Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Послушание старцу - это не обязательно выспрашивание благословения на каждое действие»

Артем  Перлик,

29.01.2019


О православном старчестве. Часть 2 …

 

О старцах и духовниках

Святой Паисий Афонский считал главной бедой нашего мира не болезни, не войны, но то, что люди отвернулись от советов духовников, а потому их задушили помыслы.

Когда ученик идёт к духовнику, чтоб открыть тому свою душу, духовник даёт ему возможность посмотреть на мир, ситуацию и себя Божьим взглядом, то есть укрепляет его думать правильно.

Старец Софроний Сахаров говорил, что главный дар монашеского жития - это чистота ума, правильность мысли, когда познание адекватно познаваемому миру. Единственным путём к правильной мысли святые отцы считали послушание духоносному наставнику, от которого мы и усвояем правильный взгляд.

Вспомним Иоанна Златоуста. Он говорил: «Писание желает, чтобы все жили жизнью монахов, хотя бы и имели жен». То есть путь к чистоте ума должен быть не только сугубо монашеской (и не повсеместной) практикой, но всеобщей дорогой, на которой человек может обрести радость.

Послушание есть ещё и усвоение Божественного, присущего наставнику, взгляда на всё бытие. Изначально послушник, как и любой человек, наполнен комплексами, страхами, неуверенностью и тайным чувством собственной никчемности, которое не даёт ему в полной мере творить добро. Однако наставник исцеляет его взгляд, приводя к тому, чтобы он смотрел на всякую случающуюся с ним боль как часть пути к Богу.

У некого молодого человека была подруга, которой он очень дорожил. Время от времени парень испытывал к ней незаконные чувства, которые, как он ощущал, нарушали целостность его души и святость дружбы. Тогда наставник сказал ему, чтобы он никогда не принимал незаконных чувств по отношению к ней. Это было нелегко, так как грешные мысли обещали удовольствие, напоминая ему, что у него и так нет девушки, «так хотя бы помечтай». И послушник время от времени возвращался к мечтаниям, но каждый раз испытывал боль оттого, что они нарушали красоту их отношений. Тогда он заставил себя исполнить совет наставника, хотя душа и стремилась к удовольствию незаконных мечтаний. И, поступив по совету, он обрёл покой мира с Господом, ведь чувствовал, что до этого огорчал любимого Бога своим поведением.

Что же помогло этому ученику? Только совет наставника, который он воспринял с полным доверием.

Если бы люди знали, сколько мира и света вносит в душу исполнение воли Божией, то почти все устремились бы именно к ней. Сам Христос об этом говорит: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим...». Тот покой, которого не могут дать ни гордое противление добру, ни грех.

Воля Божия дарует нам поступать по любви к тем, кто нам дорог. А ведь мы все так этого хотим. Взгляд Божий на ситуацию непременно приносит свет. Из Евангелия мы знаем: когда Христос говорит, Его слова возносят на новую высоту понимания и укрощают любую бурю и в душе, и в бытии.

Потребность открывать устроение своей души, чтобы обрести через наставника правильную мысль, естественна для человека. Думаю, для того чтобы хоть немного облегчить нецерковному роду людскому положение дел, Господь благословил появление психотерапевтов, хотя они, будучи людьми мирскими, не имеют представления о правильном устроении души.

Старец Софроний Сахаров говорил, что духовники - это не обязательно священники и монахи. Действительно, Матрона Московская, Кирилл Белоезерский или Иосиф Муньос не были ни теми ни другими, но вполне могли указать верный путь к спасению. Но слова старца Софрония можно применить ещё и вот в каком смысле. Святой Паисий Афонский говорил, что первые духовники ребёнка - его родители. Очевидно, если ребёнок не утрачивает, взрослея, связь с родителями и они (или один из них) являются духовными людьми, то их наставления для чада будут носить святоотеческий характер и никогда не войдут в противоречие с наставлениями того священника, которому он также будет открывать свои мысли на исповеди.

Одна двадцатилетняя девушка спросила меня, можно ли ей пользоваться мудрыми наставлениями её бабушки? Кроме мудрой и православной бабушки, у неё вовсе не было родных. Бабушка каждый день выслушивала, что у девушки на сердце, и давала ей советы, как думать и жить. Я ответил словами Феофана Затворника: «Бабушка в доме - это благословение Божие», но посоветовал всё же в будущем найти священника, который бы любил её, как и бабушка, и давал бы ей столь же мудрые советы по жизни.

Был в моей жизни и такой случай. Замечательная молодая мама не менее замечательной девятилетней дочери сказала, что девочка хочет себя вести хорошо и очень огорчается, что у неё не хватает надолго сил быть хорошей. Дочь серьёзно спрашивала маму, как ей быть, и предполагала, что всё дело в том, что она такой родилась, что не может себя долго хорошо вести. Мама спрашивала меня, что ей сказать. Я ответил: «На такой аскетический вопрос должен быть аскетический ответ». И посоветовал рассказать доченьке, что такую же проблему ставили перед собой монахи IV века. Они нашли решение: открывать содержание своего сердца наставнику, буквально говорить, что задумал что-то недолжное, и наставник поможет подумать и поступить правильно. А наставница девятилетней девочки - это, несомненно, её мудрая мама.

У некоторых отцов мы также найдём мысли о совете с единомышленным нам духовным человеком. Такое советование не отменяет совета с наставником-священником, но происходит в одном духе с ним. Конечно, такой советчик-друг должен обладать свойствами подлинного православного наставника: благодатью, рассудительностью, любовью и нешаблонностью подхода к вопросившему его человеку. И в любом случае мы можем поверить его совет своему духовному отцу. Хотя, как правило, в таких советах нет противоречия, так как они совершаются в одной благодати, в едином Духе.

Знаю одного человека, который в течение двенадцати лет лежал на диване и унывал, всем своим видом изображая из себя самого несчастного человека в мире. Ему старались помочь разные священники, давая советы от уныния, но он говорил, что его искушают враги рода людского и, пока искушение есть, радоваться он не может. Тогда я нашел ему одного из лучших в Украине психолога и упросил её провести консультацию. Психолог сказала, что он сам не желает избавиться от уныния, и предложила пути выхода. Но тот не поверил и ей, утверждая, что уныние его особого свойства, связанное с прямой атакой врага (с точки зрения аскетики такая атака является третьим поводом к унынию и печали).

И вот, наконец, он просил меня поговорить о нём со старцем Дионисием из Петры. Старец с состраданием выслушал всё и сказал: «Передайте ему - пусть выходит из того мрачного погреба, в который он себя загнал и не хочет выходить сам». То есть старец повторил тому слова лучших из священников и опытнейшего психолога. В этой истории для нас важно то, что действуя во едином духе духовные люди (не обязательно старцы) могут дать богооткровенный совет для возлюбленного ими человека.

Многие часто боятся Божией воли, так как им кажется, что она отнимет у них свободу.  Но в действительности Его воля отнимает у нас только страсти, а в жизненном плане Божья воля дарит необыкновенный творческий потенциал, в котором человек преображает в красоту и себя, и бытие. Все формы человеческой жизни и деятельности Троица наполняет Духом Святым. И тогда писатель становится благодатным писателем, огородник - благодатным огородником, врач - благодатным врачом, учитель - благодатным учителем, повар - благодатным поваром, а таксист - благодатным таксистом.

Одна девушка по имени Виктория до прихода в Церковь имела две радости: она любила петь песни на свадьбах и водить большие компании друзей. Придя в Церковь она отказалась и от первого, и от второго, но очень огорчалась, что обе жизненные радости теперь утрачены. Но прошло немного времени, и Господь вернул ей и то и другое, очистив от духа мира сего. Вместо свадеб она стала петь на клиросе, а компании с пивом и сигаретами были замещены встречами православной молодёжи.

Послушание наставнику вносит благодать в жизнь послушника, вносит Христа и открывает новое видение мира - в лучах благодати. Послушание зажигает в сердце особую радость, которая рождается, только когда человек ясно замечает присутствие Божие в своей жизни, а, как говорил святой Николай Сербский: «Само присутствие Божие - победа».

Доверие ученика наставнику есть доверие апостолов Христу

Послушание старцу - это не обязательно выспрашивание благословения на каждое действие. Христос, посылая 70 апостолов на проповедь, сказал, что и как делать, но при этом, указав направление жизни, оставил творческую свободу поступка. И старец тоже, как правило, указует направление жизни ученика, на котором тот максимально полно возрастёт в святости и красоте.

От одного доброго и мудрого священника я услышал такие слова: «Старец - это человек, который созерцает весь мир в потоках льющейся на бытие благодати. Поэтому его больше всего удивляет встреча с безблагодатным человеком. Старец тогда огорчается: как это - на всей земле благодатный дождь, а этот человек идёт под зонтиком? И тогда старец прилагает все усилия для того, чтобы этот несчастный непременно приобщился к Духу и узнал радость быть светлым, добрым, освящённым и настоящим!»

У Ивана Шмелёва читаем: «Православие - страшно победное». В присутствии благодатного наставника мы видим, что это так. Жизнь тогда превращается в торжество ощущаемого присутствия Святого Духа.

Поэтому авва Дорофей, ссылаясь на своих святых наставников Варсонофия и Иоанна, говорил, что единственное беспечальное и бесскорбное состояние - это состояние послушника, который доверяет Христу и старцу.

Обратим внимание, что сам авва Дорофей, будучи послушником, терпел обиды от некоторых братий и однажды подвергся сильнейшему искушению от врага рода людского. И при этом скорби не наносили Дорофею глубоких ран, потому что благодаря своим старцам он ощущал всякую скорбь как часть Промысла Божьего, ведущего его к чистоте и свету.

Всё духовное в жизни и в послушании строится на любви. По любви ученик отказывается от своей воли и узнаёт, сколь сладко исполнять волю любимого человека, через которого говорит Сам Бог.

Думать обо всём светло и правильно есть дар послушания. Исполняя волю Господню ученик с удивлением обнаруживает, что она созвучна и соприродна со всем самым высоким и светлым, что есть в его душе. Более того, воля Божия по отношению к нему обладает чертами личной неповторимости, в которой заключена вся нежность Христа по отношению к этому конкретному человеку. Так ученик начинает жить вне страстей и в соответствии со своим уникальным предназначением. Вспомним композитора Арво Пярта, который после визита к старцу Софронию Сахарову стал великим христианским композитором, а не сторожем храма.

Из слов, мыслей и дел ученика начинает литься всем заметный свет. Старец Дионисий Каламбокас говорит, что все стараются занять место вокруг такого духовного сына, ведь сияющий в нём Дух Святой греет мир. И в таком тепле становится хорошо всякому человеку, даже если он и далёк от веры, потому что на самом деле никому ничего не нужно, кроме любви, той любви, путь к стяжанию которой - послушание Господу. А Он знает, как согреть любящих Его...

Старец по отношению к чадам

Иоанн Златоуст говорил, что Христос первым искал дружбы апостолов. И старец первый ищет, как внести благодать в жизнь всякого человека, ведь любого пришедшего он любит с первого взгляда.
Эту историю рассказал священник Сергий из храма Вознесения, мой добрый товарищ.

Анна  ходила в храм Вознесения в одном из украинских городов. В 70-х гг. у неё уже совсем не было родных и кто-то обманом попытался отобрать у неё домик, где она жила. Она отчаялась. И к ней пришло письмо: «Всё будет хорошо, не отчаивайтесь. Ваш духовный отец схиигумен Савва». Как известно, старец Савва жил в Псково-Печерском монастыре и до этого Анна никогда не была у него. Он сам духом прозрел беду и поспешил на помощь.

Старец-наставник в буквальном смысле не может уснуть, пока не обрадует несчастного человека.

Артем Перлик

Православная жизнь



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме