Что нас отличает от блаженной Ксении Петербургской?

0
686
Время на чтение 12 минут

О самой сути подвига юродства на примере святой Ксении Петербургской, чью память ныне отмечаем, рассуждает духовник Донского монастыря иеросхимонах Валентин (Гуревич).

«Как себя»

Блаженная Ксения Петербургская. Художник: Александр Простев Блаженная Ксения Петербургская. Художник: Александр Простев

Сегодня, 24 января / 6 февраля, мы отмечаем память святой блаженной Ксении Петербургской, пользующейся в нашем церковном народе сугубым почитанием. И, тем не менее, только недавно, уже в самом конце 70-летнего господства богоборческого режима, блаженная Ксения была прославлена в лике святых.

Блаженной Ксении, которая приняла на себя подвиг юродства Христа ради, то есть подвиг, в котором наиболее полно и бескомпромиссно выражена неотмирность христианства, когда решительно отвергается какая бы то ни было привязанность к вещам мира сего. Подвиг, в котором человек стремится всецело сосредоточиться на заповеди: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем, помышлением, всею крепостию» (Мф. 22: 37).

И еще - на второй, подобной ей: «и ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22: 39). И блаженная Ксения именно, как себя, возлюбила своего умершего близкого. И показала как бы образец этой любви, как себя, - она как бы даже отождествилась с ним, надела его платье и велела называть себя его именем.

Вглядимся же внимательнее в сущность этого своеобразного христианского подвига - юродства Христа ради, - который берет начало в седой древности, зародившись в среде египетского иночества. А в последующие времена особенно прижился на почве русского Православия.

Контраст с нами

Они желают знать только волю Божию и Премудрость Его, бесконечно превосходящую ум человека

Неотмирность христианства особенно ярко и бескомпромиссно заявляет о себе именно в этом подвиге. Именно у юродивых мы не находим никакой причастности к интересам мира сего; завет Господа - «отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк. 8: 34) - в наиболее полной и бескомпромиссной мере исполняют именно Христа ради юродивые. Они именно отлагают всякое житейское попечение: не заботятся ни о пище, ни об одежде, ни о жилище, ни о том, как они выглядят в глазах окружающих. Для них характерно кроме целомудрия также полнейшее отсутствие человекоугодия; их странные поступки навлекают на них насмешки, обиды, оскорбления, а они пользуются этим как возможностью упражняться в незлобии и молитве за своих обидчиков.

Какой контраст с нами! Сколько беспокойства, горя и несчастья испытывают люди в случае отсутствия заработка, квартиры, достаточных на их взгляд средств для обеспечения себя пищей, одеждой. Сколько у нас беспокойств о том, как мы выглядим в глазах окружающих, что о нас могут плохо подумать.

И самое страшное для нас - это если нас, не дай Бог, сочтут дурачками. Мы готовы лучше прослыть безнравственными, но не лишенными ума - этого исключительного достояния, свойственного, в отличие от всех других тварей, человеческим существам.

А юродивые отказываются даже от пользования умом, не боясь прослыть дурачками, ибо желают знать только Премудрость и волю Божию, бесконечно превосходящую ум человека.

Ни на что не отвлекаться

В кафтане Андрея Федоровича. Художник: Александр ПростевВ кафтане Андрея Федоровича. Художник: Александр Простев

Сколько нашего внимания и душевных сил отнимают у нас обиды, гнев, раздражение или нечистые душевные движения, связанные с действием блудной страсти. В то время как Христа ради юродивые могут неразвлеченно сосредоточиться на любви к Богу и на молитвенном с Ним общении. На любви к ближнему и молитве за него, как за самого себя.

Святая блаженная Ксения по смерти любимого мужа не пожелала связывать себя новыми брачными узами. Желая молиться о нем, скончавшемся внезапно, без христианского приготовления, она со всей ясностью поняла, что для настоящей, сосредоточенной, неразвлеченной молитвы необходимо отказаться не только от брачных уз, но и от всех остальных уз этого мира, которыми этот мир привязывает душу к себе, чтобы отвлечь ее от Единого на потребу.

Как Господь устраивает спасение многих

Когда в Церковь приходят, иногда впервые, люди, удрученные смертью своих близких, то священнослужители, утешая их, говорят, что у Бога все живы, но, чтобы улучшилась загробная участь умерших, надо молиться об упокоении их душ, и сила этой молитвы зависит от состояния души молящегося. Тот, кто хочет молиться о других - живых и усопших, должен начинать с себя, с собственной духовной гигиены, гигиены души, которая важнее гигиены тела, потому что молитва праведника бывает услышана.

Тот, кто хочет молиться о других, должен начинать с себя - с собственной духовной гигиены

То есть необходимо читать утренние и вечерние молитвы, Псалтирь, слово Божие, посещать храм, прикладываться к мощам, иконам и кресту, пить святую воду и пользоваться ею, вкушать антидор, просфоры, регулярно очищать совесть в таинстве покаяния, причащаться Святых Божиих Таин. И, конечно, стремиться, чтобы ничто постороннее не отвлекало внимания от молитвенного Богообщения.

То есть не должно быть никаких идолов, занимающих наше внимание и отвлекающих его от Единого Бога, Которого мы должны «возлюбить всем сердцем, всею душею, всем помышлением, всею крепостию» и «ближнего (за которого молимся), как самого себя». Это - то же самое, что «отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мною».

И если так будет поступать человек, у которого смерть отняла кого-то им любимого, то он спасется сам, должным образом приготовив свою душу к моменту смерти, и поможет своею молитвою тому, за кого молится. Так Господь промыслительно устраивает спасение многих. И в этом отношении блаженная Ксения может служить примером такого самоотвержения в молитве за любимого человека.

Связь наших душ

Днем блаженная Ксения бродила по городу. Художник: Александр Простев
Днем блаженная Ксения бродила по городу. Художник: Александр Простев

Обычно люди поступают не столь самоотверженно. Они продолжают жить в этом мире, внимание их рассеивается по его многоразличным суетным предметам, молитва слабеет - как говорится, «время лечит».

У блаженной Ксении - не так. Ее любовь к почившему супругу была именно той любовью, которая из двух делает одно - когда двое становятся одною плотию. Один из духовных законов состоит в том, что на состоянии души умершего сказывается состояние души близких, остающихся на земле. Если близкие умершего находятся в молитвенном Богообщении, то их умиротворенность передается душе умершего.

Если близкие умершего находятся в молитвенном Богообщении, то их умиротворенность передается душе умершего

Так вот, блаженная Ксения, находясь в состоянии молитвенного Богообщения, одновременно была в единении с душой своего возлюбленного супруга; более того, она не только внутренне, но даже как бы и внешне отождествилась с ним, надев его платье и велев всем называть себя его именем... И находясь в высоком молитвенном единении с Богом, приобщала, таким образом, и его душу к этому блаженному состоянию Царства Небесного.

И для того, чтобы ничто из этого тварного мира не отвлекало ее от молитвы, она избрала для себя как раз подвиг юродства Христа ради. То есть полное самоотвержение, беспопечительность и полное сосредоточение на Божестве. Во-первых, она раздала Церкви и нуждающимся все оставшееся от мужа большое имущество, включая жилье, и в одежде мужа стала скитаться по улицам города, ведя жизнь, отличающуюся всеми признаками этого своеобразного и для большинства людей непонятного подвига.

Условие подвига

После смерти мужа Ксения раздала имение. Художник: Александр Простев
После смерти мужа Ксения раздала имение. Художник: Александр Простев

Мы видим, что она как бы отказалась от рассудка. Ее странное поведение дало повод родственникам мужа попытаться воспрепятствовать расточению ее имения под предлогом ее умопомешательства и невменяемости. Но врачи удостоверили, что она вполне умственно здоровый и полноценный человек и никто не имеет права воспрепятствовать ей в распоряжении принадлежащей ей собственностью по ее усмотрению.

Конечно, на такой подвиг среди городской суеты может пойти только тот, кто уже стяжал дар непрестанной молитвы. Ибо, если человек и полон решимости отказаться от всего в мире, но зрение, слух могут служить теми окнами, через которые мир все же будет врываться во внутреннюю клеть души. И надо полагать, что дар этой молитвы у блаженной был. Но и в этом случае юродивые Христа ради нуждаются время от времени в уединенной молитве для сугубого единения с Богом. Это несомненно, ибо и Сам Сын Человеческий время от времени удалялся на гору для сугубой уединенной молитвы. Вот и Ксения Блаженная днем скиталась в своем странном наряде по улицам Петербурга, а ночью удалялась за город, в поле и там молилась, где ее иной раз и обнаруживали горожане.

Вразумила

Ее странная одежда и поведение, свойственное умственно неполноценным, навлекали на нее насмешки и обиды, особенно со стороны городских мальчишек. Это обстоятельство юродивые обычно используют для упражнения в незлобии и молитве за обидчиков. Но иногда бывают и случаи грозного прещения с их стороны, особенно когда все-таки надо позаботиться и о воспитании детей.

Так, библейский случай с пророком Елисеем (см: 4 Цар. 2: 23-24) для всех поколений служит назидательным уроком, заставляющим задуматься о том, как надо относиться к Божиим людям, и вообще о недопустимости насмешек над человеческой немощью.

Вот и блаженная Ксения всегда терпела безропотно подобные насмешки и издевательства, но однажды, когда мальчишки стали бросать в нее камни и комья грязи, они увидели, как она с грозным видом гналась за ними, грозя своей палкой. И с тех пор они прекратили свои издевательства над нею.

«Твой муж хоронит жену»

Подвиг юродства быстро привлек к блаженной Божию благодать, и жители Петербурга стали замечать, что слова блаженной исполнены какого-то потаенного смысла и часто оказываются пророческими. Извозчики уговаривали ее проехать с ними хотя бы несколько шагов, и тогда их труды в этот день были успешны. Торговцы просили, чтобы она взяла себе что-нибудь с их прилавков и лотков, и тогда торговля в этот день бывала удачной. Матери замечали, что если блаженная хотя бы погладит по головке или благословит их дитя, то оно будет здоровым и благополучным.

Сохранились свидетельства ее пророческого попечения о благочестивых семьях. Однажды, придя в дом, где жили мать и ее дочь на выданье, она посоветовала немедленно идти на кладбище, где прямо сейчас «твой муж хоронит жену». Они удивились странным словам блаженной, но послушно поспешили туда. И обнаружилось, что молодой врач безутешно рыдал у свежей могилы своей внезапно скончавшейся жены, оставившей ему малолетних детей. И он без чувств упал на руки подоспевших в этот момент матери и дочери. Через год он сделал предложение дочери, и они благополучно и в счастливом супружеском согласии прожили остаток своей жизни. И завещали детям ухаживать за могилой блаженной Ксении.

...и другие случаи на кладбище

Для тех, кого совесть обличала в недобрых поступках, взгляд блаженной был грозен

Одинокой женщине, которой блаженная оставила свое жилье, она однажды посоветовала идти на кладбище за ее сыном. Та удивилась, но послушалась совета блаженной. И она подоспела в тот момент, когда возле самого кладбища беременная женщина, сбитая извозчиком, тут же на земле родила сына и скончалась. Увидев в этом перст Божий, она отнесла новорожденного в свой дом и, поскольку не удалось разыскать его отца, усыновила мальчика, вырастила и воспитала его в строгом христианском благочестии, за что он остался навсегда благодарен ей и, почитая своей матерью, сделался опорой ее старости.

Известны случаи и посмертных чудотворений и исцелений от блаженной Ксении. На могиле ее служились панихиды и молебствия. Во время совершения этих богослужений видели, как являлась женщина в странной одежде и с посохом. И для тех, кого совесть обличала в недобрых поступках, ее взгляд был грозен. Так, например, одному пьянице она сказала: «Перестань пить. Слезы твоих жены и матери затопили мою могилу». И он перестал.

После совершения этих треб молившиеся брали землю с могилы, и могильный холмик вскоре исчез. Сначала один, потом второй. Тогда положили на этом месте мраморную плиту, но и это не остановило людей: плиту стали разбивать и брать себе кусочки. При этом оставляли на могиле блаженной деньги, которые подбирали нищие.

Северная гостья

Вечер в зимнем Петербурге. Художник: Александр Простев
Вечер в зимнем Петербурге. Художник: Александр Простев

Об одном из посмертных случаев чудесного исцеления можно рассказать следующее. Муж, жена и двое детей находились далеко от Петербурга, на юге - в поисках заработка. Муж тяжело заболел и уже перестал принимать пищу и питие, уже даже не разжимал губ, и ничего нельзя было ему вложить в уста. Когда уже наступило крайнее истощение, врач, посетив больного, сказал, что придет утром. Жена по выражению глаз врача поняла, что ночью больной умрет. Она отвела детей в другую комнату, а сама, оставшись одна со своим горем, обратилась мыслями к блаженной Ксении и подумала, что если бы она была в Петербурге, то в этих обстоятельствах, конечно, пошла бы на ее могилку.

Стояла нестерпимая жара и духота. Она открыла все окна и двери. В этот момент хлопнула калитка, и кто-то вошел в их сад. В доме появилась странная гостья. Возраст ее было невозможно определить. Несмотря на невыносимую жару, она была по-зимнему одета в теплую шубу, пуховый платок и валенки. Завела речь о здоровье мужа, подошла к его постели, потом вернулась к жене и велела его понемногу подкармливать, давать по две ложечки чаю, молока, кашки... Жена возразила, что он губ не разжимает, но гостья сказала, что надо все же кормить, и он поправится.

Незнакомка тут же бесшумно покинула дом, но дети сказали, отвечая на вопрос матери, что они никакой гостьи не видели, да и несообразность ее зимнего наряда в такую нестерпимую жару говорила именно о чудесном посещении.

К удивлению жены, больной действительно очнулся, попросил пить и стал понемногу принимать пищу, настойчиво спрашивая, кто подходил к его постели. От подошедшей к его постели гостьи, по его словам, на него повеяло живительной прохладой, и он ощутил прилив сил и понял, что болезнь миновала. Жена ничего определенного ответить не могла.

От странной гостьи веяло живительной прохладой - и больной ощутил прилив сил

Тогда муж сказал:

- Ты ведь молилась обо мне. К кому ты обращалась в молитве?

- К блаженной Ксении, - сказала жена и расплакалась.

Юродство не отталкивает

Блаженная Ксения Петербургская. Художник: Александр Простев
Блаженная Ксения Петербургская. Художник: Александр Простев

Итак, мы видим, что такое по-христиански парадоксальное явление, как подвиг юродства ради Христа, казалось бы, соблазнительный для окружающих, тем не менее соответствует словам Господа: «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже есть на небесех» (Мф. 5: 16).

Казалось бы, юродство, безумие должно однозначно отталкивать и вызывать отвращение. Но тут выходит наоборот: необычность привлекает внимание, а благодать Божия, привлеченная чрезвычайным подвигом, становится явной, и с течением времени истина все более проясняется.

Эта жизнь - и сам подвиг, и благодатное свидетельство его подлинности - служит подтверждением Божественной Премудрости, противоположной мудрости века сего, которая заботится прежде всего об удобствах и радостях временной жизни. Этому плотскому мудрованию, мудрости века сего чуждо и непонятно христианское отношение к жизни.

Будем непохожими на остальных

Прощание с Ксенией Петербургской на Смоленском кладбище. Художник: Александр Простев
Прощание с Ксенией Петербургской на Смоленском кладбище. Художник: Александр Простев

Сейчас наши соотечественники в большинстве своем стремятся подражать западному образу жизни; все их внимание приковано к богатству: одни обогащаются и обрастают комфортом, а другие им завидуют. И все хотят такой комфортной жизни, как за границей, - хотят ничем не отличаться от окружающих стран, не хотят быть страной особой, народом особенным, избранным, «юродивым Христа ради». Как сказал поэт Тютчев:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить;
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить...

А мы не хотим быть особенными, мы хотим, подобно древним израильтянам, чтобы у нас было все, «как у прочих народов» (1 Цар. 8: 5). И хотим покланяться тем же идолам: комфорту, компьютеру, телевизору и пр.

Да, трудно и неудобно быть народом избранным, особенным. Странным для окружающих. Это сопровождается насмешками, враждой и оскорблениями со стороны окружающих народов. Как говорится в псалмах: «положил еси нас поношение соседом нашым, подражнение и поругание сущым окрест нас. Положил еси нас в притчу во языцех, покиванию главы в людех» (Пс. 43: 14-15)...

Русь Святая, храни веру православную, в ней же тебе утверждение есть

Не внемлем мы призыву: «Русь Святая, храни веру православную, в ней же тебе утверждение есть». А следование этому призыву как раз и может привести к разрешению всех наших проблем. Ибо сказано: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6: 33).

Иеросхимонах Валентин (Гуревич)
Подготовила Ольга Орлова

Православие.Ru

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иеросхимонах Валентин (Гуревич)
Все статьи Иеросхимонах Валентин (Гуревич)
Ольга Орлова
Памяти Наталии Константиновны Кречетовой. К 40-му дню
«Все и всё вокруг неё умиротворялось»
28.12.2022
Памяти митрополита Амфилохия (Радовича; † 30.10.2020)
«Мы идём до Христовой победы»
31.10.2022
Памяти архиепископа Алексия (Фролова)
«Мы ловили каждое слово владыки»
03.12.2021
«Публичная дискуссия – это метод, который реально работает»
Игорь Ашманов о цифровизации, «медийных животных» и современной проповеди
11.11.2021
Все статьи Ольга Орлова
Последние комментарии
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 16:29
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 16:20
Православие на счетчике
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 16:04
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 15:32
Нужна «чистка» нашей творческой «элитки»
Новый комментарий от Русский танкист
19.04.2024 15:05
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
19.04.2024 14:18
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 13:59