itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

О Центробанке Турции. Несостоявшийся прецедент национализации резервов

0
696
Время на чтение 5 минут

В обстановке тишины и едва ли не секретности президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган попытался взять под контроль национальный Центробанк. Успеха он не достиг, но интересный прецедент создал

О Центробанке Турции. Несостоявшийся прецедент национализации резервов

Государство и Центробанк Турции: обострение отношений

В середине мая в мировых СМИ проскочила информация, которую мало кто успел заметить, а кое-кто и вовсе поспешил зачистить её следы. Речь идёт о Турции и её денежных властях - Центробанке и Минфине. Никому не надо объяснять, насколько сложной является сегодня финансовое и экономическое положение Турции: хронический дефицит государственного бюджета, постоянный чистый отток капитала и громадный дефицит платёжного баланса, падающий курс турецкой лиры, рост цен на товары и услуги (в том числе в секторе иностранного туризма), высокая безработица и т. п.

Президент Турции Эрдоган полагает, что корень всех экономических зол страны в порочной денежно-кредитной политике её Центробанка. Центробанк уже давно установил ключевую ставку на рекордно высоком уровне, а в апреле нынешнего года и вовсе одним махом поднял её с 17,75 до 24% годовых. ЦБ обосновывает запредельно высокие ставки тем, что происходит падение курса турецкой лиры. Высокими ставками Центробанк пытается остановить отток капитала, который порождает падение национальной валюты. Эрдоган же полагает, что Центробанк перепутал причины и следствия: мол, высокая ключевая ставка окончательно заблокировала экономическое развитие страны, а без этого национальная денежная единица неизбежно будет терять свою покупательную способность. Я полностью согласен с турецким президентом. Более того, добавлю, что Запад ведёт против Турции необъявленную войну, а в качестве важного инструмента этой войны использует турецкий Центробанк, который формально является «независимым» от государства (точно так же, как у нас Банк России фактически отделён от государства).

Падение лиры ещё более активизирует бегство капитала в доллар США, евро, другие резервные валюты. Примерно так же действует население, спасаясь от обесценения национальной денежной единицы. Нервозность ещё более нарастает в связи с тем, что Вашингтон предупреждает Анкару о возможных экономических санкциях за закупки российского ЗРК С-400 «Триумф». Президент Турции от сделки с Москвой отказываться не собирается, поэтому вероятность санкций высока. Стало быть, скорость оттока капитала будет нарастать, лира - падать, а Центробанк в очередной раз может провести повышение ключевой ставки, несмотря на увещевания президента страны не делать этого.

Таков фон первых месяцев этого года. Неудивительно, что президент пытается поставить Центробанк под свой контроль. Для этого он использует Минфин, на управление которого поставил своего зятя Берата Албайрака. Надо отдать должное новому министру финансов: он старается. В том числе инициируя в парламенте поправки к нормативным документам, регламентирующим деятельность Центробанка.

Турецкий Центробанк и государственная казна

Одним из направлений давления правительства на Центробанк являются попытки заставить последний более активно участвовать в пополнении государственной казны. В начале 2019 года Центробанк опубликовал окончательные данные о чистой прибыли, полученной в 2018 году. Она оказалась равной 56,3 млрд турецких лир, что эквивалентно 10,7 млрд долл. США. Для сравнения, по итогам 2017 года прибыль была равна 18,4 млрд лир при тогдашнем курсе национальной валюты - 4,8 млрд. долл. Таким образом, чистый финансовый результат Центробанка Турции за год увеличился более чем в два раза. Это была хорошая новость не только для Центробанка, но и для Минфина. В Турции, как и в большинстве других стран мира, часть прибыли Центробанка перечисляется в бюджет. В Турции такое перечисление обычно происходит в апреле, когда окончательно подбивается баланс за предыдущий год.

В этом году по инициативе Минфина перечисление было произведено в январе, ибо надо было срочно закрывать большую «дыру» в государственном бюджете. Сумма перечисленных средств составила 37 млрд лир, или 6,9 млрд долл. США (примерно 2/3 чистой прибыли Центробанка). Эти деньги не спасли ситуацию. В последующие месяцы дефицит бюджета продолжал нарастать. По итогам первых четырёх месяцев года бюджетный дефицит составил 54,5 млрд лир, а, согласно чрезмерно оптимистичному прогнозу правительства, по итогам 2019 года он должен составить 80,6 млрд лир. Реально может быть в два раза больше.

И вот в этой непростой ситуации Минфин Турции вновь вспомнил о Центробанке. Родилась идея ещё раз воспользоваться ресурсами Центробанка и взять у него дополнительно 40 млрд лир, что эквивалентно примерно 6,6 млрд долл. США. Из какого «кармана» Центробанка правительство запланировало взять указанную сумму? Оказывается, по инициативе Минфина в устав Центробанка было введено новое понятие - «легальные резервы» (legal reserves). Отныне у Центрального банка Турции все резервы, отражаемые в активной части баланса, делятся на две части: международные и легальные. Первые предназначены для выполнения Центробанком своих уставных функций - поддержания курса турецкой лиры путём валютных интервенций. Легальные резервы - для прочих целей. В конце 2018 года величина легальных резервов составила 27,6 млрд лир. Надо полагать, что за счёт прибыли Центробанка в начале года произошло дополнительное пополнение «кармана», называемого «легальные резервы».

В мае Минфин Турции внёс в парламент законопроект о том, чтобы перечислить в бюджет из указанного «кармана» 40 млрд лир. Увы, через несколько дней эта инициатива в парламенте была заблокирована. Детали неизвестны: даже турецкие СМИ скупо осветили эту историю.

Турецкий прецедент и Россия

Итак, прецедента национализации части резервов Центробанка не получилось. Но турки хотя бы попытались, и это очень важно. Ведь турецкая история имеет самое непосредственное отношение к нашим, российским, делам. Центробанк России готовится в начале лета отрапортовать о том, что величина международных резервов Российской Федерации достигла заветной планки в 500 млрд долл. Но давайте посмотрим, что это за резервы. По состоянию на 1 мая 2019 года общий объём международных резервов РФ составил 491,1 млрд долл. Из них 90,0 млрд долл. пришлось на монетарное золото, остальное - 401,1 млрд долл. - валюта. Гигантская сумма! А зачем Центробанк фанатично накапливает валюту? Он вам внятного ответа не даст.

До 2013 года такой ответ был: мол, мы создаём резервы для того, чтобы посредством валютных интервенций поддерживать валютный курс национальной денежной единицы - рубля. Но после того, как в Центробанк пришла Эльвира Набиуллина, Неглинка заявила, что отныне валютных интервенций проводить не будет, а валютный курс рубля отправляет в «свободное плавание». Валютные результаты деятельности реальной экономики России (прежде всего добыча и экспорт нефти, природного газа, других природных ресурсов) блокируются Центробанком, который, оказывается, «не отвечает по обязательствам государства» (статья 2 Федерального закона о Банке России).

Чтобы России выйти из нынешнего экономического паралича, необходима программа срочных мер. И одним из первых пунктов такой программы должна стать национализация валютных резервов Центробанка. Практически это означает, что валютные резервы Центробанка должны быть переведены в Минфин и находиться под контролем национального государства. Неудавшаяся попытка турецкого государства провести частичную национализацию валютных резервов Центробанка Турции должна заставить нас задуматься о ненормальности нынешнего статуса международных резервов в Российской Федерации.

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валентин Катасонов
Зачем центробанки безоглядно наращивают денежную эмиссию?
«Независимость» ЦБ от государства необходима мировому финансовому интернационалу для того, чтобы он мог беспрепятственно управлять центробанками
28.03.2024
МВФ вынудит Украину отказаться от гривны и перейти на доллар
«Долговой полицейский», подсадивший на кредитную иглу множество стран, начнет кормить дойную корову бумажной «зеленью»
27.03.2024
Европа на пути обострения экономического кризиса
О милитаризации европейской экономики
27.03.2024
В мире ожидается новая волна инфляции
Верный признак грядущей войны?
26.03.2024
Токсичная валюта
Дедолларизация России: действительная и желаемая
22.03.2024
Все статьи Валентин Катасонов
Последние комментарии
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 05:39
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.03.2024 04:00
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:25