В День памяти святого священномученика Вениамина, 13 августа 2019
года, в дальней России поздравляли с Днем небесного покровителя Владыку
Вениамина (Пушкаря). В монастырской обители Рождества Пресвятой
Богородицы Владыка отслужил Божественную Литургию в сослужении
приморских священников, в присутствии настоятельницы Игуменьи Варвары
(Волгиной) и сестер обители.
Рождество-Богородицкая обитель близ села Линевичи - женский
монастырь, основанный еще в 1900 году при первом Владивостокском
архиерее Владыке Евсевии (Никольском). В конце XIX века на склоне сопки,
где расположен монастырь, еще до появления обители слышали ангельское
пение и колокольный звон...
В годы гонений на Церковь монастырь был закрыт. Монашеская жизнь в
обители возобновилась в начале 1990-х годов с назначением на
Владивостокскую кафедру правящим архиереем Владыки Вениамина (Пушкаря).
Рождество-Богородицкий женский монастырь теперь вновь стоит на
своем историческом месте, недалеко от города Уссурийска, в нескольких
десятках километрах от границы с Китаем. Эта обитель - духовная крепость
у самых восточных пределов Руси. У дальневосточных рубежей Третьего
Рима.
Благодать и радость наполняли весь сегодняшний день памяти
священномученика Вениамина. С амвона наш Владыка произнес проповедь,
посвященную подвигу своего небесного покровителя. Высокопреосвященнейший
Владыка напомнил о жертвенном служении священномученика Вениамина, о
том, как он шел с крестом и Евангелием в рабочие кварталы Петрограда,
беседовал с простыми рабочими, исповедовал их, приводил своим духовным
словом и делом ко Христу.
«До прихода богоборческой власти, до начала открытых гонений на
Церковь в сонме святых земли Русской были в основном преподобные,
святители, святые благоверные князья... А после революции 1917 года Русь
подарила Царству Божию великое множество мучеников и священномучеников.
Среди них был митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский)»,
- произнес Владыка и напомнил нам, что Русь имеет божественное
призвание, воспринятое от Византии. Призвание миссионерское, воплощенное
в подвиге святых мучеников.
«Россия - Третий Рим» - это божественное призвание Русь несет
через века. В подвиге священномученика Вениамина и всех Новомучеников, в
земле Русской просиявших, миссия России - быть Римом Третьим - явила
себя в наибольшей полноте. Русь приняла от Византии светильник веры и
понесла его всем народам мира. За веру Христову русский народ взошел на
свою Голгофу в годы страшных гонений».
Говоря о безбожных временах и гонениях на Церковь, Владыка
напомнил нам слова святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и
Сан-Францисского. Приведем здесь эти слова, произнесенные великим
русским святым: «Где ты теперь, Святая Русь? Или тебя нет больше? Пал
престол святого Владимира, поруганы святыни, разрушаются храмы. Сделался
ли народ-богоносец зверем, или красный дракон пожрал Русь Святую? Как
место подвигов духовных сделалось местом гнусных преступлений и там, где
спасались святые, ныне властвуют разбойники? Неужели нет и не будет
больше Святой Руси или, быть может, даже и не было, а она лишь носила
покров святости, ныне навсегда спадший? Нет! Не самообман и призрак, а
истинная действительность есть Святая Русь! На небе не престает
возноситься фимиам молитв святых, в земле Русской просиявших и ныне за
нее молящихся пред престолом Божиим. Но не только на небе, а и здесь, на
грешной земле продолжает быть Святая Русь. <...> Русь остается
святой».
С берегов Океана Великого звучала проповедь нашего дорогого
Владыки Вениамина. Здесь, у восточных пределов Святой Руси, мы особо
остро ощущаем великую просветительскую миссию России. Чувствуем Святую
Русь.
«Москва - Третий Рим» - эти слова выстраданы и осмыслены
поколениями православного русского народа, выражены в послании
старца-подвижника Филофея. «Москва - Третий Рим» - эта божественная идея
существования нашего Отечества находит свое воплощение в золотых
крестах и куполах над тихоокеанскими бухтами и проливами с названиями,
пришедшими к нам из Византии, Рима Второго.
Босфор Восточный и бухта Золотой Рог. Владивосток - новый
Константинополь. Россия пронесла духовный факел веры к тихоокеанским
берегам «Нового Средиземноморья», рассеяв тьму язычества, осветив путь
ко Христу многочисленным народам Америки и Азии. Вера Православная и
русская культура на берегах Океана Великого - это плоды миссионерских
деяний всего русского народа. Народа, который даже через великие
страдания и тяжкие муки свидетельствовал миру о Христе.
Слово в День своего тезоименитства Владыка Вениамин завершил
напоминанием о том, с какой пламенной верой, с каким упованием на
Господа совершал мученический подвиг священномученик Вениамин,
митрополит Петроградский и Гдовский. Перед лицом смерти в обращении к
незаконному трибуналу, предъявившему ложные обвинения, священномученик
Вениамин произнес: «Я не знаю, что вы мне объявите в вашем приговоре -
жизнь или смерть, но что бы вы в нем ни провозгласили, я с одинаковым
благоговением обращу свои очи горе, возложу на себя крестное знамение и
скажу: "Слава Тебе, Господи Боже, за все"».
С именем Христовым на устах, с Крестным знамением веками
устремляется православный русский народ в Царство Небесное. В этом
божественное призвание Руси. В этом спасение всего человечества.
И.А. РОМАНОВ, Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»
Источник: Русский вестник