Заступница усердная, Мати Господа Вышняго

21 июля - Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579), престольный праздник Оптиной пустыни

0
378
Время на чтение 9 минут

160 лет (1859) назад настоятель обители преподобный Моисей (Путилов) совершил малое освящение обновленного храма во имя Казанской иконы Божией Матери по случаю окончания стенной росписи и позолоты иконостаса.

Торжественными богослужениями дважды в год - 21 июля и 4 ноября - во Введенском ставропигиальном мужском монастыре Оптина пустынь отмечают престольный праздник в честь одной из главных святынь нашего Отечества - Казанской иконы Божией Матери.

Недалеко от южных ворот, через которые паломники ежедневно входят в обитель, южнее Введенского собора, стоит внушительный по размерам Казанский храм.

В Казанском храме, самом большом в Оптиной пустыни, три предела: центральный, в честь Казанской иконы Божией Матери; южный, в честь Воздвижения Креста Господня; северный, в честь святых великомучеников Георгия Победоносца и Феодора Стратилата.

Здесь ежедневно совершаются поздняя Литургия и вечернее богослужение. В воскресные и праздничные дни - всенощные бдения и поздние Литургии.

* * *

Казанский храм, возведение которого началось в 1805 году, построил возродитель обители игумен Авраамий († 14 января 1817 года). Он был строителем и настоятелем Оптиной пустыни более 19-ти лет (1797-1817).

Благодаря игумену Авраамию пришедшая в полный упадок Оптина пустынь была воссоздана, число братий возросло с 3 человек в 1797 году до 18 в 1800-м и 26 в 1802-м. В 1809 году к оптинскому штату было прибавлено 23 вакансии, так что число монашествующих составляло уже 30 человек, а в 1840 году вместе с послушниками - 40 человек.

С прибытием отца Авраамия Оптина пустынь, почти близкая тогда к упразднению, едва сохранившая жизнь только трёх монахов глубокой старости, вновь возродилась в тихое пристанище для последующих обитателей-подвижников.

* * *

Среди самых ярких событий в истории обители - появление в Оптиной чудотворной Казанской иконы Божией Матери и построение собора в честь этой иконы.

Архимандрит Леонид (Кавелин, 1822-1891)[1], автор первого исторического описания Оптиной, так рассказывает об этом событии:

«Во время обновления Оптиной пустыни приснопамятным настоятелем её отцом Авраамием, когда разбирали старую деревянную ограду, в числе прочей братии находился на этой работе и иеромонах Макарий, впоследствии - архимандрит Малоярославецкого Черноостровского монастыря. Он имел несчастье упасть с верху ограды на том самом месте, где ныне утверждён фундамент Казанской церкви, и очень сильно ушибся.

Во время своей жестокой болезни благочестивый инок молил Пречистую Богородицу да продлит ему лета живота. И вот в сонном видении увидел он себя в доме помещицы Козельского уезда села Фроловского Елены Семёновны Сабуровой слёзно молящимся пред Казанскою иконою Божией Матери, ей принадлежащей. Проснувшись после сего благодатного видения, отец Макарий почувствовал облегчение от болезни и в то же время дал от полноты благодарного сердца обет - по совершенном выздоровлении ехать в дом госпожи Сабуровой и отслужить там молебен виденному им во сне образу Богоматери.

По исполнении этого обета отцом Макарием госпожа Сабурова в разговоре объявила ему, что имеет намерение построить в одном из своих сёл храм во имя сего образа, прибавив при том: «А если согласитесь устроить его в Оптиной пустыни, то я с радостью отдам эту икону вам в обитель и сверх того пожертвую деньги на постройку».

Возвратясь в обитель, иеромонах Макарий передал желание госпожи Сабуровой игумену Авраамию. Тот, приняв это известие за знак особой милости Божией к их обители, немедленно решил устроить на месте происшествия, послужившего поводом к предложению госпожи Сабуровой, тёплую церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. Исполняя обещание, госпожа Сабурова вместе с упомянутою иконою прислала отцу Авраамию значительную сумму денег на церковное строение, а иеромонах Макарий, по усердию своему, ездил собирать подаяния на окончательную отделку храма»[2].

* * *

Возведение Казанского храма растянулось на 6 лет и завершилось в 1811 году. Денег Сабуровой не хватило на отделку, поэтому иеромонах Макарий добровольно обходил соседние села, пока не собрал все необходимые средства.

Новый храм с самого начала занял почётное место в епархии: в 1811 году освящать его главный предел приехал сам епископ Калужский и Боровский Евлампий (Введенский; 1756-1813).

Через 4 года, в 1815 году, южный, Воздвиженский предел освятил новый управляющий епархии Преосвященный епископ Евгений (Болховитинов; 1767-1837), а северный, Георгиевский предел - настоятель Новоспасской обители, историк Русской Православной Церкви, автор семитомного труда «История российской иерархии» архимандрит Амвросий (Орнатский; 1778-1828) (епископ Старорусский, викарий Новгородской митрополии (1816), епископ Пензенский и Саратовский (1819-1825)[3].

Северный предел был первоначально в честь одного великомученика - святого Георгия Победоносца. В 1837 году, после перестройки Введенского собора, находящийся там предел в честь великомученика Феодора Стратилата был перенесён в Казанский храм в северный предел. Таким образом, предел стал в честь двух великомучеников.

* * *

В 1859 году настоятелем Оптиной преподобным Моисеем (Путиловым, 1782-1862)[4], по случаю окончания стенной росписи и позолоты иконостаса, совершено малое освящение обновленного Казанского храма.

При настоятеле преподобном Исаакие (Антимонове, 1810-1894)[5] храм расширен со стороны паперти, и во вновь построенной части устроены хоры и помещение для ризницы, а внизу подвал.

* * *

После революции и преобразования монастыря в сельхозартель Казанский храм оставался действующим дольше других храмов обители.

Он был закрыт по распоряжению властей на день Преображения Господня в 1923 году. В советские годы в обители располагалось сельхозучилище.

Через несколько десятков лет от Казанского храма осталось всего три стены, а в его алтаре стояла сельхозтехника. Руины некогда величественного храма производили удручающее впечатление, и от былого великолепия не осталось ни следа.

А старица Сепфора, перешагнувшая столетний рубеж, ходила по развалинам Оптиной в конце 1980-х и приговаривала: «Благодать! Сколько здесь благодати!»

* * *

Три десятка лет назад в Оптиной пустыни стал возрождаться мужской монастырь, началась трудная работа по воссозданию поруганных и разрушенных святынь обители.

«Парапет храма в честь Казанской иконы Божией Матери блистает знакомой чистотой отделки, гладкостью и ровностью линий - глаз радуется, - вспоминает протоиерей Николай Булгаков, который в 1988 году трудником участвовал в возрождении Оптиной. - Не часто встретишь такую работу. Смотрю, как работает белокаменщик, бородач лет сорока Александр: по угольничку, не раз его прикладывая к обрабатываемому куску известняка, щеточкой сметая крошку.
- А я уж думал, - говорю, - что на Руси больше нет мастеров, которые умели бы делать по‑настоящему.
- Мало, - говорит он, задумываясь. И снова добавляет: - Мало.
- Храм делается таким же, каким был?
- Да, в точности, по фотографии 1892 года»[6].

Трудами монастырских иконописцев стены Казанского храма украшены фресками, выполненными по древнему способу «влажной» росписи.

Вход в Казанский храм оформлен живописным крыльцом и находится с западной стороны. Скатная кровля завершается ярким синим полукуполом, украшенным большими золочеными звёздами. Над ним возвышается высокий глухой барабан с позолоченной луковичной главкой и большим крестом.

С трёх сторон церковное здание оформлено классическими портиками с треугольным фронтонами, а с востока завершается полукруглой храмовой абсидой.

За ней начинается территория монастырского некрополя. Здесь нашли покой насельники, монахи и благотворители обители.

В склепах у солеи Казанского храма в XIX веке были захоронены три преподобных старца Оптинских - Моисей[7] и Антоний[8] (братья Путиловы) и Исаакий I (Антимонов)[9].

В 1990-х годах их честные мощи были обретены и сейчас покоятся во вновь устроенных склепах на том же месте. Их святые мощи покоятся под спудом, сверху устроены мраморные надгробия с мощевиками для поклонения верующих.

* * *

28 июля 1996 года, в день Крещения Руси, во время визита в Оптину Святейший Патриарх Алексий II освятил все три престола возрождённого Казанского храма.

Неоднократно посещал Оптину и Святейший Патриарх Кирилл.

Так, 20 июля 2017 года, в канун празднования явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, Святейший совершил всенощное бдение в Казанском храме Оптиной пустыни. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим со словом:

«...Сердце моё всегда открыто к Оптиной обители, с самого первого моего посещения, - подчеркнул Предстоятель нашей Церкви. - Я часто думаю о жизни Оптиной обители, со своей стороны стараюсь делать все для того, чтобы поддержать вас и молитвами, и тогда, когда ко мне обращаются с просьбами. Считаю, что ваше служение, которое является наследством славного прошлого, хорошо всем известного, и сегодня имеет особое значение. Оптина должна оставаться тем, чем она была на протяжении всей истории, а это требует от каждого монаха, который вселяется в сию обитель, очень ответственного отношения за своё пребывание в этих стенах, за своё служение, за свой образ жизни и образ мыслей...».

* * *

И в праздники, и в будни в возрождённой Оптиной вновь многолюдно. Многие паломники приезжают сюда уже не в первый раз. И для них обитель стала духовной родиной.

С престольным праздником, наша благодатная Оптина!

Пресвятая Богородице, спаси нас!

Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас!


[1] «Люблю тебя, любвеобильная Оптина». Первое историческое описание обители. См.: https://www.optina.ru/18_pervoe_istoricheskoe_opisanie/

[2] Кавелин Л. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни. СПб., 1847.

[3] Там же

[4] Преподобный Моисей Оптинский. См.: https://www.optina.ru/starets/moisey_life_short/

[5] Схиархимандрит Исаакий (Антимонов). См.: https://www.optina.ru/starets/isaakiy1_life_short/

[6] Протоиерей Николай Булгаков. Оптина пустынь. Начало. См.: https://ruskline.ru/analitika/2013/06/03/optina_pustyn_nachalo/

[7] Преподобный Моисей Оптинский. См.: https://www.optina.ru/starets/moisey_life_short/

[8] Преподобный Антоний Оптинский. См.: https://www.optina.ru/starets/antoniy_life_short/

[9] Схиархимандрит Исаакий (Антимонов). См.: https://www.optina.ru/starets/isaakiy1_life_short/

Подготовил Николай Головкин

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Головкин
Все статьи Николай Головкин
Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
24.04.2024 13:11
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Наблюдатель
24.04.2024 13:06
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.04.2024 12:49