Сквер или храм?

Писатели из Екатеринбурга о конфликте, вышедшем на «федеральный уровень»

0
500
Время на чтение 6 минут
Сквер или храм?
15 мая, Екатеринбург. Начало протестов Фото: Алексей Колчин / ИТАР-ТАСС

Протесты против строительства храма в центре Екатеринбурга по многим приметам напомнили Майдан. В соцсетях актуализировались мемы: «титушки», «онижедети», «кто не скачет...». СМИ либерального толка увидели в событиях «преступления режима», провластные медиа - репетицию переворота. В чём суть конфликта?

Бог любит троицу?

Поселившись два с половиной года назад в Екатеринбурге, я был приятно удивлён: нет знаменитой уральской гопоты, люди приветливые и улыбчивые, в рюмочных спорят о поэтике Рыжего и Евтушенко, на улицах, в отличие от Москвы, почти нет полиции, даже протестные митинги проходят как народные гулянья.

Тринадцатого числа многое изменилось.

На майские в городе выдалась тёплая погода, горожане проводили время на природе. Одни - на дачах, другие - на набережной пруда, в скверах. Как люди без дачи и автомобиля, мы с женой были в числе последних.

Утром 13 мая большая часть сквера возле драмтеатра оказалась огорожена. Стало ясно: вот-вот на этом участке начнётся строительство...

До 1930-го в Свердловске был собор святой Екатерины, заложенный в 1723 году. В советское время собор взорвали.

В 2010 году появилась идея воссоздания собора. Большинство горожан выступили против строительства на прежнем месте, тогда возник план воздвигнуть собор на насыпном острове. Екатеринбуржцы вновь не согласились.

Осенью 2018-го было найдено третье место - сквер возле театра драмы. По сути, это единственное тихое и зелёное место у воды в центре. Площадь его совсем небольшая - метров пятьдесят в ширину, если смотреть от драмтеатра, и метров триста в длину.

Сквер - ухоженное, обжитое пространство. Сейчас, после появления капитального забора, возникла сюрреалистическая картина - асфальтовые дорожки без выбоин (для Еката, скажем прямо, редкость) упираются в стену. Я видел нечто подобное на искусственных морях - Саянском, Богучанском: дороги, с ещё сохранившейся разметкой, уходят в толщу воды...

Чувства приходящих каждый вечер к забору горожан я разделяю. Люди оскорблены. Общественное, любимое место вдруг объявлено частной территорией, аллеи скоро исчезнут.

Выступают не против церкви, как сообщают многие СМИ, а за спасение сквера.

Екатеринбург - большой город. У таких городов должно быть несколько центров. У нас же - имею в виду не только Екат - сохраняется какая-то средневековая традиция всё лепить на историческом пятачке.

Да, церковь небесной покровительницы Екатеринбурга должна быть в центральном районе. Общественность стала предлагать альтернативные территории. Одна из них - буквально через дорогу от сквера: разрушающийся недострой. Но оказалось, там будут построены многоэтажки. Той же компанией, что взялась за возведение церкви...

Особой агрессии среди приходящих к забору я не увидел. Да, в первые два вечера сетку-забор валили. Я не считаю это вандализмом - это скорее попытка спасти красоту, которая вот-вот будет уничтожена. Пусть во имя другой красоты.

Да, появлялись городские сумасшедшие, были, кажется, и провокаторы. Очень странно взрывались петарды вечером 15 мая, когда большая часть протестующих разошлась: каждые минут десять хлопала петарда, и омоновцы выхватывали из толпы двух-трёх человек.

Но озлобление нарастало. Особенно люди негодовали из-за слов журналиста Соловьёва, что Екатеринбург - «город бесов», поминали недобро и протоиерея Всеволода Чаплина, потребовавшего «применить силу» к защитникам сквера.

На четвёртый день оказалась огороженной вся Октябрьская площадь, частью которой является сквер. Людей пропускали после досмотра. Вечером прибыл мэр Александр Высокинский, его встретили криками: «Позор! В отставку!» Но напряжение спало - появилась надежда на разрешение конфликта. Сейчас власти ищут другие участки для строительства, обещают провести референдум...

Сравнивая противостояние в Екатеринбурге с акциями в Москве и Питере, вижу, что омоновцы настроены куда миролюбивей своих коллег в столицах. Кажется, они местные - рядом с некоторыми стоят их девушки или жёны... Качков, которые прибыли вечером 13 мая и явно были настроены на потасовку, в дальнейшем я не видел.

По моим прогнозам, сквер всё-таки снесут, храм построят. Очень уж лакомое место. Наверняка храм будет красивым, территорию вокруг облагородят. Со временем к новому пейзажу привыкнут, страсти, кипевшие на этой земле, забудутся. Но - прошу извинить за банальщину - Бог едва ли придёт сюда. И в создавшейся ситуации вряд ли справедлива поговорка: Бог любит троицу.

Роман Сенчин,
писатель, лауреат премии «Большая книга»


Ничего не даётся даром

Не с того ли времени, когда Екатеринбург вернул своё исконное имя (1991), стала витать среди горожан идея воссоздания и первого, татищевских времён, храма Святой Екатерины, считающейся покровительницей города. Где же его поставить? Естественно, на прежнем месте (теперь это площадь Труда), в самом центре столицы Урала. Было получено благословение епископа, выполнен проект, приступаем к строительству...

Вот тут и началось! Будто по мановению чьей-то руки - многодневие протестных митингов. В чём дело? Оказывается, здесь... фонтан, рядовое сооружение 50-х. Но, как заявила моя коллега по Архитектурной академии: «Я - категорически против! У этого фонтана меня впервые поцеловал Лёва и сделал предложение, а вы что задумали? Не позволю!» Крики, плакаты, едва не доходило до рукоприкладства... Пришлось епархии и администрации города отступить.

Новая идея инвесторов: намыть на городском пруду полуостров и поставить «храм-на-воде». И вновь - молодёжный бунт. Хождение, взявшись за руки: «Защитим наш пруд!» Да и архитектурная общественность оторопела: храм на воде? Зачем? И главное - стилистика храма входила в противоречие со сложившимся ансамблем авангардного конструктивизма. Отказались и от этой идеи...

А так хочется, чтобы к 300-летию града Святой Екатерины (2023) храм всё же появился! И главный архитектор предлагает восемь (!) вариантов площадок. Остановились на предложении заслуженного архитектора России Г.В. Мазаева и народного архитектора России А.А. Старикова.

И вдруг: «Все на защиту любимого сквера!»

Звонит одна из ярых противниц строительства храма, ищет поддержки у меня как специалиста по градостроительной экологии. Пытаюсь успокоить: всё будет сделано, как положено, возникнет достойное благоустройство набережной. «Нет! - слышу в ответ, - я прикую себя цепью к дереву!..»

В который раз прихожу на площадку будущего строительства. Действительно, десятка два невысоких деревьев, боярышник, дикие яблони. Ну, что же... Пытаюсь вновь объясниться с теми, кто «Против храма» и «Кто за храм» (а формулировки звучат уже именно так!).

Дело в том, что любое новое строительство - это внедрение в природную, урбанизированную среду - вносит изменения, разной степени напряжённости. Первый закон экологии гласит: «Всё связано со всем». Ему в развитие второй: «Ничего не даётся даром».

Храм Святой Екатерины трактуется как храм-памятник, где будут экспонироваться победные знамёна, исторические реликвии. Значит, он должен стоять в центре, стать выразительной духовно-эстетической доминантой.

А как быть со сквером? Ничто не даётся даром: взяв у природы или городского пространства, мы тут же возвращаем долг, часть деревьев будет пересажена; кроме того, выбираются более целесообразные и эстетически выразительные породы деревьев, цветов, кустарников. Живите, тусуйтесь, радуйтесь!

Каждый архитектор со студенческой скамьи знает о правиле «оптимальности»: при учёте противоречивых факторов - найти правильное проектное и организационное решение, пусть и компромиссное, но наиболее разумное (подумалось, когда слушал комментарий президента по екатеринбургским событиям, уж не заглядывал ли Путин в учебник «Архитектурно-градостроительная экология»)?

Споры не утихают и за семейным столом. Чувствую, мой сын, молодой архитектор, склонен поддержать протестующих. Осторожно напоминаю ему о значении храма, законах экологии, глубинных причинах протеста. Наутро, поразмыслив, спрашивает: «Папа, как ты думаешь, если бы на этом месте задумали построить не храм, а торговый центр с дискотекой, был бы протест?»

Вот то-то и оно! В эти дни, по другому, действительно несуразному, проекту, надумали вырубку десятков сосен в Монастырской роще... А что же участники «Зелёного движения»? Оне безмолвствуют.

Владимир Блинов,
член Союза писателей и Союза архитекторов России

Литературная газета

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Роман Сенчин
Все статьи Роман Сенчин
Последние комментарии
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Сергей
25.04.2024 11:35
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от РомКа
25.04.2024 10:37
«Царь Феодор Иоаннович – последний Рюрикович на русском престоле»
Новый комментарий от Русский Сталинист
25.04.2024 10:20
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 09:36
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
25.04.2024 07:41