Возможен ли новый всплеск атеизма в России?

Новости Москвы 
0
1656
Время на чтение 5 минут
В последнее время открыто говорят о смене тренда и общественном запросе на критику Церкви. Поп-дивы выпускают скандальные ролики, а в социальных сетях модным становится заявлять свои антирелигиозные настроения.

Как понимать это и с чем к нам приходит новый атеизм? Он приходит с поистине колоссальным поворотом в общем сознании. С участившимися признаниями вроде: «родила и осознала, как правы чайлдфри», с оживлёнными обсуждениями мамочками своего глубокого отвращения к «спиногрызам» и «маленьким гадёнышам». С сокращением чуть ли не в полтора раза числа заключаемых браков и всплеском разводов до четыре пятых от общего числа семей. Вдумайтесь, только одна из пяти семей сохраняется спустя 5-10 лет супружества!* (*В действительности, того меньше, 17-18% по неисламским регионам России.) При этом, в половине оставшихся браков - неурядицы, постоянное искушение развестись. Получается, в наше время статистически проще влезть на Джомолунгму, искупаться в море с голодными акулами, выжить при раке желудка последней стадии, нежели с искренней радостью и в праздничной обстановке отметить со своим суженым «оловянный», 20-летний юбилей.

Между тем, под шумок, в пятёрку жизненно необходимых благ вошёл интернет.

Согласно опросам, 83% россиян проводят в виртуальном пространстве уже от 2 до 8 часов времени в сутки. Исчезновение всемирной сети стало бы катастрофой - с этим утверждением согласны две трети наших сограждан (BCG, 2017).

Статистика иллюстрирует глубокие перемены в психофизиологии и социальном устройстве, которые пару десятилетий назад казались немыслимыми. Природные инстинкты притупляются и главные конструкции общества рассыпаются в пыль. И тут тебе, здрасьте-пожалуйста, церковная проповедь и старая как мир, классическая трактовка морали: дети, жертвенность, верность, самоограничение, труд, Слово Божие и по воскресеньям литургия... Как не взорваться от этого человеку эпохи постгуманизма?

Отталкивание, жёсткое и эмоциональное, ясно просматривалось в последних антицерковных акциях. Шнуров, Ксения Собчак в бороде, манифестанты из екатеринбургского сквера желали большего, нежели произвести кратковременное впечатление или отстоять городские зелёные насаждения. Такова адресация Церкви о том, что они - иные, люди, вкусившие новой реальности вне церковной метафизической санкции. Как говорил Хилари Патнэм, один из столпов современного философского атеизма: «Мы отказываемся от точки зрения Божественного взора». Отказываемся от восприятия истины с точки зрения Божественного взора, констатируем, что в нашем мировоззрении нет места абсолютным ценностям.

Незатейливая сценическая буффонада, местечковый «break down the wall» - перетягивание сетчатых секций забора со стройплощадки - становятся антитезой серьёзности богослужения, знаменитому екатеринбургскому крестному ходу в память Царственных мучеников, стоянию по пятнадцать-двадцать часов на морозе в Москве за поклонением поясу Пресвятой Богородицы.

Не все из участников отрицают Бога, кое-кто декларирует свои христианские убеждения.

Новый атеизм не требует вступления в официальный «Союз безбожников», споров по поводу существования Бога и происхождения вселенной. Достаточно отказаться от восприятия истины с точки зрения Божественного взора.

Атеизм старого образца рационализовал картину мира, сохраняя при этом тягу к универсальному и абсолютному. В жарких диспутах 1920-х церковники и безбожники отвоёвывали друг у друга единые объективные понятия о смысле бытия. На чём зиждется вселенская гармония? Кто и что является целью и движущими силами истории? Какие мысли, чувства, поступки делают человека человеком? Между верующими и неверующими существовало множество точек соприкосновения: в культуре, общественной морали, связях с природным, естественным миром.

В отношении нового атеиста трудно сказать, на чем кроме его «я» и удобств техноурбанистического образа жизни сфокусировано его мировоззрение. Бог как Источник высшей Воли, Силы и Разума, превосходящих индивидуальные человеческие, в данном случае - очевидно лишний, равно как исторические параллели, философско-культурные предпосылки, корни, преемственность, радость от контактов с миром природы и вкуса натуральных продуктов. Новому атеисту «хорошо так», и чем возражать и от чего строить дальнейшую дискуссию после этого непонятно.

Постмодерновая вселенная - пространство субъективного. Окна и входы в онтологическое, гуманитарное и естественно-природное измерения закрыты. «Внутренний реализм» Патнэма, освобождение от оков метафизического восприятия реальности оборачиваются неодолимым презрением к прошлому, к любому стороннему и коллективному опыту, ко всему, что стоит за рамкой эгоцентрического комфорта и выгод. Представители прежних поколений, коротавшие свой век без интернета, гладких автодорог и средств от зубной боли, не могут считаться по-настоящему полноценными. Притом, что ими создавались «Троица» и мозаики Равенны, «Гамлет» и «Евгений Онегин», органные фуги и 5-я симфония, Лувр и собор Василия Блаженного.

В данной логике Церковь и православные люди, с их приверженностью традиции и нравоучениям-заповедям, не удосужившимся пройти на протяжении тысячелетий элементарный «апгрейд», обречены восприниматься раздражающим фактором.

Мы как и прежде полагаем несчастьем положение 30-летнего одиночки без семьи, бесконечно меняющего работу, сожителей и съёмные квартиры, оторванного от родных мест и естественного природного мира, погружённого в виртуальную реальность, питающегося различной синтетической дрянью и проводящего свой урбанизированный досуг в условиях скученности и сумасшедшего давления на органы чувств. «Бедненький, он страдает и желает нормальной семьи, дома, тишины, постоянства условий, продолжения в детях, дружеского общения с прочими такими же семьями». Мы по привычке настраиваемся на роль поводырей и утешителей, подсказывающих необходимость перемен в жизни. И неожиданно наталкиваемся на неприятие: «Я ничего не собираюсь менять, у меня вообще всё классно». Если не нечто ещё более шокирующее: «Хочу поменять гендер»

Новые атеизм и антицерковность - следствия глубокой перестройки, явление, которое нелегко воспринять и осмыслить. Краткое кредо постхьюман: одинок, не связан обязательствами, эгоцентричен, технократичен, текуч и мобилен, соответственно общественным модам и веяниям. Это придаёт существованию некое подобие свободы и живости. Здесь не сверхчеловечество Ницше, ибо для белокурого бестии коллективная мизансцена является обязательным условием; воля к обладанию и власти толкают его на геройства. Сегодняшняя картина больше напоминает царство монад, космических размеров пустыню с мириадами светил, отрешённых и одинаково безразличных друг другу.

Почти невероятно, чтобы Церковь признала пресловутую «новую норму» и без ущерба себе, покорно приняла её дух. Ибо это, ни мало, ни много, означало бы свести к монаде саму Троичность, оставив на произвол судьбы соборность, аскетику, семью, межпоколенные связи, переживающие свой сложный период. В перспективе новый атеизм продолжит расти. Со сменой «апгрейдов» и «фич» он, без сомнения, охватит всевозрастающее число людей вокруг. Приверженность к объединяющим принципам, семейственность, любовь к культуре, истории, природной естественности останутся уделом немногих. Таковы явки, пароли, адреса, рубежи христианского сопротивления в мире, охваченном постгуманизмом.

Источник статистики: News Effector, 2012 г.

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Рогозянский
Духовное завещание отца Василия Ермакова
3 февраля - 17 лет со дня преставления прославленного петербургского пастыря
03.02.2024
Стоящий на границе двух заветов
7 июля - Рождество св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
07.07.2023
Космос Святого Георгия
Память 6 мая
05.05.2023
Все статьи Андрей Рогозянский
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28