«Врачу-реаниматологу отечественной оперы» Дмитрию Бертману вручены Большая хрустальная звезда и орден «За заслуги перед Калининградской областью»

Бывший СССР  Александр Сергеевич Пушкин  Новости Москвы 
0
411
Время на чтение 12 минут
11 ноября в Покровском зале московского музыкального театра «Геликон-опера» состоялось торжественное награждение основателя, генерального директора - художественного руководителя «Геликон-оперы», народного артиста России, лауреата Государственной премии, режиссёра-постановщика, профессора, Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации Дмитрия Бертмана, отметившего 31 октября свое 50-летие, сообщила «Русской народной линии» Ирина Ахундова.

«В этом году за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры и искусства талантливому, яркому и неординарному Дмитрию Бертману было присвоено почетное звание «Академик, действительный член Российской Академии искусств», - рассказала Ирина Ахундова. - А в минувшую субботу он как главный режиссер совместного проекта с Калининградским областным музыкальным театром был награжден орденом «За заслуги перед Калининградской областью» и Большой хрустальной звездой «За достижения в театральном искусстве». Международная Академия национальной безопасности объединенной Европы, наградившая Бертмана хрустальной звездой, присвоила ему почетное звание «доктор наук».

Творческий метод театрального режиссера Дмитрия Бертмана вызывает колоссальный интерес во всем мире. Его приглашают на фестивали, он входит в составы жюри различных международных конкурсов оперного искусства. Он является постоянным членом жюри вокального конкурса «Бельведер». Последний конкурс прошел в нынешнем году в театре «Геликон-опера».

Оригинальные постановки Бертмана известны во всем мире. Их отличает необыкновенная легкость и изящество, смелость импровизаций и огромное уважение к музыкальному произведению. В лучших театрах мира он поставил около сотни спектаклей. С 1994 года Бертман начинает преподавать за рубежом. Гастроли театра в Лондоне, Париже, Стокгольме, Нью-Йорке привлекают огромное количество зрителей, критики говорят о создании Бертманом новой русской оперы. Его главное достижение – невероятно успешный во всем мире современный новаторский оперный театр. В «Геликон-опере» всегда аншлаг, зрители с удовольствием смотрят на творческие находки режиссера.
Каких только наград нет у Дмитрия Бертмана и его театра!

В 1997–2001 годах Дмитрий Бертман трижды становился лауреатом Национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучший режиссёр музыкального театра» (за спектакли «Кармен», «Царская невеста», «Леди Макбет Мценского уезда»). В 2001 году он возглавлял музыкальное жюри «Золотой маски». В 2003 году за вклад в развитие мировой культуры Бертман удостоен Мальтийского креста и титула графа суверенного ордена святого Иоанна Иерусалимского, рыцарей Родоса и Мальты. В том же году за заслуги в сфере культуры и искусства Бертман награждён национальным французским орденом «Академическая ветвь пальмы» (офицерская степень).

В конце 2005 года он стал лауреатом премии им. К.C. Станиславского в номинации «Режиссёрское искусство» за вклад в развитие оперной режиссуры. В 2007 году худрук «Геликон-оперы» удостоен премии города Москвы за постановки спектаклей сезона 2004-2006 годов и значительный вклад в музыкальную культуру Москвы.

23 февраля 2008 года президент Республики Эстония Тоомас Хендрик Илвес вручил Дмитрию Бертману Орден Земли Святой Марии (Крест Маарьямаа) IV степени за постановку в таллиннском театре «Эстония» антифашистской оперы «Валленберг» Эркки-Свен Тюйра. Бертман также является лауреатом Государственной премии Эстонии и премии Эстонского театрального союза.

Указом Президента Российской Федерации за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность художественный руководитель театра «Геликон-опера» Дмитрий Бертман награждён Орденом Дружбы.

Трижды театру была вручена Московская театральная премия «Гвоздь сезона»: за спектакли «Упавший с неба» по мотивам оперы С. Прокофьева «Повесть о настоящем человеке», «Средство Макропулоса» Ф. Пуленка и «Диалоги кармелиток» Л. Яначека. Первые две постановки завоевали «Хрустальные гвозди», а за последний спектакль театр получил главный приз – «Большой хрустальный гвоздь».

И вот к трем «Хрустальным гвоздям» в копилку наград добавились Большая хрустальная звезда и орден «За заслуги перед Калининградской областью». Обе награды 11 ноября Дмитрию Бертману вручил основатель и художественный руководитель Калининградского областного музыкального театра Валерий Лысенко, Заслуженный деятель искусств России, член-корреспондент Международной академии культуры и искусства. Он высоко оценил вклад профессора Бертмана в развитие культуры Калининградской области и его подготовку калининградских артистов на базе ГИТИСа, где с 2003 года Бертман является заведующим кафедрой режиссуры и мастерства актёра музыкального театра. Основу труппы Калининградского музыкального театра составляют ученики Дмитрия Александровича. Первым спектаклем, поставленным в 2001 году совместно с труппой «Геликон-оперы» в открывшемся Калининградском театре, была оперетта Иоганна Штрауса «Летучая мышь». В открытии театра, разумеется, участвовал сам режиссер-постановщик спектакля Дмитрий Бертман.
«Вы совершенно бескорыстно помогли построить наш театр, а теперь он набирает силы при вашей помощи, – сказал Валерий Лысенко, вручая награды своему московскому коллеге. – Главная цель нашего музыкального театра – предложить молодежи города и области настоящие художественные произведения, которые соответствовали бы веянию времени».

Благодаря совместным проектам двух театров за 16 лет деятельности Калининградского областного музыкального театра жители Калининграда и области смогли приобщиться к таким шедеврам оперного искусства, как «Царская невеста» Римского-Корсакова, «Евгений Онегин» Чайковского, «Кармен» Бизе...

По словам Валерия Ивановича, их театр ни в коем случае нельзя назвать провинциальным, так как это единственный в мире театр, который курирует Дмитрий Бертман – руководитель совместного проекта двух музыкальных театров – Московского и Калининградского. Валерий Лысенко отметил, что при поддержке худрука «Геликона» в Калининграде и Балтийске действует Европейская школа театрального искусства.

Многие идеи Бертмана удалось воплотить на калининградской сцене при участии его команды. Среди таких идей, например, «Янтарная опера», которая была представлена на открытии специально оборудованного театрального зала на 400 мест в обновленном здании театра (бывшего Дворца культуры рыбаков). Тогда из Москвы приехал целый десант во главе с Дмитрием Александровичем.

Можно вспомнить и 15-й творческий сезон, который открылся в Калининградском музыкальном театре премьерой оперы «Моцарт и Сальери. Реквием» в постановке Дмитрия Бертмана. Присутствовавшая на открытии нового сезона Светлана Кондратьева, и.о. министра культуры Калининградской области, высоко оценила тогда постановку «маленькой трагедии» Пушкина.

По словам Валерия Лысенко, для оздоровления общества должны создаваться пьесы, основанные на нравственных ценностях. «Наше будущее – это молодежь. Если десять человек, посмотрев спектакли театра, откажутся от наркотиков, а пять перестанут писать на стенах нецензурные слова, то деятельность такого театра будет оправдана», – считает Валерий Иванович. Он верит в то, что число почитателей театра будет постоянно расти, а каждый спектакль молодежного коллектива станет ярким событием в культурной жизни Калининграда и области.

«Наше кредо: в театре должно быть добро, чтобы зритель стремился в такой театр», – говорит Валерий Иванович. Он не боится экспериментировать. Рассчитанный на 100 мест малый зал театра, так называемый «Зал впечатлений», стал площадкой для творческих поисков, на которой показывают то, что не всегда можно показать в большом зале. Театру как воздух нужна молодежь, поэтому состав труппы постоянно обновляется за счет студии, ведь школа для театра – это святое. Ребята учатся ставить спектакли, не боясь ошибиться.
17 августа 2016 года житель Калининграда Роман написал в своем отзыве: «Замечательный театр с очень интересным и разнообразным репертуаром. Спектакли драматические, музыкальные, оперы, оперетты, интересные сказки для деток! Любим этот театр, стараемся ходить семьёй на все премьеры!»

Любит этот театр и Дмитрий Бертман. Принимая награду от Владимира Лысенко, он поблагодарил правительство Калининградской области и своего коллегу, вспомнив, самое начало работы по возрождению интереса к опере в регионе. «Когда мы с Вами начинали эту работу, было маленькое здание и небольшая труппа, сейчас же это огромное красивое здание с колоннами. Калининградский музыкальный театр всегда полон. Он стал достопримечательностью города, куда стремятся попасть все туристы. Театр имеет разнообразный репертуар. Спектакли в нем ставят и наши геликоновские режиссеры Илья Ильин, Галина Тимакова», – сказал Дмитрий Бертман. Калининград, с его точки зрения, это чуть-чуть странная территория, которая, «храня все прошлое и соединяя его со всем нынешним, умеет выкристаллизовать лучшие чувства и ощущения, предпочитает их не скрывать, а благодарно выплескивать в виде живой реакции зала, улыбок и бурных аплодисментов».

По словам Бертмана, «опера – это искусство будущего, она всегда была народным видом искусства и должна быть популярной, потому что сочетает все виды искусства». В детстве у маленького Димы был игрушечный макет театра на вращающемся круге. Именно на нем будущий режиссер ставил свои первые постановки. В подростковом возрасте он тайно ходил в Большой театр на репетиции Покровского и ежедневно в театр им. Станиславского, где знал всех артистов и все постановки наизусть. О том, что он будет только оперным режиссером и никем другим, Дмитрий твердо знал уже в пятом классе.

Любовью к музыке и театру он обязан своей маме. Это она повела его в музыкальную школу учиться игре на фортепиано. Это она постоянно водила сына в театры. Свой первый спектакль «Зайка-зазнайка» он смотрел в ТЮЗе. Но обычным зрителем Диме не суждено было стать, т.к. воспитывался он в театральной среде. Увидев за кулисами, что Баба-Яга – это на самом деле их знакомый дядя Володя, мальчик раз и навсегда понял, что театр – это игра, а актеры сродни детям, которые играют всю свою жизнь.

Когда вместо МГУ 16-летний Дмитрий решил поступать в ГИТИС на режиссерский факультет, в приемной комиссии царил скепсис. Но она убедилась в безусловном таланте юноши, и он был принят! Однако все годы учебы Бертман ежедневно будет доказывать себе и другим свое право на существование в этой профессии. Используя любую возможность поставить спектакль, он работал в театрах провинции. Первые спектакли его знаменитой труппы рождались в московском Доме медика, где он учил хоровому пению медсестер и врачей. За это ему дали репетиционный зал.

По окончании вуза 23-летний Бертман сумел не только создать собственный оперный театр!!! А как он умел убеждать спонсоров вложить свои деньги в постановки и записи, одному Богу известно. В те трудные для России годы это было невиданно и неслыханно.
Первой оперой, поставленной еще до окончания института небольшим коллективом соратников, была «Мавра» И. Стравинского. В ней было занято всего четыре человека. Когда был создан еще и хор из 12 певцов, поставили «Паяцев» Леонкавалло. Сейчас в штате театра 300 человек. Публика любит этот уникальный театр и за прочитанную по-новому классику (это «Аида», «Пиковая дама», «Кармен», «Садко», «Борис Годунов»), и за современные спектакли («Доктор Гааз», «Гершвин-Гала», «Мультик-опера»).
В 1998 году Дмитрий Бертман стал заслуженным деятелем искусств РФ, а в 2005 году Указом президента России Владимира Путина Бертману было присвоено звание Народного артиста России».

Биография:

Дмитрий Александрович Бертман родился в Москве 31 октября 1967 года. В 1984 году поступил в Российский университет театрального искусства (ГИТИС им. Луначарского) на курс Народного артиста СССР, профессора Г.П. Ансимова, где получил специальность «режиссера музыкального театра». В 1990 году Бертман создал Московский музыкальный театр «Геликон-Опера» и с тех пор является его художественным руководителем. В 1993 году театр получил статус государственного и вскоре стал одним из известнейших оперных театров России. За время существования театра его труппа выросла в 10 раз (с 30 штатных сотрудников до более чем 300 человек).

В репертуаре театра оперы XVIII–XXI веков – от самых популярных до раритетных, а также оперетты и мюзиклы. Вместе с театром Бертман активно гастролирует по России и за рубежом, осуществляет совместные постановки с крупными зарубежными оперными домами и фестивалями, проводит мастер-классы. С 1994 года Дмитрий Бертман преподаёт в Оперной студии Берна (Швейцария). В 1996 году он стал художественным руководителем мастерской.

Еще будучи студентом, поставил ряд музыкальных и драматических спектаклей в театрах России и Украины. Как режиссёр-постановщик создал 112 спектаклей в «Геликон-опере», Санкт-Петербурге, Краснодаре, Калининграде, Екатеринбурге, во многих зарубежных странах. Оперный режиссер Дмитрий Бертман востребован по всему миру. Театр много гастролирует с неизменными аншлагами. На трансляции премьер театра в Метрополитен-опера в Нью-Йорке купить билеты просто невозможно.

В его постановке прошли «Голый король» Л. Ломбарди в Римской опере (2009), «Русалка» А. Дворжака в Канадской опере в Торонто (2009) и во Франкфурте, «Любовь к трём апельсинам» и «Фауст» в театре «Эстония» (Таллинн). В 2010 году в Баку состоялась премьера оперы Франгиз Ализаде «Интизар», а в Шведской королевской опере (Стокгольм) прошла громкая премьера оперы «Андре Шенье» У. Джордано. В феврале 2011 года на сцене театра «Норрланд опера» в шведском городе Умео была поставлена опера Дж. Верди «Отелло». В сентябре 2012 года прошли премьеры спектаклей «Иоланта» П.И. Чайковского в Московском детском музыкальном театре имени Н.И. Сац и «Фауст» Ш. Гуно в театре «Эстония» (Таллин). В декабре 2012 года в Латвийской национальной опере (Рига) показали «Тоску» Дж. Пуччини. Спектакль «Набукко» Дж. Верди, поставленный Дмитрием Бертманом для Дижонской оперы во Франции, был приобретен Мариинским театром. 4 мая 2013 года им открылась новая Мариинка (в заглавных партиях выступили Пласидо Доминго и Мария Гулегина).

В феврале 2014 года Дмитрий Бертман поставил оперу «Евгений Онегин» П.И. Чайковского на сцене театра Норрландопера в городе Умео (Швеция), объявленного в том году культурной столицей Европы. В апреле 2014 года в Оперном театре шведского города Мальмё состоялась премьера спектакля «Кавалер розы» Р. Штрауса в постановке Бертмана. На сцене родного «Геликона» в мае он представил оперу «Соловей» И. Стравинского, а в октябре состоялась премьера оперетты Ж. Оффенбаха «Прекрасная Елена». В Государственном Академическом Большом театре России в те дни прошел Оперный бал Елены Образцовой, приуроченный к 75-летию великой певицы. В историческом концерте приняли участие звезды мировой оперы Анна Нетребко, Мария Гулегина, Хосе Кура, Дмитрий Хворостовский, Юзиф Эйвазов, Ольга Перетятько и хор театра «Геликон-опера».

В январе 2015 года артисты «Геликона» приняли участие в совместном проекте театра и Московской государственной филармонии – в постановке спектакля «Демон» А. Рубинштейна с участием Дмитрия Хворостовского, Асмик Григорян и Александра Цымбалюка, а также Государственного оркестра России имени Е. Светланова под управлением Михаила Татарникова. Режиссёром спектакля стал Дмитрий Бертман.
Первыми спектаклями, поставленными Бертманом после возвращения «Геликон-оперы» на Большую Никитскую, стали оперы «Садко» Н.А. Римского-Корсакова и «Евгений Онегин» П.И. Чайковского (воссоздание легендарного спектакля К.С. Станиславского 1922 года).

В марте 2016 года на сцене Финской национальной оперы в Хельсинки состоялась премьера оперы «Похождения повесы» Игоря Стравинского, в апреле – премьера оперы «Золотой петушок» Н.А. Римского-Корсакова в Deutsche Oper am Rhein (Германия).
В июне 2016 года состоялась совместная постановка «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича силами бразильского Муниципального театра Сан-Паулу и «Геликон-оперы».

28 января 2017 на сцене театра «Геликон-опера» состоялась премьера оперы Джакомо Пуччини «Турандот». Вместе с художественным руководителем театра над спектаклем работали выдающийся дирижер современности народный артист СССР Владимир Федосеев, художник-постановщик из Канады Камелия Куу и художник по свету американец Томас Хазе.

Также спектакли в постановке Бартмана видели в Уэксфорде (Ирландия), Дюссельдорфе, Манхейме, Людвигсбурге (Германия), Вене (Австрия), Париже, Монпелье, Страсбурге, Эвиане, Дижоне (Франция), Равенне (Италия), Сантандере, Мериде, Переладе (Испания), Стамбуле (Турция), во многих других театрах мира (полный список постановок Дмитрия Бертмана смотрите здесь).

Дмитрий Бертман сотрудничал с такими выдающимися дирижерами, как Р. Мути, А. Алеманди, Р. Брэдшоу, Д. Каллегари, Дж. Моранди, К. Бадеа, Т. Северини, М. Ростропович, В. Гергиев, Г. Рождественский, А.Лазарев, В. Понькин и со многими звездами мировой оперы, среди которых Пласидо Доминго, Хосе Кура, Монсеррат Кабалье, Норма Фантини, Роберто Аланьей, Анджела Георгиу, Мария Гулегина, Катарина Далайман, Инва Мула.

В течение многих лет Бертман тесно сотрудничает с телеканалом «Культура», являясь режиссёром и участником многих телепередач. 23 октября 2011 года решением VI (XX) Съезда Союза театральных деятелей Российской Федерации художественный руководитель театра «Геликон-опера» Дмитрий Бертман был единогласно выбран секретарем СТД РФ.

В 2012 году он стал членом Совета по культуре при председателе Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Бывший СССР
«Кэндо» под «ханами»
МИД недружественной Японии активизируют мероприятия «мягкой силы» на Дальнем Востоке России
25.04.2024
История России на духовно-политической карте
О творческом наследии Ивана Ильина
25.04.2024
День памяти поэта В.А. Жуковского
Также сегодня мы вспоминаем адмирала И.Л.Голенищева-Кутузова, генерала П.Н.Врангеля, основателя МХАТа В.И.Немировича-Данченко
25.04.2024
«Нет ничего более приятного, чем наблюдать за результатами своей работы»
Фоторепортаж о праздновании 50-летия начала строительства Байкало-Амурской магистрали
24.04.2024
Все статьи темы
Александр Сергеевич Пушкин
Легализация мата и чистота языка
Размышления по итогам одной дискуссии
18.04.2024
Пора пресечь деятельность калининградского «ЛГБТ*-лобби»
Русская община Калининградской области требует уволить директора – художественного руководителя Калининградского областного драматического театра А.Н. Федоренко и некоторых его подчинённых
11.04.2024
День «апофеоза русской славы среди иноплеменников»
Сегодня также мы вспоминаем Н.О.Пушкину, С.М.Волнухина, Н.Ф.Романова, А.В.Алешина и Н.И.Кострова
11.04.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06