Бывает всё на свете хорошо?
1. В небе и под землёй
В любом фильме самые запоминающиеся кадры - первые и последние. Обычно там режиссёры и размещают важные послания. И обычно начало и концовка каким-то образом перекликаются. На первый взгляд, в фильме Данелии ничего такого нет. Открывается картина сценкой в аэропорту: девушка напевает, а затем у неё происходит короткий диалог с Володей - одним из главных героев. «Значит, у вас всё хорошо?» - спрашивает он её перед тем, как сесть в автобус. «Хорошо», - отвечает она. «А ведь так не бывает». - «Бывает... бывает».
«...Бывает всё на свете хорошо», - подхватывает в финале Колька, герой Никиты Михалкова, словно перенимая эстафету у этой безымянной девушки.
Вместо раннего утра поздняя ночь. Вместо аэропорта с летящими в небо самолётами - метро с уходящими под землю поездами. Но лейтмотив сцен остался прежним: всё пространство сверху донизу живёт в ощущении, что на свете всё хорошо - таким вселенским оказывается оптимизм этого оттепельного фильма.
2. Песни, песни
В картине вообще все без конца напевают или пританцовывают, музыка в нём чуть ли не важнее сюжета. Напевают даже явно неприятные персонажи (совсем отрицательных в нём нет). Вот, например, полотёр (в исполнении В. Басова).
Он настаивает на том, что эгоизм - основа поступков людей. Но занимаясь своим делом он поёт песню на стихи Ярослава Смелякова:
Если я заболею,
К врачам обращаться не стану.
Обращусь я к друзьям
(не сочтите, что это в бреду).
Или вот ещё - подозрительный прохожий в парке (Ролан Быков) насвистывает песню из фильма Данелии «Путь к причалу»:
Друг мой - третье мое плечо -
Будет со мной всегда.
Ну, а случись, что он влюблен,
А я на его пути,
Уйду с дороги - таков закон -
Третий должен уйти.
Песня комментирует сюжетную ситуацию фильма: Володя влюбляются в девушку, которая нравится и Коле.
Стоп! Как же так: неприятные персонажи поют песни о дружбе?!
Этим режиссёр показывает, что всем не чужды добрые чувства. Все эпизодические персонажи, которые ведут себя в фильме неправильно, вдруг проявляют себя с симпатичной, ребяческой стороны: уличный «советчик» пинает мяч, вор-карманник хохочет, катаясь на карусели и т.п.
3. Маяковский
Великий русский поэт появляется в фильме дважды: его портрет висит в квартире Кольки, а ближе к концу показан его памятник. Помимо того, что это хрестоматийный советский поэт, он своим антимещанским пафосом близок Кольке, который не привязан к вещам, зато ценит людей и отношения.
4. Иностранные языки
Никто из москвичей не знает иностранных языков: сосед Кольки по двору пытается безуспешно учить английский по пластинкам, таксист не может общаться с клиентом азиатской внешности и берёт Колю и Сашу в качестве «переводчиков».
Оказывается, в мире этого фильма для взаимопонимания и не нужны языки: достаточно улыбаться и громко произносить слова по-русски!
5. Время и стекло
Почти в каждом кадре есть стекло: с отражения в нём фильм начинается, а в дальнейшем разные персонажи намывают витрины (работник кафе, милицейского участка), распахивают окна, чтобы поговорить через весь двор. Стекло означает призрачность границ между людьми. Оно не мешает общаться, а наоборот, демонстрирует открытость людей друг другу и миру.
Источник