itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

О фильме «Левиафан»

0
1623
Время на чтение 6 минут

Об этом фильме много говорят, мнений столько, что писать меня понуждает желание высказать то, что не прозвучало нигде и не от кого, но, уверена, будет воспринято и принято многими читателями Русской народной линии.

Два слова об азах, которые дают представление о том, с какой стороны подбираться к художественному продукту (кино, пьесе, роману и пр.). Его оценивают с точки зрения художественных приемов, с одной стороны, с другой ─ судят по заложенной в нем ИДЕЕ.

С самого начала, то ли сам «почти оскароносец» Звягинцев, то ли скоропалительная критика подвели идейную канву этого опуса в однозначном ключе: страшное чудовище - государство жестоко расправляется с индивидом, «Левиафан» проходится по всему, что дорого этому индивиду, тяжеловесным отвратительным катком. Всё. Конец. Такое творчество называют «чернухой». Того самого «прорыва» в новое душевное состояние, в некий взрыв душевных сил, - то что знали еще древние греки и называли катарсисом, не происходит. Да, жалко трудягу по имени Николай - но от экрана отходишь в полуразрушенном состоянии, и лишь мало -помалу восстанавливаешься при возвращении к реальным современникам: они работают, думают, рассуждают, переживают за близко проходящую войну, плачут и радуются, и живет у всех надежда, что жизнь их не случайна и есть в ней высший смысл, и главное, есть незыблемые опоры несмотря ни на что.

С ужасом вспоминается вечер просмотра: что это было, зачем, кому это нужно? В чем, вообще, в конце концов, состоит цель искусства? Чтобы посильнее шарахнуть, поэффектнее, поизысканнее? Похоже, наши «мэтры» полагают, что цель искусства именно взбудоражить любой ценой, долбануть по мозгам, используя режиссерские и операторские приемы. Главное, чтобы не было скучно. И стараются, кто как может. Именно кто как может, потому что отрицать скуку, вызывая чистые слезы катарсиса не может, вроде бы, уже никто. В современных шедеврах, особенно тех, кои входят в шорт лист прославленных фестивалей, опустошенный человек пребывает в маяте от проблем пола; как правило, он находится во власти инстинктов, вообще, неких запретных влечений, подсознаний. Подвалы эти художниками вскрываются, они в них заглядывают, и вытащенное из смрадного душного пространства называют неким откровением, новым словом о человеке!

Вот эта неспособность вызвать сильный, светлый подъем душевных сил зрителя не свидетельство ли упадка искусства и деградации культуры в целом? Хотя нет, я не права, культура держит этот удар до тех пор, пока знает цену такому искусству и не принимает его.

Упрощенный идейный ряд «Левиафана» прикрывается внушительным названием фильма. Библейские образы у современных язычников остаются в «эстетической» цене, создают видимость глубины и значительности. Кто-то кинул в том же духе, мол, главный герой - это русский Иов... Но история Иова Многострадального куда глубже, это притча, в коей Иов ведет диалог с Богом! И Бог может взять, а может и вернуть по своему ему одному ведомому раскладу. Это притча о вере в Него даже на предельной полноте страдания.

Но в ленте проходит расхожее: если мне плохо, то Бога нет! Старая песня о том, что Бог существует только для того, чтобы у меня всё было хорошо.

В начале текста я неслучайно заметила, что идейный ряд этого фильма как-то сразу для всех определился: преступная громада провинциального госаппарата давит как клопа безобидного обаятельного главного героя по имени Николай. Потрясение от этого случая и составляет драму?! Да нет. Это не так. Помимо воли создателей фильма, здесь обозначилась другая, истинная драма, глубокая, знаковая для нашего времени.

Дом главного героя был обречен на погибель, давно месту этому «пусту быти». И если не губернатор в сговоре с архиереем и судьями, то пожар или смерч должны были его стереть с лица земли и поставить твердую точку, а не вопросительный знак или многоточие. И вот почему.

В нравственной системе координат, которую мы называем традиционными ценностями, есть представление о женщине как хранительнице нравственных начал жизни. И нелишне напомнить себе и оппонентам, которые найдутся: в число этих ценностей входит такое ясное и чистое понятие, как супружеская верность, вообще, внутренняя сила женщины, способной подставить плечо мужчине в момент тяжелых испытаний, она вселит надежду, она не предаст, и в собственных глазах ни за что не променяет такую самоиндификацию. Пусть через взлеты и падения, но женщине суждено быть в нашей системе нравственных ориентиров таким вот компасом в житейском море, хранительницей исконной мудрости. Коими веси путями, чутьем каким-то, через русскую классическую литературу и памятью о бабушках и прабабушках наших такой тип женщины пробивается в наш менталитет.

Между тем, в этом «русском» по происхождению фильме мы видим персонаж, выстроенный по чужим калькам. Героиня Лиля глубокомысленно помалкивает на протяжении фильма, но сказать ей, в общем-то нечего. Растения не говорят, они живут вегетативными законами ( хотя ученые и утверждают, что они вегетативно положительно отзываются на классическую музыку). Есть ли более уродливая нравственная ситуация, чем домогаться того мужчины, который является другом твоего супруга? Но растения себе таких вопросов не задают, как и люди, ставшими предельными циниками по жизни. Но здесь все-таки случай вегетативности, потому как не видно, чтобы героиню тянуло к успешности другого мужчины, или просто - в столицу, или чтобы уж такая страсть непреодолимая обуяла, сопровождаясь тысячами разнообразных переживаний, как у Анны Карениной.

Запретное влечение подается многозначительно, как некая неизбежность жизни, почти освящается. Нам предлагают признать законное право человечества на вегетативность и сопереживать ей. Нравственная же стойкость, борения души, совесть в этой системе векторов вообще не существует, будто их и в природе нет. Режиссер с толпой критиков и ценителей похоронили их, как атрибутику искусства и литературы времен тоталитаризма.

Героиня не только не помогла мужу, а нанесла подлый неожиданный удар в труднейшую для него минуту, превратила в ад жизнь пасынка Рому. Мальчишка этот мучается, зная, что в доме живет предательство, грязь. Но сила собственного вегетативного влечения сильнее сострадания и ответственности за душу этого только начинающего жить человека. Она, кстати, опустошила душу и друга-адвоката, склонив к низкому позорному поступку. И друг-адвокат оттолкнул от себя это нравственное чудовище. Героиня страдает, понятно, что растение, если ему не дают его растительных условий, загибается.

В фильме водка льется чуть ли не литрами. Но интересно, что сия героиня не пьет вовсе. Водка, хотел этого режиссер или нет, воспринимается как символ отключенного сознания. Сознание сдается и отходит в сторонку у остальных персонажей. Бездумно отдыхают, бездумно страдают, но в какой-то момент трезвеют и делаются людьми. Героине отключать и включать нечего, у растений сознания нет вовсе. У нее - гениталии, которые обнаруживаются на всеобщее обозрение как некий глубокомысленный образ (у растения это тычинки и пестик). Одно сие явление придушит любой катарсис.

Создатель фильма всеми возможностями своих пауз и ракурсов пытается поселить к ней сострадание. Такой европейский цветочек (Лилия) попал в суровую российскую действительность и был загублен!

Но, кажется, достаточно понятно теперь, почему дом на берегу залива, где дуют холодные северные ветра, а зимы так суровы, сделан «по-европейски», с окном в одну раму на всю стену, и окно это находится не на холодной веранде, а в жилой кухне. Дом-эфемер, обреченный в России.

Если так понимать идею фильма «Левиафан», то его можно бы и принять, если бы не тошнотворная нецензурная брань. Если господа художники ищут жизненной достоверности, то пусть имеют в виду, что натурализм никогда не был спутником шедевров. Не надо нам улицы, мы и без ваших шедевров всё о ней знаем.

И последнее. Конечно, Звягинцев - он был в этом уверен - опустил Церковь, растоптал даже. Невзоров и ему подобные испытали злорадное торжество почище катарсиса. Но все разоблачения такого рода стары, как мир. В них даже есть доля правды. Только Церковь Божия стояла и будет стоять. И никакие «врата ада ее не одолеют». Звягинцев хотел ее уничтожить, когда в кадре показал новый храм, построенный на месте разрушенного дома главного героя, а вышел утверждающий образ. Независимо от плохих либо хороших священнослужителей и лукавых богомольцев, Церковь, даже один ее силуэт на городском перекрестке, или на берегу студеного моря будет сиять образом чистоты и нравственной силы.

Ольга Ивановна Ходаковская, кандидат философских наук, заведующая архивом Санкт-Петербургской митрополии
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

15. По фильму "левиафан"

Я вот фильм не смотрел.Но глядя на тех кто утверждает, что у нас за последние годы эрефия "встала с колен".То надо посмотреть. Если под вставание с колен понимать уничтоженную производственную базу страны, оскотинивание в образование, платную медицину,свободный сбор и трансграничная передача персональной информации граждан и народа на запад и на восток, усиленная подготовка к выдаче "международных" аусвайсов типа УЭК, правовой беспредел и национальное унижение русских и официальный запуск с 1.01.2015 Ювенальной юстиции под соусом соцпатроната и т.д. и т.п. то приходится с сожалением констатировать, что у нас разные пути дороги и разные "патриотизмы" .... Да я бывает ошибаюсь, но что бы так "встать с колен" нужно упасть на.... четвереньки...по собачьи.Или по скотски, или по звериному... Ну, это кому как нравится...ПРИЕХАЛИ. Начали за здравие ,а закончили за упокой...
РУСБОР / 31.01.2015, 23:36

14. Re: О фильме «Левиафан»

Блинов просмотр пиратских копий - это не просто воровство... Это еще и потакание воровству (потому что каждый заход на сайт с пиратскими копиями повышает его популярность увеличивает шанс на выдачу в поисковых системах). Поймите эту простую вещь :) Модераторы снова и снова не пропускают комментарий, посвященный этому фильму. Что ж, повторю. До выхода фильма в прокат есть только 3 варианта его просмотра: - на либерасто-гламурно-богемных тусовках где-нибудь в районе Арбата/Рублевки - на сайтах с пиратскими копиями - в доме культуры Териберки, где для жителей организовали специальный показ. ПАТРИОТАМ на "тусовках" с участием собчаков-сванидз-подрабинеков делать нечего, так? Их туда и не позовут, а если и позовут, то нечего посещать такие мероприятия. Значит, этот вариант отпадает. Отпадает и последний вариант: отзывы на фильм оставляли деятели из Самары, СПб, Ярославской области и пр., а не только жители Териберки. Остается последний вариант - просмотр пиратской копии. Иными словами, остается крайне неэтичный вариант. Более того, пиратские копии фильмов, которые появляются в сети до выхода на экран, зачастую отличаются от официальной версии. Порой это вообще произведение с другой концовкой (то есть по сути другое произведение) или по меньшей мере с другим монтажом и озвучкой. Невозможно написать честный и правдивый отзыв по пиратской копии. НЕВОЗМОЖНО. Таким образом, многие так называемые патриотичные критики либо на самом деле обычные члены гламурных "тусовок" (что весьма возможно; например, у нас есть сенатор, который критиковал Испанию за ряд новопринятых законов, мол, никуда не годятся и вообще так жить нельзя, однако уже после этого купил там виллу), либо они живут по принципу "не читал, но осуждаю". Резюме: - воровать - плохо - одобрять воровство - плохо - лицемерить - плохо - ажиотаж, поднятый фильмом, несоразмерен его реальной ценности; фактически это повторение эпизод с пусь риотами: там тоже вокруг малозначительного 3-минутного хулиганства раздули истерику вселенского масштаба.
рудовский / 29.01.2015, 22:13

13. Марина

"Профессионально фильм сделан блестяще" Где вы видите профессионализм? Фильмы снимают, как блины пекут! Всё просто, с одного кадра! Профессионализм предполагает долгий процесс, при современных технологиях, не может быть ни какого "профессионализма"! Всегда удивляет, как не стыдно, какой-нибудь "звезде" заявлять о том, что, в данный момент она(он) трудится в 2021 картине! Отсюда и дворцы у них, "звезд" современного кинематографа! Залезли в наш карман и ещё над нами издеваются!
Marinakr07 / 29.01.2015, 17:52

12. Ответ на 11., Блинов:

.Не надо прикрывать безнравственные поступки словами о "долге".Ага, в духе гельмана. За то чтобы пожержать вонючее дерьмо в руках, нужно еще и заплатить.Нет ребята, вы к русскому Ване в карман не залезете.)))). А безнравственно г-н Рудовский гомосексуалистов защищать.

Это верно: нынче золото под ноги брошено, а за дерьмом очередь. Золото поднять не желают, а чтобы дерьма понюхать - последние копейки отдадут. Потому и гадят "мастера", что потребу масс изучили.
Виктор М. / 28.01.2015, 13:19

11. Ответ на 10., рудовский :

.Не надо прикрывать безнравственные поступки словами о "долге".

Ага, в духе гельмана. За то чтобы пожержать вонючее дерьмо в руках, нужно еще и заплатить.Нет ребята, вы к русскому Ване в карман не залезете.)))). А безнравственно г-н Рудовский гомосексуалистов защищать.
Блинов / 28.01.2015, 08:09

10. Re: О фильме «Левиафан»

Блинов, а вы что, серьезно думаете, есть НЕ-ПИРАТСКИЕ копии до того, как фильм еще не вышел в общем прокате? :) Должно, не должно - причем тут это? Отследить-то, кстати, нетрудно, достаточно зайти на сайт вроде афиша.ру. Не надо прикрывать безнравственные поступки словами о "долге".
рудовский / 28.01.2015, 00:48

9. Ответ на 2., рудовский :

Или пиратскую копию в интернете?...

На ней в интернете так и написано большими буквами - Пиратская? Или каждому должно отслеживать, где там что вышло или запущен ли в кинотеатрах.... Вы понимаете что это проблемы не потребителя? Если такое дерьмо рискнут выпустить на дисках, в чем я лично сомневаюсь, его место в лотках М-ВИДЕО "распродажа за 49 рублей."
Блинов / 27.01.2015, 20:59

8. Re: О фильме «Левиафан»

Ольга Ивановна, огромное спасибо за статью. Бездарный, сшитый по второсортным голливудским лекалам, фильм. Его забудут уже через год.
Блинов / 27.01.2015, 20:50

7. Ответ на 6., Сергий Агапов :

Уважаемая Ольга Ивановна, мне кажется, что христианин не имеет права говорить о человеке как о растении. Разве Господь страдал только из-за нас одних, чистых и пушистых? Имеем ли мы право определять хотя бы и падших людей недочеловеками? Это сильно снижает убедительность ваших рассуждений. С уважением Сергий.

Речь идет о кино и "киногероине"(чей образ скреатирован больным воображением Звягинцева), а не о реальных людях. Но...браво, как вы ловко передернули. Автору статьи ничего не остается как покаятся и попросить прощения у все либеральной общественности.
Блинов / 27.01.2015, 20:42

6. Re: О фильме «Левиафан»

Уважаемая Ольга Ивановна, мне кажется, что христианин не имеет права говорить о человеке как о растении. Разве Господь страдал только из-за нас одних, чистых и пушистых? Имеем ли мы право определять хотя бы и падших людей недочеловеками? Это сильно снижает убедительность ваших рассуждений. С уважением Сергий.
Сергий Агапов / 27.01.2015, 18:13
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Ходаковская
Христианский социализм: да или нет?
Ответ С.Л. Фирсову на его материал «Может ли быть христианский коммунизм»?
16.04.2012
Все статьи Ольга Ходаковская
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:56
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:43
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 13:29
Хатынь двадцать первого века
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:17
Пора покинуть планету розовых пони
Новый комментарий от протодиакон Владимир
28.03.2024 13:06
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Андрей Карпов
28.03.2024 11:54