О празднике Богоявления с любовью и рассуждением

Новости Москвы 
0
435
Время на чтение 11 минут


На Иордань всех Спаситель
Днесь прииде Искупитель.
Плещет пророк руками:
Веселитесь - Господь с вами!
Отец свыше возглашает,
Рожденного возвещает:
«Сей есть Сын мой возлюбленный,
Во человека облеченный!»

Из крещенских песенных сказаний
убогих русских певцов каликов перехожих

Каждый праздник Русской Православной Церкви находит свое отражение не только в отечественной истории, но и в народной культуре. Чем древнее история народа, тем более запутанными и вычурными получаются сочетания народного и церковного начал. Особенно много своеобразных национальных красок русский народ привнес в празднование Рождества Христова и Богоявления. Церковные историки и отечественные фольклористы подробным образом изучают традиции, связанные с этими всеми нами любимыми церковными праздниками.

Мне показалось крайне важным и интересным рассказать о празднике Богоявления не только с точки зрения церковно-исторической, но и в ключе народного его восприятия, во-первых, чтобы узреть красоту глубинно-народного нашего духа, а во-вторых, чтобы отделить в сознании верующих суеверия древних предков от подлинного учения Церкви и церковной традиции.

***

Испокон веков праздновали на Руси христианский праздник Богоявления в память того дня, когда тридцатилетнего Иисуса на берегах реки Иордан крестил Иоанн Предтеча. В этот день миру было явление Пресвятой Троицы, Божества Спасителя, торжественно в этот день вступившего в Свое служение миру.

Крещение Господне

Накануне во всех церквях православной Руси совершали Царские часы, Литургию Василия Великого и всенощное бдение. Особенностью этого праздника были два великих водоосвящения: первое происходило накануне праздника в храме и совершалось часто для Крещения оглашенных (освященную воду приносили домой и окропляли ею жилые здания, людей, хлева, домашних животных, разные принадлежности хозяйственные, погреба и др.), а второе - в сам праздник под открытым небом на реках, прудах и даже в колодцах. Второе великое водоосвящение являлось подражанием традиции иерусалимских христиан, в день Богоявления выходивших на реку Иордан и вспоминавших Крещение Спасителя. Крещенскую воду русские люди благоговейно хранили целый год и пили натощак с молитвой или когда одолевала хворь. Также поступаем и мы сейчас.

Насколько велико было значение этого праздника на Руси, видно из слов одного чужеземца, который писал, что число народа, собиравшегося в день Богоявления на Москву-реку, простиралось до 400 тысяч человек. До нас дошел рассказ шведского посланника Густава Корба о том, как освящали воду в Москве на реке Неглинной 6 января 1699 года. Тогда в обряде принял участие сам император Петр I.

«Праздник Богоявления Господня ознаменован был благословением реки Неглинной. Процессия двигалась к реке в следующем порядке. Открывал шествие полк генерала де Гордона... Гордонов полк сменил другой, называемый Преображенским и обращавший на себя внимание новой зеленой одеждой. Место капитана занимал царь, внушавший высоким ростом почтение к своему Величеству. ...На твердом льду реки была построена ограда (theatrum, иордань). Пятьсот духовных особ, иподьяконы, дьяконы, священники, архимандриты (abbates), епископы и архиепископы, облаченные в одеяния, подобающие их сану и должности и богато украшенные золотом, серебром, жемчугом и драгоценными камнями, придавали религиозной церемонии величественный вид. Перед замечательным золотым крестом двенадцать клириков несли фонарь, в котором горели три свечи. Невероятное количество людей толпилось со всех сторон, улицы были полны, крыши были заняты людьми; зрители стояли и на городских стенах, тесно прижавшись друг к другу. Как только духовенство наполнило обширное пространство ограды, началась священная церемония, зажжено было множество свеч и, прежде всего, воспоследовало призывание благодати Божией. После достодолжного призыва милости Божией митрополит стал ходить с каждением кругом всей ограды, освящал иордань троекратным погружением горящей свечи и обычным благословением. Для конечного завершения праздничного торжества производили залп из орудий всех полков».

Отечественный историк Андрей Иванович Степанов подтверждает описание шведского путешественника о церемонии крещенских торжеств петровской Руси. В свою очередь, он рассказывает, что в XVI-XVII вв. русские цари являлись на этот праздник в полном блеске своего сана: они были облачены «в одеянии из дорогой материи, с богатыми украшениями из драгоценных камней и жемчуга, в царском венце, блиставшем алмазами, изумрудами, яхонтами, с богатою "диадемою" на плечах и с золотой цепью, на которой находился крест с частицами Животворящего Креста и Ризы Господней; в руках у них был золотой жезл, украшенный драгоценными камнями; башмаки царя были унизаны жемчугом». Со всей России съезжались в этот день в Москву, чтобы принять участие в торжественном водосвятном обряде, который совершался Патриархом на Москве-реке. В 4-м часу дня начиналась служба в Успенском соборе Кремля, потом под звон колоколов Ивана Великого выдвигался масштабнейший общенародный крестный ход, который открывал отряд стрельцов численностью в 600 человек и больше; они были одеты в «цветное лучшее платье, с золочеными пищалями и винтовками, ложи были украшены перламутровыми раковинами, другие - с золочеными копьями и наконец третьи - с нарядными золочеными протазанами (род алебарды); древки их были обтянуты желтым или червчатым атласом с золотым галуном и украшены шелковыми кистями». За стрельцами шло многочисленное московское духовенство, венчавшееся самим Патриархом. Затем выступало величественное шествие государя; оно открывалось нижними чинами по три человека в ряд: «сначала те, которые одеты были в бархатные кафтаны, затем - в золотных кафтанах и богатых шубах». За царем шла особая процессия - это был поддерживаемый под руки двумя стольниками постельничий, который нес «царскую стряпню» (кафтан, зипун, шапку, шубу, посох и т.д.) - всё, во что потом царя облачали на иордани. Затем шествовали трое стряпчих -они несли царское полотенце, стул и подножье. «Для сбережения государева шествия от утеснения нижних чинов людей» рядом с царем шли стрелецкие полковники в парадных кафтанах. И вот, разместившись на заранее приготовленных мостках, устеленных красными коврами и сукнами, начинался наконец и сам обряд водосвятия. После совершения «действа по чину» при пении тропаря Патриарху поочередно подносили государственные знамена, которые тот благоговейно окроплял, потом окроплял чудотворные иконы и мощи. Наполнив водою из иордани «государеву стопу», Патриарх сам испивал из нее трижды, а после передавал царю. По окончании торжества царь уезжал в санях восвояси, а у Патриарха созывался праздничный пир. Водосвятие в присутствии войск сохранилось в России вплоть до ХХ века и совершалось везде, где находились военные части.

Водосвятие на Неве у Петропавловской крепости

Прекрасным обычаем, связанным с Рождеством и Богоявлением, был обряд славления, который сохранился вплоть до наших дней. В канун праздника не только простые люди приобщались к этой замечательной традиции, но и сам Патриарх со своим духовенством приходил в царские палаты славить Христа и поздравлять государя. Петр Великий, например, тоже любил следовать этому обряду и ходил славить Христа к своим боярам. В расходной книге Чудова монастыря на 1645 год записано, что «в праздник много роздано денег славильщикам, придворным певчим и крестьянским девкам». А в XVII веке к обряду славления прибавился уже также хорошо нам известный обряд ношения вертепа.

Однако наряду с каноническими и признанными Церковью обрядами к празднику Крещения очень долго примешивались стародавние языческие суеверия. После освящения иордани многие, например, окунались и даже плавали в ледяной воде. Они считали, что таким образом смываются их грехи. О русских купаниях на Богоявление можно прочитать у многих иностранных писателей, путешествовавших по древней Руси XVI-XVIII вв. Барон Герберштейн свидетельствовал, что на Крещение в Москве многие русские купались в иорданской проруби, среди «моржующих в лютый мороз» он видел как бедняков, людей безнадежно больных, так и представителей из высших сословий. Но даже сегодня мало кто знает, что любимая всеми традиция веселых крещенских купаний является всего лишь народным суеверием. Церковь же учит, что грехи смываются только покаянием и исключительно через таинство Исповеди.

Приходские священники ставят в этом случае перед паствой единственный вопрос: «Братия и сестры моржи, а любите ли вы Христа?» - и разъясняют, что традиция крещенских купаний совершенно необязательна для исполнения. «Главное - это благоговейное отношение к святыне - крещенской воде. То есть если мы всё же решились на купание, то должны делать это разумно (учитывая состояние здоровья) и благоговейно - с молитвой. И, конечно, не заменяя купанием присутствие на праздничном богослужении в храме».

Связь церковной жизни с древними языческими традициями оказалась до того крепкой, что даже в наше время, словно не давая себе отчета в том, что мы порой делаем, многие православные способны на большие чудачества.

***

Как-то церковный историк и публицист протоиерей Георгий Митрофанов рассказал об одном трагикомичном случае, которому он стал свидетелем на своем приходе в один из крещенских Сочельников. «Когда я был начинающим священником, - вспоминал батюшка, - я случайно услышал разговор двух прихожанок храма, которые сравнивали чудесные свойства Богоявленской и крещенской воды. По мнению прихожанок, они были различны, и крещенская вода была более "ядреной". В частности, было очень полезно, доведя ее до температуры кипения, но не кипятя, опустить туда больной орган». Отец Георгий сетовал, что сегодня, когда за нашими плечами десятилетия миссионерства, просвещения и катехизации, подобные явления должны стремительно исчезать, но воз и ныне там. Его возмущало превращение великого христианского праздника «в очередное развлекательное представление, наполненное элементами давно уже изжившего себя фольклора, которое лишь дезориентирует духовно».

А ведь действительно, и по сей день, кроме благочестивых традиций, привольно бытуют и различные суеверия, связанные с праздником Крещения Господня, когда, в особенности люди, далекие от православия, отмечают церковные праздники согласно их личным причудливым представлениям о чем-то, более напоминающим языческие обряды и доходящим порой до откровенного кощунства. Как, например, купание в иордани с распитием спиртных напитков, но самое ужасное - это отношение к крещенской воде как языческому оберегу.

Или возьмем, к примеру, привычные всем рождественские и крещенские колядки. В словаре «Русский образ жизни» читаем: Коляда - от «коло», божество солнце-младенец, в древнерусской языческой мифологии воплощение смены годового цикла, зимнего солнцеворота, по древним поверьям совпадало с разгулом нечистых духов и злых ведьм. Не даром в XVII в. архимандрит Киево-Печерский Иннокентий (Гизель) гневно писал, что «неции памяти беса Коляды и доселе не устают обновляти, собирающиеся на богомерзкие игрища и Коляду, ветхую прелесть диавольскую, много повторяюще, ко Христу присовокупляют».

К.А. Трутовский. Колядки в Малороссии

Некоторые верили, что накануне Богоявления, в самую полночь, волнуется вода в ознаменование того, что в это время крестился Иисус Христос; люди ходили наблюдать это чудное явление с кувшинами, старались захватить в них воды в самую минуту этого чудесного колыхания и благоговейно хранили, считая ее совершенно неспособною к порче и особенно целебною для разных недугов. Верите, но о подобном предании на полном серьезе мне пару лет назад рассказывали набожные тетушки в одном из женских монастырей, не буду говорить каком, но факт остается фактом. Или опять же в монастыре, правда уже в другом, учили, как от хвори избавляться: надо было умыться крещенской водой над конфоркой, а потом, прочитав заклинание по типу «уходи беда, хворь и маята», включить конфорку и сжечь болезнь.

На Крещенский сочельник крестьяне гадали. В глухих селениях совершали изгнание нечистой силы, олицетворением которой были «крещенские» морозы. А еще верили, что в Богоявленскую ночь отверзается небо и пресветлый рай, в котором обитает солнце, открывает свои сокровища. Считалось, что в эти часы Бог может лучше услышать молитвы верующих... Примеров множество, а главное, они живут и поныне. Помнится, к нам приходили православные христославы, но прежде славления высыпали горсть зерна на пол, объясняя, что «это на достаток в доме».

А ведь сколько уже времени прошло! Еще в древнем церковном «Стоглаве» замечалось, что подобная путаница происходила более от «неразумия простая чад православных христиан во градех и селех творят еллинское бесование, различные игры и плясание... в навечерии Богоявления Господня и тем Господа Бога прогневают».

В XVII веке царь Алексей Михайлович писал в государевой грамоте о крещенских пирах-игрищах: «...да в Москве же чинится бесчинство: многие люди поют бесовския сквернословныя песни... да на Рождество Христово и до Богоявленьева дня собираются на игрища сборища бесовския... игрецы-скоморохи с домбрами и с дудами, и с медведями ходят, и дару Божию хлебу поругаются. И мы указали о том учинить на Москве и в городех, и в уездех наказ крепкий, чтобы ныне и впредь никаких людей по улицам в навечере праздников Калед и Плуг и Усеней не кликали и песней бесовских не пели...».

С той поры минули столетия, из памяти народной стерлись многие понятия, связанные с языческим миром. Но, ставшие мертвым звуком, эти отголоски по-прежнему слышатся в песнях и чудачествах любящего веселье и волшебство русского народа. Когда же богатое фольклорное наследие языческой Руси займет наконец свою особую и, конечно же, по достоинству оцененную нишу? Пусть, бережно и любовно хранимое, оно рассказывает нам о национальном характере наших далеких предков: широте русской души, пытливости ума, житейской смекалке и богатом творческом начале. Но будем в меру своего национального и духовного возраста мудры и рассудительны, ибо пора уже взрослеть: не для того ли в русский мир пришел Христос, чтобы, узрев немеркнущее Солнце Правды, мы навсегда исторгли из сердца суеверия и пережитки былого-минувшего, оставив их как драгоценный, но мертвый артефакт в далеком царстве русской старины?

Будем же свято чтить благочестивые традиции Русской Православной Церкви, согласно которым Богоявление, по словам апостола Павла, есть «великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1 Тим. 3, 16), а тогда и благодать, ниспосланная нам в приобщении к святыне в эти дни, послужит духовному возрастанию и укреплению веры в Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.

Мария Мономенова

Прихожанин

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Мария Мономенова
«Когда на Песах и Пасху проливается кровь, самое время строить Храм»
Что сейчас происходит на и под Храмовой горой?
28.03.2024
Третий храм против Третьего Рима
Об иудеях, машиахе и апокалипсисе: немного методологии
21.03.2024
Ледяные джунгли Тобольска
По следам путешествия в Сибирь
29.02.2024
Куда делась головная колонна РПЦ с хоругвью?
Русская Православная Церковь имеет все шансы стать флагманом для консервативных христиан во всем мире
31.01.2024
Все статьи Мария Мономенова
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Советский недобиток
23.04.2024 11:56
На картошку!
Новый комментарий от Сергей
23.04.2024 11:49
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Апографъ
23.04.2024 11:45
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
23.04.2024 10:43
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от РОНОЛ
23.04.2024 10:24
Ждём новых «крокусов»?
Новый комментарий от Александр Волков
23.04.2024 10:11