Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Праведное беснование раскола

Александр  Буздалов, Русская народная линия

Автокефалия на Украине / 15.11.2014

«...одно только слово "московский" людей бесит!» - Так местные жительницы села Ходосы Ровенской области, поддержавшие очередной «рейдерский захват» храма МП на Украине агитбригадой самопровозглашенного Киевского патриархата, аргументировали свою позицию по этому вопросу. Полная цитата такая: «Мы украинцы и хотим Украинский патриархат. Нам Московский Патриархат вообще не нужен...» «Как у нас может быть Московский Патриархат? ...Да одно только слово "московский" людей бесит!» 

Скажут - невежество: что взять с сельских женщин, «думающих по-простому», не сведущих в церковном каноническом праве, не понимающих, что «московский»  в МП (как и «русский» в РПЦ) является названием Поместной Церкви в составе Единой Апостольской, имеющей свою определенную структуру, не совпадающую ни с национальными образованиями, ни с государственными границами (епархии МП и автономные Церкви, подобные Украинской, есть во многих странах мира); не сознающих бесконечности отличия канонической Церкви от «самочинного сборища» раскольников, разница между которыми, ни много ни мало, наследование Царствия Божия вместе с Сыном Божиим и наследование преисподней вместе с бесами (которые, поэтому, их уже здесь беспокоят)...

Между тем, такое объяснение тоже не совсем христианское, не соответствующее духу Предания. А именно, это скорее платоническо-гуманистическое представление о грехе (и зле вообще) как о неведении: дескать, сам человек по природе своей добр, и стоит ему только популярно объяснить, что такое хорошо и что такое плохо, и он «автоматом» выберет первое, следуя своей «первой природе». Но святоотеческая логика здесь иная. После грехопадения каждый потомок ветхого Адама наследует первородный грех, и потому его «первой природой» является уже сама греховность, а не первозданное человеческое естество. И отличительное свойство этой «ветхой» природы - воля (или «удобонаклонность») ко греху. Поэтому никто не становится беснующимся только по невежеству, но каждый становится таковым по личному выбору. Волос не падает с головы человека (тем более - православного христианина) без воли Божией. Тем более - никому не попускается стать раскольником против его воли (хотя на фактор идеологического «зомбирования» украинскими СМИ этих несчастных, «не ведающих что творящих», скидку все же нужно сделать). Их совратили в раскол, так же как других совращают в блуд, потому что они не были трезвленными в своей духовной жизни; поэтому в обоих случаях они несут за это личную меру ответственности (пусть и меньшую, чем их соблазнители).

Другой житель того же села и того же мнения на счет дальнейшей принадлежности местного храма выразился не менее афористичней: «Папа Римский всегда нас вспоминает и за нас стоит...» Опять можно сказать «невежество» и даже посмеяться: дескать, еще один местный «богослов нашелся». Между тем, с ортодоксальной точки зрения, здесь тоже все очень даже логично и последовательно. Ватикан, исторически насаждавший унию на этих территориях руками ничем не брезгующих иезуитов, разумеется, и теперь (в столь благоприятных политических условиях) ее активно продвигает, как скала «стоит» за выходящих из Вселенского Православия в праведном бесновании... Все сходится, именно так это всегда и бывает (собственно, сам римо-католицизм по этому пути в свое время проследовал, поэтому и другим в том же имеет «удобонаклонность» покровительствовать).

Несомненно, этот рост популярности самопровозглашенного Киевского патриархата у западно-украинского населения обусловлен наличием «самопровозглашенных народных республиках» на Юго-востоке страны. Здесь тоже все по законам жанра, а именно, инфернального зазеркалья: если республики как раз «сами» и «провозглашаются» народным волеизъявлением (в соответствие с нормами международного права), то патриархаты, напротив, ни самоучреждаются, ни переходят в другую «федерацию» «от ветры головы своея» одного иерарха, тем более - запрещенного и отлученного, тем более - сборища таковых или путем общеприходских голосований, но - только в соответствие с канонами Вселенских Соборов (как правовыми нормами в данной сфере). Соответственно, этой фальсификацией церковных законов - демократическими, подменой христианских категорий - национальными и обосновываются эти «рейдерские захваты», что, в свою очередь, является уже «теоретической» составляющей означенного беснования (помимо того, что это еще и просто разбой, насильственное завладение чужим имуществом).

Единственное во всем этом «утешение» (конечно, очень слабое), или хоть какая-то «польза», которую из этого можно извлечь, так это то, что здесь можно воочию наблюдать, как происходят расколы в Церкви, какова их подлинная механика (а именно, названная софистически-фарисейская подмена Божьего - социально-политическим, либерально-демократическим, национально-культурным, личными сверх-амбициями и прочим чисто-человеческим, граничащим с демоническим), и, тем самым, избавляться от собственных гуманистических иллюзий на этот счет. Потому что этим же самым манером «одно только слово "греческий" бесило когда-то наших неистовых аввакумов и всех добровольно совращенных ими и доныне совращаемых в беснование раскола. «На пятом заседании Собора [1666г.] читана была челобитная суздальского попа Никиты "на книгу "Скрижаль" и на новоисправленные церковные книги", при чем находился и сам Никита. Во время чтения присутствовавшие замечали, что в своей челобитной Никита похулил святых отцов <...> называя изречения их, приведенные в "Скрижали", еретическими; похулил патриарха Никона, утверждая, что он "совершенно оставил христианскую веру» <...>; похулил всех греческих патриархов, архиереев, иереев и весь греческий народ, будто бы они не имеют истинного крещения и все их священные книги полны разных ересей и повреждений <...>  Когда чтение челобитной кончилось, Никиту спросили: <...> "Так ли ты содержишь и веруешь, как написал в свитке?" Отвечал: "Не иначе"» (митр. Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. Т.10.).

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 2

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

2. Буздалов А. : Ответ на 1., ЕленА Ан:
2014-11-16 в 11:51

От гуманистических иллюзий, уважаемая Елена, избавляться так же непросто, как и от любой другой греховной страсти. Поэтому, боюсь, и в Ваших словах пока нет полного отрезвления, остаточный гуманизм еще присутствует. Потому что спасать – это дело Божие, а человеческое дело – спасаться. Или, как говорили Отцы, «спаси себя – и хватит с тебя». «Или не знаете, что говорит Писание в [повествовании об] Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря: Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут. Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом. Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток» (Рим 11:2-5). Вы же, кажется, желаете помочь всей Украине, противопоставляя ее всей России как спасшейся (более того – спасенной якобы принесшей себя в жертву Украиной). Тут серьезно искажены (идеализированы) и причины катастрофы на Украине, и положение дел в России. Это напоминает лукавую логику «евангелия от Иуды», где Иуда своим предательством поспешествовал Искуплению, без него бы, дескать, не случившемуся. Еще это напоминает эпизод из «Бриллиантовой руки» (хотя шутки, конечно, не уместны, но тем не менее), когда сентиментальный герой встречает в темном переулке лежащего плашмя и, думая, что это охотники за его бриллиантами обознались, говорит милиционерам, что на его месте должен был быть он. А те отвечают: «Напьешься – будешь». А если серьезно, то: «Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1 Кор 10:12). Что касается помощи, то и здесь нужна трезвость, а именно, адресность. Лжепатриарху Денисенко, например, «Запад поможет» (его собственные слова), Ватикан, в частности. Вот и Вам лично помочь нуждающимся тоже, думаю, вряд ли что-нибудь мешает (главное только, опять же, силы соизмерять).
1. ЕленА Ан : Re: Праведное беснование раскола
2014-11-15 в 19:25

Да уж, события на Украине всех нас так или иначе отрезвили - во всех отношениях...

В который раз задаю себе один и тот же вопрос: вот Украина спасла Россию от "болотной" мути, спасла от слепоты - и гражданской, и духовной... спасла от раскола и гибели, наглядно и трагично показав, как это происходит... КАК ЖЕ ТЕПЕРЬ ПОМОЧЬ УКРАИНЕ?

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме