О непрерывности истории

Выступление на круглом столе Изборского клуба «Непрерывность русской истории» в Брянске 2 декабря 2014 года

Бывший СССР 
0
563
Время на чтение 10 минут

Мы обсуждаем в значительной степени небанальные вещи, потому что непрерывность нашей истории - это огромная и острая проблема. Самое первое, что приходит в связи с этим в голову, это то, что современная историческая наука находится в очень сложном положении. Так сложилась ситуация, что наша историческая наука пошла по пути углубляющихся узких специализаций, когда историки в силу обширной фактографии очень хорошо знают только свою тему, но при этом утрачивают целостный взгляд на прошлые эпохи и на их соотношение с современностью.

Это, собственно, не упрек историкам. Многие историки сами признают эту проблему, о чем свидетельствовали, например, специальные семинары в нашем Институте динамического консерватизма. И здесь возникает вопрос: что такое историческая наука, является ли она наукой в классическом понимании? Является ли она наукой в том понимании, в каком науками являются точные и естественные дисциплины? Или полагать так - это некая дань позитивистской картине мира, когда все человеческое знание пытались подогнать под рамки физики, допустим, или математики? Мы знаем много примеров, когда серьезные ученые занимаются математическим моделированием истории, объяснением базовых исторических процессов с помощью выявления точных математических параметров того или иного явления. Что далеко ходить, у нас в Изборском клубе Георгий Геннадьевич Малинецкий профессионально занимается таким моделированием.

Но это лишь один аспект исторической науки. С другой же стороны, мы все больше понимаем, что историческое сознание формируется по своим весьма своеобразным законам и оно оказывает принципиально важное воздействие на историю как науку. И вот здесь мне очень близка точка зрения известного французского историка и мыслителя Филиппа Арьеса, который полагал, что история имеет в значительной степени эстетическую природу. Очень многое в понимании истории зависит от вкуса как дара историка. «Именно благодаря вкусу он способен отличать эпохи подобно тому, как друг от друга отличают картины и симфонии в искусстве», - писал Арьес. Зачастую, не обладая точными археологическими данными, но благодаря наличию такого вкуса, дара восприятия эпохи как целого, как картины, историк способен определить, является ли данный артефакт принадлежностью того или иного времени, является ли данный поступок, или данное высказывание, или данный речевой оборот принадлежащим конкретному периоду.

И это эстетическое начало истории заставляет нас посмотреть на наше прошлое как на череду определенных явленных в божьем мироздании симфонических комплексов, которые для чего-то нам продемонстрированы. Причем продемонстрированы не в какой-то объективистской картине мира, где нет наблюдателя, где нет никого, кто может оценить, что это было, - а именно для нас. Это показывается не для кого-то, жившего раньше, а именно для нас, для ныне живущего субъекта. Именно актуальное «Я» живого человека, тенденциозного, страстного, любящего и ненавидящего, способно оценить наличие симфонической картины эпохи или самой истории народа как череды таких эпох и стилей, - в чем и насколько эта история целостна, и в том числе насколько она непрерывна.

Сам вопрос о непрерывности истории имеет психологическую подоплеку. Непрерывность истории в значительной степени определяется тем, кто на нее смотрит, кто ее истолковывает, кто интерпретирует. Если этого субъекта не оказывается, если такой субъект не воспитан в школе и в университете, то никакой непрерывной истории, конечно же, не будет, - она рассыплется на тысячи и миллионы осколочных фактов, которые будут противоречить друг другу, сталкиваться друг с другом.

Отсюда болезнь «перепахивания» прошлого, - когда наступала новая эпоха, отменяли старые каноны, ценности, отменяли старые учебники, ссылаясь на то, что предыдущая власть редактировала историю, редактировала национальную картину мира, как будто это была некая вивисекция, вторжение в правду истории. Но взамен этому редактированию критики предлагали хаотический взрыв картины мира, и чрезвычайно примитивную, упрощенную схему истории (то, что сейчас произошло на Украине).

Так что же такое история? Это наука или нечто художественное? Ответ в том, что история - это своеобразный метод познания жизни, и в нем действительно есть мощное художественное начало, можно сказать, нечто сродни искусству. Заметьте, недаром самые убедительные трактовки истории, которые заражали современников и заставляли изучать историю, дали те авторы, которые были не чужды художественного начала. Взять, например, Николая Михайловича Карамзина. У меня к нему как к историку масса претензий. Я сам писал о том, что эпоху Ивана Грозного он исказил так, что мы до сих пор не можем до конца справиться с этим. Но с другой стороны его «История Государства Российского» породила целое поколение людей, которые увлеклись нашими древностями и стали искать в прошлом себя, свой дух, свое родовое начало. В этом смысле у Карамзина был великий дар. Безусловно, это было произведение, написанное горячим страстным писателем. Может, потому он описал Ивана Грозного как зловещего тирана, что у него была потребность романтически, в чем-то сентименталистски дать образ злодея русской истории. Он «перегнул палку» скорее всего именно в силу своей эстетической тенденциозности.

Историк всегда тенденциозен. Пора понять, что история не может не быть тенденциозной. Так же как человек, любящий свою родину, не может не быть тенденциозным. И мы обречены редактировать прошлое, потому что без редактора нет Книги, нет Писания, а есть только обрывки и отдельные записи, которые, если мы не соединим их, соединит кто-то вместо нас и за нас.

В случае с Иваном Грозным, так же как с императором Павлом, с Николаем II, со Сталиным, отчасти с Петром I и некоторыми другими фигурами, мы нередко становимся заложниками не просто тенденциозности талантливого историка-художника, но целых традиций тенденциозности, порожденных и такими талантливыми одиночками, и благодаря политическому заказу (к примеру, некоторые считают, что негативный образ Ивана Грозного поощрялся Романовыми, поскольку этот государь во многом «затмевал» собою всех последующих российских государей).

Возьмем другой пример - Лев Николаевич Гумилев. К нему относятся очень по-разному, но мы не можем отрицать, что этот человек, будучи сыном двух великих русских поэтов, явился носителем великого дара - художественного зрения истории и ясного художественного слова, с которым он пришел в науку. И благодаря этому он привлек огромное внимание и к своей теории, и к русской истории, и к мировой истории. У него были очень дерзкие откровения, прозрения, но нельзя отрицать, что для нашего поколения он стал законодателем моды в исследовании истории, исторических циклов, истории цивилизаций. Он показал, что это может звучать современно, звучать в дискурсе синтеза наук в их современном виде.

Сказанное не значит, что я призываю всех историков превращаться в писателей. Боже упаси! (В конце концов, любопытство к прошлому может обернуться и тягой к коллекционированию исторических анекдотов или написанию беллетристики, в которой развлекательное начало перевешивает стремление к истине и раскрытию духа эпохи - у всех на слуху «романы-исследования» Э.Радзинского, одного из самых коммерчески успешных имитаторов исторического самопознания.) Я просто указываю на эти примеры как на доказательство того, что есть огромная потребность в целостной картине прошлого. И эта потребность время от времени удовлетворяется так или иначе за счет талантливых историков-концептуалистов. В итоге формируется та непрерывность истории, которая необходима для того, чтобы человек чувствовал себя полноценным.

Сейчас стала актуальной тема культурно-исторической памяти. Память ведь тоже психологическая категория. Если мы имеем дело с некой разорванной хаотической историей - это, фактически, такое состояние общественного сознания, когда в его памяти наблюдаются провалы, «перескоки», превращения. Это своего рода социальная психическая травма. Причём я это говорю без всяких шуток - это никакая не метафора. Это, действительно, болезненное состояние общественного сознания, когда мы не различаем циклы собственной истории, элементы ритмических повторов, или, наоборот, когда в нашем сознании вдруг всплывают какие-то ложные дежа вю. Например, когда человек не видит никакой связи и логики в собственной истории, но зато он может остро переживать, что сегодня в России всё развивается так же, как развивалось во Франции времён Великой Французской революции, или строить всё по аналогии с английской революцией. Таких примеров много. И наша история, особенно в ее трагических страницах наполнена целыми партиями людей, которые мыслят такими категориями ложных дежа вю. Причем эта болезнь сама по себе становится фактором политики и политических решений.

Сам я много лет разрабатывал концепцию «трёх Смутных времён России». Я не буду её сейчас пересказывать. Эта концепция призвана структурировать наше историософское пространство и показать диалектику прерывности и непрерывности. Потому что нет какой-то тотальной непрерывности. Мы имели дело с такими эпохами, когда Россия как национальная общность стояла перед угрозой полной утраты идентичности. Александр Андреевич Проханов называет эти эпохи «чёрными дырами русской истории», в которые, как он говорит, могла провалиться Россия, чтобы уже никогда не вернуться оттуда. Вот это Смутное время, или «черная дыра» (здесь мы мыслим абсолютно конгениально, только он мыслит как писатель, а я как философ) - тема для нас чрезвычайно животрепещущая, поскольку третье Смутное время мы с вами пережили и видели, испытали на себе.

Опыт Смутного времени не должен забываться, нельзя оставлять в прошлом память и о его трагедии, и о его преодолении. Его необходимо зафиксировать в том числе и в методологии исторической науки. Непрерывность нашей истории выражается, на мой взгляд, в том, что русская цивилизация постоянно находится в некоторой борьбе сквозных исторических начал: начала самоотрицания, апеллирующего к внешним субъектам и начала самовосстановления и самоутверждения.

В целом русская историософия схематично описывается как борьба трех субъектов, трех контуров, трех ракурсов будущего.

Одно из них - это начало самостоятельности русской цивилизации, её самораскрытие. Это начало, которое связано с тем, что последствия Смутных времён преодолеваются, и вся цивилизация, весь культурный слой цивилизации развивается в направлении к «своему-высшему». Это начало пронизано стремлением к аттракторам русской истории, русской культуры, русского духа, нашей религиозной веры и нашей светской науки, которое связано с предвосхищением тех достижений, которые заложены, запрограммированы в самой природе русской цивилизации. Вот это и есть самораскрытие к своему-высшему.

Другим таким началом, которое ему оппонирует, и находится вне России, но, при этом, является постоянно активным игроком русской истории, - это Западная цивилизация, стареющая, но более опытная. Дряхлость заставляет Запад применять изощренную логику, методологию двойных стандартов, уйму всевозможных ухищрений, обманов, которые и сейчас мы на себе испытываем. Потому что иначе - без лукавства, без двойных стандартов, - она не способна справиться с более молодой, потенциально более мощной цивилизацией.

Поскольку прямое столкновение двух цивилизаций не приводит к победе одной из них, в силу того что это два очень мощных комплекса, то внутри России образуется третье начало, третий субъект борьбы - это начало русского западничества. Это начало, которое постоянно оппонирует первому, старается объяснить ему, что оно не право: не нужно стремиться к своему-высшему, не стоит «изобретать велосипед», истины универсальны и уже открыты, и русским остается лишь приникнуть к Западу как носителю истины и забыться в его объятиях. Потому что, внушают западники, чужое-высшее лучше, чем свое-высшее. Не стоит рисковать, не стоит идти по пути собственных ошибок, которые иногда трактуются ими как национальные пороки, а нужно чужое-высшее всего лишь пересадить на нашу почву. Несмотря на большую уже традицию западничества и нередко его высокий интеллектуальный уровень, ему всегда свойственна определённая внутренняя ущербность. Его духовную нищету никак невозможно ни скрыть, ни отменить. Но, тем не менее, наша история до сих пор вращается вокруг этой драмы - борьбы и взаимопроникновения трёх этих начал.

Ясное осознание этой драмы само по себе очень полезно и даже целительно для нашего исторического сознания. Когда мы забываем о нем, или не замечаем борьбы трёх этих начал, мы становимся беззащитными перед скрытой борьбой, которая постоянно, то разгораясь, то затухая, ведется в недрах России. Поэтому даже когда Смутное время далеко, потенциально оно дремлет внутри русской действительности и может вернуться. Если взять период после смерти Сталина, это ползучее стремление «пятой колонны» к тому, чтобы начать ревизовать достижения России-победительницы, идеализировать Запад и культивировать дух самоотрицания уже давало о себе знать, и эти явления постепенно нарастали. Они стали некой лесенкой вниз, движением по направлению к новому Смутному времени.

Другим проявлением болезненного исторического сознания является зачастую искреннее стремление перечеркнуть ту или иную эпоху нашего прошлого. Безусловно, даже если это делают искренне, это мешает нам строить единую и непрерывную картину русской истории. Очень часто от своих коллег и даже в некоторой степени единомышленников приходится слышать неправомерные попытки унизить одну эпоху с помощью другой. Например, говорят: «Ну что вы сочиняете про советское время, про его достижения? Вы что, хотите опять попасть в эпоху пустых прилавков, талонов на товары и т.д.?» То есть, они оперируют фактами вполне конкретной эпохи, причём, заметьте, эпохи горбачёвской. И сравнивают пустые прилавки с какими-то благами дореволюционной России. Но ведь я могу привести примеры от противоположной стороны, когда нам говорят: «Ну что вы фантазируете про Российскую империю? Вспомните японскую войну, вспомните, как снабжалась армия в первой мировой войне, вспомните об отрёкшемся государе, на защиту которого никто не выступил!» - и данные факты конца романовской империи сравнивают с победами эпохи Сталина, с выходом СССР в космос и т.д.

Вместо того чтобы сопоставлять то, что действительно сопоставимо, они сталкивают слабые стороны одной системы с сильными сторонами другой. То есть идёт передергивание, а не честный разговор о нашем прошлом. Мы же должны понимать, что каждый цикл русской истории заканчивался, и заканчивался он не на высокой ноте. Он заканчивался трагически, он заканчивался болезнями. Однако, это не отменяет величия нашей истории, величия этих побед, которые были и в Российской империи, и в советский период. Изживая травматичность своего прошлого как разорванного и распавшегося сосуда, современность восстанавливает психическую целостность своего субъекта, восстанавливает способность воспринимать свое происхождение как непрерывное единство, несмотря на все драмы и трагедии этого происхождения. Мы тем самым показываем и доказываем себе, что являемся жизнеспособным народом, крепко стоящим на своих ногах и смотрящим в будущее.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. Re: О непрерывности истории

Зачастую, не обладая точными археологическими данными, но благодаря наличию такого вкуса, дара восприятия эпохи как целого, как картины, историк способен определить, является ли данный артефакт принадлежностью того или иного времени, является ли данный поступок, или данное высказывание, или данный речевой оборот принадлежащим конкретному периоду. (c) Вот только достоверна ли окажется его оценка?.. Не, без фактов никуда. Без фактов и адекватного к ним отношения. Последнее тоже важно. На РНЛ этого некоторым читателям не хватает. Скажем, при Сталине расстреливали людей. Ни за что, попирая законы и здравый смысл. Много расстреливали. Это факты. Что же делают некоторые читатели? Они делают "финт ушами" и говорят, что это как бы эти сотни тысяч погибших - их вроде и не было, а если и были, то уголовники, а если не уголовники, то враги советской власти, а если не явный враги, так латентные, а если не латентные, так просто слишком самостоятельно-либеральные (а таким у нас не место), а если не самостоятельные, то... ну... ошибочка, бывает, время такое. Прошу последующих комментаторов не начинать дискуссию о роли Сталина в истории, я просто привел пример в качестве иллюстрации.
рудовский / 05.02.2015, 11:35

2. Re: О непрерывности истории

В авторской схеме трех начал мы видим Россию странной, непонимающей самой себя.Но побеждающей волей, а не умом. Почему побеждает, но не умом? Потому, что в схеме трех начал, суть та же формула диалектики, Россия не знает что защищает. Запад знает - Природу. А Россия не знает, что защищает Творение. Творение первично, а Природа вторична. Мат и реализм - материализм, почти матириализм ( на слух так и не заметишь разницы). Материализм Природы состоит в том, что в Природе есть ад, но лишь как усмиренное адское. Ибо Потопа больше не будет. Адское в Природе и есть мат (если говорить по русски, то мат - слова ада , его логос). Позитивизм в Науке привел к чему? К познанию Природы. К картине мира и Истории на этом основании : диамат и истмат. Но для православного духа русской цивилизации и культуры такое научное знание является и истиной и не Истиной. Истиной по Природе и не Истиной по Духу, по коду русской культуры и цивилизации (уклада жизни и нравов,где царит примат Духа в Природе). У нас есть марксистско-ленинское учение. Это учение о Природе. Но в нем есть истинное ядро, которое надо перенести на Творение, - диалектика Гегеля. Тогда, когда таким образом мы творчески обогатим и разовьем марксистско-ленинское учение,мы устраним через понимание понятие Зверя в Истории. С ним Россия и так все время борется, но по большей части волей, а не умом. Итак, надо перенести диалектику Гегеля за Природу - в Творение, и оттуда снова провести до конца, через всю Историю. Тогда мы получим православную диалектику Творения и Природы в Истории.И выйдем к понятию духа в Духе. Природы в Творении. Соответственно и Истории.
Бондарев Игорь / 04.02.2015, 23:33

1. Re: О непрерывности истории

Гумилёв одним тем, что не соотносил Историю с Божественным провидением, оставил себя на задворках исторической мысли, не смотря на все свои завиральные "прозрения", не имеющих ни малейшего повода быть доказанными.
Берест / 04.02.2015, 15:13
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виталий Аверьянов
С почином вас, мастера кино!
На экраны выходит фильм «Позывной Пассажир» по мотивам романа Александра Проханова «Убийство городов»
13.03.2024
Основа Русской Идеи – служить миру
Беседа с заместителем председателя Изборского клуба, доктором философских наук В.В. Аверьяновым 
14.02.2024
«Полюса русской идеи в конце концов сближаются»
Беседа с заместителем председателя Изборского клуба, доктором философских наук
25.01.2024
Все статьи Виталий Аверьянов
Бывший СССР
День памяти дипломата кн. А.А.Безбородко
Сегодня мы также вспоминаем дипломата путешественника И.И.Лепехина, художника В.Л.Боровиковского, историка литературы Л.Н.Майкова, генерала П.И.Батова, писателя С.П.Залыгина и реставратора А.П.Грекова
19.04.2024
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Контора артели «Новый путь», чайхана, «наливайка» – всё это на месте святынь
18.04.2024
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Как сохранить Россию, укрепить Государственность и Церковь, необходимо обсуждать на всенародном уровне
18.04.2024
Высока у подвига цена
К 90-летию учреждения звания Героя Советского Союза
17.04.2024
День памяти М.В. Ломоносова
Сегодня мы также вспоминаем актера Ф.Г.Волкова, мореплавателя В.Я.Чичагова, художников Д.Г.Левицкого и А.Я.Головина, филолога Д.Н.Ушакова, танкистов С.В.Хохрякова и С.Ф.Шутова, писателя Б.Н.Ширяева и Патриарха Алексия I
17.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Павел Тихомиров
19.04.2024 09:55
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11