Похоже, раскол существует не только в рядах коалиции. Диаметрально противоположные взгляды на то, как выстраивать отношения с Россией, высказывают многие политики. В частности, Die Welt пишет, что идея восстановления и укрепления российско-немецкого сотрудничества находит всё большую поддержку у немецкой политической элиты. По словам обозревателя, многие склоняются к мысли, что пора бы прекратить критиковать президента Путина, пойти на компромисс и признать задним числом присоединение Крыма к России.

Издание приводит в пример высказывание председателя Германо-российского форума и бывшего главы бундесрата Маттиаса Платцека, который призывал Запад признать присоединение Крыма к России и за это подвергся резкой критике со стороны властей ФРГ. Ранее канцлер Ангела Меркель выразила уверенность, что экономические санкции против Москвы останутся в силе до тех пор, пока Россия не изменит свою политику в отношении Украины.

При этом Business Insider предполагает, что Берлин стоит перед серьёзными проблемами по трём направлениям. Во-первых, раскол в Киеве между президентом и премьер-министром: это противостояние усложняет Украине путь к реализации антикоррупционных мер и к экономическим реформам, которые являются ключевыми в вопросе предоставления дополнительной финансовой помощи от Запада. Во-вторых, немецкие новостные сайты переполнены комментариями в поддержку России. И, в-третьих, удерживать единый фронт среди стран ЕС в вопросах ограничительных мер в отношении РФ становится сложнее с каждым днем. По прогнозам аналитиков, которые напоминают об истечении в марте 2015 года срока первого раунда санкций, сохранить единство ЕС по этому вопросу будет невероятно трудно.

Ветеран немецкой политики и сторонник СДПГ 92-летний Эгон Бар подчёркивает необходимость новой разрядки напряжённости в отношениях с Россией. «Крым нужно воспринимать так, как в свое время ГДР, – не признавать, но уважать», – приводит его слова газета Die Zeit. Стоит отметить, что в 70-х годах именно Бар был одним из основоположников восточной политики канцлера Вилли Брандта, которая в конечном итоге привела к сближению ФРГ и СССР.

О новой политике разрядки говорит и глава СДПГ, вице-канцлер и министр экономики и энергетики ФРГ Зигмар Габриэль. Он признаёт существование тяжёлой конфликтной ситуации на востоке Украины, которую невозможно урегулировать «до тех пор, пока за ней стоит конфликт с Россией». «Несмотря на эту катастрофическую ситуацию, нам в Европе необходимо что-то наподобие новой восточной политики. Вилли Брандт сформулировал свою внешнюю политику в годы суровой холодной войны. В Германии его высмеяли. Никто тогда и не думал, что эта политика разрядки приведёт к единству Германии», – отметил Габриэль.

«Мне кажется, пришло время, чтобы мы в Европе – Германия одна с этим не справится – вместе со всеми остальными попробовали сформулировать новую восточную политику. При этом мы также должны выяснить, какие у нас есть шансы вернуться к совместному развитию нашего континента наряду с урегулированием конфликта на Украине. Я могу только надеяться, что мы не откажемся от идеи европейской России. Это имеет для нас большое значение», – добавил он.

Призывы к партнёрским отношениям и диалогу с РФ звучат и из соседней Австрии. «Идея принять новые санкции – это должно напугать Путина и тогда мы всего добьемся – не сработала. Поэтому нужно вести работу в двух направлениях. Необходимо заявлять, что есть вещи, с которыми мы в ЕС не согласны: какие-то санкции мы же приняли совместно. Однако нужно интенсифицировать диалог», – заявил федеральный канцлер Австрии Вернер Файман.

Политикам вторят экономисты. Financial Times публикует мнение одного из немецких бизнесменов, который называет Россию «надёжным партнёром», а санкции – «контрпродуктивными, в первую очередь для Германии». Другое американское издание, The Washington Post, приходит к выводу: «Запад устал от противостояния с Москвой, даже несмотря на нарастающий империализм Владимира Путина».

Некоторые СМИ приводят также на первый взгляд противоречащий общеевропейской политике комментарий канцлера Меркель о готовности Евросоюза к экономическому сотрудничеству с ЕАЭС. «Мы готовы обсуждать между Евразийским союзом и Европейским союзом торговые вопросы», – сказала Меркель на заседании бундестага.