Митрополит Таллинский Евгений: Задача священника - понять, зачем человек зашел в храм

0
506
Время на чтение 6 минут

Представляем вашему вниманию интервью с Митрополитом Таллинским и всея Эстонии Евгением о задачах Церкви, отношениях с политическими партиями и проблемах современной молодежи. С предстоятелем ЭПЦ МП побеседовала магистр журналистики, старейшина Ласнамяэ, член Центристской партии Мария Юферева-Скуратовски.

- Учитывая непростую ситуацию между Эстонией и Россией, да и последние события в православном мире (ситуация в Украине), хочется пожелать сил, терпения и мудрости на Вашем посту. Какими Вы видите Ваши задачи на ближайшие годы в Эстонии?

- Вы правильно отметили, что между Эстонией и Россией отношения непростые. Я считаю, что Церковь должна занимать такую позицию, которая способствовала бы взаимопониманию.

В Эстонии согласно статистике насчитывается около 200 000 православных. В то же время согласно опросам, проведенным на уровне ЕС, Эстония - самая нерелигиозная страна Евросоюза. Все это накладывает определенный отпечаток и на деятельность Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата.

В первую очередь, я считаю очень важным налаживание взаимопонимания между прихожанами и священником внутри каждого прихода.

Поясню на конкретном примере. В 80-е годы, когда только-только был снят железный занавес, мы встретились с польским православным священником. Поскольку многие священники ранее за границей не бывали, то активно интересовались у польского коллеги, как в Польше построена религиозная жизнь, деятельность Церкви. Католическая Церковь очень сильна в Польше. Законодательно уже в те годы там было многое позволено, например, преподавание закона Божия в школах.

Один наш священник спросил: «А сколько человек в вашем приходе?» Польский священник ответил: «52 человека причащаются, 8 не причащаются, 2 сопротивляются, а 3 не пойми, что». Это говорит о том, что священник так наладил приходскую жизнь, что полностью знает про каждого своего прихожанина. Чем они живут, дышат, каково их семейное положение. Вот этот тот самый приблизительный идеал, к которому должен стремиться священник каждого прихода.

- Настоятелям таллиннских церквей удается приблизиться к идеалу?

- Нужно признать, что в условиях большого города такой идеал практически недостижим. Есть костяк прихожан, которые регулярно приходят, регулярно исповедуются, священник их знает, они знают священника. Хорошо, если вся семья ходит к одному священнику на исповедь. Это идеальный вариант. Но ведь немало «захожан» и «прохожан». Это, конечно, игра слов. Я хочу сказать, что задача священника понять, когда человек просто зашел в храм как турист, или пришел с внутренним смятением и не знает, к кому подойти. В любом случае, все эти люди нуждаются в определенном внимании со стороны священника.

Всякая стратегическая задача складывается из множества тактических. Одна из тактических задач - организация приходской жизни в том или ином регионе. По своей сути и смыслу приходская жизнь - это душепопечение. Церковь встречает человека, идет с ним по жизни и провожает в последний путь. Если, конечно, человек сам не отрицает Церковь.

- А как должны выглядеть идеальные отношения Церкви и политиков?

- Начну с того, что священнику запрещается быть представителем какой-либо партии. Но он должен быть готов, что к нему могут приходить представители разных партий с совершенно разными вопросами. Один политик может прийти с просьбой, дескать, попроси, батюшка, чтобы за меня проголосовали прихожане, а другой политик придет потому, что у него в семье проблемы, и он ищет душевного равновесия.

И здесь нужно понимать, что у политических партий и Церкви задачи абсолютно разные. Если некая партия или политическая сила организует или реализует свою программу лишь на каком-то временном отрезке материальной жизни, то деятельность Церкви выходит далеко за пределы какого бы то ни было периода времени. Поэтому отношение к политическим партиям у Церкви ровное - одни партии лучше по своим программам, другие хуже, какие-то партии относятся к Церкви теплее, другие холоднее или вовсе отрицают.

А Церковь была во все времена - при рабовладельческом строе, при феодальном, при капитализме, при крахе капитализма в некоторых странах, при социалистическом строе. При том строе, который строил коммунизм. И мы помним деятелей, которые заявляли, что с попами в коммунизм нельзя входить. Мы все это проходили.

- Сейчас для Таллинна встала особенно остро проблема трудных подростков, которые стали серьезной угрозой безопасности горожан минувшим летом. Какова позиция Православной Церкви в этом вопросе? Как вы справляетесь с проблемной молодежью?

- Трудные подростки - это проблема, как для Церкви, так и для официальных властей. Многие дети лет до 13 с интересом ходят в воскресную школу, особенно если преподаватель смог пробудить в них интерес к знаниям. А потом, к 13-15 годам наступает искушение. У молодого человека появляется горделивое самомнение, эгоизм, бунт против опеки родителей. Здоровья много, перед молодым человеком открываются большие пространства и новые возможности. Этот период нужно пройти и пережить. И в этот момент очень важно, чтобы рядом был кто-то, кто смог бы подсказать. Родители часто уходят на второй план, а их нравоучение только вызывают противодействие и раздражение.

Хорошо, если родители приучили ходить на исповедь, хорошо, если у подростка есть контакт со священником. И тогда священник в зависимости от ситуации может либо мягко подсказать, или даже жестко осадить. Но у него нет рычагов воздействия, он не может запретить или наказать. Выслушал его 15-летний отрок, развернулся и ушел. А священнику остается только молиться за его благополучие. Но часто именно участие священника в духовной жизни молодого человека помогает тому понять, что он пошел по ложному пути.

Еще очень важно, чтобы у детей не было пустого свободного времени, которое ничем не занято. Ведь свободное время тоже можно проводить с пользой. Праздность у детей может привести к большим проблемам.

У Эстонской Православной Церкви есть молодежный отдел, руководит которым настоятель Казанской церкви г. Таллинна. Начиная с 15-ти лет можно из воскресной школы перейти в молодежный отдел. Таким образом, Православная Церковь готова предлагать духовное развитие молодым людям в соответствии с их взрослением.

- Если ребенок ходил в воскресную школу, значит ли это, что в будущем он непременно станет верующим человеком или свяжет свою жизнь с Церковью?

- Абсолютно нет. И Церковь не ставит своей целью, простите за грубое слово, завербовать ученика воскресной школы в будущие священники. Ни в коем случае... Например, при разных монастырях организованы приюты для девочек, которые остались без родителей или вынуждены были покинуть семью. Никто не ждет, что эти девочки станут монахинями. С позиции православия на человека нельзя воздействовать силой и принуждением, чтобы он стал монахом, монахиней или священником.

- Мы живем в мире инфотехнологий, а темп жизни постоянно ускоряется. Судя по всему, скоро мы лично познакомимся с искусственным интеллектом. Не ощущает ли Церковь конкуренции в лице высоких технологий?

- Есть такая проблема - гаджеты. Человек чуть ли не живет в своем смартфоне или планшете. Как-то я принимал участие в дискуссии на тему телевидения. Я говорил о том, что телевидение таит в себе определенную опасность. Мой оппонент утверждал: «Что плохого в том, когда показывают хороший фильм, который облагораживает душу, где добро побеждает зло?»

Знаете, есть принцип золотой середины, которому важно следовать во всем. Ну, к примеру, в 6-м веке жил святой, который вкушал только хлеб и воду, и то не каждый день. Что произойдет, если современный человек решит подражать этому святому? Скорее всего, катастрофа. Поэтому Церковь и Евангелие призывают нас к золотой середине. Церковь не говорит: «Не ешь!» Она говорит: «Ешь, но не объедайся!» Она не говорит: «Не пей!» Она говорит: «Пей, но не упивайся!»

Так и с хорошим фильмом, который облагораживает души, и где добро побеждает зло. А если в этом фильме 120 серий и 10 сезонов? Тогда существует реальная опасность, что человек погружается в выдуманную сказку и начинает проживать не свою жизнь. Человек должен жить своей жизнью, думать о своих проблемах, бороться со своими грехами. А не думать о проблемах главного героя сериала.

И насчет ускоряющегося ритма жизни. Для того, чтобы человек больше успевал, у него в помощниках теперь мобильный телефон или даже два, электронная почта, машина, самолет. А что в итоге? Мы везде спешим и никуда не успеваем! Так что с точки зрения православия рецепт счастья только в Боге. И надо иногда задумываться о том, что человек на эту землю пришел на какое-то время, и рано или поздно за все свои дела и даже мысли придется давать отчет.

DELFI

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений (Решетников)
Все статьи Митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений (Решетников)
Последние комментарии
Баптисты Америки считают Гогом и Магогом именно нас
Новый комментарий от учитель
17.04.2024 11:24
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от Владимир С.М.
17.04.2024 10:40
«Успешные люди» гробят Россию
Новый комментарий от учитель
17.04.2024 00:32
В поисках подковы
Новый комментарий от С. Югов
16.04.2024 23:31
О мифических надеждах на отрезвление Запада и православном будущем Китая
Новый комментарий от Владимир Николаев
16.04.2024 22:20