itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Что родилось на Украине в канун Рождества Христова

0
419
Время на чтение 8 минут

Фото: sputnik.by

Фото: sputnik.by

«Рожденное от плоти есть плоть,
а рожденное от Духа есть дух»
(Ин. 3, 6)

«Православные христиане в единстве с Римским престолом» ‒ очередной неологизм, исполненный множества невысказанных ожиданий. Неологизм, настолько своеобразный и многозначительный, что может вдохновить любого мало-мальски грамотного человека соткать целый ковер из кричаще ярких неологизмов собственного производства. Но в связи с действиями Константинопольского Патриархата по учреждению так называемой «Православной Церкви на Украине» (ПЦУ) подобные словесные феномены стали повседневностью.

В интервью ВВС[1] Памфилийский архиепископ Даниил, один из двух стамбульских экзархов, работавших по созданию ПЦУ, заявляет, что объединение украинских униатов из УГКЦ (Украинской Греко-Католической церкви) с новосозданной ПЦУ уже вполне возможно, потому что

«исторически греко-католики пытаются найти свою идентичность. Они являются православными христианами в единстве с Римским престолом, но они постоянно возвращаются обратно к киевской традиции, к Крещению, принятому от Константинополя».

Единство с Римским престолом приводит православного христианина к отпадению от Церкви

Архиепископ - бывший униат, для него, возможно, подобные мысли допустимы. Но в православной традиции до сих пор такие «православные христиане» назывались коротко и точно ‒ «униатами» ‒ и считались не православными, а предателями православной веры, принявшими католицизм, пусть даже сохранившими при этом некоторые внешние формы православного обряда. Для принятия униатов обратно в Православие существует чин, содержание которого менялось в различные исторические периоды, но в большинстве случаев совпадало с чином для принятия римокатоликов. Если вкратце, то единство с Римским престолом приводит православного христианина к немедленной потере звания православного и к отпадению от Церкви. Но, как уже было сказано, Стамбул, похоже, вошел в эпоху великих исторических, канонических и лингвистических открытий.

Возвращаясь, однако, к ожиданиям, заложенным в основу вышеуказанного неологизма, само его появление можно рассматривать и как кульминацию невысказанных до сего момента или двусмысленно сформулированных стамбульских устремлений. Потому как вот они, уже окончательно озвученные: православные христиане должны быть в единстве с Римским престолом.

Кто-то может возразить, что именно эти стамбульские вожделения не остались невысказанными, или по крайней мере неоднократно показывались или внушались. И это тоже верно. Но нельзя отрицать, что новым словесным открытием предоставляется широкая полоса для взлета бесчисленных крылатых призывов, как то: «православные христиане в единстве с Кентерберийской архиепископией», «православные христиане в единстве с Далай Ламой», «православные христиане в единстве с сибирскими шаманами (конкретное предложение России)», «православные христиане в единстве с... последователями одного неизвестного гобоиста из Балетного симфонического оркестра Сан-Франциско в 1940-е годы»[2] и т.п.

Некоторые озвученные ожидания в интервью архиепископа Даниила Памфилийского

Как говорит архиепископ в своем интервью ВВС, присоединение других митрополитов канонической и общепризнанной (до недавнего времени ‒ и Стамбулом!) Украинской Церкви (УПЦ МП) - лишь вопрос времени.

«Идут переговоры, - доверительно сообщает архиепископ. ‒ Архиереи, которые были с нами на связи, теперь говорят с владыкой Симеоном и владыкой Епифанием, чтобы определить, как им присоединиться к ПЦУ вместе со всеми своими епархиями или с их частью. С другой стороны, есть большое противостояние ‒ идет своеобразное финансирование определенными олигархами, депутатами Верховной Рады, которые пытаются заблокировать процесс и помешать духовенству и архиереям осуществить свой свободный выбор».

На данный момент ни об одной епархии УПЦ МП нельзя сказать как о присоединившейся к ПЦУ

Разумеется, имена участвующих в данных переговорах со стороны УПЦ МП не называются, как и имена финансирующих сопротивление ПЦУ «олигархов и депутатов Верховной Рады». Умалчивается и факт, что один из присоединившихся к ПЦУ митрополитов - Александр (Драбинко) ‒ управлял не епархией, а викариатством (Переяслав-Хмельницким викариатством Киевской епархии УПЦ МП), а большинство прихожан и священнослужителей епархии другого присоединившегося митрополита, Симеона, выступило против его решения еще до «объединительного собора» 15 декабря, а впоследствии приняло законно назначенного митрополита Винницкой епархии ‒ Варсонофия. Практически на данный момент ни об одной епархии УПЦ МП нельзя сказать как о присоединившейся к ПЦУ.

Получается, что и речи не может идти о продолжении процесса, начало которому явно не было положено. Нововозникшая на Украине религиозная организация представляет собой лишь попытку искусственного и незаконного «узаконивания» (Стамбульский патент) наличных украинских раскольнических группировок.

Невысказанными в интервью архиепископа Даниила остаются и причины отказа от участия в «объединительном соборе» самого убежденного сторонника автокефалии из рядов УПЦ МП - митрополита Черкасского и Каневского Софрония. На вопрос интервью о содержании проведенных (по сведению митрополита Софрония) бесед между двумя церковными деятелями в Черкасской епархии архиепископ Даниил ответил:

«Я не встречался с ним, потому что в это время был в Австралии. С ним встречался владыка Иларион вместе с одним священником, чтобы на встрече был и другой человек. Я не хочу говорить о содержании разговора, на котором я не присутствовал, и не хочу сейчас его комментировать».

То, о чем промолчал архиепископ Даниил, высказал митрополит Софроний. Причина отказа от участия состояла в том, что митрополит Софроний еще до «объединительного собора» ознакомился с подготовленным Стамбулом уставом для ПЦУ, и некоторые положения из этого устава ему не понравились, а именно:

«Я - человек свободный и не хочу быть вассально зависимым от греков. Это не автокефалия. Их устав говорит о том, что у нас на Украине образовалась греческая церковь. Они сделали (церковь) полностью зависимой от греков. Я буду ездить за миро к грекам? Знаете, сколько это будет стоить? То есть я буду все спрашивать у греков, что мне делать на Украине?! Извините. Я понимаю так: если это автокефалия, то Церковь должна быть независимой, как и все автокефальные Церкви. А у нас просто сделали митрополию»[3].

Эти слова находят подтверждение в сказанном архиепископом Даниилом:

«Какие-либо изменения в уставе, даже мелкие, ПЦУ обязана донести до сведения Константинополя, потому что Константинополь дал им этот устав, дал им и томос, и потому должно быть согласование, общий язык».

В том же духе и непринятие канонизации Царя Николая II и его семьи, потому что, по мнению архиепископа, канонизация была «внутренней, только для Московской Церкви»:

«Мы, Украинская церковь за границей, не признаем канонизации Николая II. Так бывает, что Церковь прославляет своих внутренних святых, но они не выходят на всеправославный уровень».

Бывает, хотя с новыми греческими святыми вопрос явно ставится по-другому...

Разница между канонической Церковью на Украине и появившейся 6 января неканоничной украинской формацией ясно проявилась и в праздновании Рождества Христова. В то время как в новосформированной украинской псевдоцеркви переживали лихорадку от земных политико-церковных эмоций и ехидно потирали руки от получения томоса («Да, хоть и не достигли чего хотели, но теперь мы не с Москвой...»), то в Церкви Московского Патриархата «в веселии и простоте сердца» (ср. Деян. 2, 46) праздновали Христово Рождество.

На праздничной службе в Киево-Печерской лавре предстоятель УПЦ МП митрополит Онуфрий в своем знаменательном Рождественском слове выразил мысли православных верующих законной Украинской Церкви:

«Властолюбцы не хотят иметь над собой Царя, ибо в своей гордыне они считают себя лучшими всех. Властолюбцы не воспринимают власть как Крест, который должен возложить на них Бог, они считают, что власть - это нечто, чего необходимо самому добиваться, употребляя все возможные меры и средства, независимо от их морального наполнения. Властолюбцы, если даже верят во Христа, они не покоряются Христу, а наоборот, пытаются принудить Христа делать их земными царями. Именно этого требовали от Спасителя как от Мессии иудейские старейшины; и когда они услышали слова Спасителя, что Его Царство не от мира сего, они возненавидели Христа и распяли Его».

После нового разделения на Украине - потому что Стамбул принес разделение, а не объединение - перед всеми нами встает выбор из двух путей: пути Креста и пути властолюбцев века сего. Не каждая Поместная Православная Церковь располагает достаточным ресурсом, чтобы создать комиссию экспертов для обстоятельного изучения всех наличных документов, касающихся подведомственности Киевской митрополии в историческом и каноническом аспекте. Но Господь позаботился, чтобы и несведущие в этих вопросах поняли, что именно родилось на Украине в канун Рождества Христова. Всем нам нужно решить, на чьей мы стороне. Предпочтем мы «Закон Божий и вечную жизнь» или же выберем «притворную, привременную»[4]. Среднего пути между этими двумя нет.

Протоиерей Божидар Главев
(Болгарская Православная Церковь)
Перевод с болгарского Янина Алексеева

budiveren.com


[1] Екзарх Константинополя Даниїл: Православна церква України може стати патріархатом // https://bbc.in/2TL3arH

[2] Сатанист Антон Шандор Ла Вей.

[3] Митрополит Софроній: Я ні туди і ні сюди. Але у Московському патріархаті не залишаюся // https://bit.ly/2VQ0qek

[4] Из службы Усекновения главы Иоанна Предтечи, святого пророка и Крестителя Господня, кондак, гл. 5.

Православие.Ru

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Божидар Главев
Все статьи Священник Божидар Главев
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 00:00
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04