Получить мотивацию для дальнейшей работы

Новости Москвы 
0
1371
Время на чтение 9 минут
С 27 по 31 января в Москве прошли XXVII Международные Рождественские образовательные чтения «Молодежь: свобода и ответственность». Участие в работе форума приняла делегация Саратовской епархии - руководители и сотрудники епархиальных отделов, духовенство, представители региональной власти и научного сообщества области, преподаватели Саратовской православной духовной семинарии, православных гимназий Саратова и Хвалынска. Возглавил делегацию Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин. Делегаты выступили с докладами на конференциях, прошедших в рамках чтений, посетили секционные заседания. Мы попросили участников форума поделиться своими впечатлениями.

***

Протоиерей Сергий Штурбабин, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Саратовской епархии:

- Я принял участие в работе двухдневного семинара «От воскресных школ - к приходскому попечению о детях». Он был посвящен острым и актуальным проблемам воцерковления детей и подростков на приходах.

Мы обсуждали способы и формы практического воплощения в жизнь рекомендаций, изложенных в так называемой дорожной карте первоочередных мер по формированию благоприятных условий по духовному развитию детей на приходах. Не секрет, что самая острая боль любого настоятеля храма, педагога воскресной школы - это ситуация, когда ребенок, вырастая, перестает ходить на занятия воскресной школы, а вслед за тем вообще уходит из Церкви. Как этого избежать? Собравшись вместе, мы говорили о том, как погрузить ребенка в церковную среду, как говорить с подростком на его языке.

Кроме того, я принял участие в традиционном совещании руководителей епархиальных отделов религиозного образования и катехизации, которое вел Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. Мы обсуждали текущие вопросы, связанные с методикой преподавания «Основ православной культуры» в школе. Состоялся живой и непосредственный обмен мнениями. Синодальный отдел предложил проводить регулярные видеоконференции по насущным вопросам религиозного образования. На мой взгляд, это очень важная и своевременная инициатива, которая позволит нам обмениваться опытом не раз в год, а по мере необходимости.

***

Священник Александр Кузьмин, настоятель храма во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба г. Саратова, руководитель Саратовского отделения Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского:

- В этом году я выступал на заседании секции «Молодежь в секте: свобода выбора или обман?» под председательством Епископа Душанбинского и Таджикистанского Питирима. Тема моего доклада - «Мормоны: важные изменения в секте». Секта мормонов в наши дни переживает большие изменения, которые напоминают процесс так называемого ребрендинга - смену вывесок и афишируемых устремлений. Мормоны сейчас пытаются сделать всё, чтобы их стали считать одной из христианских церквей, кем-то вроде протестантов.

Вместе с другими участниками секции мы обсудили вопросы безопасности методик популярной современной психологии, проникновения учений «нью-эйдж» в деятельность детских организаций. Важной и опасной проблемой остается вербовка молодежи в секты посредством пропаганды личного успеха.

***

Марина Бирюкова, заместитель редактора журнала «Православие и современность»:

- В Рождественских чтениях я принимаю участие каждый год, и неминуемо, из года в год, сравниваешь мероприятия и отмечаешь различия. Уровень предоставляемых площадок для общения весьма хорош, и это подтверждается лично для меня тем, что особых пожеланий на будущий год как-то и не появляется. Знаешь, что в следующем году также будет создана рабочая атмосфера, после пребывания в которой надолго мотивируешься в своей теме. Масштаб охвата участников, равно как и тематика обсуждений, расширяются, и это прекрасно. Многие секции сопровождаются видеозаписью, и если где-то интересные тебе доклады совпадают по времени, теперь можно найти их записи в Youtube и спокойно посмотреть потом.

Рождественские чтения - это настолько обширное информационное поле, что на нем необходимо себя ограничить, сосредоточить на конкретном, сознательно выбранном участке. Мой участок - православное краеведение, история Церкви в ХХ веке - веке мученичества - канонизация и почитание новомучеников. И вот уже третий год кряду я получаю не просто «массу впечатлений», а нечто очень ценное для себя, участвуя во встречах этого направления чтений.

Главное - я вижу людей, которые по-настоящему почитают и любят русских христианских мучеников ХХ века и великие труды несут, чтобы имена их выходили из-под спуда, из засекреченных архивов, чтобы голоса их были услышаны нами, сегодняшними. Почитание мучеников, любовь к ним - это все же особый градус веры. Наше поклонение святым в массе носит несколько утилитарный характер - по принципу «хорошо помогает». Мученики скорыми помощниками не слывут. Если мы их любим, то не за это, а за их веру и верность, за твердость и смирение, за непонятную неверующим глубинную христианскую радостность. Если мы им молимся, это означает - нет, не то, что мы готовы последовать их примеру (такое заявление было бы весьма самонадеянным!) - но, по крайней мере, то, что мы хотели бы по милости Божией уподобиться им, если на наш век придутся гонения.

Игумения Варвара (Скворцова), настоятельница монастыря в лесной вятской глубинке, в селе Пиксур, вместе с сестрами обители проделала колоссальную работу, собирая сведения о репрессированных священниках Пиксура. Она рассказала нам об иерее Николае Заварине и его семье. Он был рукоположен во иереи (ранее служил диаконом) в 1926 году - то есть тогда, когда был смысл подумать о менее опасной жизненной стезе. «Жизни тихой, мирной и скромной» - так характеризует отца Николая один из епархиальных документов того времени. Но этот тихий батюшка вместе со своими детьми - дочерью Надеждой и сыном Владимиром - на протяжении десяти лет с невероятным мужеством боролся за пиксурскую церковь. В 1930 году местная сельхозкоммуна приняла решение церковь закрыть, колокола снять и отправить на переплавку, на вырученные деньги купить сельхозмашины... а еще - вызвать соседние села на соцсоревнование по закрытию церквей. Впоследствии подобные решения принимались местной соввластью неоднократно; но пастырю и пастве каждый раз удавалось отстоять свой храм. Из документов известно, что 24-летняя дочь отца Николая Надежда трижды ездила «за правдой» в Москву - в 1933, 1934 и 1935 годах. Ей удавалось с документами в руках доказать, что верующих в Пиксуре - не 94 человека, как утверждают местные большевики и комсомольцы, а больше тысячи человек. Все дети отца Николая подверглись репрессиям: дочери Надежда, София и Валентина пронесли свою веру через ГУЛаг, сын Владимир сначала получил пять лет, а затем был расстрелян - в 1938 году, в возрасте 22 лет - за «контрреволюционную агитацию» в лагере. Отца Николая не раз арестовывали и отпускали - он возвращался в Пиксур и продолжал служить, даже и после ареста его детей. Наконец, церковь в селе закрыли окончательно, а отца Николая арестовали в последний раз. Ни одного из обвинений не признав и никого на допросе не выдав, он принял мученический венец в праздник Преображения 1937 года.

И это только одна из страшных и светлых историй, которые можно было узнать на встречах Рождественских чтений. Многие участники делились опытом сбора материалов, публикации книг, организации конференций и разных акций памяти. Но главное, наверное - опыт донесения всей этой информации до «племени младого незнакомого», до поколения, о котором нередко приходится слышать, что неинтересны им подобные вещи, не нужна история, совсем другое их волнует... Но это не так, оказывается: все зависит от того, сколько сердца мы вложим в дело - дело прославления и почитания христианских мучеников ХХ века, молящихся сейчас за нас. Формально к этому делу не подойдешь, галочка здесь не сработает, сработает только сердце. Вот в каком выводе суммируются все мои впечатления от Рождественских чтений.

***

Дина Соколова, начальник учебно-методического отдела, старший преподаватель Саратовской православной духовной семинарии:

- В начале работы Рождественских чтений я и иеромонах Герман (Лытус) приняли участие во встрече председателя Учебного комитета с представителями администрации духовных учебных заведений. Мы обсудили текущие вопросы, связанные с образовательной деятельностью и духовным воспитанием семинаристов. Относительно новым и очень актуальным был вопрос о подготовке в духовных учебных заведениях специалистов-мирян, которые могли бы помочь священнику на приходе: катехизаторов, миссионеров, социальных работников и специалистов по работе с молодежью.

Интересная и важная в практическом отношении тема обсуждалась на круглом столе «Цифровое общество - среда жизни новых поколений: ответственность нынешних поколений политиков, экспертов и общественности», прошедшем в пресс-центре «Парламентской газеты». Речь шла о том, как сохранить человечность в мире, пронизанном цифровыми технологиями.

Когда человек вовлекается в хаотичный поток информации, у него зачастую не остается свободного времени и душевных сил для духовной работы над собой. Путь выхода из этого состояния только один - осознанный контроль за тем, что мы делаем в Сети, как долго мы там находимся, осознанное самоограничение. Кроме того, нужно подходить ко всему, что предлагает нам информационное пространство, с вниманием и осторожностью. Нужно волевым усилием «включать» критическое мышление. Виртуальное пространство часто предлагает нам готовые сценарии поведения, вовсе не всегда позитивные: от «немедленно сделай репост» до участия в онлайн тренингах, которые предлагают выход из сложной жизненной ситуации, а на деле дают только иллюзию решения и лишают нас возможности найти ее глубинную причину.

Проблемы, которые обсуждались на этом круглом столе, актуальны для всех нас, но мне разговор на эту тему был интерес еще и как педагогу. Я поделилась с собравшимися одним наблюдением из моей преподавательской практики. Мы проводили психологическое тестирование студентов первого курса университета. Тест должен был выявить, как они чувствуют себя в новом коллективе: появились ли у них новые друзья, есть ли лидеры. В ходе работы я поняла, что к концу первого семестра ребята даже не всех в своей группе знают по имени. Почему? Оказалось, что они предпочитают общаться со своими прежними школьными друзьями - в Интернете и по телефону - и не спешат выйти из зоны комфорта и познакомиться с теми, с кем свела их жизнь на новом этапе. Налицо проблема, над которой нужно вместе размышлять и студентам, и педагогам.

***

Екатерина Уфимцева, доцент кафедры социологии социальной работы СГУ им. Н.Г. Чернышевского, координатор волонтерской службы «Добро» при Свято-Троицком кафедральном соборе Саратова:

- В храме во имя святого благоверного царевича Димитрия при Первой государственной клинической больнице им. Н.И. Пирогова г. Москвы состоялось заседание секции «Помощь бездомным. Комплексный подход к оказанию помощи бездомным», на котором мне довелось побывать. Участники встречи поделились практическим опытом работы по реабилитации бездомных, созданию православных приютов для людей, оставшихся без крова. Нам также рассказали о том, как действует московский центр для бездомных, который открылся год назад, о проблемах и моделях трудоустройства таких людей. Затем мы посетили Музей истории общин сестер милосердия, действующий при Свято-Димитриевском училище сестер милосердия.

На следующий день я приняла участие в конференции «Вопросы катехизации» и заседании секции «Утверждение христианских духовных и нравственных ценностей через катехизическую деятельность», где выступила с докладом «Воцерковленность современной православной молодежи: социологический анализ факторов и тенденций развития». В исследовании я выделила по критерию воцерковленности три группы российской православной молодежи, дала характеристику этих групп и сделала выводы о том, какие ресурсы и риски катехизации существуют для каждой из них.

В последний день работы чтений мне удалось посетить одно из отделений православного профилактического центра «Метанойя», существующего при московском Даниловом ставропигиальном монастыре. Там оказывают помощь людям, страдающим алкогольной и наркотической зависимостями, а также их близким.

Сотрудник центра психолог Александр Каренин и главный врач наркологической клиники рассказали о профессиональной программе «Метанойя». Эта программа действует с 2006 года, священнослужители вместе с психологами проводят беседы и собрания для людей, которые борются с зависимостями. Есть также телефон, на котором дежурят волонтеры, имеющие специальную подготовку.

Так как я являюсь координатором православного общества трезвости при нашем соборе, эта встреча была нужна и полезна для того, чтобы планировать реализацию этой программы и у нас на приходе.

Газета «Православная вера» № 03 (623)

[Подготовили Екатерина Иванова, Елена Сапаева, Яна Степанова]

Православие и современность
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Елена Сапаева
Все статьи Елена Сапаева
Екатерина Иванова
Все статьи Екатерина Иванова
Яна Степанова
Все статьи Яна Степанова
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06