«Где все?», или Приход с чистого листа

0
1078
Время на чтение 6 минут

«До Октябрьского переворота в России существовала такая форма объединения верующих, как миссионерское братство,- рассказывает настоятель Свято-Ильинского храма на Ильинской площади Саратова, руководитель епархиального миссионерского отдела священник Дионисий Каменщиков.- У нас со времен моего служения в больничном храме существует нечто похожее на такое братство: добровольцы ездят по селам, где проводят богослужения мирянским чином».

Отца Дионисия внимательно слушают два десятка других священников - в одном из классов Саратовской православной духовной семинарии собрались настоятели церквей, построенных по «Программе строительства двадцати новых православных храмов в городе Саратове». Они встретились, чтобы обсудить проблемы организации приходской жизни. Для кого-то это первый приход, у кого-то уже есть настоятельский опыт, но объединяет их одно: приходские общины своих храмов им нужно создавать с нуля. И в этом есть как своя ни с чем не сравнимая радость, так и свои трудности...

Храм в поле - с чего начать?

«Вот здесь, где обозначено внешнее поле миссии, вокруг нашего храма поле в буквальном смысле», - очерчивает круг на схеме, нарисованной ведущим встречи - священником Дионисием Каменщиковым - настоятель храма Новомучеников и исповедников Саратовских священник Андрей Солодко. - Более того, чтобы попасть в наш храм, нужно доехать до Свято-Спиридоновского храма и пройти от него километр по сугробам».

В голосе отца Андрея не слышно ни иронии, ни обреченности: в полях Солнечного‑2 ему удалось создать вполне реальный действующий приход - правда, совсем небольшой, около тридцати человек. По его словам, немалую роль в этом сыграло то, что в храме, освященном в честь наших родных саратовских святых, практически любой желающий может попробовать участвовать в богослужении в качестве чтеца, певца или алтарника. «К нам приезжают в том числе люди, которые достаточно далеко живут и которые в более близких к ним храмах не смогли попасть на клирос или в алтарь - в основном из-за отсутствия опыта. А мы им даем возможность такой реализации. И они не только на службы начинают ходить, но и на евангельские беседы», - отмечает священник.

Немного в другом ракурсе смотрит на организацию приходской жизни настоятель храма святой великомученицы Екатерины священник Сергий Кузин. В прошлом регент, он видит важнейшей миссионерской составляющей в своем приходе музыкальную красоту богослужения. «Приходит человек, допустим, вербу освятить, - поясняет он. - И в этот момент он часто бывает неспособен воспринять проповедь, он ничего не знает о символике богослужения и не видит в нем стройности и образности, но пение, если оно такое, каким должно быть, может тронуть его душу - и тогда он в храме задержится, о чем­то задумается и, может быть, в конечном итоге в храме останется».

Регентом храма до недавнего времени была супруга отца Сергия. Когда ей нужно было уходить в декрет, неизбежно встал вопрос: кто сменит ее на этом ответственном месте? И оказалось, что найти хорошего регента не так-то просто, а воцерковленного, обладающего опытом и притом совершенно свободного - практически невозможно. Взвесив разные варианты, священник решился на рискованный с внешней точки зрения шаг: взял на обучение собранную, ответственную, но еще мало знающую о церковной жизни девушку. И ее умение познавать новое и стремление всё делать качественно принесло свои плоды - хор под ее руководством продолжает развиваться.

В процессе выступления священника выяснилось, что не только он сталкивался с подобного рода вопросом: что должно быть в приоритете, если подходящего по всем параметрам сотрудника в храм найти не удается? Тогда самым важным, по мнению отца Александра Кузьмина, становится найти прежде всего хорошего человека - способного слушать других, не ускользать от ответственности, соблюдать сроки исполнения поручений, не обременять других трудящихся в храме сложностями своего характера. Такого человека, говорит отец Александр, бывает легко научить даже непривычному для него делу.

«Интернет - это большой вокзал»

Поиск «хорошего человека» - одна из насущных потребностей отца Александра. В его Борисоглебском храме, расположенном на взлетном поле бывшего аэродрома «Саратов-Южный», делателей пока не хватает. В частности, приходской сайт «Православный ответ» ему приходится делать самому, в перерывах между настоятельскими заботами и деятельностью сектоведа. За время существования сайта и одноименной группы «ВКонтакте», а также участия в межрегиональном проекте «Батюшка онлайн» он приобрел определенный опыт, касающийся общения духовенства и мирян в Сети. После встречи мы задали ему вопрос: какие типичные ошибки и заблуждения, на его взгляд, свойственны тем, кто миссию в Интернете ведет - пытается «раскрутить» свой православный сайт или блог, и тем, кто пастырского совета во «всемирной паутине» ищет.

«О некоторых заблуждениях можно сказать, уже основываясь на Вашем вопросе, - настораживает меня собеседник. - Прежде всего, нужно понимать, что значит "раскрутить" блог, какими методами сейчас это делается. Если на заре существования Всемирная Сеть была прежде всего интеллектуальной средой, то сейчас Интернет напоминает большой вокзал - переполненный, пестрый, шумный, изобилующий нечистыми на руку личностями. Выживать и добиваться чего-то в нем помогают разные сомнительные схемы: например, чтобы изобразить шквал комментариев, нанимают людей, которые их под разными именами пишут. Нужно понимать, что и люди в Сети, даже вполне добропорядочные, постепенно привыкают реагировать на самое броское, яркое, шокирующее - и лишь постфактум, да и то не все, задумываются о том, насколько это правдиво. Хотите опубликовать православную новость, которая наберет раз в десять больше просмотров, чем остальные? Нужно написать, что православные помолились - и снегопады в Саратове тут же прекратились, или еще что-нибудь придумать в таком духе. Понятно, что православный христианин ничем подобным заниматься не будет. И не надо пытаться переиграть "наперсточников", имеющих десятки тысяч подписчиков, - нужно просто делать свое дело, понимая, что где-то на общем фоне мы смотримся невыигрышно, но задача состоит не в том, чтобы "догнать и перегнать". Новость о том, что волонтеры храма посетили больницу или приют, наберет, может быть, всего сотню просмотров - и только один человек заинтересуется всерьез. Но если мы этому человеку поможем узнать Христа, это и будет то, ради чего всё делалось.

А второе заблуждение я вижу в словах "ищут в сети пастырского совета". Пастырского совета нужно искать в храме - священник в Сети может лишь, как маяк, показать, где находится берег, куда нужно плыть. А люди, пытающиеся "окормляться" через Интернет и заменить этим реальную церковную жизнь, часто оказываются в сетях лжепроповедников, а до храма так и не доходят. Есть такой церковный анекдот: мальчик в храме читает надпись на иконе Господа Вседержителя - а там же по-славянски написано, с титлом. И он не может понять и спрашивает: "Тут написано «Где все?»". Вот этот же вопрос хочется задать порой людям, которые вместо того, чтобы пойти в выходной на службу, слушают православные лекции или пишут о своих житейских проблемах незнакомым батюшкам».

«Чем ближе к Евхаристии, тем жизнеспособнее»

Отец Дионисий Каменщиков в разговоре с нами продолжает ту же тему виртуальной и невиртуальной миссии. Из года в год он ведет в семинарии просветительские курсы для мирян. И хотя всё то же самое можно было бы делать в Интернете, каждый вторник в любую погоду он едет через полгорода, чтобы встретиться со своими слушателями. «Действительно, в Сети сейчас можно найти любые лекции по христианству, - говорит отец Дионисий. - Но я веду эти курсы не первый год и заметил одну вещь: люди, которые раз за разом сюда приезжают, порой после работы, уставшие, преодолевая себя, поскольку им хочется послужить Богу, не просто здесь что-то для себя узнают - у многих из них меняется жизнь. Они приходят помогать в храме, они встречают спутника жизни, у них что-то еще происходит. Это эффект личного участия и в какой-то мере результат того, что человек на пути к Богу совершает реальные шаги».

По словам отца Дионисия, приходская миссия у многих священников и прихожан ассоциируется прежде всего с приходскими мероприятиями. Однако это не совсем так: во всяком случае, нужно понимать, что приходская деятельность порой может быть интересной, полезной и познавательной, но очень далекой от миссионерства. Как же так?

«У многих отцов-настоятелей есть мечта: нащупать золотую жилу миссии, найти какой-то "коронный прием", благодаря которому они смогут сформировать большой и дружный приход, - говорит священник. - На эти попытки порой уходит много сил, ищутся какие-то пути, на мой взгляд, слишком сложные. А между тем собственно миссия, как ее определяли святые отцы и подвижники, включает всего три основные составляющие: богослужение, исповедь, проповедь. В понятие "проповедь" я бы включил еще беседы со священником, индивидуальные и групповые. Всё остальное - спектакли, фестивали, экскурсии, кружки и т. д. - это не основное. Всё это может быть, но нужно смотреть, не отвлекает ли это необходимые ресурсы от главного. Если у нас на евангельскую беседу приходит десять человек, а в кружках рукоделия и фольклора занимается сто человек - что-то явно не так. И еще: чем ближе то, что верующие люди делают вместе, к Евхаристии, тем это дело жизнеспособнее, тем больше вероятность увидеть со временем его развитие и его благие плоды».

Газета «Православная вера» № 05 (625)

Елена Сапаева

Православие и современность
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Елена Сапаева
Все статьи Елена Сапаева
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28