«Ему все можно было открыть»

0
606
Время на чтение 7 минут

12 февраля православные верующие Саратова простились с протоиереем Всеволодом Кулешовым. Ушел из жизни старейший священник Саратовской митрополии, выпускник первого после сталинского «потепления» набора Саратовской духовной семинарии. На его более чем 60­-летнем пути пастыря мест служения было немало. Многим он запомнился как клирик храма во имя святого преподобного Серафима Саровского, в котором батюшка завершил свой земной путь. Накануне сорокового дня с даты кончины мы публикуем воспоминания об отце Всеволоде хорошо знавших его людей.

Протоиерей Димитрий Усольцев, настоятель храма во имя преподобного Серафима Саровского г. Саратова:

- Я вырос в священнической семье и многих из старшего поколения духовенства, в том числе и отца Всеволода, помню еще с тех лет, когда был маленьким мальчиком. Он был светлым человеком, и это делало общение с ним очень простым. Отец Всеволод всегда по-доброму относился к людям.

Последние четыре года мы виделись практически каждое воскресенье - он приезжал в воскресные и праздничные дни исповедовать. Каждый раз говорил, что, может быть, через неделю уже не получится, но всякий раз, кроме нескольких последних месяцев жизни, Господь давал ему силы приехать. Как-то я, видя, что он очень устает, предложил ему не исповедовать, а просто посидеть - и увидел, как его это огорчило. Для него было важно именно общение с людьми, важно было говорить им о Христе. В меру своих сил он даже иногда пытался произносить проповеди, хотя физически ему это уже тяжело давалось.

В преклонные годы он сохранял ясность мышления, прекрасно помнил Священное Писание, и вся его речь была проникнута духом Евангелия, даже если это была не проповедь, а обычный разговор. Большую часть жизни он прослужил в условиях, когда духовных книг было очень мало, - и находясь рядом с ним, я чувствовал, насколько важно глубоко, с благоговением прочитать главную книгу в своей жизни - Библию - и проникнуться ею. Отец Всеволод очень почитал библейского пророка Даниила. Такая у него была любовь к этому святому, что он в советские годы предпринял дальнее путешествие в Самарканд, где находится мавзолей, в котором предположительно этот пророк погребен. Там он воспользовался своим талантом художника и эту гробницу зарисовал. У меня хранится этот рисунок, он мне его подарил на память.

Его внутреннее состояние оказывало на людей удивительное действие: он приходил, улыбался - и тебе хотелось тоже улыбаться. Даже когда по немощи уже не мог ездить в храм, не унывал - по памяти рисовал наш храм и вспоминал таким образом то, что ему было дорого. И когда идет речь о том, чему нынешнее духовенство могло бы поучиться у пастырей, начинавших свое служение в советские годы, обычно все говорят о стойкости, о готовности к суровым условиям, а я бы прежде всего сказал: любви ко всем приходящим людям. Любви и умению радоваться простым вещам.

Валерий Теплов, краевед:

- С 1991 года, когда по благословению архиепископа Пимена (Хмелевского) было возобновлено издание журнала «Саратовские епархиальные ведомости», заштатный тогда протоиерей Всеволод Кулешов принимал в нем самое активное участие: писал небольшие статьи на темы, связанные с историей Церкви, миссионерства, изобразительного искусства, иллюстрировал публикации своими рисунками. Он был открыт всему новому, что было на благо Церкви, ценил евангельскую простоту и в общении был по-настоящему прост и доброжелателен.

Когда в 1992 году вновь открылась Саратовская духовная семинария, отец Всеволод как единственный в Саратове пастырь из первого послевоенного выпуска семинарии делился с новыми воспитанниками воспоминаниями о годах учебы. Рассказывал, как сидел за одной партой с будущим митрополитом Иоанном (Снычевым), как на его выпускных экзаменах присутствовали управлявший тогда Саратовской епархией архиепископ Филипп (Ставицкий) и, в качестве гостя, епископ Борис (Вик).

С начала февраля 1993 года отец Всеволод стал заниматься восстановлением единственного сохранившегося храмового здания Спасо-Преображенского монастыря - храма во имя святого мученика Димитрия Солунского. Он сам делал эскиз первого иконостаса. Храм, подготовленный его трудами, был освящен 1 сентября 1994 года епископом Нектарием (Коробовым), а отец Всеволод стал его первым настоятелем.

В последние годы я иногда навещал его, и эти встречи всегда были полны радости общения. Отец Всеволод рассказывал мне о людях давно ушедшей эпохи, с которыми он был лично знаком, причем ум его был остр и память его была крепка до последних дней. Например, он точно помнил, в каком костюме был протоиерей Николай Чуков, встретившийся ему когда-то во время прогулки у «Липок».

Не так давно через меня в фонд Музея истории Саратовской митрополии отцом Всеволодом был передан крест, обретенный им на Куликовом поле в период служения в Тульской епархии. Он любил все, что связано с духовной историей нашего Отечества. В свое время отца Всеволода крестил соборный протоиерей Михаил Лобачев, и батюшка очень радовался, когда я сообщил, что могилу отца Михаила удалось найти на Воскресенском кладбище. Отец Всеволод был человеком Церкви Христовой в юные годы и остался им и на смертном одре. Вечная ему память!

Ольга Воскресенская, прихожанка Введенского храма г. Саратова:

- У не дожившего несколько дней до своей 91‑й годовщины отца Всеволода лишь за три месяца до кончины не осталось сил к окормлению паствы. Седой, худенький, согбенный, он, опираясь на ходунки, приходил в храм, занимал во время богослужения привычное место и сидя исповедовал прихожан. Попасть к «старенькому батюшке» стремились многие, желая открыть порой такие тайны души, о которых предпочитали молчать даже наедине с собой. Об этом вспоминали люди в автобусе, в день похорон отца Всеволода возвращаясь с кладбища.

Седой мужчина рассказывал, словно удивляясь своим же словам: «Я к отцу Всеволоду на исповедь случайно попал. Сидит на табуреточке старенький священник, народ к нему стоит, ну и я встал - надо же перед причащением покаяться. А я много лет не мог никому один грех открыть - стыдно очень было. Смирился давно, что так и умру с ним. И вдруг как будто что-то лопнуло внутри. Рассказал все, голову ему на колени положил, плачу взахлеб. А он по голове меня гладит и говорит ласково так: "Поплачь, поплачь, грешник ты мой. Поплачь, я помолюсь"». Как будто отец родной, а мне самому скоро 80 лет».

Женщина, утирая слезы, поделилась: «Я в Саратове жила, у отца Всеволода исповедовалась. Потом в район уехала, к матери. В церковь и в поселке ходила, причащалась. Потом однажды такое натворила - вспоминать не хочется. Чувствую, что не смогу об этом приходскому священнику рассказать, хоть режьте. В Саратов поехала, к батюшке Всеволоду. Ему все можно было открыть».

Я тоже открывала отцу Всеволоду все, тоже рыдала от осознания собственной «плохости». Но батюшку при этом странным образом будто бы не брала в расчет. Перед Богом рвалось из сердца: «Тебе Единому согреших...». Как получалось у этого священника становиться «невидимым»? Что происходило необыкновенного, отчего после этих исповедей приходило глубинное понимание того, что примирение с Богом - не только богословское понятие? Ничего необыкновенного. Просто любовь.

Мне посчастливилось общаться с отцом Всеволодом немного теснее, чем это обычно бывает между прихожанином и пастырем при духовном окормлении. Сблизило нас общее почитание преподобного Алипия Печерского, иконописца. Как-то ко дню рождения батюшки прихожане решили собрать средства на новую рясу для него (старая была уже ветхая). Купили отрез черного габардина, испекли пирог. Пирог открытый - бортики из теста и много абрикосового повидла. Берет отец Всеволод пакет с тканью, выпечку, благодарит, краснея. И тут еще подарок - небольшая рукописная икона преподобного Алипия. Батюшка пирог в пакет повидлом вниз, пакет с дарами - на пол, икону быстрей взял. Прижал к сердцу, рукой гладит, шепчет: «Алипий».

Были встречи, неторопливые чаепития на крошечной кухоньке его хрущевской «двушки». Вспомню немногое из тех посиделок. Отец Всеволод говорил:

«Родитель мой прокурором был. Строгий, коммунист убежденный, нас, детей, крестить не разрешал. А мне хотелось. Как-то летом с друзьями на Волгу по­шли. Накупались, греемся на песке. Смотрю, со стороны Энгельса фигура в полнеба - мужчина в одежде странной, длинной. Бородка короткая, седая, на голове шапка круглая. Думаю, плакат, что ли, самолетами растянули... Толкаю друзей - что такое на небе? Никто ничего не видит. Вот после этого пошел я и окрестился втайне от отца. Потом, когда икону святителя Николая увидел, признал я его. Он над Волгой тогда стоял».

«Троицкий храм во время войны открыли. Туда ходил, лет пятнадцать мне было. Грязь внутри, копоть. Отмывали, отчищали, верующие иконы принесли. Кто - большие, старинные, кто - бумажные. Однажды стою на службе, справа от входа. Вдруг слева идет от солеи, как на выход вроде, человек. Одежда на нем арестантская: полосатая роба, на груди номер. Остановился возле меня, в глаза посмотрел молча и вышел в дверь. Стою, думаю: "Если его из тюрьмы отпустили в церковь сходить, почему без конвоя?". Стал у людей рядом допытываться. Они не понимают, о чем говорю. Никакого арестанта не было, говорят. А лет через сорок благословили меня историей Спасо-Преображенского мужского монастыря заниматься. И среди документов попалось фото настоятеля, игумена Николая. Смотрю и мороз по коже: тот самый человек, в робе арестантской, и номер слева. Удивительный человек был. Игумен, а братии сапоги своими руками шил».

«Ты, когда в автобусе едешь или куда идешь, правило в уме твори, - говорил он мне. - Какие молитвы наизусть помнишь, те и твори».

А еще сокрушался: «Как меня матушка моя (супруга Ольга Алексеевна. - Ред.) терпела? Ты погляди только: кресло облезлое, диван старый. Прожил всю жизнь дурак дураком - ничего не нажил, кроме грехов».

Что после батюшки осталось? Холмик на старом кладбище с деревянным крестом. Голубенькая под ним табличка. Но память о нем - в наших сердцах. И тепло его обыкновенной любви.

Газета «Православная вера» № 04 (624)

Православие и современность

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 09:36
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07