Помощь, а не досадная повинность

О том, как правильно относиться к ежедневному молитвенному правилу, молиться ли Богу «по наитию» или «по расписанию», что можно добавлять к повседневной молитве для оживления интереса к ней, говорят священнослужители Саратовской епархии.

Зачем какие-то «правила», если к Богу можно обратиться всегда и везде?

Отвечает священник Алексий Стрижов, клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы г. Вольска:

- Каждый раз, когда ко мне обращаются с подобным вопросом, в дальнейшем разговоре с вопрошающим выясняется, что это «всегда и везде» на практике принимает форму, строго говоря, «никогда и нигде». Роль правила в нашей жизни понятна из самого лексического значения этого слова. Правило нас дисциплинирует, помогает должным образом настроиться на общение с Богом, задает некий тон нашей молитвенной жизни, учит нас выделять главное в просимом у Господа. Без исполнения правила невозможно говорить о постоянстве молитвенной жизни христианина - одном из важнейших ее качеств.

Как священник я вижу, что пренебрежение молитвенным правилом отражается и на исповеди человека: вместо искреннего покаяния и просьбы ко Господу о помощи в исправлении своих недостатков священник выслушивает жалостливые истории о житейских неурядицах, испорченных отношениях с ближними или же рассказы о том, как много хорошего удалось совершить за «отчетный период». А всё это во многом оттого, что человек привык обращаться к Богу только иногда - «по наитию сердца», по вдохновению - и просит Бога только о житейском, бытовом, о решении насущных проблем, низводя отношения с Ним до «я Тебе свечку, а Ты мне - исполнение желаний». И одна из причин этого - неправильно заданные ориентиры духовной жизни вследствие небрежения к будничному, но необходимому молитвенному труду.

В разговоре о правиле и его месте в нашей жизни невозможно не затронуть вопрос расстановки приоритетов. Если христианин руководствуется в своей жизни заповедью Спасителя о необходимости прежде всего и более всего возлюбить Господа Бога - всем сердцем, всею душею и всем разумением (ср.: Мф. 22, 37), то чем, как не обращением к Творцу, начинать день и заканчивать его? При возражениях же о недостатке времени или сил (а чаще желания на самом­то деле) на исполнение молитвенного правила каждый раз вспоминаются слова блаженного Августина: «Если Бог будет на первом месте, то все остальное будет на своем».

При этом нужно понимать, что правило - помощь нам, а не досадная повинность. Здесь уместно вспомнить слова Иисуса Христа о том, что суббота для человека, а не человек для субботы (Мк. 2, 27). Являясь для нас своеобразным остовом, необходимым минимумом, оно не заключает в себе всей полноты молитвенной жизни, которая, по слову апостола Павла, должна быть непрерывной. Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите (1 Фес. 5, 16-18). И если мы будем держаться правила, то вспоминать о Боге в течение дня, постоянно обращаться к Нему, соотносить свою жизнь с Его волей о нас будет гораздо проще.

Нужно ли читать каждый день обязательно одни и те же молитвы? А если вместо этого прочесть несколько псалмов или помолиться своими словами?

Отвечает священник Александр Горбанев, настоятель храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Скоропослушница» г. Шиханы:

- Большинство отцов Церкви говорит о том, что необходимо иметь постоянное, то есть состоящее из одних и тех же молитв, молитвенное правило. В их числе, к примеру, святитель Игнатий (Брянчанинов) - один из выдающихся духовных писателей XIX века. Утреннее и вечернее правило помогает нам, слабым в вере, вознести к Богу наши молитвы - не только прошения, но и благодарение.

Очень часто мы не находим в себе сил внимательно, с должным чувством помолиться в конце напряженного дня. Необходимость же исполнения правила все-таки побуждает нас встать пред лицем Божиим и вдумываться в читаемое. Другое дело, если утренние и вечерние молитвы от постоянного повторения как бы «затираются», - тогда для оживления внимания можно заменить одну-другую из них на некоторое время другими, близкими для нашей души, молитвами - взятыми из избранных молитв подвижников благочестия ХХ века, например. Либо можно вставить какие-то короткие, но содержательные молитвословия между привычными молитвами - это тоже оживит интерес. Самое главное, чтобы наша душа ощущала молитву как самое необходимое в это время для нас.

И в утреннем, и в вечернем правиле мы много чего просим у Бога. Зачем так постоянно и настойчиво просить, если Господь и так знает наши нужды?

Отвечает священник Александр Станотин, клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Саратова:

- Позволю себе не до конца согласиться с утверждением, что мы «много чего просим у Бога». В христианском понимании молитва не является выпрашиванием чего-либо у Господа. Взгляд на молитву как на способ воздействия на Бога рождается от непонимания отношений Бога и человека, которые в евангельском понимании есть любовь.

Порою у нас - людей, живущих в современном мире, - слово «любовь» ассоциируется с желанием обладать, иметь. «Если я люблю, то должен владеть любимым, а если меня любят, то мне должны дать всё, что я хочу». Такое понимание иногда переносят и на молитву, которая становится «инструментом» для получения желаемого, но уже не от человека, а от Бога. Одно из проявлений любви действительно есть желание, но желание общения. А молитва и есть в первую очередь наше живое общение с Богом. По словам святого Исаака Сирина, молитвою является «всякая беседа к Богу, всякое размышление о духовном». Утренние и вечерние молитвы - это и есть такие собеседования, в которых соединяются и благодарность, и хвала, и прошение, и благоговейное чувство.

Газета «Православная вера» № 13 (633)

[Подготовила Елена Сапаева]

Источник

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий