Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Об авторе одного из самых удивительных гимнов любви в мировой литературе

Артем  Перлик,

13.05.2019

Джеймс Барри (1860-1937), знаменитый автор сказочных повестей с персонажем Питером Пэном, был известен в английском литературном мире не только талантом, но и особенной добротой.

 

Единственная красота - это доброта. И то, что мы имеем, равно такая же милость Божия, как и то, чего мы не имеем. Всё это знал замечательный сказочник Джеймс Барри.

Жизнь сказочника сама по себе есть чудесная сказка. Прямое сопоставление черт биографии автора с его книгами - задача, решить которую, по мысли Толкина, может только Ангел Хранитель. Поэтому мы не будем проводить параллели, иногда столь явные, между его жизнью и его книгой. Да это и не нужно. О Джеймсе Барри можно смело повторить слова Александра Пушкина, сказанные о Байроне: «Он исповедовался в своих писаниях невольно, увлечённый восторгом поэзии».

Блажен тот, над чьим воспитанием много трудились женщины, ибо он будет знать, что такое нежность. В жизни сказочника важную роль играла мать. Она помогла ему навсегда остаться маленьким ребёнком, который никогда не будет взрослеть, потому что в мире взрослых всё неправда. Некий епископ, имевший суровую и жесткую мать, жаловался, что с самого детства и навсегда лишился понимания евангельских слов: «Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью» (Рим. 12:10).

Но сам Джеймс Барри пришел в этот мир любимым и знал, что лучше всего смотреть на людей снизу вверх, как это обычно делают чистые дети. За эти качества души сказочника нередко обвиняли в незрелости, но в Царстве Небесном, надо полагать, радовались, что ещё один житель земли не умеет быть вёртким, пробивным и взрослым, ибо для рая, любви и сказки нужно совсем не то, что ценится в земной цивилизации статуса.

Сердце сказочника умело любить и не требовать ничего в награду за свои чувства. Он создаёт один из самых удивительных гимнов любви в мировой литературе. Вспомним эпизод «Питера Пэна», где дети неожиданно возвращаются к маме. Они придумали довольно жестокую забаву, сделав вид, будто не уходили и мама напрасно искала их, но мама согласна на всё, только чтобы им было радостно. Сказочник замечает, что если бы кто-то сорвал эту забаву, предупредил маму и сказал ей: «Мы подарили Вам этим десять лет жизни», она бы сокрушенно ответила: «Но какой ценой? Отняв десять минут радости у моих детей!».

Чтоб исполнить волю Господню, нужно всего лишь только одно: в отношениях с людьми не принимать себя в расчёт, ставить других на первое место. Можно сказать, что такая позиция была девизом жизни сказочника. Нигде и ни в чём он не жил для себя. Его радостью была радость его любимых. Его любимые были его сокровищем. Целомудренный и чистый Джеймс относился к ним в полной мере своей кроткой души, в которой горел тихий огонь благодатного творчества, способного делать землю лучше.

Джеймс Барри в одном из своих эссе писал:

«Для привлечения интереса публики нужно писать не заумные статьи о серьёзных вещах, а, напротив, пустячки о предметах: о зонтике, о шашках. Что видишь перед собой - о том и пиши; завтракаешь с другом в кафе - напиши об этом; ел сыр - напиши о сыре».

Этот приём умело использует и Честертон, открывая красоту Бога и Его мира через самые простые вещи вроде трубки, чая или детской комнаты...


У Эмили Дикинсон есть об этом такие строки:

Кто Небо не нашел внизу -

Нигде уж не найдет -

Ведь где бы мы ни жили -

Бог Поблизости живет.

Великая сказка и поэзия позволяют человеку разглядеть небесное в мелочах жизни, в том, что кажется обыденным и привычным, на что человек обычно не обращает внимания: шум дождя, вечернее кафе, вкусный завтрак, приготовленный супругой. Сказка помогает соотнести всякую красоту с Высочайшим и вообще разглядеть её.

Человек, особенно современный, привык пробегать мимо того, что составляет особую ценность жизни. Он считает, что не имеет времени остановиться и посмотреть, как кузнечик прыгает с травинки на травинку, как дедушка заводит настенные часы, как кошка спускается с дерева.

И получается, что он проходит мимо жизни как таковой, мимо тех её измерений, в которых Господь заключил красоту и радость. Для того чтобы снова вернуться к подлинности, видим мы на страницах «Питера Пэна», важно стать ребенком, но не капризным и балованным созданием, каким является обычный ребенок, а дитём евангельским, каким в романе оказывается девочка Венди. Два её главных свойства: забота о людях и беззаботность по отношению к тому, что нам есть, что пить и во что одеваться. Соединения этих двух качеств и превращает жизнь в сказку. Ведь чудо совершается не потому, что карета превращается в тыкву, а тыква в карету, а оттого, что герой или героиня верит пути доброты, ощущает, что если только он будет добрым, то сама сказка нашего мира позаботится обо всём остальном.

Человек, видящий так землю, живет в сказке. И если он говорит или пишет книгу, то его речь способна утешить многих и многих. Такой автор утверждает свет, то есть делает то, для чего искусство вообще существует.

Рэй Брэдбери пишет: «Какова величайшая награда для писателя? Когда кто-нибудь подбегает к тебе - глаза горят восхищением, лицо пышет искренностью - и говорит: ‟Ваша новая книга, она потрясающая! Удивительная!" - разве нет?! Тогда, и только тогда - ваш писательский труд на самом деле что-то стоит».

Как-то Брэдбери вспоминал, что к нему после лекции подошел молодой человек и сказал: «Ваши книги изменили мою жизнь. Я обрёл смысл и надежду». «И ради таких вещей, - заметил писатель, - и существует литература».

Ибо там, где всевозможные умники на разные лады твердят «плохо, как всё плохо!» - великий автор предлагает выход.

Без этого чувства избавления от привычной логики умников, утверждающей, что нас не ждёт уже ничего хорошего, без прорыва в предощущение Божьего хорошего конца для каждого доброго человека - не бывает и сказки, смысл которой в утешении, исцелении и избавлении, в утверждении в нашем сердце пространства рая и освобождающего от всех пут и оков знания, что Господь всё сделает для твоего счастья.

Сократ считал, что истина предполагает особый способ бытия познающего. Другими словами, чтобы истина открылась человеку, он должен находиться в определённом состоянии, тождественном истине, которая всегда нравственна. Эта поразительная интуиция философа позднее будет провозглашена и в христианстве: чтобы познать Бога, надо быть Ему подобным. Отсюда, по Антонию Великому, «единственное средство к познанию Бога - это доброта».

И чтобы познать всё, что исходит от Бога, человек должен быть в особом состоянии умеющего благодарить, а потому внимательного и чуткого к миру. Тогда ему открывается, почему Андерсен сказал, что «лучшей сказки, чем жизнь, не существует...»

Ведь для добрых и благодарных жизнь и мир оказываются сказкой Господней, совершающейся на самом деле и, вопреки мрачным прогнозам умников и эгоистов, имеющей счастливый конец.

Океан мировой красоты складывается из тысяч ручьёв и рек, каждая из которых - это человек, в своё время и на своём месте приносивший свет. Здесь не надо смущаться, что наши усилия не затронут всех и всё. Святой Григорий Двоеслов, которого волновала эта проблема, решил её так: «Неужели, если я не могу заботиться о многих, то я перестану заботиться и о немногих?».

А Джон Толкин говорил, что никакой великий герой, святой и поэт не может сотворить сразу всё предназначенное миру добро. На это способен только Бог, а каждый из нас умножает свет и красоту по мере сил, стараясь быть верным на своём месте в Его дивной сказке.

Как-то я слушал старую песню «Сер Джон Бэксворд». Её любили толкинисты и спела «Мельница». Кого обрадует эта песня? Толкинистов да нескольких ценителей английской истории. Их, конечно, не так уж много. Но когда мама готовит обед для семьи, она радует ещё меньше людей, и всё же это важно. Всякое, даже малое доброе дело, имеет значение на земле. Тот, кто не помнит об этом, никогда не принесёт счастья многим. «Всё потому, что забыл король присказки древней слова». Покуда есть на земле добрые, у мира есть смысл и цель. И не так уж важно, что тебя не услышат многие, если ты умеешь дарить радость тому, кто так ждёт её...

«Питер Пэн» проникнут тихой грустью о том, что люди редко понимают друг друга. Мы знаем, что и жизнь Джеймса складывалась порою трудно. Развод с единственной женой, склонность к печали - всё это было в его жизни. Но Господь посылает каждому утешение, и Барри имел в своей жизни настоящего друга, вернее, подругу.

Такой подругой сказочника стала Сильвия Ллевелин (1866-1910). Она была матерью пятерых детей и другом всемирно известного сказочника.

Джеймс Барри познакомился с Сильвией в парке, она была замужем, и он стал другом их семьи. Светлый и добрый сказочник Джеймс все годы дружбы радовал и Сильвию, и её родных.

Он был близким человеком и для её детей - пятерых мальчиков, которые позднее станут прообразами детей из волшебной страны в его сказке. У Джеймса и Сильвии были по-настоящему духовные отношения, чистые и высокие, как высокая поэзия. Джеймс утешал её, когда она грустила, учил видеть ценность в каждой минуте жизни, понимать важность каждого человека перед Господом. Но и Сильвия была для него вдохновительницей и его поддержкой. Ведь для правильного духовного роста мужчине необходима такая женщина-друг. Простая и неприметная английская домохозяйка была светлым человеком, рядом с которым каждому становилось теплее и лучше. В её присутствии утихали душевные раны. Она умела понимать и знала, как это драгоценно - быть понятой... Наконец, она была первой слушательницей его сказки. Тому, кто никогда ничего не писал, трудно понять, как много значит в сердце автора такой первый слушатель, сердцем которого управляет истинная, духовная любовь.

В 1907 году умер муж Сильвии, и Джеймс стал много помогать ей деньгами. Они продолжали дружить. Сказочник часто приходил к ней, наверное, чаще, чем позволяли приличия викторианского общества, однако их отношения до конца оставались именно дружбой, и они любили друг друга как друзья. Их отношения были тихим светом для них двоих и для детей Сильвии. Но потом она заболела раком и в 1910 году умерла. Джеймс взял всех пятерых детей Сильвии к себе на воспитание и заботился о них, пока они не выросли и не завели собственные семьи. Все дети стали добрыми и порядочными.

Вот такая история. Одна из многих историй, произошедших на свете. Но мы верим, что теперь, спустя столетие, все эти люди не утратили своей тихой и светлой дружбы и в раю, куда приходит всякий, кто, по слову сказочника Джеймса Барри, перестаёт быть «молодым, непонимающим и бессердечным»...

Артем Перлик

Православная жизнь



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме