрослеют), у меня язык не повернётся упрекнуть женщину в неподобающем поведении или отсутствии смирения: вынужденно взвалив на себя мужские тяготы, современные женщины проявляют куда больше смирения, нежели когда-либо в прошлом. Что больше тому виной - технический прогресс, избавляющий мужчину от физического труда, или нравственное оскудение сердец и умов, - я не знаю. Большинство мальчиков (в т.ч. и великовозрастных) сегодня работают в сфере услуг, - они никогда в жизни не то, что дом не построят, а и дерево-то не посадят, куда им детей рожать? Все их достижения порождены в виртуальной действительности, все их ценности и личные качества из мира кажимостей - надуманной и фальшивой реальности. Подчиниться им - и стыдно, и губительно...
ЕленА Ан / 21.04.2015, 08:42

10. Странно...

Я ни разу не христианка, поэтому в храмах бываю довольно редко. Но когда мне доводится там бывать, мне и в голову не приходит заявиться в церковь в джинсах и без косынки. В чем проблема-то?
Анна де Бейль / 21.04.2015, 08:36
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Олег Булычев
Праздник в защиту Истины
Вход Господень в Иерусалим
16.04.2022
На Европу ли будем пенять?..
Немного грустных слов о современной российской семье
12.05.2019
Все статьи Священник Олег Булычев
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40