Моя личная цель - убить экзамены! - Герман Греф

0
488
Время на чтение 9 минут
Источник: ЦЭРС ИНЭС

Моя личная цель - убить экзамены! - Герман Греф«Греф предложил отменить экзамены!» - разлетелся по СМИ «горячий» заголовок. Как водится, масштаб сенсации был сильно преувеличен: речь шла всего лишь о пересмотре системы оценки знаний, и то чисто гипотетически.

О том, что в действительности обсуждалось на сессии Сбербанка на Восточном экономическом форуме, за что Греф ненавидит экзамены, зачем нужна персонализация обучения и как помочь своему ребёнку выбрать профессию, рассказывает портал profiok.com.

О новом продукте Сбербанка, прекрасном и бесплатном

На самом деле сессия была выстроена вокруг нового и, как подчеркнул Герман Греф, благотворительного продукта Сбербанка - так называемой «платформы новой школы», в создание которой, по словам того же Грефа, «вкладываются большие деньги».

По словам научного руководителя АНО «Платформы новой школы» Елены Казаковой, создаваемая платформа позволит школе подстраиваться под тип интеллекта, способ мышления и скорость работы каждого ученика.

Существует невесёлая статистика: до конца любого онлайн-курса доходит только 5 процентов из тех, кто начал его изучать. Слишком сложно оказывается не утратить мотивацию без среды, которая тебя вдохновляет и поддерживает. Поэтому при создании платформы акцент, в отличие от онлайн-курсов, делается на командной работе и совместной деятельности.

Моя личная цель - убить экзамены! - Герман Греф«Ещё никому никогда не удавалось эффективно учиться индивидуально, - уверяет Елена Казакова. - Идеал XXI века - человек, способный к самообразованию в хорошо организованном сообществе».

Конечно, и тем, кто ненавидит математику, и тем, кто не любит выражать свои мысли на бумаге, придётся на базовом уровне освоить и то, и другое. Как утверждает Казакова, с помощью создаваемой платформы можно сделать так, чтобы ребёнок учился с желанием.

Впрочем, никакой конкретики не прозвучало. Произносились лишь общие слова о том, что создаётся некий комплексный инструмент, который позволит сочетать новое содержание образования с новыми технологиями.

«Это не для особенных или талантливых детей, это для всех школ, - подчеркнул Герман Греф. - Платформа будет бесплатной, и её можно будет поставить в любой сельской школе».

Известно, что в команде работают несколько сотен человек - инженеры, авторы образовательного контента и «лучшие образовательные технологи». С начала текущего учебного года работу на платформе начали 15 российских школ, в следующем году таких школ станет больше.

«Мы не хотим никакой монополии, - заверил Герман Греф. - Будет здорово, если таких платформ будет сто».

Предполагается, что платформа будет помогать ученикам, поскольку предложит им персонализированный контент, учителям, поскольку будет содержать изложение материала в лучшем виде, и управленцам, поскольку её оснастят диагностическими инструментами, с помощью которых можно будет отслеживать качество освоения материала учащимися.

Моя личная цель - убить экзамены! - Герман ГрефПри этом основной задачей учителя, освободившегося от рутины, как сообщила Елена Казакова, станет даже не передача знаний, а «организация образовательной деятельности учащихся» при помощи цифровой платформы.

Пожалуй, здесь стоит вспомнить про бесплатный сыр и выразить уверенность, что аналитике, построенной на полученных из всех школ России данных, Сбербанк наверняка найдёт коммерческое применение.

Впрочем, у Германа Грефа есть и другой мотив. «Задача новой платформы - ликвидировать страх и создать мотивацию к самооценке, - объяснил Греф. - Одна из моих личных целей - убить экзамены».

О том, чем плохи экзамены и почему их отменят очень нескоро

Моя личная цель - убить экзамены! - Герман ГрефЧем же вызвана такая нелюбовь Германа Грефа к экзаменам? По его словам, ещё в школе он понял, что стресс, связанный с таким способом проверки знаний, отбивает всякое желание учиться. По мнению главы Сбербанка, сведение воедино образования и получения оценок - существенный порок современной школы. Она выпускает «людей с инвалидностью», готовых что-то делать только в том случае, если их ждёт оценка.

Греф рассказал, что за время его работы в Сбербанке долгие годы ушли на то, чтобы направить процесс оценивания компетенций сотрудников на извлечение ими полезной информации для самосовершенствования.

«По результатам оценивания ни в коем случае нельзя принимать управленческие решения! - считает Греф. - Как только человек поймёт, что его классифицируют, он будет тренироваться точно так же, как дети перед ЕГЭ».

В Сбербанке аттестация сотрудников не влияет ни на продвижение по службе, ни на зарплату. Оценка лишь выявляет слабые места, чтобы человек мог их ликвидировать в соответствии с индивидуальным планом развития. И как только из системы оценивания ушёл стресс, сотрудникам стало интересно заниматься самосовершенствованием.

При подборе кандидата на вакантную должность в Сбербанке не принято интересоваться наличием дипломов: все компетенции проверят на месте, умеешь - значит, будешь работать.

Моя личная цель - убить экзамены! - Герман Греф«В нашей стране много разных компаний, и не все они обладают возможностями Сбербанка, - возразил первый замминистра просвещения РФ Павел Зенькович. - Пока мы вынуждены по окончании школы давать человеку документ, подтверждающий, что он владеет знаниями».

Другое дело, что когда-нибудь в будущем по мере накопления большого количества данных о ребёнке необходимость устраивать раз в году большой экзамен пропадёт. Весь путь ребёнка от начальных классов до окончания школы будет как на ладони, а если видны все промежуточные оценки, успехи и неудачи, нет нужды проводить ЕГЭ.

«В ближайшей перспективе я не вижу возможности по-другому оценивать итог обучения, - уверенно заявил Павел Зенькович, тут же добавив, что в данный момент излагает личное мнение, а не выступает от имени министерства просвещения. - Это очень долгая перспектива, в ближайшие десятилетия я в неё не верю: общество не созрело, правовая система к этому не готова. Так что пока без экзаменов школу закончить нельзя».

О том, что нужно изменить в современной школе

Моя личная цель - убить экзамены! - Герман ГрефИ классно-урочная система, придуманная Яном Амосом Коменским в XVII веке, и современная система общего образования, которая сложилась в XIX веке, сегодня нуждаются если не в радикальном изменении, то в существенном дополнении.

В связи с приходом в нашу жизнь цифровых технологий и роботов типовое стандартизированное образование перестаёт отвечать запросам современности. Многие эксперты, рассуждая об образовании будущего, говорят о важности гибких навыков, умения работать в команде, искусства общения, развития лидерских качеств. И если ещё совсем недавно персонализированное обучение было доступно только обеспеченным семьям, то цифровизация может донести его до всех и каждого.

Однако кидаться вслед за Сбербанком в пучину тотальной цифровизации или в водоворот радикальных реформ готовы далеко не все.

К примеру, Павел Зенькович сообщил, что Минпросвещения завалено просьбами от учителей прекратить преобразования и дать спокойно поработать. «От нас постоянно требуют каких-то изменений, мы пытаемся их вводить, но система реально устала», - посетовал чиновник.

Моя личная цель - убить экзамены! - Герман ГрефЗенькович уверен, что основная проблема современной школы - диспропорции, которые накопились «за тот период, когда школой не занимались». В нашей стране 85 субъектов с очень разными возможностями, и ключевая задача - «дотянуть» до базового уровня тех, кто пока отстаёт.

Сейчас очень много говорится о работе с талантливыми детьми, проводятся олимпиады и конкурсы, в регионах появляются центры по типу «Сириуса». Но, как верно подметил Зенькович, команду считают финишировавшей не по первому участнику, а по последнему. По словам чиновника, одно из важнейших направлений работы Минпросвещения - выравнивание возможностей для всех учителей и всех учащихся. И здесь действительно могут помочь цифровые технологии. Впрочем, Зенькович призвал аккуратнее относиться к формулировкам и понимать, что индивидуальная образовательная траектория - это не обучение «как бог на душу положит». Базовые знания должны быть одинаковыми для всех.

О пользе или вреде «цифры»

Моя личная цель - убить экзамены! - Герман ГрефДиректор технического лицея из Владивостока Татьяна Киселёва обратила внимание на то, что переход к «цифре» в образовании означает увеличение так называемого экранного времени, то есть количества часов, которые дети проводят за мониторами. «На днях наблюдала за группой детей, играющих в мини-футбол. Из пятерых четверо были в очках», - описала проблему эксперт.

По словам Павла Зеньковича, научных исследований, которые доказывали бы несомненный вред «цифры» для детского здоровья или отсутствие такого вреда, пока нет ни в России, ни за рубежом. Так что тема эта очень деликатная, считает чиновник. С одной стороны, гаджеты - это реальность, которой уже не избежать. С другой стороны, как только современная наука найдёт ответ на вопрос, насколько они вредны для здоровья, нужно быть готовыми скорректировать образовательные программы.

О профессиях будущего

«Не надо нацеливать детей на выбор конкретной профессии», - заявил Герман Греф, сославшись на то, что 80 процентов выпускников вузов не работают по специальности, а значит, потратили пять лет жизни впустую.

Глава Сбербанка пояснил, что нужно попытаться понять, чего хочет ребёнок, и выбрать то направление, которое ему будет интересно. А пока дети учатся, профессии всё равно изменятся до неузнаваемости.

Мнение директора по стратегии компании «Яндекс.Учебник» Натальи Чеботарь звучит ещё более инновационно: «Кто какую себе профессию придумает, такая у него и будет. Никто из нас, сидящих здесь, не знал, чем он будет заниматься. Каждый год все профессии меняются, даже если сохраняется их название».

О роли учителя в школе XXI века

Не стоит думать, что массовое внедрение цифровых технологий в образование радикально изменит роль учителя. Изменяется очень многое, но остаётся на месте «точка ноль» в системе координат, напомнил Павел Зенькович. Добро и зло, любовь и ненависть - всё это неизменно, как и тот факт, что в центре системы образования находится человек. А платформы и новые методы оценки - это всего лишь новые формы работы с человеком и ради человека.

«Месяц назад я ездил по Иркутской области и видел, как учителя ползают на коленях в школах и сушат учебники феном, - поделился Зенькович. - Подвижничество, миссия - это не просто красивые слова».

Моя личная цель - убить экзамены! - Герман ГрефПо словам Натальи Чеботарь, все существующие технологические средства оценивания могут лишь фиксировать, что ребёнок справляется или не справляется с каким-то заданием, или понимать, сделал ли ошибку. Но понять, почему школьник не стал выполнять задание, что его мотивирует, что с ним происходит, может только человек, обладающий определёнными компетенциями, в том числе в сфере психологии.

Татьяна Киселёва считает, что действующие ФГОСы, как и контрольно-измерительные материалы, не так уж и плохи. Весь вопрос в том, как они реализуются на практике. Иными словами, дело снова в учителе: если педагог испытывает потребность учиться вместе с ребёнком, если он сочетает традиционные методы обучения с игровыми, то в такой школе детям будет интересно. Даже если эта школа позиционирует себя как часть современной системы образования.

«Убеждён, что главным в школе будет оставаться педагог, - подытожил дискуссию Павел Зенькович. - Всё, что мы будем придумывать, - это ему в помощь».

Источник: ЦЭРС ИНЭС

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35