День Победы в фотошопе

0
525
Время на чтение 4 минуты

Чем ближе каждое 9 Мая, тем с большим размахом повторяется безобразная коллизия. В интернете, а то и прямо на улице - у каких-нибудь поздравительных стендов - с усмешками и руганью обсуждают безымянные шедевры неизвестных мастеров компьютерной мыши. Виртуозы фотошопа могут любой патриотический сюжет проиллюстрировать изображениями наполеоновских конных егерей и силуэтами американских самолетов.

На этот год уже дошло до крупного плана более чем узнаваемого немецкого стального шлема. На вопрос, как так можно, звучат оправдания, что дизайнер не обязан разбираться - он обрабатывает фотографии, скинутые ему по электронной почте. Что приглянулось в интернете заказчику - то дезигнер и вставляет в плакат. Заказчиком выступает какое-нибудь неведомое лицо из городской или районной администрации. В общем, «девочка напутала».

Как даже «девочка» может спутать с чем-то советским отнюдь не юнкерс или мессершмитт, а знакомые каждому с детства вражеские очертания - загадка непостижимая. Остается поверить, будто зачастую и дизайнер, и заказчик оказываются малолетками, с младенчества засевшими в социальных сетях и не видевшими ни одного фильма о Великой Отечественной, что продолжают исправно сниматься и крутиться по телевидению.

Или такая слепота - сродни дальтонизму или дислексии? Ну в упор не отличает человек немецкого стального шлема от советского! С нервной системой что-то не то, в детстве зашибли! Может, и так. Но чем объяснить, например, картинку, на которой красное знамя на длинном древке вздымают узнаваемые фигуры с растиражированной на миллион ладов американской фотографии «Водружение флага над Иводзимой»? Незнание этого снимка «девочке»-приемщице можно и простить, но дезигнер-то, вражина, понимает, что творит. Это настолько скверный юмор? Или просто крайний цинизм - «И так сожрут, а я поржу!»?

В советское время, начавшееся с того, что даже за профессиональный интерес к истории русского мундира могли стереть с лица земли, а книги по этому вопросу не издавались четверть века (и еще полвека оставались редкостью), самые нелепые ошибки в исторических изображениях были огорчительны, но простительны - и для художников, работавших на фильмах Вс. Пудовкина об адмирале Ушакове, и для Павла Корина, художника, великого хотя бы своею русской гражданской ролью.

Но в наши-то дни! Когда уже дети понимают смысл ехидного упрека «Тебя что - в «Гугле» забанили?»! Когда зачастую атрибутировать картинку способен сам компьютер! Дизайнер, объясняющий, что его дело - фотошоп, как и чиновник или активист, вылавливающий первую попавшуюся картинку из Сети, - идиоты именно с компьютерной точки зрения, милости не заслуживающие.

Художник или администратор «по связям с общественностью» не должны непременно быть знатоками военной формы, наград и тем более техники. (Хотя элементарная грамотность в вопросах формы и наград, мягко говоря, желательна - это одна из основ гражданской культуры. Трудно представить себе, чтобы американский художник по костюмам прикалывал американским героям планки наград «вверх ногами», а французский чиновник не узнал бы орден Освобождения и не возмутился, что его нацепили на персонажа, не имеющего отношения к той войне.)

Но уж фильтровать и проверять информацию - не бонус, а первейшая профессиональная обязанность как пиарщика, так и дизайнера. А эти люди либо сознательно издеваются над согражданами, либо их лень и тупость ничем не лучше сознательного издевательства.

Любовь к картинкам, не выдерживающим ни исторической, ни эстетической критики, заслуживает критики сама по себе. Не в меру обильное грубое украшательство - признак бедности. Не потому даже, что бумажками прикрывают неприглядство. Просто безвкусица глупа, а бедно там, где глупо. Плакатная халтура - отличный способ для «освоения средств», очень похожий на иные виды патриотических мероприятий: «Одну бутафорскую избу сжигаем, три в уме».

Помимо плакатов в моду вошли инсталляции и прочие перформансы. Какая «девочка» поставила в Севастополе на набережной, в виду Памятника затопленным кораблям, куски фанерного торта, на каждом три скрещенные палки? Можно догадаться, что это противотанковые ежи на постаментах в георгиевскую полоску - для урока труда в начальной школе неплохо. Но кто объяснит, что делать противотанковым ежам не на Волоколамском шоссе, а на Приморском бульваре, у балюстрады над морем?

В советское время украшательством ко Дню Победы не злоупотребляли. Основной работой художников было создание поздравительных открыток, лаконичных, с орденами Отечественной войны, Славы, Победы, с гвардейской лентой и лавровой ветвью, с полевыми цветами и огнями салюта. Открытки предназначались людям, пережившим войну, и никакие разрывательные «тра-та-та» не были на них уместны. Самыми суровыми сюжетами, пожалуй, были статуи работы Вучетича в Волгограде и Берлине.

В 90-е стало распространяться украшение плакатами в частном порядке витрин, общественных зданий, улиц. Сюжетов поначалу было немного. Иные напоминали советские открытки - их рисовали те же люди. Растиражировали прекрасный исторический плакат Леонида Голованова «Дошли до Берлина» и ряд подобных.

Однако по мере распространения компьютерных благ и возрастания муниципальных бюджетов начало твориться нечто все менее удобоваримое, неуместно похожее на свадебное народное творчество и худшие образчики школьной самодеятельности. Хорошо еще, что авторы идей и дизайнеры в работах к 9 Мая пока не слишком увлекаются оригинальным стихосложением.

Что с этим делать? Все-таки помнить, что 9 Мая - не бразильский карнавал, хотя и гораздо большее, чем день памяти павших, и безнравственно было пытаться превращать его в сплошную панихиду. Это праздник, но праздник, требующий храмовой степенности, не терпящий веселухи и бутафорских наград. Впрочем, и бразильский карнавал ой как не терпит организаторской халтуры!

Когда какие-то начинания теряют благообразие, стоит вводить на них мораторий. Например, можно было бы уже сейчас объявить, что 75-летие Победы встретить надлежит без суеты и празднословия, а избыток плакатов и дизайнерская вычурность не будут благословляться. Размещать в общественных местах уместно либо исторические фото с прописанной атрибуцией, либо корректные информационные материалы о событиях, персоналиях и предметах. Всевозможные «Ур-ря, 9 МАЯ!», изображения неопознанной техники и сомнительных лиц правильнее заменить элементарными и общеизвестными символами: утвержденным Знаменем Победы, орденами Отечественной войны, Славы и Победы, их лентами - бордовой с красным, георгиевской (ставшей с подачи адмирала Кузнецова гвардейской) и красно-радужной, собравшей цвета прочих орденских лент. И медаль к 75-летию Победы для последних ветеранов справедливо будет исполнить на ленте цветов ордена Победы - пусть каждый из них в этот день станет маршалом.

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дометий Завольский
Все статьи Дометий Завольский
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28