Авдеевские каникулы

(Записки немедика*)

Новости Украины  Новости Новороссии 
0
244
Время на чтение 7 минут

Люди любят те или иные места по разным причинам. Иногда это память о детстве. Иногда - ностальгия по студенческим годам или первой любви. Кого-то в своё время увлекла архитектура, кого-то - природа. А иные «прикипают» к точкам на карте по самым парадоксальным причинам. Например, из-за войны.

I'm just a human after all

Don't put your blame on me...

(Rag'n'Bone Man. «Human»)



Холмы. Травы. Тяжёлый запах огромного «коксохима». Раньше Авдеевка была известна прежде всего благодаря этому предприятию. Коксохимический завод, основанный в 1963 году, превратил давнее сельскохозяйственное поселение в мощный промышленный центр. Даже теперь завод остаётся самым большим в Украине и одним из наиболее крупных в Европе изготовителей доменного кокса для металлургии. Кроме кокса он выпускает ещё около тридцати видов продукции.

Однако особенно город «прославился» осенью 2014-го, когда в эти места пришла война. С тех пор слово «Авдеевка» постоянно фигурирует в новостях как название одной из самых горячих точек в зоне боевых действий.

«Бахает» здесь почти постоянно. Местные давно привыкли к канонадам и практически на них не реагируют. Живут своей обычной жизнью - насколько это, конечно, возможно: без газоснабжения, а зачастую без света и воды. Даже наоборот, когда взрывы на определённое время прекращаются, в воздухе повисает напряжение, ведь каждое затишье, как правило, - перед бурей.

В этом году я попал в Авдеевку проездом. Буквально на пару минут - даже не выходя из машины. А больше года назад провёл две недели на местном «стапике»: так в народе называют стабилизационный пункт, куда для предоставления экстренной помощи привозят раненых - и военных, и гражданских.

* * *

...В Константиновке меня встречает с поезда водитель Жора, напарник по ротации. Суровый взгляд, бритая голова. Дальше мы едем вместе. На лобовом стекле реанимобиля, «лицом» наружу, - большая икона Георгия Победоносца.

В 2015-м Жора прибыл в зону боевых действий на несколько дней - заменить другого водителя. Во время первого же выезда за ранеными попал под обстрел. Мины накидывали прицельно, прямо по точке эвакуации. Водитель остался цел, зато девочка-парамедик получила серьёзную контузию и множественные осколочные. После этого Жорины «несколько дней» затянулись на годы - наверное, сработала какая-то глубинная мужская злость.

К слову, человек, которого я заменяю, тоже постоянно на войне. Несколько раз в год ездит ненадолго в «отпуск», порешать проблемы дома и сменить гардероб...

Вообще в (при)фронтовой зоне действует несколько добровольческих медслужб. Конкретно в нашей есть такие «туристы», как я, приезжающие раз на указ, а есть «долгожители» типа Жоры. Существует и куча «промежуточных вариантов» - у кого как выходит. Местные, когда узнают, что мы тратим собственное время, не получая за это зарплату, делают большие глаза. А некоторые попросту смеются: мели, Емеля, твоя неделя.

* * *

«Стапик» находится в тылу, в помещении горбольницы. Пациенты - в основном дедульки и бабульки. Объяснение простое: у них у первых не выдерживает сердце. Согласно статистике, количество сердечно-сосудистых заболеваний в городе с началом войны значительно возросло. Впрочем, ничего странного... (Маленькое сморщенное тельце одной из бабушек как-то под свет фонариков мы будем нести в морг. Здесь это - рутина.)

А вот на третьем этаже люди не умирают, а рождаются - под недалёкое громыхание фронта и стоны раненых в приёмном отделении. Раненые (на здешнем языке - «трёхсотые») есть почти каждый день: их привозят и по одному, и массово. И лёгких, и тяжёлых.

Свободного времени, впрочем, хватает. Это хорошо. Потому что так бывает не всегда, а военные медики, по расхожей шутке, - самые ленивые в мире работники. (Чем меньше у них работы, тем больше целых людей.)

Досуг проводим по-разному. Кто-то читает или «залипает» в телефон, кто-то готовится к экзаменам или занимается фрилансом. В комнате (точнее, неврологической палате № 2) нас пятеро: мы с Жорой и ещё один добровольческий экипаж из «параллельной» медслужбы. Неврологическую № 1 занимают армейские медики. Естественно, тема для постоянных приколов - «кто бóльшие психи».

Условия проживания, по меркам войны, тянут звёздочек на восемь-десять: Wi-Fi, кровати с постельным бельём; через несколько метров по коридору - белые унитазы и тёплый душ. Даже есть музыкальные инструменты: гитара и пара блок-флейт. Из пяти жителей палаты трое - музыканты. Сашкó, например, играет в известном не только в Украине коллективе.

Время от времени мы устраиваем блюзовые джемы. Чтобы не шуметь в помещении больницы, выходим на «френд-зону»: за новым, пока не функционирующим корпусом есть столики и лавочки. Тут же - импровизированный мангал. По праздникам и знаменательным датам на нём жарится мясо и рыба; рядом готовятся салаты и бутерброды.

В такие дни Жора пригоняет на «френд-зону» нашу скорую и громко включает музыку с магнитолы. Вытаскивает из машины носилки и разваливается на них загорать.

В общем, всё выглядит почти как семейный пикник: вкусная еда, весёлые тосты. Вот только третий - за погибших, а из напитков - максимум безалкогольное пиво. Действует неписаный сухой закон. По понятным причинам, мы придерживаемся его сознательно и добровольно.

Каждый день пикники устраивать не будешь. Зато, когда нечего делать и не хочется сидеть в помещении, можно погулять по территории больницы. Здесь просторно, зелено и не стреляют. (Хотя через пару дней после моего отъезда уважаемым коллегам всё-таки придётся падать мордами в асфальт, а потом собирать осколки.)

* * *

Парамедиков Сашкá и Панаса - тех, которые музыканты, - однажды сменили две темноглазые красавицы: Оля и Уля. Оля приехала чуть раньше и сразу попала на «аншлаг», то есть массовый поток «трёхсотых».

Тем, кто не в теме, докладываю: в реальности раненые выглядят и ведут себя совсем не так, как в советских фильмах про войну. Забудьте про опрятные мундиры, белые повязки и романтически-суровые выражения лиц. «Трёхсотые» скользкие и липкие от крови и грязи; они стонут, хрипят, зовут маму и матерятся. А ещё они пахнут: немытым телом и свежим мясом. И если вид у человеческого мяса приблизительно такой же, как у свиного, то запах - намного неприятнее.



При необходимости весь медперсонал работает «в пачке», не разделяясь на армейцев, добровольцев и гражданских. Каждый занимается своим: разрезает одежду, перевязывает, измеряет давление или ставит венозный доступ. Минимум хаоса и эмоций. Короткие чёткие фразы. В общем - атмосфера напряжённого спокойствия. После того, как всё закончится, можешь хоть плакать, хоть биться головой о стену, а пока делай то, что должен, - иначе какой с тебя толк?

Перевязочные заняты, коридор заставлен носилками. Кроме военных поступило трое гражданских: осколочные разной степени тяжести. Один из них в явном неадеквате: вырывается, машет руками и мелет чепуху. Поэтому в качестве «бонуса» к повязкам и уколам получает порцию словесной взбучки.

Санитарка тем временем отмывает пол в коридоре. Закончив, начинает мыть снова. Вместо воды у неё в ведре уже давно что-то густо-красное...

Через пару часов приезжает Уля. Когда узнаёт, что всё пропустила, по-детски надувает губы:

- У вас тут движуха, а я...

Уле двадцать лет. Из них три - на войне.

* * *

Крайний день моей ротации. Тихо. Так же, как вчера и позавчера. Я на квартире в так называемой Девятине; валяюсь на кровати и жду, пока машинка достирает одежду: домой хочется ехать в чистом. Мило разговариваю с подругой по телефону. Вдруг в квартиру с ругательствами врывается раскрасневшаяся Уля:

- Почему к тебе дозвониться нельзя? Подрывайся мигом, там «трёхсотые»!

Сбегáю по ступенькам, запрыгиваю в реанимобиль и сразу ударяюсь обо что-то головой - машина уже летит на всех парáх. Параллельно получаю нагоняй ещё и от Жоры. Оправдываться не время и не место, тем более я и в самом деле слишком расслабился. Вместо этого лихорадочно ищу номер санинструкторши, которая сопровождает «груз 300» - надо выяснить точку эвакуации, количество и состояние раненых. Если с точкой всё удаётся, то насчёт количества и состояния ничего не ясно: связь прерывается, а машину ещё и вовсю бросает на разбитой дороге. Ничего, разберёмся на месте. Главное сейчас - как можно быстрее туда добраться.

Успеваем, слава Богу, нормально. В УАЗе-«таблетке», который подъезжает сразу после нас, - двое ребят в окровавленной форме: молодые сапёры нарвались на растяжку; множественные осколочные.

- Привет, пацаны!

В ответ раненые приветственно поднимают руки и натужно улыбаются. Значит, всё более-менее. Это хорошо.

Одного, более тяжёлого, грузим к себе. Сквозь разорванный носок ботинка белеют косточки: не хватает нескольких пальцев. Осмотр, уколы - это всё уже в дороге. Парень в сознании и держится нормально, хоть и стонет от боли. (Через час он уже будет лежать на носилках в коридоре с лыбой от уха до уха - доктора наколят морфием, - а потом, когда Уля поедет сопровождать его в госпиталь, станет предлагать ей руку и сердце.)

Подъезжаем к «стапику». Наш «трёхсотый» сегодня не первый и, к сожалению, не последний. «Сапёрский день» какой-то: в операционной хирурги уже борются за жизнь офицера, которому оторвало ноги и покромсало живот самодельным фугасом из гвоздей, пластика и ещё непонятно чего.

Выгружаемся. Прямо у порога стоит тип с телекамерой и всё снимает. На ходу тыкаю в объектив средний палец, а потом, уже перекуривая, объясняю оператору, что многие не хотели бы «светиться» в телевизоре. (Мой жест попадёт в выпуск новостей, но лица на крупных планах будут замазаны.)

Затем отмываю носилки и медицинский отсек машины. Если останется хоть капля крови, вонь будет стоять ещё та.

* * *

В команде с Улей нам пришлось покататься ещё раз - вечером того же дня: противник накидал мин по гражданским в серой зоне.

Вылетаем. Пока известно только то, что ранен ребёнок. Больше ничего - связи нет вообще. В дороге на всякий случай готовим капельницы.

С малым - ему лет четырнадцать - к счастью, всё в порядке. Общается адекватно, раненая нога замотана, кровотечения нет. От солдат-сопровождающих узнаём: обстрел ещё не прекратился. Решаем, что они сами завезут малого на «стапик», а мы поедем дальше вперёд - проверить обстановку.

Жора включает на магнитоле какую-то бодрую электронщину, мы все машем под неё руками и головами и смотрим, как на горизонте мелькают огоньки разрывов. Там - своя «дискотека», и наша скорая мчится прямёхонько в ту сторону.

А завтра я - домой...

Отрок.Ua

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Украины
«Нас ждёт дальнейшее обострение глобального кризиса»
США делают ставку на наращивание конфронтации после Украины и независимо от Украины
22.04.2024
Думенко и Пиллей вытолкают Русскую Церковь из ВСЦ?
Святейший Патриарх Кирилл, похоже, освоил стилистику «политического дзюдо»
20.04.2024
«Западу плевать на то, сколько жителей Украины погибнет»
Украинцы безутешно стенают по поводу того, что Запад не хочет поставить их с Израилем на одну доску
20.04.2024
Все статьи темы
Новости Новороссии
Суворов в Новороссии
Доклад на 4-й Всероссийской конференции «Имя победы – Суворов»
12.04.2024
Киев брать!
Время на т.н. Украине работает против Москвы, враг переносит войну на территорию России
02.04.2024
Приступим ли к освобождению Одессы и Николаева?
Впрочем, как и остальных русских земель Малороссии
27.02.2024
«Запад не намерен уходить с Украины тихо»
Противники собираются оставить нам предельно обезлюженные руины, с которыми именно нам придётся что-то делать
24.02.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от prot
23.04.2024 22:03
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
23.04.2024 22:00
«В США перестали верить в победу киевского режима»
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
23.04.2024 21:02
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Владимир Петрович
23.04.2024 18:59