itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Пою Богу моему, пока я есть

0
1113
Время на чтение 10 минут

Впервые я попала в посёлок Рахья лет этак 10 назад. Службы тогда шли в маленьком храмике - бывшем местном магазинчике. Было в Варваринской церковке чисто и уютно, службы шли не спеша, без городской суеты, и душа отдыхала и требовала такой же неспешной и вдумчивой молитвы. Так хорошо... А недалеко от этого благодатного места уже вовсю шло строительство большого, деревянного, сбоку похожего на крейсер храма во имя св.великомученицы Варвары. «Наш современный Ноев ковчег, - шутили старушки-прихожанки, - так на нём и поплывём, держа курс на Царство Небесное». И уже серьёзно добавляли: «Церковь - это современный ковчег спасения». И вот я снова в Рахье. Только что закончилась служба уже в том самом большом, красивом храме. Летний погожий денёк выгнал нас на улицу, и, сидя на лавочке у пруда, расположившегося на территории храма, настоятель о.Олег ПАТРИКЕЕВ приготовился отвечать на вопросы, которые роились у меня в голове.

Варварин венец

- Как и во всяком храме, батюшка, у вас наверняка есть святыни - особо почитаемые иконы, св.мощи угодников Божиих.

- Мы задумали сделать серебряный венец, под стать тому, который долгое время почивал на св.мошах вмц.Варвары в Киево-Печерской Лавре. Ну, тут не обойтись без экскурса в историю...

ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ

Великомученица Варвара, исповедовавшая веру в Христа, была приговорена к усечению мечом. В предсмертной молитве святая просила Господа, чтобы Он избавлял всех, прибегающих к её помощи, от нечаянных бед, от внезапной смерти без покаяния и изливал бы на них Свою благодать. В ответ она услышала голос с Неба, обещавший исполнить просимое.

В V в. мощи вмц.Варвары были перенесены в Константинополь. Но Промыслом Божиим в 1108 г. русский великий князь Святополк (в крещении Михаил) женился на дочери византийского императора Алексея Комнина Варваре, которая вместе с приданым взяла с собою в неведомую для неё Киевскую Русь и святые мощи своей небесной покровительницы (честная глава святой была увезена в Венецию). Святые мощи великомученицы были принесены в Киев и открыто положены в Златоверхом Михайловском монастыре. Они были богато украшены русскими князьями, и на место главы был ещё в XII веке возложен посеребрённый венец с четырьмя камнями.

- Так вот, - продолжает рассказ о.Олег, - в нашем венце между камней самоцветных будет встроен ковчежец с крохотной частичкой св.мощей великомученицы. Венец мы поместим около иконы св.Варвары, и всякий человек, пришедший в храм, -
мужчина, женщина, ребёнок - может надеть этот венец и, стоя пред иконой великомученицы, молиться, просить исцеления от недугов.

- Венец сделать нетрудно... но где добыть частичку св.мощей?

Батюшка радостно заулыбался: Есть частичка, есть. Живёт в Петербурге раб Божий Григорий - меценат и собиратель христианских святынь и редкостей. В созданном им музее хранятся древние кресты, иконы, частицы св.мощей угодников Божиих. Не для себя собирает святыни Божий человек Григорий, но преподносит их в дар соборам и церквам Русской Православной Церкви. Как выяснилось, р.Б.Григорий очень почитает вмц.Варвару. И этим летом предложил привезти в наш храм частичку мощей великомученицы. «Пусть святая Варвара молится вместе с вашими прихожанами», - сказал он. В положенный срок частицу мощей святой придётся вернуть, но крохотная частичка (а и в самой малой частице мощей сохраняется та же благодать, что и в самих мощах) останется у нас и будет помещена в мощевичок на Варварином венце.

А вот почему р.Б.Григорий решил сделать рахьинцам столь щедрый дар, - это уже другая история, и связана она с самой ценной святыней - нашими женщинами-прихожанками, которые долгие годы на свои скудные средства содержали приход, да бабушками, которые и блокаду пережили, и веру праотцев наших сохранили и нам передали.

О главной святыне храма

Священник Димитрий Амбарцумов начал окормлять Рахью, когда здесь ещё не было даже маленького храма. Он приезжал, ходил по домам, исповедовал и причащал бабушек. И он завещал своему сыну - о.Илье - построить здесь храм непременно в честь святой вмц.Варвары. Почему? Самым главным в богослужении о.Димитрий считал Литургию и Причастие. А вмц.Варвара - единственная из святых дев пишется с Причастной Чашей в руках. Это - как бы символ постоянного, частого Причастия. И я, как его духовное чадо, тоже поддерживаю традицию частого Причащения.

Кроме того, о.Димитрий всегда говорил, что хотел бы посвятить этот храм русским женщинам, которые трудились здесь во время блокады, душившей Ленинград. Близ Рахьи были торфяные разработки, и вот, стоя по восемь часов по пояс в ледяном торфе, женщины и девушки нарезали его пластами, нагружали на вагонетки и затем это безценное топливо отправляли в умирающий от лютой стужи и голода Ленинград. Они добровольно избрали этот каторжный труд, чтобы помочь ближним своим. Многие умерли... Выживших я ещё застал. Эти старенькие, сгорбленные бабушки были самыми преданными прихожанками, самыми стойкими молитвенницами. И храм наш - в честь всех этих мучениц, несвятых святых - погибших и выживших.

Отдельно хочется рассказать о Нине Ильиничне Митицкой. Она не была нашей прихожанкой, но часто приезжала в Рахью на службы, а в 80 лет приняла монашеский постриг с именем Варвара. Юная Нина уходила на фронт по дороге, которая стала называться вскоре Дорогой жизни, шла мимо храма Спаса Нерукотворного Образа, что на Румболовской горе, и одну петлю кидала к самому въезду в Рахью. Дорогу специально прокладывали извилистой, чтобы немецким самолётам труднее было бомбить наши эшелоны, идущие по ней. По этой же дороге Нина вернётся с войны домой, уже без ноги... «Нас, молодых сестричек, - рассказывала Нина Ильинична, - собрали сначала на Мельничном ручье, там брезентовые палатки уже были переполнены ранеными. Мы делали всё: ассистировали врачам, делали перевязки, кормили тяжелораненых, топили печки-буржуйки. Потом лагерь свернули, двинулись дальше, через Ладогу. Сначала на тот берег перевезли раненых и медицинское оборудование. Машина, в которой ехала я, шла последней. Немолодой, почерневший от усталости водитель спросил: «Машину водить умеешь?» Я мотнула головой: «Не... На велосипеде каталась, на планерах летала...» - «Значит, руль в руках держала. Хорошо. Поедешь со мной в кабине». Едем по льду. Он говорит: «Внимательно следи, что и как я делаю, пока я не отключился». Потом посадил меня за руль, показал, как давить на газ. Вскоре он потерял сознание от голода и переутомления, это была уже восьмая его поездка в тот день под обстрелом немецкой артиллерии. Как я довела машину, не знаю, не иначе как руль за меня Ангел Хранитель держал. Вокруг темень, фары включать нельзя - немцы где-то рядом, а силуэт передней машины едва виден. Вдруг я почувствовала - под колесами земля. Нас окружили, втащили машину на берег, потом повели в палатку, накормили, напоили горячим чаем, подозреваю, что со спиртом. Повар подмигнул: «Я вам, девчонки, в рисовую кашу изюму кинул...»

- Теперь понимаете, почему я наших бабушек, женщин называю самыми главными святынями? - заключил батюшка. И, помолчав, добавил, - мой папа и его старшая сестра были блокадными детьми. Папе было четыре года, когда их наконец-то смогли вывезти из умирающего города на большую землю. Папа выжил, но его сестричка (моя тётя, которая так и не стала взрослой) погибла. Судьба распорядилась так, что я, сын блокадника, теперь служу и молюсь в храме на Дороге жизни за всех, почивших в блокаду.

Гвоздь, который ждал меня 10 лет

- Сами-то вы, батюшка, из верующей семьи? Как к Богу пришли? Как священником стали?

- У меня была верующая бабушка. Она-то и водила меня в Новгороде в церковь на Литургию, причащаться. Думаю, мечтала наша бабушка, чтобы кто-то из нашей семьи стал священником, потому-то нам с братом не стригли волосы, пока мы в школу не пошли. Так и ходили с кудрями до плеч. Не её ли молитвами Господь и определил меня во священники?.. А родители были обычные трудяги, жили как все. Моё же духовное перерождение произошло в одночасье. На моё 30-летие друзья-протестанты подарили мне Евангелие - маленькое такое, синенькое. Я его интереса ради прочитал, но никак не мог взять в толк, что же в нём такого особенного, что заставляет людей круто менять своё мировоззрение, весь строй жизни. Быть может, в Евангелии скрыты какие-то подтексты, думалось мне. Ну не может же в самом деле всё написанное быть непреложной истиной?! Закрытым ларцом была для меня эта книга, а ключик найти не удавалось. И вдруг откуда-то извне пришла мысль: «Если ты поверишь, что Евангелие - правда от начала до конца, поведанная людям Самим Господом Богом (а Бог не умеет обманывать!), то ты начнёшь постигать и смысл написанного». Я вдруг прозрел: Евангелие - это слово Божие, в котором содержится вся правда, вся наша жизнь - настоящая и будущая. Я пересмотрел свою предыдущую жизнь, раскаялся во всех ошибках и стал строить жизнь уже по-новому, стараясь соблюдать заповеди Христа.

Но у меня и в мыслях не было, что мне предстоит стать священником. У меня была другая работа - в мире музыки. Кстати, мне это очень помогает при совершении Литургии, которая стала для меня величественной песнью Богу, «Пою Богу моему, дондеже есмь» (Пс.103,33). А священником я стал по благословению моего духовника - монаха Серафима Елгина. Отец Серафим построил скит св.Андрея Первозванного. Мы к нему время от времени ездили с друзьями, беседовали. У меня было столько вопросов о вере, о Боге, о сути каждого церковного действа. И однажды о.Серафим, задумчиво глядя на меня, сказал, что неплохо было бы мне подучиться, чтобы лучше разбираться в богослужении. Я с радостью ухватился за эту идею, тем более что у меня случались дискуссии со свидетелями Иеговы (организация запрещена в России), и поступил в Православный институт религии и искусств (подворье Оптиной пустыни). А когда я его закончил, у нас в СПбДА открылось отделение заочного обучения, и я поступил в семинарию. И хотя я к тому времени уже помогал благочинному нашего округа о.Роману в работе с молодёжью и вёл катехизаторские курсы, у меня не было мысли о священстве. Я учился для самообразования. Как говорится, «груз знаний плеч не оттянет». Но, видимо, у о.Романа были на меня свои планы, поскольку через какое-то время после окончания семинарии мне позвонили и сказали: «Завтра приезжай, будет рукоположение во диакона». Это произошло два года назад, 15 апреля, а на Великую субботу меня рукоположили во священники. И уже в мае 2017 года я Указом епископа Выборгского и Всеволожского Игнатия вступил в должность настоятеля храма святой великомученицы Варвары Всеволожского благочиния. И вот тут-то я и вспомнил про Поклонный крест...

- Поклонный крест, батюшка?..

- Третьего октября 2003 года - как раз в день моего Ангела - в Рахье установили Поклонный крест на месте будущего строительства большого храма. Удивительное совпадение. Помню, у меня тогда мелькнула мысль: «Такой большой крест... наверное, это мой крест будет». Прошло 15 лет, и я вошёл в Варваринский храм уже как настоятель. Храм был не достроен, территория не благоустроена. И вот, осматривая храм, я обратил внимание, что одна досочка на потолке плохо держится. И увидел не до конца забитый мной когда-то гвоздь. Очень терпеливый попался гвоздь, столько лет ждал меня, не выпал и не заржавел. Ждал, чтобы напомнить, что всякое дело надо доводить до конца. Я взял молоток, стремянку и вбил его крепко, по самую шляпку. Так началось моё настоятельство.

Об аллее молитвы и карасях в пруду

- Хорошо и очень правильно, что наш храм построен из дерева,- продолжил разговор о.Олег, - мы всё-таки считаемся Карелией, которая славится своими лесами и синеокими озерами. Русское деревянное зодчество - удивительное, согревающее душу, и для села в самый раз. У нас здесь много старинных икон, с богатыми окладами, некоторые из них - дары местных жителей. Но сразу притягивает взгляд, как только вы переступаете порог нашего храма, большая икона св.Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского. С этой иконой связана удивительная история. В иконе есть мощевик, но находится в нём не частичка мощей святого, а кусочек от его гроба, который привёз нам в дар архимандрит Августин (Никитин). Когда праздновалось 10-летие объединения РПЦ с РПЦЗ, он был свидетелем и участником этого исторического события, посетил ставропигиальный мужской монастырь в Джорданвилле (штат Нью-Йорк), встречался с митрополитом Иларионом. Отцу Августину, как участнику встречи, отломили в дар частицу гроба о.Иоанна, а он эту частицу вручил нашему приходу, поскольку часто бывает у нас на службах и любит наш храм. Но вот что интересно... в этой иконе уже был встроен мощевик... правда, нам он достался пустым, и мы не знали, чем его заполнить. И когда о.Августин вручил нам кусочек от гроба св.Иоанна Шанхайского, кусочек идеально подошёл к мощевику, будто когда-то уже находился здесь. Вот такие чудеса для укрепления нашей веры посылает Господь.

- А пруд, батюшка, - оглянулась я на полоску воды за спиной, - специально вырыли для красоты или чтобы иордань зимой на праздник Крещения Господня устраивать?

- Пруд здесь всегда был. Старожилы утверждают, что он подпитывается подземными источниками, а рядом с ним раньше ещё и колодец был. Колодец, видимо, когда-то засыпали. Мы хотим его отыскать и вернуть к жизни - хорошая колодезная вода всегда нужна. А пруд обнесли красивой оградкой, чтобы кто ненароком не свалился в воду. Планируем со временем соорудить здесь купель, построить красивый мостик. А зимой - да, будем рубить иордань. Мечтается, чтобы прилетали сюда на лето лебеди... Но пока что только одна утиная семья живёт. И рыбка в пруду водится, местные ребятишки удят здесь карасиков.

А ещё я благословил всем желающим принести и посадить на территории храма цветы, кусты, деревца. Люди должны чувствовать, что храм - это их дом, что они ответственны за наведение в нём порядка. Откликнулись многие. Даже из местной администрации приехали и привезли восемь молодых липок. Мы их вокруг пруда посадили. Когда деревца подрастут и войдут в силу, будет у нас своя липовая аллея (я оглянулась на трогательно махонькие липки, которые обещали со временем стать могучими деревьями), и называться она будет аллеей Молитвы. Здесь можно будет уединиться, поразмышлять, почитать свв.отцов, помолиться.

- Что-то знакомое чудится в ваших словах, батюшка... Ну конечно, в Валаамском мужском монастыре есть такая аллея Молитвы и Размышлений.

- Есть, - улыбнулся о.Олег. - Скоро мы управимся с работами по благоустройству храма и территории. Но продолжится работа - самая нужная и ответственная, которая не закончится никогда, - по мере сил вести доверенную мне паству к Богу.

Адрес: Ленобласть, пос.Рахья, Ленинградское шоссе, 15А

Побывала Ирина РУБЦОВА

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ирина Рубцова
«Жизнь продолжается…»
Сегодня газете «Православный Санкт-Петербург» исполняется 30 лет
13.04.2023
Все статьи Ирина Рубцова
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 10:28
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09