itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Молодежный клуб не должен быть ни школой, ни тусовкой

0
771
Время на чтение 5 минут
Несколько лет назад, когда меня пригласили в одно из православных молодежных обществ Саратова, я, не особо раздумывая, отказалась: «Пообщаться? Общения и так вполне хватает. Узнать что­то новое? Есть книги и Интернет. Куда-нибудь поехать большой компанией? В толпе мне не очень комфортно». Тогда я не понимала, почему некоторые мои знакомые с удовольствием посещают эти встречи, а количество приходских молодежных обществ только растет.

В беседе со священником Игорем Москвичевым, настоятелем Митрофановского храма Саратова, при котором действует одна из самых многочисленных «молодежек» нашей епархии - «Ладья», мы попытались разобраться, для чего все-таки нужны православные молодежные общества и что привлекает в них молодых людей.

- Отец Игорь, как понять, стоит ли создавать при том или ином конкретном храме молодежное общество или нет?

- Я думаю, что невозможно просто оценить ситуацию и сказать: здесь оно нужно, а здесь нет. Главным образом потому, что невозможно создать такое общество усилием «сверху» - для этого должно быть встречное движение. В приходах, где есть молодежь, должна быть площадка, где молодые люди могут общаться при храме, и молодежное общество здесь один из вариантов. Это место, где молодой человек может не стесняясь задавать вопросы и рассчитывать на то, что он будет понят. Практика показывает, что по крайней мере в крупных центральных храмах такой формат востребован.

- Как возникла ваша «Ладья»?

- Идея создать при храме молодежное общество была у меня давно. С Марией - одной из наших прихожанок, в то время моей помощницей - мы долго обсуждали, как все лучше устроить. Для начала распечатали листовки, раздавали молодежи после службы. В октябре 2015 года в Мордовии проходил съезд православной молодежи. Маша туда поехала, пообщалась со многими людьми, узнала, как строится такого рода работа, и стала налаживать ее здесь. Встречи решили проводить по вечерам в пятницу. Сначала к нам стали приходить двоюродные сестры и братья Маши, потом подключились их знакомые. В марте следующего года «Ладья» организовала первый православный городской квест. Команды, состоящие из участников приходских молодежных клубов, выполняли задания церковной, исторической и краеведческой тематики. Это событие вызвало большой отклик, и численность нашего молодежного общества увеличилась до десяти постоянных членов. Потом было еще несколько квестов, а теперь люди уже разными путями о нас узнают, приходят, и общество постепенно растет. Сейчас на пятничные встречи собирается 20-30 человек.

- Эти встречи - для чего они?

- «Молодежка» не должна становиться второй школой или университетом, но в то же время не стоит превращать ее в место, где народ «клубится», как раньше говорили. Каждая встреча «Ладьи» условно делится на две части: сначала беседа со священником - о Священном Писании, о бого¬служении, на просветительские темы, потом свободное общение, когда ребята могут просто поговорить друг с другом.
Каждую тему мы стараемся обсудить на одной встрече - поскольку постоянно приходят новые люди, планировать циклы бесед сложно. Темы абсолютно разные, и в основном их предлагают ребята. У нас был разговор и про Апокалипсис, и про монашество, и про святых отцов, и про тюремное служение. Еще есть формат «встреча с гостем», тогда тема определяется исходя из того, кто этот гость. Программы на год вперед у нас нет, она и не нужна - доля экспромта не помешает. Иногда просто смотрим и обсуждаем какой-нибудь фильм.
Молодежь любит поездки - мы были на экскурсиях в Вольске, Петровске, в этом году все вместе ездили в Москву и Троице-Сергиеву Лавру. Многие из наших девушек и юношей участвуют в благотворительных акциях, которые организует общество «Ковчег» Свято-Троицкого кафедрального собора Саратова, помогают в уборке могил на Воскресенском кладбище, помогают благоустраивать территорию Свято-Сергиевского монастыря в Алексеевке Базарно-Карабулакского района. И про наш Митрофановский храм не забывают: готовят его к Рождеству и Пасхе, чистят подсвечники, украшают цветами, на Крещение раздают воду. Когда человек чувствует свою причастность к храму, он гораздо внимательнее к тому, что в нем происходит.

- Как Вы думаете, кто должен руководить молодежным обществом? Это должен быть молодой человек?

- На мой взгляд, это должен быть прежде всего все-таки священник. Когда люди приходят на встречу, видят священника и имеют возможность задать вопросы, в том числе наедине, личные, это дает гораздо больший результат, чем когда священник говорит своему помощнику: «Ты проведи, а я поехал». Если люди видят личное участие, искреннее стремление к ним, то отвечают взаимностью.
Возраст руководителя «молодежки», думаю, значения не имеет. Среди организаторов обществ в нашей епархии есть и молодые священники, и постарше, которые замечательно с этим справляются. Здесь важнее отношение - и к самим ребятам, и к этой деятельности вообще. Люди, которые приходят в «молодежку», не должны бояться что-то неправильно спросить или не так сделать. Встречи общества не должны превращаться в партсобрания - пришли, послушали и разошлись, оставшись каждый при своем мнении. Если кто-то с чем-то не согласен, не нужно переубеждать, навязывать свою точку зрения; если вдруг возник вопрос не по теме - ничего страшного в этом нет, значит, конкретному человеку нужно сейчас именно это. Помню, ребята очень удивились, когда я им сказал, что апостол Павел учил свободе. «Как свободе? Разве в Церкви есть свобода?» Для них это было откровением, мы на эту тему с ними поговорили, и потом еще на отдельную беседу о свободе пригласили преподавателя семинарии.

- Приходят ли сейчас на ваши встречи светские люди?

- Многие наши ребята приводят с собой друзей, одногруппников. Нецерковной молодежи у нас тоже может быть интересно - все мы когда-то были такими, но однажды переступили порог храма и остались здесь. «Молодежка» - это одна из форм просвещения, воцерковления человека. Дай Бог, если благодаря этим встречам человек обретет жизненные ориентиры, увидит Бога в своей жизни.
Разумеется, мы ни на кого не давим и не заставляем ходить в храм. Есть у нас, например, один паренек - он довольно давно ходит, года два. Изначально он себя позиционировал атеистом, потом перешел в разряд сомневающихся, сейчас - сочувствующий. На встречах он часто задает вопросы, пытается искренне во всем разобраться - не с позиции стороннего наблюдателя, а с позиции ищущего человека.
Что может привести таких ребят к воцерковлению? Беседы, разговоры - это хорошо, но самое главное - пример, который подают и священник, и их сверстники из «молодежки». Если приходящие люди будут слышать одно, а видеть другое, то никакого желания следовать услышанному не будет. Если они слышат, что можно жить другой жизнью, и при этом видят, что ведущий церковную жизнь человек не белая ворона, а полноценная развитая личность, то им гораздо легче самим вступить на этот путь.

Фото из архива молодежного общества «Ладья»

Газета «Православная вера» № 11 (631)

[Беседовала Яна Степанова]

Православие и современность
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Игорь Москвичев
Все статьи Священник Игорь Москвичев
Яна Степанова
Все статьи Яна Степанова
Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:02
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Р.Б.Павел
28.03.2024 18:10
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44