«Греф предложил отменить экзамены!» - разлетелся по СМИ «горячий» заголовок. Как водится, масштаб сенсации был сильно преувеличен: речь шла всего лишь о пересмотре системы оценки знаний, и то чисто гипотетически.
О том, что в действительности обсуждалось на сессии Сбербанка на Восточном экономическом форуме, за что Греф ненавидит экзамены, зачем нужна персонализация обучения и как помочь своему ребёнку выбрать профессию, рассказывает портал profiok.com.
О новом продукте Сбербанка, прекрасном и бесплатном
На самом деле сессия была выстроена вокруг нового и, как подчеркнул Герман Греф, благотворительного продукта Сбербанка - так называемой «платформы новой школы», в создание которой, по словам того же Грефа, «вкладываются большие деньги».
По словам научного руководителя АНО «Платформы новой школы» Елены Казаковой, создаваемая платформа позволит школе подстраиваться под тип интеллекта, способ мышления и скорость работы каждого ученика.
Существует невесёлая статистика: до конца любого онлайн-курса доходит только 5 процентов из тех, кто начал его изучать. Слишком сложно оказывается не утратить мотивацию без среды, которая тебя вдохновляет и поддерживает. Поэтому при создании платформы акцент, в отличие от онлайн-курсов, делается на командной работе и совместной деятельности.
«Ещё никому никогда не удавалось эффективно учиться индивидуально, - уверяет Елена Казакова. - Идеал XXI века - человек, способный к самообразованию в хорошо организованном сообществе».
Конечно, и тем, кто ненавидит математику, и тем, кто не любит выражать свои мысли на бумаге, придётся на базовом уровне освоить и то, и другое. Как утверждает Казакова, с помощью создаваемой платформы можно сделать так, чтобы ребёнок учился с желанием.
Впрочем, никакой конкретики не прозвучало. Произносились лишь общие слова о том, что создаётся некий комплексный инструмент, который позволит сочетать новое содержание образования с новыми технологиями.
«Это не для особенных или талантливых детей, это для всех школ, - подчеркнул Герман Греф. - Платформа будет бесплатной, и её можно будет поставить в любой сельской школе».
Известно, что в команде работают несколько сотен человек - инженеры, авторы образовательного контента и «лучшие образовательные технологи». С начала текущего учебного года работу на платформе начали 15 российских школ, в следующем году таких школ станет больше.
«Мы не хотим никакой монополии, - заверил Герман Греф. - Будет здорово, если таких платформ будет сто».
Предполагается, что платформа будет помогать ученикам, поскольку предложит им персонализированный контент, учителям, поскольку будет содержать изложение материала в лучшем виде, и управленцам, поскольку её оснастят диагностическими инструментами, с помощью которых можно будет отслеживать качество освоения материала учащимися.
При этом основной задачей учителя, освободившегося от рутины, как сообщила Елена Казакова, станет даже не передача знаний, а «организация образовательной деятельности учащихся» при помощи цифровой платформы.
Пожалуй, здесь стоит вспомнить про бесплатный сыр и выразить уверенность, что аналитике, построенной на полученных из всех школ России данных, Сбербанк наверняка найдёт коммерческое применение.
Впрочем, у Германа Грефа есть и другой мотив. «Задача новой платформы - ликвидировать страх и создать мотивацию к самооценке, - объяснил Греф. - Одна из моих личных целей - убить экзамены».
О том, чем плохи экзамены и почему их отменят очень нескоро
Чем же вызвана такая нелюбовь Германа Грефа к экзаменам? По его словам, ещё в школе он понял, что стресс, связанный с таким способом проверки знаний, отбивает всякое желание учиться. По мнению главы Сбербанка, сведение воедино образования и получения оценок - существенный порок современной школы. Она выпускает «людей с инвалидностью», готовых что-то делать только в том случае, если их ждёт оценка.
Греф рассказал, что за время его работы в Сбербанке долгие годы ушли на то, чтобы направить процесс оценивания компетенций сотрудников на извлечение ими полезной информации для самосовершенствования.
«По результатам оценивания ни в коем случае нельзя принимать управленческие решения! - считает Греф. - Как только человек поймёт, что его классифицируют, он будет тренироваться точно так же, как дети перед ЕГЭ».
В Сбербанке аттестация сотрудников не влияет ни на продвижение по службе, ни на зарплату. Оценка лишь выявляет слабые места, чтобы человек мог их ликвидировать в соответствии с индивидуальным планом развития. И как только из системы оценивания ушёл стресс, сотрудникам стало интересно заниматься самосовершенствованием.
При подборе кандидата на вакантную должность в Сбербанке не принято интересоваться наличием дипломов: все компетенции проверят на месте, умеешь - значит, будешь работать.
«В нашей стране много разных компаний, и не все они обладают возможностями Сбербанка, - возразил первый замминистра просвещения РФ Павел Зенькович. - Пока мы вынуждены по окончании школы давать человеку документ, подтверждающий, что он владеет знаниями».
Другое дело, что когда-нибудь в будущем по мере накопления большого количества данных о ребёнке необходимость устраивать раз в году большой экзамен пропадёт. Весь путь ребёнка от начальных классов до окончания школы будет как на ладони, а если видны все промежуточные оценки, успехи и неудачи, нет нужды проводить ЕГЭ.
«В ближайшей перспективе я не вижу возможности по-другому оценивать итог обучения, - уверенно заявил Павел Зенькович, тут же добавив, что в данный момент излагает личное мнение, а не выступает от имени министерства просвещения. - Это очень долгая перспектива, в ближайшие десятилетия я в неё не верю: общество не созрело, правовая система к этому не готова. Так что пока без экзаменов школу закончить нельзя».
О том, что нужно изменить в современной школе
И классно-урочная система, придуманная Яном Амосом Коменским в XVII веке, и современная система общего образования, которая сложилась в XIX веке, сегодня нуждаются если не в радикальном изменении, то в существенном дополнении.
В связи с приходом в нашу жизнь цифровых технологий и роботов типовое стандартизированное образование перестаёт отвечать запросам современности. Многие эксперты, рассуждая об образовании будущего, говорят о важности гибких навыков, умения работать в команде, искусства общения, развития лидерских качеств. И если ещё совсем недавно персонализированное обучение было доступно только обеспеченным семьям, то цифровизация может донести его до всех и каждого.
Однако кидаться вслед за Сбербанком в пучину тотальной цифровизации или в водоворот радикальных реформ готовы далеко не все.
К примеру, Павел Зенькович сообщил, что Минпросвещения завалено просьбами от учителей прекратить преобразования и дать спокойно поработать. «От нас постоянно требуют каких-то изменений, мы пытаемся их вводить, но система реально устала», - посетовал чиновник.
Зенькович уверен, что основная проблема современной школы - диспропорции, которые накопились «за тот период, когда школой не занимались». В нашей стране 85 субъектов с очень разными возможностями, и ключевая задача - «дотянуть» до базового уровня тех, кто пока отстаёт.
Сейчас очень много говорится о работе с талантливыми детьми, проводятся олимпиады и конкурсы, в регионах появляются центры по типу «Сириуса». Но, как верно подметил Зенькович, команду считают финишировавшей не по первому участнику, а по последнему. По словам чиновника, одно из важнейших направлений работы Минпросвещения - выравнивание возможностей для всех учителей и всех учащихся. И здесь действительно могут помочь цифровые технологии. Впрочем, Зенькович призвал аккуратнее относиться к формулировкам и понимать, что индивидуальная образовательная траектория - это не обучение «как бог на душу положит». Базовые знания должны быть одинаковыми для всех.
О пользе или вреде «цифры»
Директор технического лицея из Владивостока Татьяна Киселёва обратила внимание на то, что переход к «цифре» в образовании означает увеличение так называемого экранного времени, то есть количества часов, которые дети проводят за мониторами. «На днях наблюдала за группой детей, играющих в мини-футбол. Из пятерых четверо были в очках», - описала проблему эксперт.
По словам Павла Зеньковича, научных исследований, которые доказывали бы несомненный вред «цифры» для детского здоровья или отсутствие такого вреда, пока нет ни в России, ни за рубежом. Так что тема эта очень деликатная, считает чиновник. С одной стороны, гаджеты - это реальность, которой уже не избежать. С другой стороны, как только современная наука найдёт ответ на вопрос, насколько они вредны для здоровья, нужно быть готовыми скорректировать образовательные программы.
О профессиях будущего
«Не надо нацеливать детей на выбор конкретной профессии», - заявил Герман Греф, сославшись на то, что 80 процентов выпускников вузов не работают по специальности, а значит, потратили пять лет жизни впустую.
Глава Сбербанка пояснил, что нужно попытаться понять, чего хочет ребёнок, и выбрать то направление, которое ему будет интересно. А пока дети учатся, профессии всё равно изменятся до неузнаваемости.
Мнение директора по стратегии компании «Яндекс.Учебник» Натальи Чеботарь звучит ещё более инновационно: «Кто какую себе профессию придумает, такая у него и будет. Никто из нас, сидящих здесь, не знал, чем он будет заниматься. Каждый год все профессии меняются, даже если сохраняется их название».
О роли учителя в школе XXI века
Не стоит думать, что массовое внедрение цифровых технологий в образование радикально изменит роль учителя. Изменяется очень многое, но остаётся на месте «точка ноль» в системе координат, напомнил Павел Зенькович. Добро и зло, любовь и ненависть - всё это неизменно, как и тот факт, что в центре системы образования находится человек. А платформы и новые методы оценки - это всего лишь новые формы работы с человеком и ради человека.
«Месяц назад я ездил по Иркутской области и видел, как учителя ползают на коленях в школах и сушат учебники феном, - поделился Зенькович. - Подвижничество, миссия - это не просто красивые слова».
По словам Натальи Чеботарь, все существующие технологические средства оценивания могут лишь фиксировать, что ребёнок справляется или не справляется с каким-то заданием, или понимать, сделал ли ошибку. Но понять, почему школьник не стал выполнять задание, что его мотивирует, что с ним происходит, может только человек, обладающий определёнными компетенциями, в том числе в сфере психологии.
Татьяна Киселёва считает, что действующие ФГОСы, как и контрольно-измерительные материалы, не так уж и плохи. Весь вопрос в том, как они реализуются на практике. Иными словами, дело снова в учителе: если педагог испытывает потребность учиться вместе с ребёнком, если он сочетает традиционные методы обучения с игровыми, то в такой школе детям будет интересно. Даже если эта школа позиционирует себя как часть современной системы образования.
«Убеждён, что главным в школе будет оставаться педагог, - подытожил дискуссию Павел Зенькович. - Всё, что мы будем придумывать, - это ему в помощь».
Источник: ЦЭРС ИНЭС