Давайте посочувствуем польской власти. Да, отношения между нашими странами сейчас непростые, но это не значит, что русские должны быть злыми. Я выражаю дружественному польскому народу глубочайшее соболезнование в связи с присуждением американской киноакадемией статуэтки «Оскар» в номинации «Лучший иностранный...» фильму «Ида».
Сюжет картины, если кто не смотрел, таков: послевоенная Польша, унылая и мрачная, как «Левиафан» Звягинцева. Молоденькая послушница католического монастыря готовится принять обет, чтобы стать монахиней. Но настоятельница советует не торопиться и отправляет её повидаться с тетей. Тетя оказывается прокурором-еврейкой, которая открывает племяннице глаза на национальное происхождение. Вместе они отправляются на машине к родовому гнезду. Это унылый сарай, в котором живут тупые, звероподобные польские крестьяне. Оказалось, что во время немецкой оккупации, когда антисемитизм был официальной политикой, крестьяне убили родителей послушницы, а вместе с ними и малолетнего сына еврейки-прокурора, чтобы завладеть их родовым гнездом. В обмен на отказ от имущественных претензий тупой, звероподобный польский крестьянин, которого, тем не менее, мучит раскаяние, выкапывает черепа убитых и отдает их послушнице и прокурору. Останки тетя и племянница перезахоранивают на семейном еврейском кладбище - заросшем и пришедшем в полное запустение. Тетя курит, пьет водку - даже за рулем, блудит и в итоге уходит из жизни. Ее племянница возвращается в монастырь, но прежде чем вернуться, курит, пьет водку и блудит на фоне распятия, что, по замыслу режиссера, демонстрирует крушение христианства, не способного ни очеловечить звероподобных польских крестьян, ни сохранить жизнь и нравственность двум хорошим еврейским женщинам, одна из которых еще за несколько кадров до падения была девушкой.
Почему я выражаю искреннее соболезнование современной польской власти в связи с фактом вручения «Оскара» фильму «Ида», снятом, кстати, поляком? Потому что современная Польша чего только ни делала, чтобы угодить Соединенным Штатам Америки и прослыть в их глазах своею, чего она только ни делала... И - такая оплеуха. «Оскары» давно стали идеологическим действом, призванным средствами шоу и самого массового из искусств расставлять правильные, с точки зрения США, политические акценты. В данном случае, вручив статуэтку картине, в которой польскими же усилиями поляки представлены злобными и корыстными скотами, а католичество, столь дорогое Польше, - религией, сопутствующей бесчеловечным преступлениям, - США плюнули польским властям в душу, поскольку те, давно находясь в фарватере американской политики, а иной раз в лакейском рвении даже норовя забежать вперед паровоза, наверняка рассчитывали на иное к себе отношение. Оказалось, что хозяевам мира глубоко наплевать на мнение слуг о самих себе. Просто пнули сапогом, чтоб обслуга знала свое место, - и всё.
Убивали поляки евреев из корыстных соображений во время немецкой оккупации, чтобы завладеть имуществом убитых? Наверное, были такие случаи. Война пробуждает в людях как всё лучшее, так и всё худшее. Кто-то убивал, а кто-то спасал. Но фильм - про то, как убивали. И «Оскара» дали за эту тему. Заодно, походя попинали христианство. Впрочем, не походя, а активно и целенаправленно.
Выражаю полякам соболезнование.
Нашей стране соболезновать бессмысленно, делать уже что-то надо. «Иде» в борьбе за престижный для кинематографических конъюнктурщиков всего мира приз неожиданно проиграл «Левиафан». Это настолько топорно сработанное пропагандистское изделие, что размышлять о нем скучно. Русофобия, ненависть к православию облечены в форму нарушения всех мыслимых и немыслимых табу - герои разговаривают с экрана матом, в том числе, в присутствии не только героинь-женщин, но и героев-детей. Героиня, изменив мужу, сидит у кровати любовника без трусов, с раздвинутыми ногами. Ну, посмотрели... А для чего вообще эта сцена? А сделано это с простой целью, она читается в каждом кадре этого почти оскароносного фильма - Россия настолько отвратительна, что в ней допустимо все, церемониться более не для кого и не для чего.
Есть в России продажные до цинизма чиновники? Смешной вопрос! Лицемерные священники, пуще всего полюбившие земную власть и связанные с нею выгоды? А когда их не было? Наше время не исключение. Пьяницы, дуболомы, опустившиеся до самого нельзя, плывущие по течению люди? Есть. А других нет? В «Левиафане» - нет. За это и дорожка к «Оскару». Россию Звягинцева не то что не жалко, а просто-таки необходимо уничтожить. Во всяком случае, если «эта страна» исчезнет, «цивилизованный мир» ничего не потеряет - вот и весь пафос. Пьют, как и в «Иде», герои «Левиафана» очень много, даже больше, чем их польские коллеги, гораздо больше! Но до «Оскара» все равно не дотянули.
Соболезнование режиссеру Звягинцеву и всему творческому коллективу фильма. Сняться в такой похабщине и остановиться в шаге от успеха! Уж и так, и сяк свою страну охаяли, а хозяин лишь по загривку потрепал. А косточку - статуэтку - поляку кинул.
Есть в истории двух претендентов на «Оскара» в номинации «Лучший иностранный фильм» одна объединяющая эти картины педагогическая особенность: холуи, как ни пытайся они услужить, выше сапога своего хозяина все равно не поднимутся.
Сергей Александрович Заруднев, заместитель редактора газеты «Красная строка», г. Орел
2. Ответ на 1., Анатолий Пронин:
1. Re: Оплеуха холуям, или почему звероподобные поляки оказались оскароноснее отвратительных русских