Русский язык как фактор «Русской весны»

0
308
Время на чтение 7 минут

В конце сентября делегация Северо-Западного филиала Академии Российской словесности во главе с академиком Академии, членом Союза писателей России, председателем Синодальной богослужебной комиссии Русской Православной Церкви - Высокопреосвященным архиепископом Курганским и Шадринским Константином (Горяновым) провела несколько дней на Псковщине по приглашению Администрации Псковской области и Псковской писательской организации. В составе делегации, участвовавшей в круглом столе на тему «Русский язык как фактор "Русской весны"», были известные российские писатели и ученые: прозаик, историк Русской Православной Церкви Николай Коняев, доктор философских наук, профессор Александр Казин, поэт, главный редактор журнала «Родная Ладога» Андрей Ребров, руководитель Северо-Западного филиала Академии Российской словесности поэт, литературный критик Валентина Ефимовская. Петербургскую делегацию встречали и приветствовали - секретарь Общественной палаты Псковской области Валерий Павлов, председатель Псковского Отделения Союза писателей России прозаик, публицист, историк Игорь Смолькин (Изборцев), а также псковские писатели. Активный, неравнодушный разговор на актуальную тему о современном состоянии русского языка и о его роли в геополитике состоялся в помещении Псковской писательской организации при участии местного телевидения и прессы. Таково краткое информационное сообщение о мероприятии, которое имело не только ценностно-событийное содержание, но и богатейшее духовно-просветительское значение.

Быть на Псковщине и не соприкоснуться с ее духовными святынями невозможно, даже не потому, что их зримые образы в виде древнейших церквей и современных памятников гармонично вмещены в исконно русский березовый, озерный, речной ландшафт края, но и потому, что это Земля живой веры, подвижнического подвига и высокого духовного служения нашему Святому Русскому Отечеству и Русской Православной Церкви. Кажется, Дух Святой, Который дышит, где хочет, на Псковщине дышит особенно тепло и близко: так светлы древние церкви, так пронзительны и долги их колокольные звоны, так покойны и умиротворенны местные кладбища, небеса над которыми озарены светами крыльев белоснежных голубей.

Невозможно въезжающему в Псков, не поклониться в первую очередь святыням древнего Псковского Кремля, в крепостных стенах которого даже в пасмурный, дождливый вечер тепло и приветливо была встречена делегация из Санкт-Петербурга. Псковская земля, по слову Высокопреосвященного митрополита Псковского и Великолукского Евсевия "сакральный дом Святой Троицы". Нестор Летописец называл Псков Домом Бога на Русской земле. Основанием этого было строительство первого на Руси храма в честь Святой Живоначальной Троицы, который в этом посвящении был единственным на Руси вплоть до XIV века. В бой псковичи шли с кличем: «Потягнем за Дом Святой Троицы!», а в грамотах писали «Бьем челом из Дома Святой Троицы».

Сегодня этот Дом олицетворяет великий Псковский Свято-Троицкий кафедральный собор - главная святыня города, его сердце, его душа и символ. Не осталось в том сомнения у членов делегации после знакомства с внутренним убранством и святыми иконами собора, об истории и значении которых рассказал настоятель храма протоиерей Иоанн Муханов. Божией волей некоторые образы, находящиеся в соборе, сохранились со времен Святой Руси. Мощный уникальный семиярусный иконостас центрального храма сохранился практически без изменений с конца XVII века. Пред иконостасом находится псковская святыня - чудотворная икона Богородицы «Псково-Покровская». Ее появление связано с теми героическими временами, когда на помощь 7-тысячному гарнизону Пскова, осажденному 100-тысячной армией польского короля Стефана Батория, пришла Сама Богородица и стала руководительницей неравного по силам сражения. Явившаяся старцу Дорофею, Она повелела: «Старец, иди немедленно к боголюбивым воеводам и возвести им, чтобы прилежно и непрестанно молили Господа Бога, и принесли бы старый Печерский образ и хоругвь на стену города, где стою Я, и чтобы поставили здесь одну пушку, а другую внизу, для стреляния из них по королевским шатрам и влево за королевские шатры», и указала рукой означенные места. Штурм был благополучно отбит. Эта победа произошла в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, а победа была одержана вблизи пролома у Покровской церкви, для которой был написан «Псково-Покровский» образ. Во время Отечественной войны его похитили фашисты, но святая икона вернулась в родной город в 2001 году. Канцлер Германии Герхард Шредер передал ее в дар Президенту России Владимиру Путину.

Свято почитаемы и другие иконы Богоматери, находящиеся в храме. «Призри на смирение» и «Чирская» - не раз спасали Псков от врагов и эпидемий. Особо любим в Пскове подвиг и образ псковитянки - святой равноапостольной княгини Ольги. Ее красивые иконописные лики находятся в каждом храме Псковщины. В Свято-Троицком соборе также находится чудотворный мироточивый образ вмч. Пантелеимона Целителя, серебряная рака со святыми мощами псковских героев и святителей. Образ Николая Мирликийского - особо почитаем на Псковской земле, называемой еще и краем Николая Чудотворца. Верится, что по его промыслу и современный псковский духовный подвижник, продолживший непрерывную традицию старчества, носил это чудесное имя.

Остров Залит или, вернее, земля старца Николая Гурьянова, встретила паломников из Санкт-Петербурга приветливыми водами Псковского озера и пронзительно чистым прозрачным небом, из глубин которого, подобно спасительной благодати света жизни псковских святых и подвижников струился солнечный свет ветреного осеннего дня. Паломников радушно принял настоятель храма во имя Святителя Николая Чудотворца игумен Паисий. Храм Святителя Николая Чудотворца на о. Залит, который до 1919 г. назывался Талабским и принадлежал к группе Талабских островов, впервые упоминается в писцовых книгах в 1585-1587 г.г. Трагична многовековая история храма, как и всех русских православных церквей, подвергавшихся нападениям врагов внешних и уничтожавшихся врагами внутренними. Сегодня преображенный и восстановленный после страшных богоборческих времен этот храм сияет в своей белоснежной красоте, олицетворяющей молитвенный подвиг старца протоиерея Николая Гурьянова, к могилке и крохотному домику которого поныне стекаются многие и многие паломники со всего православного мира.

Высокопреосвященный архиепископ Константин, бывший двенадцать лет Ректором Санкт-Петербургской Духовной академии, а ныне возглавляющий Курганскую епархию, совместно с игуменом Паисием при стечении многого народа совершил заупокойную службу на могиле протоиерея Николая Гурьянова. Маленький дом старца не вместил одновременно всех членов делегации, желающих мысленно прикоснуться к уединенному бытию подвижника, на протяжении всего своего священнического служения окруженного духовными чадами. Так что пришлось по одному входить в домик-келью и по очереди поклоняться богослужебным предметам, принадлежавшим батюшке Николаю. Здесь, в его жилище, особенно глубоко почувствовалась духовная возможность бытия «великого в малом» и Божиего промысла о русском народе, не оставляемом без пророческого водительства.

С особой силой это Божие помышление ощущается в древней православной обители, расположенной в уединенной тиши вековых псковских лесов - в Спасо-Елизаровском монастыре. Пустынька преподобного Евфросина (1425 г.), от которой и проистекает история этого монастыря, стала духовным центром объединения русских земель вокруг Москвы. Выразителем объединительной идеи был игумен Филофей. В первой половине XVI века этот старец Спасо-Елизаровского монастыря в своих посланиях к Великому князю Московскому Василию III, размышляя о глобальных проблемах мира и русского государства, впервые сформулировал идею вселенской ответственности России в деле спасения человечества. В послании Великому князю он сформулировал идею, в правильности которой мы убеждаемся и в наше время: «... вся христианская царства снидошася в твое едино, яко два Рима падоша, а третий стоит. А четвертому не быти».

Торжественно, под всеобъемлющий колокольный звон, в присутствии многих монахинь, ныне Спасо-Елизаровской женской обители, возрождающейся и восстанавливающейся с 2000 г., была встречена делегация, возглавляемая Высокопреосвященным архиепископом Константином. Навстречу русским писателям вышли настоятельница монастыря монахиня Евфросиния (Головнева), иеромонах Серафим (Козулин), многие сестры. После теплого приветствия гостям показали святыни древнего монастыря, который в основном многотрудными стараниями первой его настоятельницы игумении Елисаветы (Беляевой) (1956 -2010 г. г.) из руин превратился в прекрасную белоснежную обитель. Во времена тяжких испытаний для Пскова, когда следовали друг за другом нападения на него лифляндцев, литовцев, поляков, обрушивались моровые язвы и пожары, обители, как дар небесный, был подарен Патриархом Цареградским Геннадием II список с Цареградской Чудотворной иконы Божией Матери. Святая икона эта со дня Своего пришествия в монастырь прославилась многими чудесами и поныне простирает Свою милость на обитель и на всю землю Русскую. Главной святыней монастыря является древний образ Всемилостивого Спаса, Который с помощью Патриарха Московского и всея Руси вернулся в родную обитель после ее восстановления в 2010 году. Глядя на эти великие русские святые образы, на восстановленный в своих древних стенах величественный монастырь, на добросердечных монахинь, убеждаешься, что потаенное в псковских лесах монашеское служение, молитвенное делание спасительно не только для верующих, но и для всей России, призванной на защиту мира. Спасительно и для великого русского языка, который сегодня так активно подвергается нападкам со стороны антихристианских сил.

О значении русского слова в системе вызовов современного мира шла речь на встрече делегации с псковскими писателями в рамках темы «Русский язык как фактор "Русской весны"». Говорили не только о необходимости соблюдения правил русской грамматики, не только об этимологической глубине русского слова, не только о засорении современного языка иностранными словами и о ненормативной лексике. Главная мысль дискуссии состояла в том, что смыслы и темы современной русской литературы неотделимы от ее духовно-нравственного значения, связанного с бытием России в ее исторических и духовных границах. Этот вопрос с богословской точки зрения рассмотрел в своем выступлении архиепископ Константин. Прозаик Николай Коняев рассказал о глубинных смыслах современной русской литературы на примере творчества великого поэта Николая Рубцова. Доктор философских наук, профессор Александр Казин, процитировав знаменитые слова Анны Ахматовой: «и мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово», говорил о том, что это возможно при сохранении духовных смыслов творчества. Главный редактор журнала «Родная Ладога» Андрей Ребров читал свои стихи в подтверждение присутствия образа Божиего в русском слове. Историк, прозаик, председатель Псковского Отделения Союза писателей России Игорь Смолькин (Изборцев) рассказал о творческих достижениях членов Отделения, о новых книгах и журнальных публикациях псковских писателей, многие из которых прочитали свои стихи.

Президент Литературной Академии, филолог, литературовед Александр Семенович Шишков еще в XIX веке говорил, что если хочешь истребить народ - уничтожь его язык. Прозвучавшие выступления свидетельствовали о том, что жив русский язык. Да разве может быть иначе, если на благословенной Псковской земле молятся о каждом из его носителей, если Русская Православная Церковь стоит на защите святоотеческого учения и отечественной литературы, если молитвы новомучеников и исповедников Российских и всех святых Божией земли освещают путь православного народа к Богу.

Благословенна Псковская земляБлагословенна Псковская земляБлагословенна Псковская земля
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Русский язык как фактор «Русской весны»

Думается, очень важно сейчас, чтобы наши заслуженные слависты провели четкое разграничение использования понятий «русское» и «российское» (уродливое подражание «американству», изобретенному для удобства функционирования рыночного капитализма на захваченных территориях) на государственном уровне. Некий ребрендинг, извините за неуместный англицизм., поскольку духовно-нравственное содержание этих понятий часто противоположны друг другу. Причем коснуться такое разделение должно всех социальных и культурных аспектов жизни народа, а не только литературы. Какое отношение к традициям и мировосприятию русского человека имеет, к примеру, «продукция» отечественных СМИ, «креативное творчество» расплодившихся театриков, галереек и пр. «арт-групп»? Дай Бог, чтобы они не угробили какую-либо духовность вообще! Кроме того, происходит постоянная провокационная подмена понятий – чего стоят только «русская мафия», «русский олигарх», «русский банк» (владельцы которого не имеют к этому понятию даже приблизительного отношения). Насколько естественнее для нас будет такая очищенная понятийная среда, да и наши оппоненты наконец увидят ИСТИННОЕ лицо народа.
зиф / 29.09.2014, 14:49
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валентина Ефимовская
«Побеждающий наследует всё…» (Откр. 21:7)
Вышел новый номер журнала «Родная Ладога» № 1 2024 (67)
01.04.2024
«Война и мир» Нины Поповой
Опыт деятельной любви
24.03.2024
«Наша битва за суверенитет и справедливость»
Вышел новый номер журнала «Родная Ладога» № 4 2023
17.01.2024
От общего корня
О презентации новой книги Фонда «Возрождение Тобольска»
22.12.2023
Все статьи Валентина Ефимовская
Последние комментарии
Православие на счетчике
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:39
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 18:35
На картошку!
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:30
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 17:25
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 17:02
Нужна «чистка» нашей творческой «элитки»
Новый комментарий от Русский танкист
19.04.2024 15:05
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
19.04.2024 14:18