itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Репин. «Перед исповедью»

0
2061
Время на чтение 4 минуты

Источник: Православный Санкт-Петербург



Я не любитель религиозной живописи Репина. За исключением его ранней, очень глубокомысленной и духовно насыщенной работы «Воскрешение дочери Иаира», у него, кажется, и вовсе нет по-настоящему интересных картин на библейские сюжеты. Тем не менее есть у него одна чрезвычайно любопытная религиозная картина, которая может доставить вдумчивому православному зрителю немало пищи для души.

Я имею в виду картину «Отказ от исповеди».

Вот тебе и раз! И это - религиозная картина? Та самая, которою с незапамятных времён иллюстрируют учебники по «научному атеизму»? Та, которая воспевает несгибаемое безбожие революционеров-народников, и перед лицом смерти не желавших обратиться ко Господу?

Пусть так. И тем не менее рассмотрим её.

Репин работал над полотном шесть долгих лет, поворачивал сюжет и так и этак, пока не пришёл к окончательному варианту: глубокий, я бы сказал, потусторонний мрак и среди этого мрака две фигуры - арестант, приговорённый к смертной казни, и священник, пришедший для того, чтобы принять у него исповедь. Центр композиции и самая светлая деталь на полотне - это серебряный крест в руках у священника. Вся картина строится, всё действие разворачивается вокруг креста. Крест один сияет в этом безысходном мраке, - крест и раскрытая грудь узника, точно душа, раскрытая навстречу кресту. Обратите внимание: приговорённый сидит в позе, которую специалисты-психологи называют «закрытой», - руки сомкнуты, нога закинута на ногу, - так садится человек, который не желает раскрываться, откровенничать перед собеседником. Но грудь его распахнута и светится так, точно на неё направлен луч прожектора: душа человека против его желания тянется ко кресту, а душа - «по природе христианка».

Да и полно: вправду ли арестант отказывается от исповеди? Да, он напряжён, да, он полон недоверия и недружелюбия. Но что-то безпомощное есть в его болезненно прищуренных глазах, в его полуоткрытых губах... Видно, что он приготовился дать отпор незваному гостю, «лживому попу», но в самый последний момент что-то в душе его, что-то поплыло... Логика движения его фигуры такова, что зритель угадывает: сейчас этот человек всем корпусом повернётся к собеседнику и заведёт с ним разговор, - может быть, это будет ещё не исповедь, может быть, дело кончится не так, как желал бы священник, но лёд уже сломан, арестант, который ещё минуту назад хотел застыть в гордом молчании, теперь жаждет разговора.

Кстати, интересно сравнить окончательный вариант картины с одним из её первоначальных вариантов - с тем, который больше похож на карикатуру в сатирическом журнале. Там арестант сидит спиной к священнику, там поза его подчёркнуто независима и высокомерна, а простоватое лицо распирает нелепая гордыня. Да, вот это действительно «Отказ от исповеди»! Между прочим, окончательный вариант картины первоначально назывался «Перед исповедью», а «Отказом от исповеди» её назвали только в 1936 году! Но герой раннего варианта от исповеди именно отказывается, и старенький священник смотрит на его фанаберию с усталой иронией: «Эх, милый!.. Что ты из себя строишь?»



Картина вышла довольно забавная, и никто не посмел бы упрекнуть её автора в сочувствии к революционерам. Но... Репину такая трактовка сюжета в конце концов не понравилась. Не чувствуется в ней близкого дыхания смерти, и смерти страшной... Страшной не столько жестокостью казни, сколько своей безнадёжностью, безповоротностью, неотвратимостью... Как тут не вспомнить «Балладу Редингской тюрьмы» Уайльда:

Не всем постыдной смерти срок мученье назовёт, не всем мешок закрыл глаза и петля шею рвёт, не всем - брыкаться в пустоте под барабанный счёт. Не всех при жизни отпоют. Не всем при сём стоять. Не всем, пред тем как умереть, от страха умирать. Не всем, на смерть идя, свою могилу увидать...

Тут не до сатиры, не до иронии.

И Репин переписывает «Отказ от исповеди» на «Перед исповедью». Он пишет приговорённого, которому уже не до фанаберии, не до жестов. Он, конечно, заранее продумал своё поведение, но мысли, но ожидание смерти, но естественный страх уже сделали своё дело: он ещё машинально пытается изобразить демоническую личность, но на лице никакого демонизма уже нет, оно жалкое, это лицо, - жалкое и вызывающее невольное сочувствие. Впечатление такое, что арестанта впервые посетила смутная, точно сквозь сон, мысль о том, что, может быть, есть что-то, кроме этого безпросветного мрака.

И священник - хоть лица его почти не видно, но лёгкий наклон головы, приподнятая бровь говорят никак не об иронии, но о сострадании. Между двумя героями картины возник некий духовный мостик: узенький, шаткий, непрочный, - но он уже есть. Он, может быть, сейчас обрушится: стоит священнику сказать одно-единственное неловкое слово или арестанту не к месту вспомнить о своём революционном достоинстве - и нет исповеди, нет спасения... Но сейчас, в эту секунду, они не враги, не противники, они, может быть, братья в одинаково тёмных одеждах, одинаково тонущие в окружающей тьме, и связывает их маленький серебряный крест, сверкающий посреди мрака.

Кто скажет, что Репин не был глубоким мыслителем сродни Достоевскому? Кто так скажет, тот будет не прав.

Алексей БАКУЛИН

Православный Санкт-Петербург

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Бакулин
Все статьи Алексей Бакулин
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от наталья чистякова
28.03.2024 10:53
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 08:25
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59