Дети должны научиться дружить

0
461
Время на чтение 7 минут

Какой должна быть воскресная школа, чтобы ее выпускники оставались в Церкви? Своим опытом с руководителями и преподавателями воскресных школ Саратовской епархии поделился настоятель храма во имя святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Феодор Бородин. Открытая лекция гостя из Москвы прошла в Саратовской православной духовной семинарии 14 декабря в рамках XVI Межрегиональных образовательных Пименовских чтений «Молодежь: свобода и ответственность».

«Дайте нам просто вместе собраться»

Протоиерей Феодор Бородин на открытой лекции в Саратовской семинарии. Фото Андрея ГутынинаНа приходе отца Феодора много юношей и девушек, которые, пройдя сложное время подросткового периода, остаются в храме и продолжают вести церковную жизнь. Но общая картина в большинстве храмов, к сожалению, иная: по словам лектора, больше восьмидесяти процентов выпускников воскресных школ покидают свой приход. Почему так происходит? Причины этого могут быть различны.

Первая - про выпускников «воскрески» зачастую просто забывают. Остаются позади занятия по церковнославянскому и Закону Божию, участие в епархиальных олимпиадах и конкурсах. Ребята оканчивают школу, поступают в вузы. Интересны ли они теперь кому-то в храме, интересно ли что-то в этом храме им? Отец Феодор вспоминает, что однажды повзрослевшие воспитанники сами подошли к нему и сказали: «Батюшка, вы нам всё уже рассказали, мы уже большие, теперь просто дайте нам возможность вместе посидеть где-нибудь». Так на приходе был создан клуб выпускников воскресных школ. Ребята общаются, пьют чай, смотрят и обсуждают фильмы. Иногда батюшка разрешает юношам остаться с ночевкой - тогда они могут проговорить всю ночь, рассуждая о смысле жизни, о судьбе. Так укрепляется та душевная связь с друзьями-единомышленниками и с храмом, которая необходима, чтобы человек продолжал жить приходской жизнью.

Второй, не менее важной причиной, отец Феодор считает изменения, которые произошли в сознании молодых людей с начала возрождения церковной жизни на рубеже 80-90‑х годов. Он ведет беседы в школах, говорит с подростками о вере с 1992 года, и ему есть с чем сравнить. По его словам, если раньше многие ученики, например, живо откликались на притчу о блудном сыне, теперь можно прийти в класс и столкнуться с равнодушием к своему рассказу по простой и страшной причине: большинство слушателей, живя в неполных семьях, с отчимами или в крайнем отчуждении между членами семьи, просто не понимает, что такое отношения с отцом. Этих ребят нужно учить откликаться душой на самые простые вещи и через это делать для них понятными образы Евангелия - если этим не заниматься, они также уйдут из храма, ничего в этой сокровищнице не почерпнув.

Общаться... А когда?

Отец Феодор с горечью отмечает, что в практике современных воскресных школ зачастую много недоработанного, непродуманного. И если в предыдущие два десятилетия это можно было оправдать отсутствием должного опыта у преподавателей, которые старались научить хоть чему-нибудь, работая на энтузиазме, наощупь, то теперь вопрос о том, что именно эти занятия формируют в детях, зачем они нужны и какова их эффективность, нужно ставить более определенно.

- Мы воспринимаем воскресную школу как площадку передачи знаний - о Боге, о Церкви, о вере, о таинствах. Но есть не менее важные задачи, которые обычно никак не формулируются, и в программах этого нет, - отметил священник.

Одну из таких первостепенных задач лектор сформулировал так: дети должны научиться дружить.

Что нужно ребенку для того, чтобы подружиться с другим человеком, которого он видит в храме? Нужно интересно проведенное время. Нужна возможность свободно пообщаться. А когда?.. Пять, а у кого и шесть дней учебы, а в воскресенье - дорога в храм, исповедь, причастие, снова уроки, но уже в воскресной школе. На занятиях за соседней партой сидит девочка или мальчик, с которым хочется познакомиться поближе. Но после уроков все бегут к заждавшимся их родителям и спешно разъезжаются по домам, так и не узнав друг друга. Что запомнится этим детям из их церковного детства?..

Продолжая эту тему, священник вспомнил один давний диалог из своей жизни. В конце 80‑х - начале 90‑х он учился в Московской духовной семинарии и познакомился там с семинаристом из Нижнего Новгорода. Тот с детства воспитывался в верующей среде, что для того времени было редкостью, и отец Феодор, выросший в нецерковной семье, расспрашивал его о впечатлениях детства. Этот юноша рассказал, что его самое яркое детское воспоминание - лагерь в деревне на берегу Оки. Туда, в домик помощника церковного старосты, втайне привозили 15-20 детей из верующих семей. С ними приезжали несколько матерей - следить за порядком, готовить.

В одном из байдарочных походовСтав священником, отец Феодор стал размышлять о чем-то подобном. Теперь за его плечами организация двадцати приходских байдарочных походов! В этом году в сплаве по реке Лух участвовали 88 человек. В поход собираются во время школьных каникул, длится он, как правило, десять дней. Идут все - сам отец Феодор с матушкой и детьми, воспитанники воскресной школы с родителями, прихожане. Не берут только детей до десяти лет - опасно.

Режим выбрали щадящий: автобус довозит людей, оборудование и продукты до реки, а после сплава забирает обратно. Каждый день в походе начинается с молитвы, во время стоянок удается посещать богослужения в храмах и монастырях - это обязательно учитывают, когда строят маршрут. Помимо этого - чтение акафистов и евангельские беседы. К молитве никого не принуждают, всё по желанию. В остальном программа обычная, походная: игры, песни, разговоры у костра.

За эти дни, проведенные вместе, ребята очень сплачиваются, у них появляются общие интересы, воспоминания. Многие продолжают общение уже в городской среде: ходят друг к другу в гости, дружат семьями.

Отец Феодор вспомнил, как в одном из походов по реке Суре к нему подошел парень лет двадцати. «Знаете, батюшка, у меня такое ощущение, что мы будто у себя в храме», - сказал он.

- А ведь ни одного предмета из храма там нет - есть только люди. И этот юноша, оказавшись в походе, понял, что храм - это прежде всего община. Не зря же говорят, что Бог не в бревнах, а в ребрах, - отметил священник.

Такие походы еще и невероятно способствуют взрослению детей, не говоря уже о том, что в них участвуют мальчишки из неполных семей, которым порой больше негде увидеть примеры мужского поведения.

- Во время сплава они видят, что все работают, и для них естественно включаться в это наравне со всеми, - говорит отец Феодор. - Как-то раз мы плыли семь часов под дождем, промокли все. Вышли на берег, поставили палатки и договорились, что все, кроме дежурных, могут идти по своим палаткам сохнуть. И вот смотрю, ребята спешно поставили палатки и быстро пошли куда-то. «Вы куда?» - кричу им. Отвечают: «За дровами!». «Вы же не дежурные», - удивляюсь я. «А какая разница!» - сказали они и продолжили путь. Им по пятнадцать лет, а в них уже проснулся взрослый, ответственный мужской характер. И они вернутся домой совершенно другими людьми.

Для самых маленьких

Чтобы младшие воспитанники не оставались в стороне, был придуман семейный приходской лагерь. В этом у отца Феодора тоже большой опыт - таких выездов было уже больше пятнадцати. Лагерь разбивают рядом с храмом или монастырем, устраивают общий быт: ставят палатки, душевые, готовят на костре, как в походе.

- Последние четыре года мы останавливаемся в Шамордино, на утренние и вечерние молитвы ходим в старинный монастырский храм. Монахини настолько любят детей, что сдвинули под нас свое монашеское правило. Встаем в восемь, идем на молитву, а после вечернего правила читаем в храме Евангелие, рассуждаем - такие беседы могут идти и 20 минут, и почти час, - говорит священник.

Организаторы стараются, чтобы все дети были заняты соответственно возрасту и желаниям. Для младших вожатые - опять же из числа прихожан - придумывают программу с приключениями, конкурсами, танцами. А старшие не только помогают взрослым, но и строят крепости, изготавливают оружие, шьют костюмы, разрабатывают военные хитрости - все это скаутская ролевая игра, подготовка к которой идет в воскресной школе в течение всего учебного года.

- В лагерь приглашаем инструкторов - по историческому фехтованию для мальчиков и по русским народным танцам для девочек. Но не тут-то было! Оказывается, все девочки тоже хотят фехтовать, - улыбается отец Феодор.

По словам священника, дети, участвовавшие в самых первых походах и лагерях, ставшие уже взрослыми людьми, не забывают друг друга и родной приход.

- Бывает, что у кого-то из них судьба складывается непросто, но они всегда приходят в храм и пусть и с разной периодичностью, но приступают к таинствам. Они помнят братскую обстановку, которая царила в походах, помнят, например, что когда возникает спор, я задаю каждому его участнику всего два вопроса: «В чем твоя доля вины?» и «Что ты мог сделать или не сделать, чтобы конфликта не возникло?». Мы говорим с детьми о том, что главный принцип жизни - это Евангелие. И это остается в памяти на всю жизнь.

Газета «Православная вера» № 24 (619)

[Подготовила Яна Степанова]

Православие и современность
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Яна Степанова
Все статьи Яна Степанова
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 07:28
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07