Про мамалыгу, стадион и многое другое

Новости Москвы 
0
432
Время на чтение 6 минут

Про мамалыгу, стадион и многое другое Если детство ваше пришлось на семидесятые, и в то неспешное, дремотно-солнечное время вы успели поездить по стране, которой больше нет, то попав в сегодняшнюю Молдавию, вы непременно почувствуете одну любопытную особенность местного колорита.


Кишинёв - это полу-Москва, полу-Одесса, только он - Кишинёв.

Кишинёв частично - та Москва, которая была на уличных рынках в лихие 90-е и частично - та, которая в спальных районах продолжается прямо сейчас. Кишинёв - та Одесса, что всегда и навеки веков.

Московского в Кишинёве - прямая пустота проспектов, с перепутанными гроздьями свисающих проводов над головой. Щедрая зелень и пыльная асфальтовость. Щербатые тротуары и зацветоченные подоконники. Давно забытые неуловимо родные лица и неожиданно вспыхивающая повсюду среди румынско-молдавских трелей чистейшая русская речь.

Больше прочих поразил меня один по всем параметрам типичный молдаванин, что-то долго и страстно рокотавший в мобильник на румыно-молдавском, густо нашпигованнoм, каждые пять шагов, чёткими и безацкентными русскими «б..!» и «с..-б...!»

- Видите, - дружелюбно пояснила кишинёвская коллега, - самое важное здесь всё-таки выражают по-русски...

Кстати, по-русски здесь говорят все, отвечают охотно и подключаются доброжелательно. А вот надписей на русском мало и на вывесках, и в рекламе, и даже в граффити.

Зато, когда они есть, то всегда «в тельняшках»: «Жорик, оборачивайся чаще!» Или «Удаление татуировок (+номер телефона)». Про удаление татуировок мне объяснили: не так давно грянул с этим «удалением» страшный скандал и выяснилось, что по прикреплённым к татуировкам телефонам на самом деле торгуют наркотиками...

Всё остальное здесь - чисто одесское: заковыристые переулочки, насквозь пропалённые южным жаром. Неожиданные полузаросшие мальвой и диким виноградом пропылённые дворики. Фасады времён «поздней российской империи», с живописно облупленной штукатуркой и пожизненно несменяемыми оконными рамами из окаменелого под густым слоем краски дерева, по всей видимости, ещё дореволюционной обработки...

И, конечно, балконы: душевно накренившиеся над головами редких (редких!..) прохожих. Неповторимые южные балконы, с пeрильцами и решётками из классической ржавчины и давно некрашеного чугуна.

Всё дышит сонливым и сладким уютом, вызывая в памяти череду пряных воспоминаний и одно-единственное до боли тягучее желание: хочу сюда, вот в этот переулок, к домику с покорёженными окнами, под нечёсаной шевелюрой распоясавшейся зелени. Там обязательно должна быть бабушка. Ну хоть чья-нибудь...

Большинство таких живописных домиков, вызывающих слюни у декораторов глянцевых журналов, давно стоят необитаемыми. Последняя бабушка в них умерла, а поразъехавшиеся по миру родственники не хотят или не могут возиться с нотариальными заморочками наследства.

- Мы ведь теперь такая «покидальческая» страна, - грустно усмехается одна из кишинёвских коллег и остаётся непонятным, кто кого покинул, «покидал» и ещё покидает.

На улицах Кишинёва чувствуется тревожная дрёма, разбавленная невнятно обречённым покоем, при удивительной малочисленности населения.

Совсем нет туристов и собак. Хоть и для тех, и для других - самый сезон.

Про собак мне объяснили: в столице теперь проживает большое количество бывших деревенских жителей, подтянувшихся в поисках работы. А в деревне, знамо дело, животные в домах не живут, не принято. Вот и в городах не заводят. За три дня я насчитала одну-единственную собаку, семенящую за своей спортивной хозяйкой по берегу бывшего «Комсомольского озера», переименованного в озеро «Долины мельниц». С долиной, правда, не особенно удачно получилось: весь пейзаж в холмах и пригорках. A из «мельниц» одиноко торчит вдалеке подъёмный кран - идёт застройка.

С застройками, как и везде, сплошные беспорядки. В одном квартале не так давно оскандалились с французским посольством: отстроили у него под боком жилую многоэтажку, презрев все нормы безопасности. Французы долго ругались, но ничего не добились и просто съехали оттуда сами.

В другом квартале, американцы купили давно заброшенный городской стадион и теперь обносят всё колючей проволокой от любопытных взглядов: собираются обосновать на этой просторной территории своё новое посольство.

Старое, ещё действующее, сегодня занимает очень даже привольно-вольготный особняк, возле которого вяло скучают совсем молоденькие молдавские мальчики-полицейские.

Местные жители говорят, что американцы возжелали целый стадион, потому что хотят обустраиваться втихую - вглубь и в разные стороны, а в старом посольстве в центре города это невозможно.

Местные жители говорят, это потому, что они обиделись на категорический отказ Молдавии от НАТО.

Спрашиваю: разве Молдавия категорически отказалась?! А как же, говорят, ещё как отказалась, такой однозначный получился референдум, что всем и сразу стало ясно: никаким «натам» здесь не быть, иначе вся Молдавия озлобится, что её не послушали и отшатнётся от Запада в объятия России.

Местные жители говорят, именно поэтому американцы временно закатали губу, закусили удила и теперь будут рыть в глубину, вдали от глаз широкой публики, за высокими стенами городского стадиона.

Спрашиваю, почему же молдаване отказались? В то время как все наши бывшие полу-москвы, полу-одессы рвутся, лезут, просят и мечтают о защите от российского агрессора? С чего это Молдавия завыпендривалась?

И получаю я на это такой неожиданно интересный ответ, после которого, как после целого ушата когнитивного диссонанса, хочется охолонуть, обсохнуть и подумать, а потом со всех ног бежать в один из затерявшихся переулочков, к бабушке, на ручки.

- «Понимаете, - говорят мне, - люди устали и больше не верят никому. Вообще никому не верят. Люди больше не хотят ни в какую Европу. Хотят только одного: отстаньте от нас все, оставьте нас в покое, дайте нам жить в мире и с теми, и с этими. С самими с собой мы тоже разберёмся, кому там неймётся объединиться с Румынией, а кто, наоборот, желает люто чистить репы румынским националистам. У нас своего бардака - по самую макушку. НАТО нас непременно втянет в войну, сами знаете, с кем. Понятно же, что втянет, для того и старается. Ну, а кто в этой войне победит - тоже понятно...»

И вот на этом месте я замираю как при звуках далёкой канонады, в абсолютном недоумении. Потому что мне совсем непонятно, кто в этой войне может победить. Мне как раз думается, что в этой войне проиграют все скопом и никак иначе. От этого у меня возникает моментный когнитивный диссонанс, и я напряжённо жду ответа:

- И кто же, по-вашему, победит в этой войне?!

- Как-кто?! Ну а кто же у нас всегда побеждает в войнах, начатых не им самим? Побеждает, а потом идёт и бомбит там, откуда началось. Образно выражаясь, конечно. До Парижа дошли. Берлин разбомбили. Кто начинал, тот и проиграл. И снова так оно и будет. Так оно и будет всегда.

- Это вы так думаете?

- Это все здесь так думают.

- То есть вы уверены, что в этом противостоянии победят русские?

- Все здесь уверены, что всегда победят русские. И вот зачем нам в Молдавии становиться чьим-то щитом?

Несколько ошарашенная этим неожиданным признанием я рассматриваю на стенах, в двух шагах от американского посольства, полузатёртые граффити с лозунгами румынских националистов, с «Жориком», которому рекомендуют чаще оглядываться, с размашистым росчерком «Унионисты - пошли вон!».

Внимание привлекает надпись, аккуратно срисованная с трафарета, с ошибками в двух английских словах, при одном русском, выписанном каллиграфически: «USA GOU HOUM Гнида!».



Спрашиваю, можно ли это снять.

- Отсюда здания посольства не видно, снимайте, конечно.

- А вы что по этому поводу думаете?

- Здесь все так думают. Хотите верьте, хотите нет...

Потом в поникшем от жары Кишинёве, в полупустом ресторанчике мы дегустировали национальную молдавскую кухню и на меня снизошло ещё одно неожиданное открытие. Ощущение «полу-Одессы» меня не обмануло: я впервые ела мамалыгу и нежно вспоминала одну из любимейших книг детства - «Серебряный герб» Чуковского, где все вместе, вперемежку, живут в Одессе, едят мамалыгу, борются с чёрной несправедливостью и мечтают о будущем.

Я до сих пор почему-то думала, что мамалыга - это рыба. Оказалось, совсем нет.

Вообще, я много чего до сих пор почему-то думала, что оказалось совсем иначе.

А жизнь в очередной раз доказала, что она всё ещё полна приятных неожиданностей, и каждая иллюзия воспринимается истиной до определённого момента.

На сегодня я могу быть сдержанно уверенной в двух следующих высказываниях:

Мамалыга - не рыба. Молдавия - не заграница.

В остальном - поживём, увидим.



Елена Кондратьева-Сальгеро, журналист, главный редактор литературного альманаха «Глаголъ», Франция.


Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Елена Кондратьева-Сальгеро
«Фермеры не сказали последнее слово!» // Франция:
что ждёт Макрона? // Россия виновата во всём?
05.04.2024
Осталось мало «теорий заговора»...
...Которые не стали бы реальностью
11.12.2023
Все статьи Елена Кондратьева-Сальгеро
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
24.04.2024 09:24
«Все говорят Кант, Кант». Хороший немец, плохой русский
Новый комментарий от Советский недобиток
24.04.2024 09:05
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Александр Волков
24.04.2024 08:54