«… - Либо молитва за Иуду Искариота»

Религиозно-аналитическое эссе

0
1519
Время на чтение 3 минуты

Сама тема данной статьи требует, чтобы, говоря армейским языком, сразу была чётко показана вводная: все кощунственные потуги возвеличить, оправдать и чуть ли не прославить Иуду абсолютно несовместимы с Православием.

Уместно и необходимо и ещё одно методологическое заимствование, - из математики. Имеет смысл в самом начале дать некий аналог теоремы. Изложив сам текст как доказательство (или попытку доказательства) этой заявленной теоремы. Которая в свою очередь имеет вид трилеммы: необходима либо анафема Иуде, ибо он христопродавец и предатель - либо общеправославная келейная молитва за раскаявшегося предателя, за немощного самоубийцу Иуду - либо изъятие, исключение имени Иуды из молитвы перед Святым Причастием.

В становлении и выработке религиозного самосознания нет мелочей. Всякий православный христианин знает, что подходить к Святой Чаше он должен примирившись со всеми. С разбойником и Иудой в том числе?

«...Но как разбойник исповедую Тя...»

Ответ на вопрос об участи раскаявшегося разбойника нам дает непосредственно в Евангелии сам Спаситель. «И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе ныне же будешь со мною в раю» (Лк. 23: 43).

Соответственно, и должное отношение наше однозначно и верно: он прощён и спасён. А это и есть цель и смысл жизни человека.

«...Не лобзания Ти дам, яко Иуда...»

Всякий раз изо дня в день, уже не одно столетие, перед Святым Причастием звучат эти слова. И раз за разом произносится имя Иуды. И это весьма серьезный повод задуматься об участи Иуды и своём отношении к этому человеку. Причём пик этих раздумий по времени приходится на мгновения перед Причастием. Какова участь Иуды? Каким именно определённым образом должен относиться всякий христианин к Иуде? Не лично только я, но всякий христианин без исключения. Призванный стяжать дух мирный.

Природное человеческое суждение напрашивается сразу и само собой. И оно есть классическое осуждение: «предатель!», «гореть ему в аду». Странно произносить эти слова, но моё личное и однозначное отношение к Иуде Церковью отныне не определено, не заявлено. Оно так и остаётся сугубо личным, моим, человеческим. И это, конечно, не претензия, а призыв к нашей Церкви.

Иуда отнюдь не литературный персонаж. Это реальное историческое лицо; человек, некогда бывший в числе двенадцати апостолов. И при этом отношение к нему каждого из нас буквально заново тестируется перед каждым таинством Причастия.

«Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришёл?...» (Мф. 26: 50).

«Иисус же сказал ему: Иуда! Целованием ли предаёшь Сына Человеческого?» (Лк. 22: 48).

«Тогда Иуда, предавший Его, увидел, что Он осуждён и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: Согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? Смотри сам. И бросив сребренники в храме он вышел, пошёл и удавился» (Мф. 27: 3-5).

Вывод простой и очевидный: есть серьёзный повод для вмешательства Церкви. Данный текст и написан с искренней надежной на церковное решение насущнейшей, в плане формирования русского религиозного самосознания, трилеммы:

- либо анафема Иуде, ибо он христопродавец и предатель - либо общеправославная келейная молитва за раскаявшегося предателя, за немощного самоубийцу Иуду - либо изъятие, исключение имени Иуды из молитвы перед Святым Причастием.

На мой взгляд, нынешнее невнятное, скорее даже молчаливое НЕПРОЩЕНИЕ - то ли за предательство, то ли за самоубийство Иуды - размывает наше религиозное самосознание. Нужна определённость. Широта русской души может быть в этом случае сужена именно Русской Православной Церковью.

Владимир Сурин, директор Аналитического центра ЦИОЗП
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

5. Re: «… - Либо молитва за Иуду Искариота»

Автором поднят очень важная проблема. Данная трилемма - следствие путания самих основ мышления, существующих в обществе и обществах. В основе путаницы 20 века - логическое скрещивание и подмена законов исключенного третьего и противоречия друг другом. Софизм подмены ДИАЛЕКТИКИ. Не просто диалектический софизм, а подмена самой диалектики. Например, соединяют Гитлера и Сталина. Это подмена диалектики. В свете 20 века так выглядит софизм антихриста: подмена Диалектики вилкой трилеммы: либо вы воюете друг с другом, либо отрекаетесь от Духа Святого. Выход из трилеммы антихриста элементарный. Надо просто отделить тождество подчиняемое закону исключенного третьего от похожего на него тождества подчиняемого закону противоречия. В случае Сталина и Гитлера, надо четко отделить противоречие от исключенного третьего. То есть ОБОЗНАЧИТЬ тождество закона ПРОТИВОРЕЧИЯ. А это тождество, применительно для России - противоречие царя и Ленина, белых и красных (или Сталина и царя). То есть говорят, что Сталин и Гитлер - равное зло. Это - подмена ДИАЛЕКТИКИ и создание софизма антихриста. В итоге - либо воюйте друг с другом (Германия и Россия) , либо отрекайтесь от своей родины в пользу другой родины. Хитро и коварно - поэтому и Антихрист: скрещивание исключения с позволением логических противоречий( в случае с радикальными противоположностями закона противоречия). То есть исключение входит в закон противоречия. И порождает трилемму антихриста : вы должны воевать (потому, что закон противоречия позволяет двум ложным противоречиям быть ВМЕСТЕ), либо вы должны исключить себя в пользу врага (того же противоречия радикальных противоположностей по закону противоречия, который разрешает им быть вместе), а иначе - нет выбора, ибо не разумно, то есть иначе вопрос даже не рассматривается ибо лишен здравомыслия.
Бондарев Игорь / 28.04.2015, 09:15

4. автору

Блаженны Феофилакт Болгарский Ст. 27-30 И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее. Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему. А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим. Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь. Господь подал кусок Иуде для того, чтобы он посовестился общения в столе и хлебе и удержался от предательства. Но Иуда и от этого не улучшился, а отселе стал еще более на стороне сатаны и, как неисправимый, совершенно предался ему. - Доколе Иуда считался одним из учеников и членов святого лика, дотоле сатана не имел к нему такого доступа. Когда же Господь отделил его и отлучил от прочих учеников, объявив его чрез хлеб, тогда сатана овладел им, как оставленным от Господа и отлученным от божественного лика. «Сатана вошел в него», то есть проник в глубину его сердца и овладел его душой. Ибо сатана прежде нападал на Иуду извне, страстью сребролюбия, а теперь совершенно овладел им, внушив ему предательство. Святитель Иоанн Златоуст Ст. 27-28 И по хлебе тогда вниде в онь сатана. Глагола убо ему Иисус: еже твориши, сотвори скоро. Сего же никтоже разуме от возлежащих, к чесому рече ему. Глагола убо ему Иисус: друже, еже твориши, сотвори скоро. И никтоже разуме от возлежащих (Ин.13, 27–28). О, какая бесчувственность! Как можно было не смягчиться и не устыдиться! Но он вышел вон, сделавшись еще более бесстыдным. Слова же: сотвори скоро не означают ни повеления, ни совета; напротив, ими (Христос) укоряет и показывает, что Он хотел бы, чтобы (предатель) исправился, и что Он оставляет его только потому, что он был неисправим. И сего, говорится, никтоже разуме от возлежащих. ...И хотя Он с выразительностию сказал: друже, еже твориши, сотвори скоро, однако ж Апостолы, несмотря и на это, не поняли. Этими словами Он показывал, что все, сказанное Им иудеям о смерти, было истинно. А иудеям Он говорил: область имам положити душу Мою и область имам паки прияти ю: и никто же возмет ю от Мене (10, 18). И действительно, доколе Он не дозволял взять, никто не в силах был; а когда позволил, тогда это стало делом легким. Намекая на все это, Он и сказал: еже твориши, сотвори скоро. Но и тогда еще Он не сделал предателя известным. Могло статься, что он был бы растерзан и убит. Евфимий Зигабен И по хлебе тогда вниде в онь сатана… Сатана вошел в Иуду не так, чтобы Иуда сделался бесноватым; это значит только, что сатана сделался совершенным господином Иуды и сделал его своим рабом, или – вошел в него путем злых помышлений. Блаженный Феофилакт Болгарский Толкование на Евангелие от Луки Лк.22:3. Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати, «Вошел же сатана в Иуду», «одного из числа двенадцати», то есть одного из приближенных и искренних учеников. Никто не надейся на самого себя, но будь внимателен к своей жизни, потому что имеешь страшного врага. Некоторые же слова: «одного из числа двенадцати» понимали так: дополняющего только собой число апостолов, но не истинного апостола и ученика. Ибо что за истинный ученик тот, кто воровал опускаемое в ящик? (Ин. 12:6). Лк.22:4. и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им. Лк.22:5. Они обрадовались и согласились дать ему денег; Лк.22:6. и он обещал, и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе.     Таким образом Иуда принял вошедшего в него сатану и согласился предать Иисуса ищущим Его. Ибо это означает слово «обещал», то есть окончательно заключил условие и договор. И искал удобного времени, когда бы застать Его (Иисуса) без народа, то есть наедине, и предать им. Лопухин А.П. Ст. 27-30 И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее. Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему. А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим. Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь. Иуда должен бы тронуться этим знаком любви, но он был уже слишком ожесточен. На ожесточенных же людей и самые большие благодеяния тех лиц, против которых они ожесточены, производят еще более ожесточающее действие. Получив знак любви, Иуда от этого еще более ожесточился, и тогда в него «вошел сатана», т. е. завладел им уже окончательно, чтобы более не выпустить его из своих рук. ИТОГО: Блаженный Феофилакт Болгарский: Но Иуда и от этого не улучшился, а отселе стал еще более на стороне сатаны и, как неисправимый, совершенно предался ему. Святитель Иоанн Златоуст: Он (Христос) оставляет его только потому, что он был неисправим. Евфимий Зигабен: Сатана вошел в Иуду и сделался совершенным господином Иуды и сделал его своим рабом. Блаженный Феофилакт Болгарский: Иуда принял вошедшего в него сатану и согласился предать Иисуса ищущим Его. Ибо это означает слово «обещал», то есть окончательно заключил условие и договор. А.П.Лопухин: Получив знак любви, Иуда от этого еще более ожесточился, и тогда в него «вошел сатана», т. е. завладел им уже окончательно, чтобы более не выпустить его из своих рук. От себя: Может прежде чем писать требования к Церкви "с искренней надежной на церковное решение насущнейшей, в плане формирования русского религиозного самосознания, трилеммы" сперва ознакомится с позицией Церкви на сей счет? И тогда не понадобилось столь мудрёно, далеко не скромно, обвинять Церковь в невнятной, молчаливой неопределенности, и прочей чепухи. Горе от ума.
Савва / 28.04.2015, 00:54

3. зачем нужен этот бред

или головы наши так светлы,что нечем их забить?
боец / 27.04.2015, 18:10

2. Re: «… - Либо молитва за Иуду Искариота»

Всё это не ново, подобные рассуждения имели место и до революции... Правда, из молитвы пред причастием, вроде бы, убрать упоминание Иуды не предлагалось... Зачем мы вспоминаем в этот момент Иуду? Зачем Иуду вспоминают постом? Да для того, чтобы задать себе вопрос: а как я сам подхожу к Христу - с подлинным раскаянием или с мнимой любовью? Автор делает типичную для человека нашего времени ошибку. Он воспринимает текст перед причастием "объективно", как некоторую информацию, которую надо осмыслить саму по себе. Вот, например, Иуда, как к нему относиться... Можно ли за него молиться келейно... А то больше не за кого, видимо, молиться... За себя что уж там молиться, за родственников и за другов своих... Тут и так всё понятно. А мы вот возьмём какую-нибудь сложную историческую фигуру типа Иуды (или Пилата) - и вот помолимся за него... Это - своего рода пренебрежение молитвой... Если ты молишься со слезами, то вряд ли тебе придет в голову о том, кто не близок твоему сердцу, с кем ты не чувствуешь духовного родства... И об Иуде нам говорится не для того, чтобы в этот момент (перед Чашей) мы задумались о своем отношении к Иуде. Мы должны задуматься о своем отношении к Христу. Иуда предал Господа - не из страха житейского, а сделавшись орудием сатаны... Не являемся ли мы таким орудием? Не предаем ли мы Господа ежечасно? Ужаснувшись бездны, в которую мы каждый можем пасть, мы и должны подходить к Чаше - как по соломинке, по лучику света, идущему от Христа, помятуя о собственном недостоинстве. Недалеко мы ушли от Иуды, но это - не наш сознательный выбор, мы хотим быть с Тобой, Господи! Вот для этого внутреннего беззвучного крика и нужно имя Иуды, как придающее верную перспективу... А об участи любого человека - не нам судить.
Андрей Карпов / 27.04.2015, 16:51

1. Re: «… - Либо молитва за Иуду Искариота»

С ума сходить только не надо... Если Церковь, ведомая Святым Духом не вносила ничего дополнительного по поводу нечестивца, то и нам не надо - все давно ясно - вместо покаяния перед Христом, висевшим на кресте и умиравшим в т.ч. и за него, за иуду, христопродавец пошел и удавился. А самоубийц даже на христианских кладбищах не хоронили - они сразу а ад идут... Он не покаялся перед Христом во грехе и с ним умер - соотв. пошел в ад. Что автору тут не ясно??
Фёдор / 27.04.2015, 16:22
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Сурин
Я знаю, что я ничего не знаю
Незнание есть наличие Свободы. Неверие есть неизбежная катастрофа Бытия
01.10.2022
Забудь о смерти
Современный мир стал безумным
22.06.2022
Байстрюк по имени Международное право
Денацификация Украины не есть вопрос политический, это вопрос сакральный
09.04.2022
Как хороши, как свежи были розы…
Мы уже ничего не боимся
28.03.2022
Так будет ли Армагеддон?
Сегодня ощущается скорое наступление обновлённого Мира
14.03.2022
Все статьи Владимир Сурин
Последние комментарии
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от РомКа
25.04.2024 10:37
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 10:32
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 09:36
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24