Путь паломников лежал через старинные русские города, помнящие междоусобицы начала феодальной раздробленности Руси и нашествие монголо-татарской орды, такие как Ростов Великий и Переславль-Залесский. И сама Кострома неоднократно всплывает в летописи в сложные периоды истории. То ростовский князь Константин Всеволодович из-за земельных споров сжигает город в 1213 году, то все окрестные земли опустошают орды Батыя в 1238 году, а потом Великий князь киевский и владимирский Ярослав Всеволодович, отец Александра Невского, восстанавливает его. В построенной им церкви в честь своего святого покровителя Федора Стратилата хранилась Феодоровская икона Божией Матери - чудотворная икона и будущая реликвия рода Романовых, которая уже в 1262 году помогла русским войскам одолеть ордынцев в битве при Святом озере.
Ее обретение связано с именем владимирского князя Василия Ярославича, который не захотел переезжать в стольный град и остался в удельной Костроме. Очевидна связь Костромы с Владимиром и выросшей в столицу Москвой: основание города в 1152 году В.Н. Татищев приписывает князю Юрию Долгорукому, московские князья укрывались здесь при наступлении Золотой орды. В период Смуты ополченцы Костромы активно вливаются в отряды Прокопия Ляпунова, а позже - Минина и Пожарского, чтобы выгнать из Москвы польско-литовских интервентов. Наконец, это вотчина Ксении Шестовой - супруги Федора Никитича Романова и матери государя Михаила Федоровича. С его венчанием на царство будет окончательно положен конец Смуте, и Россия обретет новую династию, которая поможет преодолеть последствия лихолетья и поведет страну к триумфу. Не зря в памятном 1913 году, к широкому празднованию 300-летия династии Романовых, в Костроме появился роскошный имперский постамент, на который вместо монумента в честь царского рода теперь «вскарабкалась» дисгармоничная фигура вездесущего В.И. Ленина.
Особую связь с этими местами имеют паломники из Салтыковки, микрорайона Балашихи, выросшего на территории бывших усадеб и дач и названного по железнодорожной станции, построенной усилиями светлейшего князя Петра Дмитриевича Салтыкова, которому там принадлежало поместье. Поселок городского типа Сусанино в Костромской области ранее был известен как село Молвитино, часть которого в XVII веке принадлежала боярам Салтыковым. В 30-е годы, когда православные храмы закрывались и разрушались, а иконы сжигались, одну из святынь удалось спасти: икону из разоренного Свято-Троицкого монастыря в Сумароково нынешнего Сусанинского района забрала на сохранение до лучших времен учительница из Салтыковки, и теперь стараниями верующих образ вернулся на Костромскую землю.
Сегодня в селе Домнино о вотчине матери первого царя из Дома Романовых напоминает храм Успения Богородицы, построенный как раз на месте усадьбы Шестовых при императоре Николае Павловиче. В 2004 году определением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви здесь был открыт женский монастырь Святых Царственных Страстотерпцев. Пока монастырь состоит лишь из старинного храма, на котором восстановлена мемориальная доска с дореволюционным текстом о том, что храм был сооружен в 1827 году на месте дома матери царя Михаила Феодоровича, и информационным стендом с фотографиями и изречениями Николая II. По одной из версий, останки Ивана Сусанина, погребенные крестьянами на приходском кладбище в Спас-Хрипелях, были перезахоронены по царскому указу в подклет деревянной Воскресенской церкви, находившейся возле господского дома на территории имения и разобранной в XIX веке. В 1994 году в ограде приходского кладбища, уничтоженного большевиками, на месте предполагаемой могилы был освящен деревянный крест. Успенский храм был закрыт в 1937 году и переоборудован в зернохранилище; священник отец Константин расстрелян, вся утварь уничтожена, однако уже в 1943 году верующим удалось добиться возвращения храма, который сегодня стал ядром монастыря в честь Царственных страстотерпцев.
Неподалеку от села, на том месте в деревне Деревеньки, где стоял дом Ивана Сусанина, в год 300-летия династии Романовых Александровским православным братством в память о его подвиге была возведена часовня в честь его небесного покровителя Иоанна Предтечи. Это небольшое здание из красного кирпича в псевдорусском стиле, окруженное живописным лесом, сумело пережить период богоборческой власти, когда в середине 50-х годов в нем был сломан иконостас и устроен сенной склад. Ныне часовня отреставрирована и приписана к монастырю в Домнино.
Конечно, паломники не могли обойти вниманием и самый известный храм в поселке Сусанино, прославившийся благодаря шедевру русской пейзажной живописи - картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели», написанной им в Молвитино в 1871 году и находящейся в Государственной Третьяковской галерее. Это - Церковь Воскресения Христова, пятиглавие которой в центральной части композиции прячется за облюбованными птицами березами, зато восьмигранная колокольня узнается сразу. На ее месте были храмы еще в начале XVII столетия, но известная сегодня каменная церковь построена к 1690 году по инициативе боярина П.М. Салтыкова, племянника Ксении Шестовой. Уже в 1922 году большевиками начато изъятие церковных ценностей, в 30-е годы были сняты колокола, а в 1938 году храм окончательно закрыли, превратив в зернохранилище. Здание топили по-черному, практически погубив роспись XVIII века. В 1988 году в отреставрированном здании разместилась экспозиция Сусанинского краеведческого музея, где можно узнать и о других известных уроженцах Костромской земли, а также о ее исторических связях с Домом Романовых. К сожалению, не так широко известен за пределами области уроженец села Молвитино Осип Иванович Комиссаров, который во время обучения шляпному делу в Петербурге, стал свидетелем покушения на Александра II и, отведя руку стреляющего террориста Дмитрия Каракозова, спас императора. За свой поступок он получил потомственное дворянство как Комиссаров-Костромской и был облагодетельствован по всей стране. В родном селе был установлен памятник Осипу Комисарову, который был уничтожен большевиками в рамках борьбы с увековечиванием царских слуг.
Характерно, что Иван Сусанин в первые годы советской власти тоже был не в чести, тем более его почитание активно инициировал одинаково нелюбимый либералами и коммунистами Николай I. Памятник, воздвигнутый императором на названной в честь народного героя центральной площади Костромы, вызывал неприятие либералов до революции и был разрушен большевиками после нее. Образ преклонившего колена перед молодым царем костромского крестьянина пламенные апологеты свободы называли монументом раболепию. Гранитную колонну от уничтоженного памятника до сих пор можно было увидеть на улице Горной, но восстановить исторический символ города власти не захотели даже после крушения советского режима. Расположенное сегодня в Костроме известняковое изваяние 1967 года, по мнению искусствоведов, своим грубым шаблонным обликом не вписывается в исторический центр. Впрочем, главный памятник Ивану Сусанину - место его гибели, неизменно привлекает потоки людей со всей России.
Особый дух царит над легендарным Чистым, или Исуповским болотом, ставшим местом подвига Ивана Сусанина. Его необходимо увидеть самому, чтобы иметь правильное представление об одном из крупнейших болот Европы, по праву признанным памятником истории и природы. Оно расположилось в древнеозерной ледниковой котловине протяженностью 12 километров и шириной более 4 километров. Сегодня значительная часть его пересохла и заросла могучим смешанным лесом, ставшим приютом для множества диких зверей и перелетных птиц, однако его панорама с высоты оврага поистине завораживает. Кто-то, зная историю этого места, различает дыхание смерти и при виде гигантских размеров, по рассказам паломников, резонно замечает, что здесь можно затопить не один отряд интервентов, а всю польскую армию. По сей день исполинское болото пугает своими «окнами» - непримечательными внешне, но скрывающими бездонную ловушку, стоит только неосторожно ступить на которую, как исчезнешь с головой, будто тебя и не было. Достигая до 16 метров в глубину, «окна» имеют свойство менять свое расположение, поэтому представляют по сей день опасность для неосведомленных людей. Испокон веков в этих краях пропадали жители окрестных сел и деревень, расположившихся на разных сторонах реки Шачи, о чем всегда знали старожилы, о чем в свое время знал и житель Деревеньки Иван Сусанин, согласившийся стать проводником внезапно появившихся здесь поляков.
Как известно, малодушные и корыстные члены Семибоярщины после низложения Василия Шуйского в 1610 году признали польского королевича Владислава Сигизмундовича русским царем, но тот не спешил появляться в Москве. Народное ополчение К. Минина и Д. Пожарского низвергло правительство изменников и выгнало интервентов, а Земским собором 1613 года было решено венчать на царство юного Михаила Федоровича Романова. Поскольку сам юноша вместе с матерью инокиней Марфой в то время находился в ее вотчине в Домнино, поляки, по-прежнему именующие Владислава Великим князем Московским, отправили туда отряд для устранения кандидата на престол. Согласно преданию, встретив возле своего дома вооруженных иноземцев, убеленный сединами костромской крестьянин, только отдавший дочь Антониду замуж за Богдана Собинина, велел играть свадьбу без него, а сам якобы отправился с врагами к искомому селу с домом Шестовых. В действительности в ту судьбоносную позднюю зиму он повел колонну поляков в дикую лесную глушь, скрывающую опасные топи. При этом он тайно поручил сыну немедленно явиться ко двору в Домнино и предупредить инокиню Марфу об опасности, что было исполнено, и впоследствии избранный собором кандидат на престол укрывался вместе с матерью уже в надежных стенах Ипатьевского монастыря. Зато злокозненные посланники шляхты, замерзшие и заблудившиеся в густых зарослях Чистого болота, в какой-то момент догадались, что этот русский крестьянин нарочно увел их в глухие места, чтобы выиграть для Михаила Федоровича время или же окончательно извести их, обрекая на смерть от голода и холода. Придя в ярость, они изрубили Ивана Сусанина, но это их уже не спало: Чистое болото стало могилой для подданных Речи Посполитой. Лишь единицам удалось чудом выбраться, вероятно, чтобы поведать люду об этой удивительной истории.
Сейчас на краю оврага, с которого открывается захватывающий вид на Сусанинское болото, покоится мощный базальтовый валун с лаконичной надписью «Иван Сусанин». Природа здесь замирает, и все вокруг преисполняется умиротворением. О чем думал Иван Сусанин, когда в последний раз окидывал взором эти величественные просторы? Знал ли заранее, что уже не вернется, и испытывал ли успокоение при мысли, что его жертва станет залогом спасения Русского царства? Об этом могут спорить историки и авторы художественных адаптаций его биографии, но это удивительное место действительно наполняет осознанием неизбежности предначертанных путей, заставляя отрешиться от ненужной суеты, чуждой студеному воздуху над заснеженным лесом, поглотившим когда-то решительно вторгшийся в русскую глубинку отряд чужаков. Этот могучий лес, сочетающий в себе сложную экосистему, дом краснокнижных животных и топи, в которых могут бесследно исчезать вторгшиеся в его пределы странники, хранит в себе предельно ясное понимание истории России, век от века переживающей опасные инвазии, но перемалывающей и растворяющей внутри себя дисгармоничные формы бытия. Несмотря ни на что, переживая чудовищные потрясения и испытания, она сохраняет уникальный дух и остается непоколебимой, как этот знаменательный лес.
Неудивительно, что одновременно в народе болото называют и местом силы. Вот и 90-летний дядя Саша, хорошо знакомый туристам и паломникам, приходит сюда каждый день, что, по его словам, помогает спасаться от хворей и телесной немощи. Встретив группу гостей из Салтыковки и Москвы, он напомнил некоторые детали подвига своего знаменитого земляка и прочитал строки из стихотворения Кондратия Рылеева.
Отдавая дань уважения национальному герою России, паломники также посетили знаковые для Дома Романовых места. Это в первую очередь Богоявленско-Анастасиин женский монастырь, в Богоявленском кафедральном соборе которого находится чудотворная Феодоровская икона Божией Матери, которой старица Марфа и благословила своего сына на правление. Обитель, активно разрушавшаяся большевиками в течение 30-х годов, постепенно возрождается. Затем был мужской Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь, согласно преданию, основанный примерно в 1330 году мурзой Четом, которому в этом месте было дано видение Божией Матери с предстоящими священномучеником Ипатием Гангрским и апостолом Филиппом. Получив в результате видения исцеление болезни, Чет основал обитель, а сам стал родоначальником Годуновых, опекавших монастырь. Но для паломников наиболее важно то, что 14 марта в Троицком соборе Ипатьевского монастыря прошел торжественный обряд призвания Михаила Федоровича на царство. Так обитель получила статус духовной колыбели великой династии, а в 1913 году стала центром празднования 300-летия правящего дома. В то время Государь император Николай II посетил Кострому и проживал в покоях за стенами монастыря.
Сегодня Костромская земля, пережившая множество горестей и испытаний вместе со всей России, постепенно воссоединяет пробелы исторической памяти, сохраненной лучше, чем в других регионах, благодаря народным преданиям и живой памяти о народном герое. Сохраняющая незримую связь с родом Романовых и известная на всю страну патриотическим подвигом Ивана Сусанина, она должна с гордостью восстановить преемственность в назидание потомкам.
Филипп ЛЕБЕДЬ