«Отвечайте по телефону по-украински, иначе - преследование»

Украинский кризис 
0
527
Время на чтение 9 минут
Источник: ПолитНавигатор

Проект построения «Анти-России» на Украине успешно воплощается в жизнь. Это можно наблюдать даже на примере Харькова - одного из главных городов Русской весны. После подавления восстания, массовых репрессий, изгнания нелояльных новому режиму - здесь нет надежд на новые протесты и эффективное сопротивление. Православная Церковь Московского Патриархата собирает многотысячные крестные ходы, однако, в отличие от националистов, УПЦ МП предпочитает дистанцироваться от выражения политических взглядов.

Об этом в интервью «ПолитНавигатору» рассказал Станислав Минаков - известный харьковский поэт и публицист. Летом 2014 года Минаков вынужден был покинуть Украину.

- Вы готовы говорить сейчас о причинах вашей эмиграции пять лет назад?

- Я вынужден был выехать, потому что моя общественная позиция была известна: я был противником превращения Украины в антирусский проект. Когда произошел олигархический переворот с необандеровским уклоном, антироссийские и антирусские лозунги были этой олигархической группой просто подняты на щит и использованы ради обогащения и управления данной территорией. Им выгодна была именно эта идеологическая модель для таких целей. Я против этого четко высказывался, публично выступал в прессе, давал интервью российским и западным СМИ. Вся эта разноаспектная деятельность привела к тому, что сначала начали вызывать на допросы в прокуратуру, потом по чьей-то указке меня 30 июля 2014 года исключили из Национального союза писателей Украины, в котором я состоял 20 лет. Я был принят туда по рекомендации поэта Бориса Чичибабина в 1994 году. Потом мне дали понять из разных кругов, что все это закончится арестом. Я вынужден был покинуть Харьков, пять лет живу в Белгороде.

Еще в 2004-2005 гг., после первого майдана, когда на меня и моих коллег писались доносы, меня поражало, с каким телячьим восторгом подписывались эти письма в облсовет, в ВР моими коллегами по союзу писателей. В этом не было новизны исторической. Но примерять это на себя было в диковинку... Узнавать, что человек, с которым три с половиной десятилетия были прекрасные отношения, еще студентами ходили на общие литстудии, который писал о тебе комплиментарные статьи и рецензии, - вдруг начинает собирать на тебя как на врага досье в Интернете, копировать публикации, фотографии, отправлять на сайт «Миротворец», стучать в компетентные органы... И это не одно лицо. Возможно, после моего отъезда этим людям стало легче жить.

- Как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию на Украине и в Харькове?

- В тот год, когда я вынужден был покинуть страну, многие мои русскоязычные коллеги убеждали себя и окружающих: нет на Украине проблем у русского языка (как не видели они и никаких бандеровцев). Смешно было слышать их наивные заверения: дескать, мы не для того выходили на майдан и валили злочинную владу, чтоб кто-то у нас забрал языковые права, надо будем - выйдем опять.

То, что нам казалось очевидным с самого начала (к чему приведет майдан, против чего он направлен), уже и эти люди ощутили на себе опытным путем. Кто-то мимикрирует под новые конъюнктурные установки, переходит на украинские тексты. Кто-то чувствует, как его культурное пространство превращается в шагреневую кожу, но может только негодовать на кухне.

Языковая ситуация - отвратительная. Уже и харьковские учителя сообщали, что им раздали памятки: отвечайте по телефону по-украински, иначе можете попасть под преследование.

Всё, что делается, производит впечатление невероятного абсурда и общественного идиотизма. А в воронку навязанного общественного идиотизма включается еще и личный идиотизм. Это когда люди переключают свою ненависть еще и на русскую культуру.

До какой меры граждане способны терпеть? Я думаю, что до бесконечной. Не будет никаких общественных протестов, никто на площади не выйдет. И оппозиционные политики, как сказано выше, в принципиальных вопросах пассивны.

- А что можно сделать сейчас?

- Харьковский политик, бывший депутат ВР Владимир Алексеев, последовательно боровшийся за русский язык, верно отмечает в своих публикациях, что дискриминационный языковой закон не может иметь правовой силы, поскольку русский язык имеет региональный статус на всей территории Украины с 15 мая 2003 года, когда был принят Закон «О ратификации Европейской хартии региональных языков» №802-IV, пункт 2 которого определил перечень региональных языков Украины.

Стало быть, региональный статус уже давно закреплен в законе и распространяется на всю территорию Украины. Оппозиционным политикам следовало взять на заметку то, о чем напоминает им Алексеев (для многих это правовой ликбез): «Поскольку в случае расхождения норм международного договора (т.е. Хартии) и национального закона действуют нормы международного договора (ст.9 Конституции, ст. 17 Закона о международных договорах Украины, и ст. 27 Венской конвенции о праве международных договоров), то ксенофобский закон Парубия-Порошенко не действителен в той части, в которой противоречит Хартии. Поэтому статьи закона Парубия-Порошенко о полном запрете русского языка в образовании, общественной и социальной жизни НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫ...»

Соответственно, от гаранта Конституции требуется защитить конституционные нормы от закона Парубия-Порошенко.

- Какие видите пути исправления ситуации на Украине?

- Путей исправления я, увы, уже не вижу. Они мне были видны в 2014-м, когда нужно было вместе с Крымом спасать территорию исторической Новороссии или всё Левобережье, когда можно было, к примеру, как вариант, вернуть - хоть в Харьков, хоть в Енакиево, а затем и в Киев - легитимного Януковича. Теперь же всё проиграно надолго, ждать быстрого самопроизвольного схлопывания зеленской или постзеленской Украины не приходится, поскольку всё плотно контролируется из-за океана.

Тезис «Украина как антироссийский приводной рычаг и раздражитель России» врагом воплощен вполне эффективно и продолжает свое убедительное существование. Разве что у кукловодов наступит свой коллапс, при котором может окончательно посыпаться Украина. Но это может тянуться годами и годами. И даже в случае сколь угодно быстрого или небыстрого коллапса бывшей Украины возникают вопросы: а что останется на постукраинской территории потом, что с этим делать и как?

- Тем не менее, в этом году в Киеве крестный ход УПЦ Московского Патриархата отметился рекордной численностью.

- Количество участников крестных ходов увеличивается. В позапрошлом году участников было 100 тысяч, в прошлом - более 200 тысяч. А в этом году - уже 300 тысяч! Видимо, это нарастание связано и с событиями минувшего года, политическими шагами прежней украинской администрации: «томос», «учреждение» раскольнической структуры «ПЦУ», под эгидой Фанара. Это мобилизовало каноническую Церковь Украины на стояние. Численность ПЦУшного хода оказалась несопоставимой с каноническим: раскольники вывели в сто раз меньше людей!

Врагов Православия традиционно корежит при виде такого количества верных. Мы помним, как в прошлые три года крестные ходы были подвергнуты и информационным атакам разного рода беснующихся персонажей, и физическим нападениям националистов, боевиков. Помним, как молодчики забрасывали чудотворные иконы непотребными вещами и как ребята, охранявшие крестный ход, технично отбивали все эти атаки. В этом году, по счастью, такого не было.

Добавлю, что крестные ходы в новейшее время как бы заделывали духовную брешь, открывшуюся в пространстве Украины, исторической Малой Руси. И они показали, что здесь нет разделения, верные православные Востока и Запада Украины едины духовно и едины в молитве за мир.

Последние годы действительно показали, что политические институты быстро растрачивают доверие. А у православных, независимо от власти, существует своя незыблемая шкала ценностей. Я вижу, что с этой, канонической, стороны есть глубокая убежденность в правоте. Это проявляется как на уровне руководства Церкви, иерархов, начиная с предстоятеля УПЦ митрополита Онуфрия, так и среди паствы.

- Как думаете, почему даже во время выборов оппозиционные силы не пытались оказывать какую-либо поддержку православным общинам, у которых захватывали храмы ПЦУшники?

- Возможно, оппозиционные деятели были сильно увлечены проблемами политики, предвыборной борьбы, и поэтому на периферии сознания оставались усилия в этой плоскости. Да и многие из них не сильно воцерковлены, может и недостаточно в их рядах православных людей, чтоб рассчитывать на их ощутимую поддержку. Хотя многие были замечены в храмах. Но системной защиты мы не видим.

Ведь понятно, что практически каждый захват храма можно оспаривать в суде. Например, в тех ситуациях, когда являются из другой местности выездные бригады рейдеров, голосуют за что-то, выталкивают священника и объявляют о переходе храма в ПЦУ. Голосовать может только церковная община. А ее состав (кто постоянно ходит на службы, исповедуется, причащается) известен, прежде всего, священнику. И все эти рейдерские «голосования», где слово священника ничего не значит, - ничтожны с правовой точки зрения. Но сельская община не может отстаивать свои права в судах. А вот если бы на каждый такой захват храма реагировали оппозиционные политики, если бы приезжали в суд депутаты со своими юристами...

- Зато раскольнические структуры пользуются покровительством высокопоставленных националистов.

- Приведу пример в родном Харькове. Есть такой персонаж местный, раскольник Виктор Маринчак, человек с филологическим прошлым и туманным будущим. Он скачет, как кузнечик, то к автокефальщикам, то к Филарету, то на майдан, то к ПЦУ. Мне как-то попалось видео с его так называемой проповедью в Молодежном парке (он там настоятель храма) по случаю Дня Победы, а для него и его публики - «дня скорби». Человек, называющий себя священником, несет какую-то пропагандистскую пургу о бандеровцах, якобы боровшихся со вселенским злом. Там Сабурова дача (местный наш дурдом) плачет по этой проповеди. И он вещает с пеной у рта, на истерическом самоподзаводе...

Надо сказать, что все раскольники и филаретовцы, и ПЦУ, и автокефальщики насквозь идеологизированы и политизированы, поведены на теме «подальше от Москвы». А с канонической стороны мы никакой идеологизации не видим. У каждого православного батюшки есть, может быть, какие-то политические убеждения. Но они не проявляются ни в проповеди, ни в поведении, ни в проведении крестных ходов. Только исключительно канонический православный аспект, церковный - за единство веры, где нет ни эллина, ни иудея, ни хохла, ни москаля.

- Имеет ли какой-то вес в сегодняшнем Харькове голос тех уехавших людей, которые еще недавно были здесь властителями дум?

- Харьков представлялся до 2014 года одним из центров русской цивилизации, о чем мы не раз писали и говорили все годы существования проекта «Украина как не-Россия». Теперь Харьков перестал быть центром, где была культурная русская жизнь. Нынче в нем в узлах русской кристаллизации осуществлены подмены. В столице Слобожанщины растеклись зловонным болотом провинциализм, местечковость и хуторянство - на фоне навязанной и воспитываемой русофобии, украинизации и необандеризации.

Что касается уехавших и якобы потенциально способных занять-восполнить новые ниши в РФ, то этого явственно-организационно не произошло. Персоны, которые были более-менее широко известны до отъезда из Харькова, заметными и остались, ибо ниша внятного творческого самостояния заполнена быть никем другим не может. Их как-то слышат, надо полагать, и на Украине, поскольку существует Интернет.

А вот в смысле создания альтернативных творческих площадок, фестивалей, «коллективного движняка» на территории РФ - этого, к сожалению, нет ни в столицах России, ни в провинции. Даже, на удивление, нет этого в приграничье, где взаимные узы, скажем, слободских общин бывших РСФСР и УССР, были всегда очень сильны.

И в частности, очевидные, казалось бы, тезисы «Харьков потерял - Белгород приобрел», «Украина сдуру рассеяла, а РФ у себя по уму собрала» - пока что не очевидны. То есть реализуются точечно в разных областях жизнедеятельности, но не системно.

Эффект - культурный, образовательный, предпринимательский, демографический и прочий - в частности, от переезда харьковцев на Белгородчину, оценить затруднительно; возможно, проявится позже. Почва в РФ для прибывших с «русскими художественными мыслями» оказалась преимущественно разверзающейся (возможно, и по причине некоторой ментальной инакости). Местные творческие люди заняты много чем, но и в первую очередь своим, тоже местечковым, нередко малоодаренным, и не имеющим отношения ни к русской украинской эмиграции, ни к проблемам новоприбывших, ни в целом к «украинскому вопросу». Поэтому нередко здесь сталкиваешься и со шкурной недальновидностью, и с ревниво-завистливым отношением.

- Например?

- Не все россияне разделяют наше ощущение русской идентичности. Например, можно услышать сетования местного обывателя: «Из-за выдачи паспортов РФ жителям Донбасса мне приходится дольше ждать решения собственного вопроса». То есть человек был где-то заграницей на заработках, а теперь кинулся получать документ, и винит в своих проблемах жителей Донбасса. И в этих проявлениях конкретный российский обыватель скорее близок к украинской хуторянской ментальности, чем к русской.

ПолитНавигатор

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Станислав Минаков
Меч Евгения Вучетича
50 лет назад скончался выдающийся советский скульптор 
12.04.2024
«Из Белгорода бежать некуда и незачем»
Уроженец Харькова поэт Минаков выразил уверенность, что его родной город вернется в состав России
04.04.2024
О русской ереси «украинства»
Взгляд писателя харковчанина, на проект «Украина-91» с высоты прошедших лет
02.04.2024
Все статьи Станислав Минаков
Украинский кризис
Всё пережитое так огромно, что довоенными очами вы не можете смотреть на жизнь
Несколько замечаний по воспоминаниям Виктора Некрасова
24.04.2024
Потерянное время
Враги используют медлительность и просчёты Москвы
24.04.2024
Декоммунизация Шевченко
Почему на Украине скромно отметили 210 «кобзаря»?
24.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06