На поле танки танцевали

Бывший СССР 
0
641
Время на чтение 7 минут

Фильм "Т-34" напоминает смысловые и - эстетические качели: то хочется сказать: «Какая гадость!», то - громко аплодировать создателям

«На поле танки грохотали,
Солдаты шли в последний бой,
А молодого командира
Несли с пробитой головой».

Из популярной песни.

У каждой страны есть цивилизационные коды - это не просто достижения, но - образы, по которым она распознаётся. Для России это - балет, космос, роман-эпопея и - оружие. Любая развесистая клюква про Mother-Russia будет содержать не только па-де-де с лебедями и космонавтами, но и автомат Калашникова, и танк Т-34, до сих пор считающийся одним из самых знаменитых и - не побоюсь этого слова - великих - танков Второй Мировой войны. Поэтому новый фильм «Т - 34» (режиссёр - Алексей Сидоров) заинтересовал даже тех, кто вроде как настроился двинуть на американский боевичок из разряда сиквел-приквел или посмотреть очередную «Мэри Поппинс», которая на этот раз приходит к свежему поколению Бэнксов. Да. Кризис жанра - это печальная реальность. Голливуд по десятому разу стряпает вкусные, но приевшиеся блюда, а российское кино эксплуатирует военную, космическую или спортивную тематику - родом из почившего СССР. Обвинять наших деятелей синема в том, что они бесконечно эксплуатируют славное прошлое - глупо и бестактно. Это - общемировой тренд - переживание дедовских побед и былых триумфов. Благо, компьютерные технологии позволяют вывести «старую песню о главном» на принципиально новый творческий уровень.

По какой-то причине в 2010-х любят, предпочитают именно танкистов. Не лётчиков и не моряков. Полагаете, что сыграла важнейшую роль игра World of tanks - то бишь пресловутые «танчики»? Всё наоборот - популярность «Мира танков» явилась следствием повышенного интереса к танкам и танкистам. Отсюда - разнообразные танко-мелодрамы, танко-боевики и танко-фэнтази: «Белый Тигр» (2012), «Танки» (2018), «Несокрушимый» (2018), масштабная голливудская «Ярость» (2014) и вот, наконец, очередная танко-феерия - «Т-34». Можно сказать, это - своеобразный байопик, потому что лучше всего в этой кинокартине просматривается лицо танка. Не конкретной - отремонтированной и угнанной машины, а самой идеи Т-34. Танк выступает в качестве брата, сообщника, соратника - в зависимости от предложенной ситуации. Танк - полноправный, едва ли не главный герой. Он - решающий фактор.

Конечно, очеловечивание предмета, машины и особливо - оружия - не новейший приём в искусстве. Ещё Константин Симонов писал о танке, как о живом, страдающем и - рвущемся в бой - существе:

«Вот здесь он, все ломая, как таран,

Кругами полз по собственному следу

И рухнул, обессилевший от ран,

Купив пехоте трудную победу».

Признательность поэта безмерна:

«Когда бы монумент велели мне

Воздвигнуть всем погибшим здесь, в пустыне,

Я б на гранитной тесаной стене

Поставил танк с глазницами пустыми».

Надо отметить, что стихотворение написано ещё в 1939 году и посвящено Халхин-Голу. Вернёмся, однако же, к теме Великой Отечественной.

Снимать ремейки - тоже примета времени, а потому люди моего поколения тут же вспоминают кинофильм «Жаворонок» (1964) с приблизительно тем же набором сцен. Фабула едина: немецкое командование решает использовать трофейные советские танки и русских военнопленных в качестве живых тренировочных мишеней, а для этого готовят команду «гладиаторов», у которых не оставалось никаких шансов на выживание - им не полагалось стрелять в ответ. Они - что-то, вроде тряпичных кукол, на которых отрабатываются удары. Или - бессловесные боксёрские груши. Нацисты никогда не стеснялись в средствах и не были заморочены «химерой-совестью». Невыносимо, патологически утилитарная цивилизация! В этом кроется одна из причин её быстрой гибели и ужасного конца. А вот наши ребята оказались не только храбрыми, но и смекалистыми - они умудрились захватить Т-34 и устроить настоящий тур возмездия.

Было ли это в реальности? Кто знает правду? В ГДР 1950-1960-х бытовала легенда о советском танке, угнанном военнопленными с испытательного полигона. По сути, «Т-34» - это не ремейк «Жаворонка», но - очередная версия той увлекательной, страшной и - великолепной истории. Тот же остов. Но! Различаются нюансы, а также - посыл и выводы. Иная эпоха. «Жаворонок» - правдивое и жёсткое, но, вместе с тем, романтизированное кино 1960-х; «Т-34» - недурная попытка сотворить блокбастер со спецэффектами.

Видный публицист националистического толка Егор Холмогоров признался в своём блоге: «Т-34» вызвал у меня смешанные чувства». Полностью солидарна с Холмогоровым! Исключительно - смешанные, ибо на каждый минус тут имеется свой плюс, а некоторые сцены - блистательные и дурацкие одновременно. Причём, невозможно понять - что тут перевешивает: чистый восторг или откровенная ахинея? Лично я такое сплетение вижу впервые. Например, фрагмент, где отремонтированный танк демонстрирует свои подвижные качества под музыку Петра Ильича Чайковского из «Лебединого озера». Сильно, буквально до слёз и - весьма нелепо. О, решительно гениально, потому как мудрёно уловить основную эмоцию. На уровне сознания побеждает скепсис, а на ментальном уровне - потрясение. Балет и тридцать-четвёрка объединены в единый культурологический - русский! - пласт. На поле танки - танцевали!

Сцена с реквизицией ширпотребовской, отштампованной «Мадонны с гранатом» Сандро Боттичелли из немецко-фашисткой лавочки - ровно из той же серии. Комически. Но - патетично. Достоверная деталь - в Третьем Рейхе продавалась масса растиражированных произведений искусства - картинок для украшения стен, отпечатанных на картонке или же - переведённых на обеденное блюдо. Так ренессансная Мадонна становится Богоматерью для всего экипажа. В советском танке звучит молитва «Отче наш». Подобное смешение жанров, точнее - переход от комедийной ситуации - к высокой драме или даже трагедии, создаёт поразительный эффект. Трудно сказать - было ли это задумано или же «так получилось».

Сцена в апартаментах Генриха Гиммлера - в духе голливудского фэнтази. Рейхсфюрер СС показан, как некий Магистр Зла, в круглом кабинете, с книжными полками, уходящим под потолок. Страсть Гиммлера к старинным фолиантам - несомненна, исторически доказана, разве что реальность была намного скромнее. Решающая битва антагонистов - эпична и с элементами «прекрасной чуши», которую отчаянно несут авторы. Сценарист (всё тот же режиссёр Алексей Сидоров) представил это в виде аристократической дуэли на старом немецком мосту. Эсэсовец Клаус Ягер (без приставки «фон») - кидает перчатку другому простолюдину - Николаю Ивушкину и начинается поединок на танках. Побеждённый «фриц» протягивает руку «ивану» - прощальный жест пруссака-романтика. Это столь глупо, что уже роскошно. Титры - особый момент. Авторы смогли не завалить финал, что опять-таки, большая редкость. Под знакомую песню Булата Окуджавы «Бери шинель, пошли домой» нам показывают дальнейшую судьбу героев - пахарь Василёнок возвращается в родную деревню, охотник Волчок - в свою тайгу, Ивушкин с молодой женой - к интеллигентной маме в симпатично обставленную комнату, а Ионов становится художником, но не простым - он пишет фрески в храме. В этот момент в зале звучат аплодисменты. Весь фильм напоминает смысловые и - эстетические качели. То хочется сказать: «Какая гадость!», то - громко аплодировать создателям.

Рассуждать об актёрской игре нынче сложно потому как господа-артисты, испорченные халтурой в сериалах, с равной прохладцей подают любые сценарные реплики - хоть танкистов, хоть таксистов, хоть ещё каких-нибудь таксидермистов, то есть изготовителей чучел. Им - нынешним всё равно, что произносить, куда бежать и в каких панталончиках изображать галантный век. Или не галантный. Танки? Не проблема. Сыграем экипаж машины боевой, узницу концлагеря, эпизодических фашистов и пуганых немок в шляпках с вуальками и без. Андрей Петров неплох и не раздражает, что уже - мощное достижение. Ирина Старшенбаум - фоновая деталь, всеобязательный элемент лав-стори, без которой повествование (наверное!) грозило стать сухим и совсем уж «для мальчиков». Хотя, если по-хорошему, то без лирической ноты композиция лишь выиграла бы, а так - разбавили сладкой водичкой.

Ни для кого не секрет, что любое кино 2010-х, кроме совсем уж забубённого артхауса, это - использование компьютерных технологий. Здесь авторы настолько увлеклись, что не заметили, как их диво-приёмчик - замедленный полёт снаряда - очень быстро надоедает. Когда один раз - оно волшебно. Когда второй - привычно. А когда - в третий уже тупо. Зевок в зале. Спецэффект - он, как шутка. Повторение ослабляет эффект и сводит на нет все креативные усилия. Любое творение - это сумма впечатлений и ощущений, плюсов и минусов, удач и косяков. Что перевесит? В данном случае положительных и отрицательных оценок поровну, при этом слабенькой «тройки» тут нет - или «пять» или «два». Но, как говаривал товарищ Штилиц: «Запоминается последняя фраза», а она - светлая. Если под занавес - хорошая песня и оптимистические кадры, стало быть, время и деньги потрачены не зря. Всякий раз после премьеры более-менее приличного российского кино, у публицистов и критиков начинается приступ радости: «Это первая (или вторая?) ласточка возрождённого синематографа!» Такими вот «птицами счастья» были когда-то названы «Легенда №17», «Мы первые», «Движение вверх» и вот теперь это говорят о «Т-34». Ещё раз отмечу: все знаковые кинокартины 2010-х посвящены советскому периоду, а не сегодняшним вехам. А есть ли они? Вопрос не только открытый, но и - болезненный. А про танки - грохочущие и танцующие - смотрели и будем смотреть.

Неслучайно Константин Симонов призвал поставить памятник боевому другу:

«На постамент взобравшись высоко,

Пусть как свидетель подтвердит по праву:

Да, нам далась победа нелегко.

Да, враг был храбр. Тем больше наша слава».

За нашу Победу!

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Галина Иванкина
«Город принял» – детектив о советской стабильности
Своеобразная квинтэссенция всех милицейских детективов, снятых в СССР
17.04.2024
«Мёртвый сезон» как пример грамотной пропаганды
Все советские детективы повествовали о человечности
01.04.2024
Почему Наташа так любит «папу»?
Фильм о доброте и вере в Человека
29.01.2024
Главная ошибка на примере «Интердевочки»
«Ну, конечно, там рай, ну, конечно, здесь ад...»
28.11.2023
Все статьи Галина Иванкина
Бывший СССР
«Этот проект был исторически необходим нашей стране»
Поздравление Президента России по случаю 50-летия БАМа.
24.04.2024
День памяти генерала А.П.Ермолова
Сегодня мы также вспоминаем адмирала М.П.Лазарева, профессора А.С.Архангельского, писателя и публициста И.Л.Солоневича, поэтессу Е.А.Благинину, героев Великой Отечественной войны Ф.Г.Коробкова, Н.А.Острякова и Н.А.Журкину, реставратора И.В.Ватагину
24.04.2024
Справедливость как воля Божия
Сейчас России нужно продолжение прежнего, проверенного в советское время курса – социализм с государственной собственностью на средства производства, с плановой экономикой, с монополией на внешнюю торговлю
23.04.2024
Великий перелом
Полемические заметки о Сталине и советском прошлом
23.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии