Спасение святынь

0
371
Время на чтение 7 минут

Я постараюсь рассказать о двух книгах, связанных общими событиями. Эти события значимы для каждого из нас, для Русской Церкви, для православного народа. Речь идет о спасении, сохранении бесценных святынь: вещей, принадлежавших преподобному Серафиму Саровскому, и чудотворной иконы Божией Матери «Умиление», молясь перед которой старец отошел в вечность.

Но начну я свой рассказ, пожалуй, не с книги, а с человека. В декабре минувшего года в Саратове на 65-м году жизни скончалась прихожанка храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы Татьяна Вячеславовна Губатенко, урожденная Спиридонова. Ее дед, протоиерей Владимир Спиридонов, прошел через ГУЛаг; отец, протоиерей Вячеслав Спиридонов, последние годы жизни своей служил в Петровске, там и похоронен; а с 1955 по 1961 год он жил в Муроме и окормлял тайную общину живших в этом знаменитом городе монахинь разогнанного большевиками Дивеевского монастыря. В изгнании сестры продолжали монашескую жизнь; многие из них прошли через тюрьмы и лагеря. Об этом рассказывает книга протоиерея Павла Хондзинского «Незримая обитель», изданная Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом. В подготовке этой книги Татьяна Губатенко принимала участие, что и стало причиной нашей с нею встречи. Мы познакомились незадолго - месяца, наверное, за полтора - до ее истинно мученической кончины. Татьяна Вячеславовна перенесла сложнейшую операцию на желудочно-кишечном тракте и жила - каждым днем как даром Божиим. Ее мужество и глубокая, глубже страданий живущая, христианская радостность - поразили меня на всю жизнь:

- Я не знаю, сколько я вот так еще проживу, - говорила Татьяна Вячеславовна, - но если Господь дал мне пройти через болезнь, если Он даровал мне еще это время на земле - значит, не просто так, а для чего-то. И слава Ему за всё!

Из воспоминаний Татьяны Губатенко (Спиридоновой), включенных в книгу «Незримая обитель»: «В моей памяти навсегда останутся те далекие годы, в которые Бог даровал нашей семье встречу с насельницами разогнанной Серафимо-Дивеевской обители. Только будучи взрослой, я осознала степень влияния монахинь на мое воспитание. Их душевная теплота, забота, любовь стали для меня образцом отношения к людям».

«Когда обстоятельства сложились так, что мою пятилетнюю дочь Татьяну не с кем было оставить дома, - рассказывал отец Вячеслав составителям книги "Незримая обитель", - ее воспитанием занимались дивеевские монахини, главным образом, матушки Мария (Баринова) и Иоанна (Щербова)... Когда я был занят на службе и не успевал забрать Таню домой, она оставалась ночевать в келье матушки Марии - "бабы Мани", как она ее называла».

«Монахини постоянно трудились, - вспоминала Татьяна Вячеславовна, - у всех были свои обязанности, шили и вышивали облачения, пекли просфоры, стирали церковные облачения, разводили цветы, а также трудились в различных учреждениях. Но для всех их жизнь была закрыта. Ими четко и умело руководила матушка Мария <...> По рассказам моих родителей, она пострадала за веру, пережила гонения».

Да, действительно, пережила... Группа дивеевских монахинь во главе с архиепископом Тамбовским Зиновием (Дроздовым), который ушел на покой, не приняв Декларации митрополита Сергия Страгородского, и многоопытной игуменией Александрой (Траковской) приехала в Муром в октябре 1927 года. В числе прибывших была и юная келейница матушки Александры, ее воспитанница с детских лет - Анна Баринова, впоследствии, в монашестве - Мария, «баба Маня» маленькой Тани Спиридоновой.

Пять лет выброшенная из родного монастыря монашеская община жила более или менее спокойно - неукоснительно исполняя монашеское правило, посещая богослужения в Благовещенском соборе и трудом своим добывая себе пропитание. Но в 1932 году в Муромское ОГПУ поступил донос, не содержавший, собственно, никаких обвинений, просто предлагавший власти разобраться с «бывшим архиепископом Дроздовым и его свитой», которые «по непроверенным (!) слухам живут на широкую ногу, приобрели дом под чужой фамилией». Власть разобралась: арестовала владыку Зиновия, инокиню Анну Баринову и еще пятнадцать дивеевских сестер. Всех обвинили в организации «церковно-монархической группы и нелегального женского монастыря». Кого-то отправили в лагерь, кого-то в ссылку. Игумению Александру не тронули. Ее келейница и воспитанница Анна вернулась из не столь отдаленных мест через два года. По тем временам, это была малая кровь, конечно, но, как говорила матушка Александра, «что ей, бедной, пришлось перенести, я узнала только после ее возвращения из лагеря, а если бы узнала, когда она еще в лагере была, то, наверное, умерла бы от горя».

В тридцать седьмом году в Муроме арестовали много ссыльных монахов и монахинь (не только дивеевских), местных священников и мирян. Две дивеевские монахини - Анатолия (Коняева) и Михаила (Карманова) - получили по десять лет. В сороковом году повторно арестовали вернувшегося из ссылки в Муром владыку Зиновия (Дроздова), и он умер в Богословлаге в Свердловской области...

...А в тайном монастыре, несмотря ни на что, продолжалась монашеская жизнь, приходили послушницы, совершались постриги - таким образом, число монахинь росло. В 1938 году инокиня Анна Баринова была пострижена в мантию с именем Марии Магдалины. После смерти матушки Александры она встала во главе обители.

В книге «Незримая обитель» много фотографий, воспоминаний, писем, документов. Особый интерес, с моей точки зрения, представляют письма сестер Кореневых, Ксении (монахини Викторины) и Веры (схимонахини Афиногоры). Это были истинные исповедницы, смиренные, светлые: обе прошли через тюрьмы и лагеря, но видели в этом - лишь милость Христа, позволившего им, «недостойным», пострадать за Него. Обе сестры вступили в «незримую» (хотя вполне зримую - и для бдительных органов, и, с другой стороны - для тех, кого вел в нее Сам Бог) монашескую обитель уже в Муроме.

Сорок монахинь муромской-дивеевской общины похоронены в этом древнем городе; последняя из них, монахиня Магдалина (Елизавета Ретивова), ушла в 1993 году.

Конечно, дом, в котором жили монахини, перенес немало обысков, но - не иначе как по молитвам преподобного Серафима, предвидевшего страшные времена, монахиням удалось сохранить его личные вещи и чудотворную икону Божией Матери «Умиление» из его кельи. По воспоминаниям отца Вячеслава Спиридонова, «святыни преподобного Серафима были кем-то из монахинь привезены в Муром в сундучке с ручкой, похожем на чемодан. Специально выбрали ветхий, чтоб не привлекал внимания <...> в темном уголке за занавеской помещалась батюшкина чудотворная икона Божией Матери "Умиление", которую сестры в целях конспирации выдавали за копию».

В 1980 году матушка Мария (Баринова), чувствуя приближение своего земного конца, обратилась к Патриарху Московскому и всея Руси Пимену с вопросом: кому передать вещи преподобного Серафима - на хранение до лучших времен?

Выбор Предстоятеля остановился на протоиерее Викторе Шиповальникове, которого он знал с молодости.

Об отце Викторе (†2007) - вторая наша книга. Она называется «Мы все брали у него благословение»; издана, как и первая, Православным Свято-Тихоновским университетом. Редактор-составитель - протоиерей Владимир Воробьев.

«Бог даст, придет время, и ты вернешь их по назначению», - сказал Патриарх, благословляя отца Виктора на подвиг - хранение дивеевских святынь. Отец Виктор хранил эти святыни в глубокой тайне более десяти лет - и вот наконец время пришло. В 1991 году, по втором обретении мощей преподобного Серафима, протоиерей Виктор Шиповальников передает часть его вещей по акту Патриарху всея Руси Алексию II; остальное хранится в Серафимовском приделе Троицкого храма на станции Удельной, настоятель которого - отец Виктор. В 1999 году и эти святыни переданы - возрожденному женскому монастырю в Дивеево. В «монастырском» списке: чулки постригальные, плат хлопчатобумажный, нож, пинцет, топор, гребень, шапочка, рукавицы, зипун, мантия... и та самая скамеечка, что едва не загорелась от свечки, оброненной отходившим в вечность старцем.

Протоиерей Виктор Шиповальников был человеком поразительной судьбы. Родившийся в 1915 году в Архангельске, в семье морехода-помора, он, несмотря на все давление новой власти, с малолетства участвовал в церковных службах. А учась в старших классах, сделал выбор: «Шли повальные репрессии. Вечером в церкви служба, утром приходишь - уже тех священников нет. Поэтому у меня была такая мысль: а кто же их заменит, если так будет продолжаться?». Виктору Шиповальникову не дали доучиться в Ленинградской промышленной академии, потому что он был замечен в церкви; война застала его на действительной военной службе. Он оказался в числе тех наших солдат, которых при отступлении просто бросили на съедение врагу в Одессе: сумел сбежать из колонны пленных, нашел убежище в кладбищенской церкви, стал служить в ней псаломщиком. Оккупированная Одесса находилась фактически под властью Румынии - православной страны: благодаря этому, за период оккупации Виктор Шиповальников окончил семинарию и, обвенчавшись с избранницей, стал священником. Ну а после нашей победы оказался за все это дело в лагере...

В книге много воспоминаний об отце Викторе, много интересных фактов: например, о встрече и дружбе семьи Шиповальниковых с Александром Солженицыным, о том, как отец Виктор отказался участвовать в шельмовании автора «Архипелага», как он ездил на Кавказ причащать тайных старцев-пустынников... Всего тут не перескажешь - книгу лучше прочитать: ограничусь цитатой из воспоминаний священника Вадима Суворова: «Богослужения, совершаемые отцом Виктором, производили на нас глубокое впечатление. В величественном седовласом священнике-старце, казалось, оживала эпоха Святой Руси. Образы святого праведного Иоанна Кронштадтского и Серафима Саровского становились для нас реальностью».

Газета «Православная вера» № 02 (622)

[Марина Бирюкова]

Православие и современность

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марина Бирюкова
Все статьи Марина Бирюкова
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
24.04.2024 00:00
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Миронов
23.04.2024 23:34
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
23.04.2024 23:11
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Константин В.
23.04.2024 22:09
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от prot
23.04.2024 22:03