Любовь христианская всегда - вопреки

0
572
Время на чтение 10 минут

Каждый из нас будет истязан на Страшном суде не за то, что мало ходил в храм или плохо постился, но за то, почему не любил. На празднование Феодоровской иконы Божией Матери - день памяти служившего у этой величайшей святыни русского народа в последние годы своей жизни архиепископа Костромского и Галичского Алексия (Фролова; †3.12.2013). Сегодня, в день рождения владыки, публикуем его слово о том, как каждому из нас, христиан, родиться уже в этой жизни - в жизнь вечную.

Архиепископ Костромской и Галичский Алексий (Фролов)
Архиепископ Костромской и Галичский Алексий (Фролов)

От нас требуется заставить себя полюбить всех людей

Любовь... Это самое важное, что требуется от человека. Когда же я могу любовь проявить? «Тот, кто говорит, что любит Бога, а брата, который рядом с ним, не любит, тот лжец» (1 Ин. 4, 20), - говорит апостол. Только «пребывающий в любви в Боге пребывает» (1 Ин. 4, 16).

Знаем ли мы, что такое любовь?

Любовь - это вышеестественный дар

Древние язычники говорили друг другу, показывая на христиан:

- Вы посмотрите, как они любят друг друга!

Сейчас о христианах могут так сказать люди, живущие рядом с нами? Когда мы приходим в церковь, мы любим друг друга? Исполненные благодатью Духа Святаго, Который есть Любовь, мы продолжаем любить, несмотря ни на что, мы несем этот свет в мир, где злоба?

От нас требуется заставить себя полюбить всех людей. «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас» (Мф. 5, 44), - вот он, критерий христианской любви. Но это же неестественно? Конечно, неестественно. Любовь - это вышеестественный дар. Сказано: «Ударившему тебя по щеке подставь и другую» (Лк. 6, 29). Мы сможем это сделать? Если не сможем - мы не христиане. Это нам сказано. А мы этого делать не умеем.

Мы согрешили, а Господь на Кресте - разве это справедливо?

Где же здесь правда человеческая? Когда возникает такой вопрос, каждому из нас надо напоминать себе следующее: мы согрешили, а Господь на Кресте - разве это справедливо?

Надо довериться Христу, каждому Его слову, явленному нам в Евангелии. Это необходимо делать вопреки нашему желанию. Не просто верить в Бога, а довериться Богу - это то, что никак у нас не получается.

Каждый из нас будет истязан на Страшном суде не за то, что мало ходил в храм или плохо постился, но за то, почему не любил.

Христианин не может не любить

Любовь даруется Богом, и сохраняется любовь только жизнью в Боге. Тот, кто не знает Бога, не знает, что такое любовь. Он никогда не научится любить, потому что любовь - это постоянная жертва. Не так что: я должен это сделать, - а всегда: я хочу это сделать. Вот что такое любовь.

Христианин не может не любить. Это состояние его сердца, преисполненного благодатью и Самим Богом.

Христианин не может не любить. Это состояние его сердца, преисполненного благодатью и Самим Богом

Если мы говорим, что человек призван по благодати становиться тем, Кем Бог является по природе, то для чего нам Церковь? Для обожения. Каким образом идти к обожению? Через исполнение заповедей. Они предполагают только мое благо.

Надо довериться Богу - Небесному Отцу, а когда у нас не хватает сил, исповедоваться, причащаться - и соединяться со Христом.

Благодать нас сделает совершенно другими.

Испытав утрату благодати, я тогда со страхом поспешу в храм, чтобы восполнить этот дар любви.

Смирение - это мужественное следование за Христом

В храме Бог особо зрит на сердце каждого: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3, 20). Отворит только смирение. «Научитеся от Меня, яко кроток есмь и смирен сердцем» (Мф. 11, 29). Мы знаем, что такое смирение?

Это не склоненная головка и руки, скрещенные на груди: да-да, я грешный... Смирение - это мужественное следование за Христом. Взяв крест на плечи, доверяя совершенно Своему Небесному Отцу, идти по любви ко Христу на голгофу, принимая уничижения, страдания и даже смерть.

Будущий владыка Алексий в Церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии
Будущий владыка Алексий в Церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии

Любим ли мы так Бога? - зададим себе этот вопрос. Любим ли мы так людей, хотя бы самых близких: мужа, жену, родителей, детей - готовы мы пострадать за них до смерти, лишь бы только им было хорошо? Пускай мне будет плохо! Вот это и есть настоящая любовь, которая не думает о себе, а только о другом:

- Отче! Прости им, ибо не ведают, что творят (Лк. 23, 34).

Это нечеловеческая любовь. Невозможно человеку на голгофе проявить свою любовь. На кресте рождается Божественная любовь. Сверхъестественная. Она даруется Богом Отцом человеку по его любви ко Христу, за уподобление в страданиях и смерти своему Спасителю, распятому ранее за нас.

Только тогда и торжествует Дух Святый в сердце человеческом, когда человек полностью предает себя Богу Отцу и следует за Христом.

Человеческое достоинство восстанавливается только на Кресте

Господь «трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит» (Мф. 12, 20), а я все думаю о сохранении своего человеческого достоинства...

Человеческое достоинство восстанавливается только на Кресте, в страдании вместе со Христом.

Если я со Христом страдаю, умираю, то есть надежда: я и воскресну со Христом. Без смерти на кресте ветхого человека не надейся, человек, воскреснуть вместе со Христом.

По любви к нам Христос Спаситель взошел на Крест, а мы по любви ко Христу что-нибудь делаем? Мы от ветхого человека своего по любви к Распятому за нас отказались? Мы заставили себя когда-то смириться, потерпеть, полюбить?

Лишь в момент испытаний, только на голгофе рождается настоящая Любовь, ибо без голгофы невозможно по-настоящему полюбить Христа.

Осудить себя и оправдать Бога

В любых обстоятельствах нам необходимо попытаться оправдать Бога. Осудить себя и оправдать Бога. Так, оправдывая Бога, мы сможем оправдать и других людей. Самое нехорошее чувство, которое во мне возникает, - самооправдание!

Представьте себе, если бы над нами издевались, не доверяя нашей христианской добродетели, люди, которые далеки от Церкви, - они просто так решили бы испытать нашу веру. А теперь я задаю христианам вопрос: мы смогли бы снести это глумление? Сумели бы мы понудить себя следовать за Христом до конца, невзирая, подобно Ему, взошедшему на Крест, на поношения и клевету?

Возможно ли мне полюбить этих людей, оправдать тех, кто гонит меня, злословит или даже убивает? А если нет, то не возникнет ли у меня ропота и на Бога, если я привык чувствовать, что я во всем прав?

Бог ли виновен в том, что Он - Любовь, Которую мы никак не хотим принять? Ближний ли виновен в отсутствии любви в моем сердце? Как важно воспитывать любовь в своем сердце. Только когда мы начнем любить и уважать ближнего, мы почувствуем: «Господь близ» (Фил. 4, 5).

Только тогда посещает Божественная Любовь, когда я оправдываю Бога Отца и ближнего, который причиняет мне боль. Вот тогда торжествуют в христианине сила Божия, благодать Божия, когда он открывает сердце, доверяя себя полностью Небесному Отцу.

Настоящая любовь рождается только на Кресте

Страшные и вместе с тем очень ответственные слова некогда произнес митрополит Московский Филарет (Дроздов): «На Кресте мы видим Любовь Отца - распинающую, Любовь Сына - распинаемую, Любовь Духа Святаго - торжествующую силою крестною».

Это то, о чем мы так часто говорим и в чем так нуждаемся все мы, наше Отечество. В любви. Настоящая любовь рождается только на Кресте.

На Кресте мы видим Любовь Отца распинающую. В таком случае Христа на Кресте распинают не люди, а воля Божия такова, чтобы через Крест был спасен род человеческий.

На Кресте мы видим Любовь распинаемую - по Любви к Отцу Небесному и роду человеческому Бог Сын воплощается и восходит на Крест. Ради Своих распинателей терпит муки и смерть, проявляя Свое послушание Богу Отцу.

Отец Небесный - Сама Любовь - тебя распинает

Я должен, оказывается, пройти тот же самый путь, которым прошел Христос. Мы себя бережем от Божественной отеческой Любви. Но слышим: «Возьми крест, следуй за Мной!» (ср. Мф. 16, 24; Мк. 8, 34; Лк. 9, 23). Следуй! За Мной! И на Голгофу. И будет Фавор. И будет предательство Иуды, но ты не задавайся вопросом: «А на каком это основании?» Ибо Отец Небесный - Сама Любовь - тебя распинает.

Все, что ты встретишь на своем пути, - это для тебя благо. Даже волос с головы твоей не упадет без воли Отца Небесного (ср. Лк. 21, 18). «Я уже прожил твой жизненный путь, чадо, еще до твоего рождения. От тебя уже не требуется никаких вопросов. От тебя требуется одно: доверься! Нравственно проживай жизнь. Учись у Христа. А все, что Я уготовал на твоем пути, - это то, что тебя спасет».

Лобызаем ли мы с любовью свой жизненный крест? Не ропщем ли? Не малодушествуем? Не желаем ли сойти со креста? С креста не сходят, с креста снимают. Если, конечно, человек хочет быть спасен.

По жизни необходимо терпеливо смиряться и смиренно терпеть

Крест Христов разделил человечество на две половины: одни благоразумные, другие неблагоразумные, но все мы - разбойники. Не нужно удивляться: почему? Я грешный человек, значит, то, что мне послано, - это все не просто так, есть за что. Но есть еще и другой вопрос: для чего? Вот это уже сфера личных отношений человека с Богом.

Я с радостью иду на крест. Я с любовью к Тебе, Отче, иду на крест. Да, я уродлив, да, я весь искажен грехом, но Ты меня исправь. Создание доверяется своему Творцу. По жизни необходимо терпеливо смиряться и смиренно терпеть.

Я раб Бога Распятого, Который есть Любовь, и я права не имею не любить. Я раб любви. Я обязан любить

Только на Кресте, когда Бог Сын Распятый исполнился Любви Духа Святаго за Свое Смирение, Он восклицает:

- Отче! Прости им, ибо не ведают, что творят.

Любовь христианская ни за что любит. Любовь христианская - и мы должны этого добиваться - всегда в о п р е к и. Она попирает человеческую логику.

Я не могу не любить, я раб Бога, Который ради меня - по любви ко мне - распялся, взошел на Крест и претерпел страшные муки. Он есть Любовь Распятая. Значит, я раб Бога Распятого, Который есть Любовь, и я права не имею не любить. Я раб любви. Я обязан любить. Если я не люблю, виновен я.

На нас с вами, христиане, лежит величайшая ответственность - показать каждому то, как Бог любит человека. Даже тому, кто с нашей человеческой точки зрения недостоин любви, мы обязаны показать не свою любовь, а то, как Бог любит каждого человека.

Доверяться Христу во всем и всегда

Как часто мы лукавим: как бы нам хотелось пожить в этой жизни безболезненно, счастливо, а еще и туда пробраться, в Царствие Божие, - как хотелось бы! Путь к Воскресению один - через голгофу, через смерть, через распятие, - и крестную смерть необходимо претерпеть со Христом в сердце.

Всякое мученичество - торжество для Церкви, но только та смерть торжествует, которая соумирает Распятому на Кресте Христу. Ибо Христос - жизнь наша. Ибо Христос - Любовь Божия.

Крест - это единственный дарованный нам путь, чтобы мы очищали свое сердце, чтобы мы преображались.

Как замечательно сказал апостол Павел: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, а живет во мне Христос» (Гал. 2, 20). Вот такая любовь была у апостола к Господу. Эту любовь он стяжал, доверяясь Христу во всем и всегда. Сколь кратно он был побиваем палками, провел день и ночь на дне морском, боролся со зверями, его выбрасывали как мертвого (ср. 2 Кор. 11, 23-27), и все это он почитал тщетою ради Распятого за него Христа (Фил. 3, 7).

Бог мне предлагает ситуации, в которых я должен увидеть себя и сокрушить себя

Нет обстоятельств, которые могли бы оправдать раздражение моего сердца, есть только те, которые помогают мне увидеть самого себя

Христос пришел спасти не Россию, не страну, ибо стран православных нет, есть православные люди, если они впускают в свое сердце Христа. Чем больше таких людей-христиан, тем больше преображается Отечество.

Любовь божественная действует в о п р е к и. Как такая любовь приобретается? Только на кресте. Вольным восхождением на крест и терпением всех испытаний по любви ко Христу.

Нам всем необходимо научиться жить в тех условиях, в которые Господь нас поставил. Святые это умели.

Все происходящее с человеком происходит по воле Божией. Нет обстоятельств, которые могли бы оправдать раздражение моего сердца, есть только те, которые помогают мне увидеть самого себя. Это всегда предлагаемые Богом ситуации, в которых я должен увидеть себя и сокрушить себя.

Христиане призваны к вольному мученичеству

«Вслед Меня идите!» - как часто мы забываем эти непреложные слова Господа! Мы боимся боли, которая могла бы нас изменить. Но в благополучии святости не стяжать.

Вспомним великомученика Феодора Стратилата, который подвергался ужасным пыткам, и когда Господь его восстановил, многие были восхищены, приняли Крещение и, желая защитить мученика, восстали уже на императора-гонителя. Но что же при этом говорит святой?

- Братия мои! Мне ли не идти путем, которым прошел Бог мой? Господь мой Иисус Христос, вися на Кресте, удерживал ангелов, дабы они не сотворили отмщение роду человеческому.

Благодать подается стремящемуся к единению со Христом, приобщиться Которому мы можем только через отказ от себя, душу свою погубив ради Господа и Евангелия (ср. Мк. 8, 35). Христиане призваны к вольному мученичеству. «Волею бо благоволил еси плотию взыти на крест» (слова тропаря в неделю Торжества Православия) Подвигоначальник Иисус Христос, так и каждый из нас призывается Богом восходить на Крест.

Архиепископ Костромской и Галичский Алексий (Фролов)
Подготовила Ольга Орлова

Православие.Ru
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Архиепископ Костромской и Галичский Алексий (Фролов)
Стезя к святой тайне преображения человека
Из поучений архиепископа Алексия (Фролова)
19.08.2021
О монастырях и монашеской жизни
Доклад архиепископа викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, председателя Синодальной комиссии по делам монастырей, на заседании рабочей группы "Деятельность приходов и монастырей" Архиерейского Собора РПЦ
26.06.2008
Великий князь Сергей Александрович
Слово наместника Новоспасского монастыря, архиепископа Орехово-Зуевского Алексия 17 февраля 2005 года
18.02.2005
Все статьи Архиепископ Костромской и Галичский Алексий (Фролов)
Ольга Орлова
Памяти Наталии Константиновны Кречетовой. К 40-му дню
«Все и всё вокруг неё умиротворялось»
28.12.2022
Памяти митрополита Амфилохия (Радовича; † 30.10.2020)
«Мы идём до Христовой победы»
31.10.2022
Памяти архиепископа Алексия (Фролова)
«Мы ловили каждое слово владыки»
03.12.2021
«Публичная дискуссия – это метод, который реально работает»
Игорь Ашманов о цифровизации, «медийных животных» и современной проповеди
11.11.2021
Все статьи Ольга Орлова
Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
24.04.2024 13:11
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Наблюдатель
24.04.2024 13:06
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.04.2024 12:49