itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Куда поведет Эрдоган Турцию

Новости Москвы 
0
444
Время на чтение 8 минут

Турецкий флаг, флаг Европейского союза и флаг США развеваются на ветру, фото из архиваРоссийский политолог рассказал, какой сегодня видится ситуация внутри самой Турции, а также затронул ряд важных аспектов, касающихся будущего турецкой государственности.

Европейский союз (ЕС) накануне одобрил санкции против Турции в связи с разведкой месторождений углеводородов в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) Кипра. О том, как это скажется на Турции и какого развития ситуации предположительно можно ожидать в регионе, Sputnik Азербайджан рассказал российский политолог, профессор Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" Дмитрий Евстафьев.

- Какое развитие может получить ситуация в Средиземноморье?

- Не все в регионе зависит от Турции и ее президента Реджепа Тайипа Эрдогана. Так, вектор напряженности в Средиземноморье постепенно смещается в направлении Северной Африки и это связано с новой волной миграции из Африки. А с учетом ситуации в Сирии эту тенденцию следует считать объективной и среднесрочной.

Возобновление же миграционного потока с "турецкого" направления в масштабах 2015 года пока выглядит маловероятным даже при искусственном стимулировании. В связи с этим сомнительно, чтобы Эрдогану в таких условиях подобный новый всплеск был бы в принципе нужен - он не просто не решит стоящих перед ним задач, но и усугубит кризис в отношениях с Европой. Да и в целом турецкому лидеру, напротив, нужна относительная стабильность "его" (условно, конечно) сектора Средиземноморья, поскольку он заинтересован в реализации на своих условиях целого ряда крупных газовых проектов.

Другой вопрос, что вокруг газовых месторождений в Восточном Средиземноморье, которые Эрдоган рассматривает как "турецкие", уже возникла значительная военно-силовая напряженность. Пока не очень понятно, каким образом Анкара собирается привлекать под них внешних инвесторов, но усугублять ситуацию явно не в интересах турецкого лидера. Зато глубоко в интересах греков и греков-киприотов, которым нужна защита своей экономической зоны.

Так что предположу, что тенденции в Средиземноморье начнут распадаться на два принципиально различных по своей природе очага нестабильности: первый - все то, что мы уже видели в последние 4-5 лет в Западном Средиземноморье, и второй - следующая фаза происходящего, которой может стать возникновение феномена "каботажного пиратства", что будет на самом деле очень серьезным вызовом для ЕС.

Феномен "неоалжирских пиратов" (алжирско-ливийских салафитов-контрабандистов), как в романах про Анжелику, выглядит смешно только на бумаге. На деле это будет важный и острый вызов безопасности Евросоюза. А также относительно новый очаг напряженности, в основе которого лежит столкновение экономических интересов в Восточном Средиземноморье, возникший в результате амбициозных действий Турции и ряда других стран, и который может оказать давление на турецкую сторону, особенно если НАТО и США возьмут курс на политическую конфронтацию с Анкарой.

- Какой сегодня видится ситуация внутри самой Турции?

- Прежде всего хотел бы отметить, что для Эрдогана ключевыми являются вызовы, связанные с внутренней политикой и собственным политическим выживанием. Ситуация для него внутри страны остается крайне непростой, начинает формироваться некая новая оппозиция, которую уже нельзя просто нейтрализовать, обвинив в прогюленовской ориентации. Новая оппозиция, фокусирующаяся вокруг мэра Стамбула Экрема Имамоглу, это нечто существенно более серьезное, нежели все попытки противостоять турецкому лидеру, которые мы видели в последние восемь лет.

Хотя бы поэтому Эрдоган будет искать любые варианты, чтобы компенсировать свои внутриполитические сложности. И если он посчитает, что антиамериканизм и антиевропеизм здесь помогут, он будет использовать и этот фактор, как минимум в пропаганде.

Попытка использовать внешнеполитические маневры во внутренней политике понятна - перспективы экономического "прорыва" у Турции сейчас очень сложные и обострение с Западом, прежде всего с Европой, вносит определенный вклад в данную ситуацию - европейский рынок для Анкары более чем критичен, а главное - критичен доступ к инвестиционному капиталу.

С другой стороны, особенность политики Эрдогана заключается в том, что он всегда рассматривал внутреннюю политику в увязке с внешней. Но теперь ситуация еще более обострена: турецкий лидер, как минимум, обозначил возможность коренного разворота внешней политики страны.

Но на деле, если смотреть на ситуацию объективно, такой внешнеполитический разворот отражает новые реалии внутриполитической ситуации в стране. Той Турции, которая хотела быть европейской страной на Среднем Востоке и стремилась вступить в ЕС любой ценой; той Турции, которая зачастую насильственно продвигала внутри собственного общества европейские ценности и модели поведения, уже нет. И рано или поздно, это должно было выразиться во внешнеполитическом развороте.

Другой вопрос, что ранее Эрдоган рассчитывал, что сможет играть роль индивидуального центра силы на Ближнем и Среднем Востоке, в том числе и опираясь на благожелательность США. Теперь таких возможностей нет и приходится изображать готовность к коалиции.

Поэтому я бы не переоценивал стратегическую значимость сегодняшних маневров Эрдогана и Турции - нынешнее положение вещей сложилось во многом ситуативно, хотя и не случайно. Оно так же ситуативно, но неслучайно может измениться. Например, если Трампа не изберут на второй срок.

Члены почетного караула держат турецкие и китайские флаги перед церемонией приветствия президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Большом зале народных собраний в Пекине

Хотя лидер ЛДПР Владимир Жириновский и правильно оценил вектор развития ситуации: стремление Турции к самостоятельности объективно оттолкнет ее от ЕС и заставит искать политического, а, как минимум, пропагандистского сближения с Россией. Но стратегический масштаб и вектор этого разворота пока не понятен.

Не будем забывать также, что турецкий лидер уже доказал свою способность менять позицию и риторику в сжатые сроки и пока это ему сходило с рук. Почему бы ему не попытаться вновь совершить подобный кульбит?

- Можно ли предположить, что Турция, с учетом недавнего визита Эрдогана в Пекин, действительно сближается с Россией и Китаем настолько, что может интегрироваться в эти союзы?

- Это вполне естественная реакция страны, которая пошла на конфронтацию с США, - искать поддержки в Пекине и получить ее, хотя бы и в демонстрационном варианте. Для Турции такая поддержка очень нужна, для Пекина хоть и ненадежный, но союзник, находящийся в пространстве проекта Великого Шелкового пути, тоже лишним не будет.

Флаг Турции, фото из архива

Все-таки Турция - одно из ключевых геополитических пространств для китайского продвижения на Запад. И вряд ли Турция и турецкое руководство окажутся настолько же неподатливыми, как российское в 2014-2015 годах - ситуация у Эрдогана такова, что Пекин может многого добиться недорого, хотя и не совсем даром.

Турции критически важен доступ к инвестиционному и оборотному капиталу и насколько Пекин готов его предоставить, несмотря на недовольство Вашингтона, создавая еще один сложный спорный пункт в торговой войне, большой вопрос.

Но с геополитической и геоэкономической точки зрения, экономическая "игра" с Турцией для Китая стоит свеч. Особенно учитывая, что для США не совсем логично и благоприятно сейчас, накануне серьезных событий вокруг Ирана, делать из политики Турции фокус конфронтации.

Поэтому усиления влияния в Турции Пекин вполне может добиться в своем любимом стиле - через "вползания" в ключевые сегменты экономики, хотя вряд ли Эрдоган позволит китайской стороне действовать в "тишине". Ему как раз нужна максимальная огласка и по внутри-, и по внешнеполитическим соображениям.

- Какова вероятность создания тройственного союза Китай-Россия-Турция? Нужны ли стороны друг другу настолько, чтобы стать чем-то большим, чем просто партнерами?

- Вероятность такого союза минимальна. Это связано с противоречивостью интересов трех государств и отсутствием базовой платформы, на которой эти интересы могут быть гармонизированы. Однако характер политических процессов и общее понимание неизбежности реструктуризации Ближнего и Среднего Востока толкают все три страны к ситуативному взаимодействию и взаимопониманию.

В упомянутой вами "триаде" не хватает еще одного государства - Ирана - и это очень важно для понимания целей Китая, России и Турции и возможных противоречий между ними. Иран и ситуация вокруг него до известной степени фокусируют общие интересы этих трех государств.

И Анкара, и Пекин, и Москва прекрасно понимают, что если США удастся запустить механизм реструктуризации региона (даже не обязательно по модели переформатирования его в "Большой Ближний Восток") в режиме "полууправляемого хаоса", то именно они станут главными проигравшими, а Турция и вовсе может утратить не только политическое влияние и распрощаться с мечтой о региональной гегемонии, но и территориальную целостность.

Все три государства понимают, что им нужно избежать крайних вариантов силового решения по Ирану, хотя, будем циничны, ограниченные силовые действия против Тегерана ни одному из этих государств прямой угрозы не несут. Все три государства заинтересованы в том, чтобы в Прикаспии возник полноценный центр экономического роста, но здесь уже начинаются противоречия относительно того, кто будет управлять и гарантировать устойчивость такого центра.

Сторонники Имамоглу празднуют его победу на выборах, фото из архива

Это показывает нам всю сложность механики взаимодействия Китая, России и Турции: наличие безусловных общих тактических интересов, вытекающих из различных геополитических и геоэкономических логик при различии стратегических подходов - вплоть до прямой конкуренции.

Кстати, если Иран напрямую включить, интегрировать в эту коалицию, чего пока не происходит, в том числе и в силу позиции Эрдогана - конфигурация может стать несколько более устойчивой и получить стратегическую перспективу. Ситуативный союз превратится в коалицию, которая вполне способна переформатировать Ближний и Средний Восток без США.

- Как вы расцениваете ситуацию вокруг поставок С-400? Стоит ли ожидать, что давление США в какой-то момент настолько усилится, что Турция пойдет на сближение с американцами?

- Ситуация с С-400 политически завершена и в США это уже явно понимают, что и подтвердило заявление американского лидера Дональда Трампа о виновности Обамы (читай - демократов-глобалистов) в ее возникновении в принципе.

Дальше, конечно, возможны разные варианты. Возможно помещение комплексов на хранение, попытка их вернуть под предлогом ненадлежащих характеристик и качества, или даже передача третьей стороне под тем или иным предлогом. И хотя это выглядит совсем невероятно, но политически ситуация отыграна и все это понимают.

Теперь главным вопросом становится, что будет дальше и станет ли эта ситуация единичным эпизодом (как в свое время поставки российских ЗРК в Грецию) или повлечет политический и, что самое главное, экономический "снежный ком", то есть, "ответные решения", которые расширяют пространство кризиса в отношениях Турции и Запада.

Надо сказать, что здесь почти всё зависит от Запада, а не от Эрдогана, - именно Запад и прежде всего США должны первыми остановиться, если хотят сохранить Анкару в своей орбите. Но если "коллективный Запад" не остановится, а, напротив, будет раскручивать маховик давления на Турцию и Эрдогана лично (очевидно, что для западных политиков кризис в отношениях с Турцией глубоко персонифицирован), то это для нас также будет очень важным сигналом: это покажет, что Запад в целом готов к смене модели присутствия на Ближнем и Среднем Востоке.

Со всеми вытекающими из данного вывода последствиями - сценарий переформатирования региона через "слабоуправляемый хаос" начнет уже откровенно прорисовываться сквозь пелену политической риторики.

Беседовала Александра Зуева, Sputnik Азербайджан

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Евстафьев
Все статьи Дмитрий Евстафьев
Александра Зуева
Все статьи Александра Зуева
Новости Москвы
Ликвидация пятой колонны будет проходить в ходе Большой войны?
О теракте в Красногорске и положении в стране
28.03.2024
Хатынь двадцать первого века
России нужен уголовный кодекс военного времени
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
«Мы должны осознать важность каждого человека, который призван Богом к жизни»
В Москве прошла IV научно-практическая конференция «Ценность каждого»
27.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
28.03.2024 22:35
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30