itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Прогрессирующий козел»: что не так с российской авиаотраслью

0
462
Время на чтение 4 минуты

"Прогрессирующий козел": что не так с российской авиаотрасльюГенпрокурор Юрий Чайка в Госдуме рассказал о серьезных проблемах в авиаотрасли. Он раскритиковал Минтранс и Росавиацию, заявил, что так и не утверждены правила наземного технического обслуживания воздушных судов, а качество подготовки пилотов оставляет желать лучшего. Дмитрий Лекух - о том, с чем связан кризис в гражданской авиации.

Выступление такого ранга людей - как правило, очень в оценках консервативных и осторожных - может обозначать только одно: ситуация зашла слишком далеко и требует серьезного оперативного вмешательства не только на административно-управленческом уровне. Речь не идет ни об уголовщине, ни о коррупции (хотя куда же без нее), ни о каком-либо "внедряемом криминале". Но на самом деле все значительно хуже.

Проблемы, о которых говорил генпрокурор, несмотря на постоянные требования и особый контроль, не решаются уже много лет.

Даже государственная программа обеспечения безопасности полетов не соответствует международным требованиям. В частности, до сих пор - вдумайтесь - "не определены целевой и приемлемый уровень безопасности полетов". Да и вообще государственная программа безопасности авиаперевозок не актуализировалась с 2008 года. Более того, не выполнены даже обязательства, предусмотренные подписанной нашей страной Конвенцией о международной гражданской авиации. И самое страшное: в профильных ведомствах даже не определено "лицо", отвечающее за программу безопасности пассажирских авиаперевозок. Поэтому за ту же катастрофу "Суперджета" 5 мая ни в профильном Министерстве транспорта, ни в правительстве вообще никто никакой ответственности не понесет. Ибо там за нашу с вами безопасность в воздухе, чисто по должности, бюрократически, вообще никто не отвечает. Хотя по всем законам такое "ответственное лицо" должно быть, но, оцените аппаратный гений, его нет, потому что никто не хочет. И пусть вам это придаст уверенности в ваших перелетах, уважаемые дамы и господа.

У прокуратуры к отрасли, как выясняется, вообще очень много вопросов. Например, по поводу отсутствия необходимых нормативных правовых актов, в том числе регламентирующих вопросы сертификации авиатехники и ее производителей, по поводу подготовки летного персонала. Очень уж много случаев, когда пилотов набирали чуть ли не по объявлению. Вот что говорил Чайка:

В ходе надзорных проверок нами вскрывались факты неполного прохождения летным персоналом программ подготовки, отсутствия в образовательных организациях необходимого кадрового и материального обеспечения. В связи с этим с 2017 года по результатам принятых прокурорами мер от выполнения полетов отстранены 550 пилотов, прекращена деятельность двух авиационных учебных центров, аннулировано 160 летных свидетельств.

По свидетельству очевидцев, у депутатов это вызвало весьма живой интерес, ибо они также этими самыми самолетами летают.

В истории с авиакатастрофой в Шереметьево многое символично. Мы не можем утверждать однозначно и голословно, тем более говорить о персоналиях до окончания следствия, но по версии, которую принято считать основной, погубил SSJ-100 5 мая так называемый "прогрессирующий козел". "Козлом" у летчиков принято называть отскакивание самолета от ВПП в момент первого касания колесами, которое считается откровенно курсантской ошибкой, но которое при определенных обстоятельствах может допустить не очень умелый пилот при посадке. А вот "прогрессирующий козел" - это профессиональный приговор летчику. Значит, самолет посажен настолько грубо, что подпрыгивает не один раз, как это и произошло в случае с SSJ-100.

Но в авиации, по крайней мере в военной, есть и другое, совсем уже сленговое толкование этого словосочетания "по аналогии". И в этом значении "прогрессирующий козел" - это фатальная цепочка ошибок и раздолбайства, которые по отдельности вполне будничны, но, сложившись каким-либо замысловатым образом, становятся причиной крупных неприятностей. Которых, казалось бы, ничто не предвещало.

Просто пример из жизни: раздолбай-срочник разлил на полосе масло и забыл это дело ликвидировать - сплошь и рядом такое происходит. Нарушение максимум на 15 минут воплей старшины. Но потом в это масло влетает, допустим, не слишком трезвый прапор на "УАЗике". Что тоже, конечно, предосудительно, но вполне обыденная вещь, к которой стоит относиться вполне философски - ему же не в полет идти, он всего лишь уставший обслуживающий персонал. Прапор уходит в дрифт и его выносит прямо в какой-нибудь "говновоз", припаркованный аккурат перед ангаром, в котором проводит совещание с посетившим его другом-генералом сам лично товарищ командир этого авиационного соединения. Вот это и есть другое значение термина "прогрессирующий козел". К счастью, тогда обошлось - его вынесло всего лишь полить дерьмом командира, а не в какую-нибудь подходящую емкость с авиационным керосином занесло. Вероятность чего, кстати, была значительно выше.

Вот все, что происходило в тот раз с SSJ-100 после удара молнии, и есть в дистиллированном виде тот самый "прогрессирующий козел". И, судя по выступлению генерального прокурора, этот же диагноз можно спроецировать на всю авиационную отрасль. Там небольшой "косяк", здесь немного "не дотянули", а вон там слегка сэкономили. Плюс максимально размыли ответственность: ибо у побед много отцов, но поражение всегда сирота.

И вообще авиаперевозки - это прежде всего бизнес, люди там зарабатывать деньги должны. Ибо акционеры авиакомпаний, в том числе, кстати, и представители государства, спрашивают с менеджмента прежде всего за заработанные деньги - капитализм, то-се. А бизнесу катастрофа - помеха только если репутационная, материальных издержек авиакомпания особенных не несет - страховой случай.

Собственно говоря, в этом и есть главная проблема происходящего: что важнее в отрасли - интересы бизнеса, за которые с чиновников спрашивают, по которым они готовят отчетность и с гордостью докладывают о прибылях? Или какие-то сопутствующие факторы - те самые, которые стали системными и о проявлениях которых и говорил прокурор Чайка. В частности, интересы безопасности, которые хоть и не преступно, но нарушаются - в тех самых интересах бизнеса, который в данной парадигме суть абсолютный приоритет. И либо мы эту парадигму интересов бизнеса сломаем, сделав безопасность абсолютным приоритетом перед любыми кэшевыми потоками. И тогда Минтранс перестанет закрывать глаза на косяки авиакомпаний (от подготовки пилотов до сертификации авиатехники) даже в том случае, если это будет грозить убытками и начнет ухудшать отраслевые показатели. Либо так и будем жить и летать на авось в ожидании того, что к нам (из соображений статистики) заглянет на огонек очередной "прогрессирующий козел".

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Лекух
Все статьи Дмитрий Лекух
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09