«Новая Ялта» Владимира Путина: стратегическая перспектива для Евразии

Генассамблея ООН по Украине 
0
395
Время на чтение 8 минут
«Новая Ялта» Владимира <a href=Путина: стратегическая перспектива для Евразии" height="292" src="http://eurasia.expert/upload/resize_cache/iblock/d15/850_15000_1/d156e85a5e4582dcc83b304b36de50e4.jpg" style="float:left; margin:8px" width="400" />

Инициативу президента России Владимира Путина о проведении саммита глав пятерки постоянных членов Совбеза ООН, озвученную на форуме памяти Холокоста в Израиле 23 января, пока поддержали только во Франции, Китае и самой ООН. США хранят молчание – впрочем, крайнего срока для подготовки подобной встречи нет, хотя официальные послания Москвы с предложением о встрече уже доставлены адресатам. О том, какие изменения «Новая Ялта» Путина может принести в систему международных отношений, читайте в статье профессора НИУ «Высшая школа экономики» Дмитрия Евстафьева.

Предложение президента России о начале диалога лидеров крупнейших стран мира с целью выработки новых правил игры в глобальной политике и экономике, впервые озвученное в Послании Федеральному Собранию, а затем повторенное в Израиле, стало важнейшим событием мировой политики. На подобную встречу Россия сможет выйти не только с пакетом внятных инициатив политического характера, но и с крайне высоким уровнем военно-силовой защищенности. Подобный диалог мог бы зафиксировать новое состояние глобальной политической и экономической системы, а с ней – и новую глобальную роль России, прошедшей через период жесткого санкционного давления и доказавшей свой статус политически и экономически суверенной страны.

Отправная точка


Российское руководство – и это отчетливо заметно по последним заявлениям президента России – понимает, что происходит разрушение основ международного права и системы международных отношений. Россия готова к тому, что формирующийся многополярный мир станет пространством многоуровневой конкуренции. Переход к многополярности может оказаться периодом борьбы без правил, к чему толкают мир США и некоторые из их политических сателлитов. Но Россия считает, что переход к многополярности может быть совершен в существенно более «спокойном» и управляемом режиме с относительно понятными правилами игры.

Сам факт появления такой инициативы о диалоге глобальных лидеров говорит о готовности России как наименее амбициозной на сегодняшний момент «великой державы» взять на себя роль организатора процесса, масштабировав потенциал «политического брокера», наработанный в ходе посреднических усилий на Ближнем и Среднем Востоке.

Вопрос, конечно, не в «разделе мира», что сейчас невозможно ни в колониальных, ни в неоколониальных форматах, включая и форматы цифрового инвестиционного неоколониализма (особенно если кризисные процессы в мировой экономике серьезно затронут систему финансово-инвестиционной взаимозависимости). Речь идет о необходимости выработки относительно прозрачных и понятных правил игры, ограничивающих возможности эскалации конфликтов. Как показывает практика, они оказываются значительными даже при стремлении сторон к ограничению дестабилизирующего эффекта, как события декабря 2019 – января 2020 в Иране и Ираке.

Будучи ограничителями военно-силовой конфронтации, новые «правила игры» должны регулировать и процессы регионализации. Последние становятся ключевыми в мировой экономике, но потенциально способы вызвать дестабилизацию и даже распад традиционных макрорегионов.

Иными словами, речь идет о том, чтобы новая архитектура глобальной политики и экономики была выработана эволюционным, несиловым путем, а не стала результатом региональных и межрегиональных конфликтов и нового передела мира.

Интерес к российскому предложению показал общую обеспокоенность даже крупнейших стран мира относительно того, что под воздействием сложных и непредсказуемых внутриполитических проблем политика США станет более агрессивной. Он также показал, что даже крупнейшие государства мира, включенные формально в «коллективный Запад», не имеют достаточных ресурсов, чтобы сдерживать новый американский «однополярный эгоизм», масштабы которого были обозначены Дональдом Трампом на экономическом форуме в Давосе.

Предварительные предположения


В связи с этим сформулируем важные для понимания процессов формирования новых правил игры позиции.

Во-первых, условная «Новая Ялта» будет, скорее, продуктом геоэкономики, нежели геополитики. Она должна и отражать, и в перспективе регулировать процессы гармонизации геоэкономических интересов ведущих стран мира. Это важно при переходе от тормозящей, в чем-то «выгоревшей» глобализации, не дающей возможностей социально-эффективного экономического роста, к существенно более динамичной регионализированной экономике.

В идеале «Новая Ялта» должна «развязать» гибридное политико-экономическое состояние глобальной конкуренции, доведенное Трампом до тупика.

Постоянные члены Совета безопасности ООН и официальные ядерные державы могут инициировать диалог, но никак не монополизировать его. Они могут лишь предложить свое видение миру, продемонстрировав, что по праву продолжают иметь мандат на первенство в мире, в чем многие стали сомневаться, а ядерное оружие сохраняет функцию ограничителя глобальной конкуренции, но не более того.

Во-вторых, стабильная система перехода к многополярному миру не может не включать в диалог новые центры экономического и военно-политического влияния, обладающие полным государственным суверенитетом.

В числе таких стран, безусловно, можно выделить Индию, Иран, Аргентину, Индонезию, Египет, Вьетнам, Турцию. Страны, обладающие частичным государственным суверенитетом – Япония, Польша, Германия, Саудовская Аравия – могли бы делегировать в процессе этого диалога свое право совещательного голоса политической метрополии и/или оккупирующему государству, то есть США. Странам Новой Евразии важно найти правильное место в этой системе.

В-третьих, любой диалог о глобальном мироустройстве должен протекать на стыке слабеющих процессов глобализации и формирующихся региональных экономических пространств. Такой диалог должен включать в себя и обсуждение рамок развития региональных экономических и политических сообществ, их статуса в современном мире.

С этой точки зрения ключевой может стать проблема целесообразности существования и политический статус, например, НАТО. Альянс явственно перерос разрешенные ООН рамки региональной системы безопасности. Но речь в принципе идет о необходимости постепенного замещения становящихся неэффективными глобальных механизмов политического и экономического регулирования региональными.

«Новая Ялта» вряд ли будет результатом однократных договоренностей. Возвращение к миропорядку, задуманному тремя политическими гигантами в Ливадийском дворце, невозможно. Да и сам «ялтинский» миропорядок оказался недолговечным и, фактически, начал разрушаться уже в Потсдаме.

Это произошло во многом потому, что в его основе не было важнейшего компонента: ядерного сдерживания, похоже, остающегося фундаментальной основой для построения любых, даже самых демократичных «правил игры».

Признавая значимость ядерного оружия, которое и сейчас рассматривается как право на геополитические решения, важно исходить из динамичных перемен, наблюдаемых нами в современном мире. Основой конкуренции крупнейших игроков в постглобальной системе будет геоэкономическая конкуренция, то есть соревнование за обеспечение экономических интересов в больших пространствах на длительный срок.

Поэтому «Новая Ялта», скорее, будет процессом выстраивания адекватных механизмов балансирования интересов крупнейших игроков. Но адекватных не современному состоянию мировой политики и экономики, как мы видим, нестабильному и противоречивому, а перспективным глобальным геоэкономическим тенденциям.

«Новая Евразия»: на полях или в центре процесса?


Закономерен вопрос: какая же роль в намечающемся диалоге может быть у стран Новой Евразии и у всего постсоветского пространства, в последние годы интенсивно утрачивавшего свою геоэкономическую целостность и самобытность?

Ответ во многом зависит от способности элит стран постсоветского пространства здраво оценивать уже вполне оформившиеся в глобальной экономике тенденции. Участие в том или ином виде в намечающемся глобальном диалоге будет высшей формой реализации их национального суверенитета, определяющей ключевой вектор развития на ближайшие годы – во всяком случае, пока окончательно не оформятся новые ключевые институты.

До этого малым и средним государствам не только в Евразии, но и в мире в целом придется действовать в условиях стратегической неопределенности и многоуровневых рисков. А также стремиться к тому, чтобы быть частью коалиций, способных обеспечить как минимум относительно справедливые «правила игры».

Попытки «стратегической многовекторности» в нынешних геополитических условиях лишь усилят существующие риски.

Россия заинтересована в том, чтобы через механизмы диалога геоэкономически «легализовать» Евразийский экономический союз, существенно повысив его привлекательность как партнерской платформы не только для стран Евразии. Уже сейчас можно говорить о резком росте потенциала ЕАЭС в качестве торгово-расчетной платформы на фоне существенного роста агрессивности американской санкционной политики. Это в самое короткое время приведет к перерастанию Союза и его институтов из чисто расчетного механизма в кредитный, а затем – и в инвестиционный.

Сможет ли ЕАЭС преодолеть внутренние противоречия и сформулировать новое видение процессов региональной геоэкономической универсальности и регулятивных норм? Это потребует от стран-членов выхода за рамки текущих, во многом тактических, интересов и противоречий.

Устойчивость условной «Новой Ялты» станет результатом не только баланса сил и интересов на мировой арене, но и внутренней устойчивости важнейших государств.

Нынешняя «попытка диалога» касается, прежде всего, государственного суверенитета, его роли для национального развития.

Советская элита начала Второй мировой войны и элита Ялтинской конференции принципиально отличаются – возможно, не только «по лицам», хотя и здесь есть разительные отличия, но по духу и настроению. То было поколение победителей, несмотря на все известные недостатки и проблемы понимавшее свое лидирующее место в мире. И сейчас Россия должна, как минимум, попытаться отфиксировать новое состояние элиты, при всех издержках сумевшей начать восстанавливать национальный суверенитет и достигшей в этом существенных успехов. Такая же возможность существует для элит других стран постсоветского пространства, подвергающихся нарастающему давлению извне Евразии.

Но для этого нужно осознать, что национальный суверенитет может быть сохранен только в рамках большого и геополитически защищенного пространства.

Конечно, руководство России ясно обозначило, что считает исключительно экономическую интеграцию недостаточной, предложив надстройку социокультурными и политическими компонентами. Речь идет о военно-политическом взаимодействии, сохранении общего исторического наследия, ядром которого является победа в Великой отечественной войне 1941‑1945 гг., а также о политических обязательствах, в том числе в отношении русского и русскоязычного населения, что вызывало в ряде стран постсоветского пространства немалое напряжение.

Но ведь эти аспекты – в совокупности с углубленным экономическим взаимодействием – и есть та самая геоэкономика, в эпоху которой мы вступили. И вполне логичным кажется, чтобы партнеры по евразийской интеграции, если они хотят иметь в соответствующем диалоге заметный голос и на глобальном уровне, придерживались бы общего понимания собственных истоков, чтобы лучше видеть цель.

Иными словами, перед странами «Новой Евразии» стоит явственный выбор – остаться «на полях» глобально значимого диалога, или занять достойное место в его «ядре».


Дмитрий Евстафьев, профессор НИУ ВШЭ

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Евстафьев
Все статьи Дмитрий Евстафьев
Генассамблея ООН по Украине
Гремучая смесь безволия и апатии
Россия отмахивается от обвинений, вместо того, чтобы предъявлять свои требования
10.01.2023
Победа любой ценой
Поражение обойдётся дороже
17.11.2022
Распад НАТО был бы идеальным вариантом
Есть большая опасность эскалации и расширения конфликта на Украине, но если будет окончательно решен вопрос с Киевом, в структуре блока произойдут изменения
15.11.2022
Дмитрий Медведев: «Это похоже на начало агонии ООН»
Генассамблея всемирной организации приняла проект резолюции о создании механизма, призванного выплатить ущерб Украине
15.11.2022
8 июля скончался Валерий Ганичев
«Наш патриотизм шел от Победы»: беседа с бывшим председателем Союза писателей России
08.07.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35