Нам не должны. Должны – мы сами

Важнейшее умение

Умение быть благодарным - одно из самых важных в жизни человека. Почти наверняка многие из нас слышали от самых разных людей, совсем не обязательно церковных, что стоит человеку научиться благодарить - и его жизнь во многом изменится. Почему же это так? Как всего одно умение может изменить то сложное и многогранное переплетение, коим является наша жизнь?

На самом деле благодарность - это всегда радость для человеческого сердца, при том что как раз радости нам для нормального внутреннего состояния зачастую катастрофически не хватает. Нехватка эта определяется не тем, что человек в реальности имеет, а тем, как он на это реагирует. Люди нередко приходят к священнику с вопросом: «Почему же мне так плохо, и как сделать, чтобы было хорошо?». Умение благодарить как раз и приводит человека к этому «хорошо», потому что вместо непрерывной озабоченности в сердце водворяется мир.

Риск всего лишиться

Благодарность как свойство человеческой души начинается с готовности благодарить за малое и этим малым довольствоваться.

Благодарность как свойство души начинается с готовности благодарить за малое и этим малым довольствоваться

Большинство из нас сталкивалось в жизни с людьми, которые, какие бы благодеяния им ни оказывались, какие бы дары им ни преподносились, всё равно оставались глубоко несчастными - по самым разным причинам. Но по сути причина одна: вначале человек не благодарит за то малое, что получает, поскольку ему кажется, что он заслуживает гораздо большего. А потом это входит в привычку, и человек уже о любом даре начинает думать, что это нечто меньшее, нежели он бы хотел. Что такому человеку ни дай, он будет оставаться в упадническом настроении духа. Это уже не только черта характера, а некое духовное повреждение, которое трудно бывает исправить.

Самое страшное, что неблагодарность не только делает человека несчастным - она лишает его способности получать то, что ему действительно необходимо и что ему готовы дать. Так, у ворот храма можно встретить людей, которые просят милостыню. И бывает, что кто-то из этих нищих, если ему подают несколько рублевых монеток, с досадой швыряет их вслед уходящему, потому что его столь мизерным подаянием, по его мнению, оскорбили. Мне такое приходилось видеть неоднократно, и такой человек обычно никак не может понять: люди подают то, что подают, - то, что хотят и что могут, и не в нашей воле заставить их делать это как-то иначе. Но из таких монет складывается к концу дня некоторая сумма, на которую человек может хотя бы что-то купить поесть, а когда человек выбрасывает мелочь, он остается голодным, и это в данном случае его собственный выбор.

И точно так же человек, что-то получающий от Бога, может через свою неблагодарность абсолютно всего лишиться. По слову преподобного Исаака Сирина, ни одно благодеяние Божие не пребывает не умноженным, кроме того, за которое человек остается неблагодарным. То есть благодарный человек получает в итоге гораздо больше, нежели уже получил, а неблагодарный перестает получать и то, что получал.

Восточная притча

Благодарность за малое не должна приводить человека к бездеятельности, не должна становиться для него оправданием пассивной и апатичной жизни. Эту грань достаточно легко определить по результату наших действий, поступков. Нужно окинуть взглядом более-менее долгий отрезок своей жизни и честно спросить себя: «Я топчусь на месте, или я всё же куда-то иду и приобретаю опыт?» Благодарность Богу должна быть сопряжена с трудом, с напряжением сил, с попыткой движения - только тогда это свидетельствует о том, что наша христианская жизнь имеет верное направление.

Мне с детства запомнилась одна восточная притча.

Шел по пустыне человек и встретил странствующего дервиша. Этот дервиш говорит ему: «У меня есть чудодейственная мазь. Если хочешь, я намажу тебе один глаз, и ты увидишь сокровища, которые находятся у тебя под ногами, в земле». Тот ответил: «Конечно, хочу». Мазь подействовала, он увидел сокровища, откопал, положил перед собой. И говорит: «Намажь мне второй глаз, пожалуйста. Я хочу увидеть больше сокровищ!» Но странник ответил: «Нельзя, потому что тогда ты ослепнешь». Человек продолжал настаивать, дервиш намазал ему второй глаз - человек ослеп, а дервиш забрал сокровища и ушел.

Когда ты пристально всматриваешься в свою жизнь, понимаешь: тебе есть за что благодарить и Бога, и людей

В этой притче, помимо всего прочего, раскрывается, на мой взгляд, еще одна причина неблагодарности - неумение человека всматриваться и нежелание всмотреться в то, что ему уже в этой жизни дано. Когда ты всматриваешься, когда ты перестаешь скользить по поверхности в каком-то бесконечном беге, ты находишь в уже существующем смысл - и понимаешь, что тебе есть за что благодарить и Бога, и людей. А поверхностное отношение порождает постоянную жажду новых стяжаний, и от нее человек действительно слепнет.

Должны мне или должен я?

А бывает даже такое «православное» обоснование неблагодарности: «Человек ведь дал мне то, что должен был дать. Он христианин, и для него это заповедь: "просящему у тебя дай" (Мф. 5: 42)». На самом деле, конечно, любой человек, и верующий в том числе, должен понимать: окружающие люди нам ничего не должны. А как же заповедь? А это мы должны им - всё, что говорится в Евангелии, человек должен применять к себе, а не рассматривать это как обоснование своих требований к окружающим. Вот когда человек поймет, что требовать у других проявлений любви и заботы никогда и ни в каких обстоятельствах нельзя, а отдавать всё то же самое всегда можно, и начнется его становление как христианина.

Если же человек считает, что можно не благодарить Бога, потому что это Он нас сотворил, вдохнул в нас жизнь и потому должен обеспечивать наше существование, то это неразумие, возведенное в превосходную степень. Бог ничего не должен человеку - Он ни от кого и ни от чего не зависит. И при этом Господь по одной лишь любви Своей добровольно взошел на Крест, чтобы мы могли наследовать вечную жизнь. И каждому из нас Он тоже по любви дает абсолютно всё, что нам необходимо и для этой земной жизни, и для вечного спасения. А потому, чего в жизни ни коснись, это может быть поводом для благодарения Богу. Порой, когда начинаешь что-то из прошлого вспоминать, понимаешь: вот здесь ты на что-то отвлекся и не успел сделать шаг на дорогу - а там в это время с огромной скоростью промчалась машина; а здесь ты, наоборот, чуть ускорился, и за твоей спиной упала сосулька, которая могла бы тебе голову проломить. Думаю, что каждый в своей жизни такие эпизоды может вспомнить и возблагодарить Господа и своего ангела-хранителя за то, что жив. И нужно время от времени такие моменты в памяти перебирать, чтобы чувство благодарности в нас возгревалось.

Особая близость

Люди, приходящие в храм, порой задают вопрос: «Как научиться благодарить Бога за то, что причиняет сильную боль?» Ответ здесь один: ты сможешь это только в том случае, если будешь смотреть на жизнь духовно. А это, в свою очередь, нельзя сделать по рецепту, по алгоритму - это плод духовного подвига человека, охватывающего всю его жизнь. Многие подвижники, умирая, благодарили Бога больше всего именно за перенесенные скорби, и это было совершенно искренне. В скорбях человек бывает необыкновенно близок к Богу, ему открывается то, что в других обстоятельствах никогда бы не открылось, потому что он оказывается способным это вместить. Каждая скорбь, пережитая без ропота и с доверием Богу, - это маленькое мученичество; и возможно, если бы таких тяжелых моментов на нашем пути не было, нам при своей худой жизни было бы трудно на милость Божию надеяться.

Если мы в скорби не находим сил от души благодарить Бога, возблагодарим Его хотя бы устами - и нам станет легче

У святителя Игнатия (Брянчанинова) в «Аскетических опытах» есть очень хорошее на этот счет наставление. Он советует, когда никакие доводы разума уже не действуют и мы погружаемся в пучину беспросветной скорби, благодарить Бога хотя бы устами. Он говорит, что слова благодарения удивительным образом воздействуют на человеческое сердце: чувства утихают, ум высвобождается из плена угнетающих помыслов, благодарение соединяется с молитвой - и в какой-то момент начинает стихать скорбь, и мы действительно ощущаем ту благодарность, о которой говорят наши уста. И к этому нужно прибегать не только в тяжелые моменты жизни - надо постараться превратить это в постоянную практику. Потому что благодарение, доверие Богу и смирение в совокупности приводят человека к любви, а любовь - это то единственное, что может сделать каждого из нас счастливым.

Игумен Нектарий (Морозов)

Книги игумена Нектария (Морозова) в интернет-магазине "Сретение"

Православие.ру

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Нектарий (Морозов):
Ощущение пустоты, а затем боли
Игумен Нектарий (Морозов) принял участие в поисках пропавшей девочки Лизы Киселёвой, которую позже нашли убитой
11.10.2019
Все статьи автора
Последние комментарии
Жириновский и Кремль: вечные партнеры
Новый комментарий от Ортодоксос
13.12.2019
Еще раз о могиле «екатеринбургских останков»
Новый комментарий от Русский Иван
10.12.2019
Сергей Чапнин как «церковный контрреформатор»
Новый комментарий от Капитон
17.09.2019
Правда о неправедном развале СССР
Новый комментарий от Советский недобиток
12.12.2019
Национальное унижение в спорте как возможная причина революции
Новый комментарий от Советский недобиток
13.12.2019