За честный подход к проблеме Косово

Новости Москвы  Новости Косово 
0
982
Время на чтение 5 минут

Источник: Русский Вестник


В Сербском посольстве в Москве состоялась презентация монографии А.Ю. Хошева «Косово и Метохия в отношениях Русской и Сербской Православных Церквей в последние годы жизни Патриарха Сербского Павла (1999-2009)» (М., 2019). Как следует из названия работы, в ней освещается тема русско-сербских церковных контактов указанного десятилетия новейшей истории с точки зрения роли Русской Православной Церкви в деле оказания помощи косовским сербам и сохранения культурного и исторического наследия Косово и Метохии.

Несомненно, тема славянского братства и единства по-прежнему крайне важна и актуальна сегодня, особенно когда речь идет о братском сербском народе и о героическом и многострадальном косовском крае. Как известно, отстаивание Югославией своего исторического права на Косово, вопреки незаконным албанским притязаниям (получившим поддержку ЕС и руководства НАТО), послужило поводом для развязывания против нее военных действий. В этой связи любопытно признание американского представителя в ОБСЕ, сделанное в роковом 1999 г.: «То, что происходит сейчас на Косове и вообще в бывшей Югославии, - это вовсе даже не конфликт сербов с албанцами или иными их соседями, но столкновение Уолл-Стрита с Византией».

Иными словами, за албанскими головорезами в Косово всегда стояла та или иная третья сила. На основании даже некоторых фрагментарных архивных свидетельств, вскользь приводимых в монографии А.Ю.Хошева, хорошо видно, что действия албанцев здесь неизменно основывались на лжи, подлогах, насилии и жестоких убийствах, поэтому у них нет и не может быть никаких прав на Косово прежде всего с нравственной точки зрения.

По нашему убеждению, автору следовало бы подробнее разобрать историю данного вопроса в своей книге, иначе неподготовленный читатель может быть невольно введен в заблуждение, решив, что албанцы вправе претендовать на Косово чуть ли не наравне с сербами. Полагаем, что наиболее емкой и исчерпывающей оценкой здесь является высказывание авторитетного отечественного сербиста И.М. Числова, отмечавшего, что «в перерыве между турецкой и американской оккупацией геноцид славян на территории Косово и Метохии осуществлял кровавый режим Иосифа Амброзо Тито и Моше Пияде, поставивший себе целью в корне изменить этническую ситуацию в крае». Данная цитата взята нами из послесловия к книге секретаря Священного Синода Сербской Церкви, протоиерея Саво Йовича «Этническая чистка и геноцид славянской культуры на Косове и в Метохии» (М., 2014). Показательно, что А.Ю. Хошев упоминает данный труд в своем библиографическом списке, однако, похоже, так и не удосужился ознакомиться с ним. (Даже само название работы он почему-то сокращает: опущен союз «в» в полном наименовании края - «на Косове и в Метохии». - Авт.). Между тем это важно, поскольку данный вариант названия края можно считать наиболее верным - вопреки навязываемому демократическими СМИ политизированному штампу «в Косово» (по аналогии с выражением «в Украине», ср. также - «на Куликовом поле». - Авт.). Видимо, из-за подобной небрежности не удалось избежать и досадной фактической ошибки, вследствие чего во введении к работе кончина Патриарха Павла неверно датирована 2010 годом.

Кроме того, в книге А.Ю. Хошева четко прослеживается стремление обойти вниманием труды серьезных исследователей (И.Ф. Прийма, И.М. Числов, И.А. Чарота и др. - Авт.), а второстепенные или политизированные авторы, пришедшие в науку из различных «международных структур», наоборот, представлены в качестве «крупных специалистов». А.Ю. Хошев приводит в работе цитаты из многочисленных выступлений церковных иерархов и представителей ОВЦС по сербской проблематике в различных аудиториях, активно привлекая материалы периодической печати, архивные документы из сербских и русских церковных источников. Данный метод, безусловно, плодотворен, однако исследователю было бы нелишним углубиться в анализ цитируемого материала, а также более отчетливо прояснить свою позицию по существу того или иного затрагиваемого вопроса. Например, говоря о посещении международной христианской делегацией сербской столицы, автор сообщает о встрече Слободана Милошевича и Виктора Черномырдина, «с которым состоялся обмен мнениями и информацией о предпринимаемых миротворческих усилиях», но нигде не упоминает о подлой и предательской роли последнего как пособника натовских агрессоров в ходе войны и последующей оккупации Косово и Метохии.

Со своей стороны нам тоже пришлось расставить некоторые акценты, обратившись к автору с вопросом: почему в работе напрочь замалчивается сербское сопротивление, оказанное на Косове и в Македонии силам НАТО, осуществлявшим на территории Югославии наземную операцию, равно как и то, что Косово по-прежнему de facto остается сербским во многом благодаря именно Патриарху Павлу, в свое время призвавшему свою мужественную паству не покидать родных очагов? На это последовал сбивчивый ответ А.Ю. Хошева: он, мол, не является специалистом в военной сфере и сосредоточился на изучении сугубо церковных связей. Между тем подобных свидетельств очень много как раз у духовных авторов: и в упомянутой выше книге о. Саво Йовича, и в книге свидетельств и дневниковых записей митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия (Радовича) «Летопись нового Косовского распятия» (которая также числится у нашего «исследователя церковных связей» в списке литературы. - Авт.) Упомянем лишь один очень характерный эпизод, приводимый владыкой Амфилохием: в записи от 7/20 июня 1999 г. описывается подвиг 38-летнего лесника Милоша Чирковича. Этот отважный сербский воин в селе, уже оставленном его жителями, держал оборону в течение семи дней, переходя из одного покинутого дома в другой, и уничтожил более восемнадцати албанских боевиков, которые держали его в осаде и атаковали днем и ночью. Самого Милоша обнаружить так и не удалось, однако в записи о его смерти подчеркивается, что «в одном не было сомнений: перед тем, как погибнуть, он дорого взял за свою геройскую голову...».

Отмечая положительные аспекты работы А.Ю. Хошева, подчеркнем, что сам вектор исследования, безусловно, верный. Необходимо только более смело и честно говорить о том, как и почему с молчаливого согласия мирового сообщества продолжают разрушаться сербские храмы и монастыри (подлинные шедевры средневековой архитектуры не просто балканского, но поистине общеевропейского масштаба), уничтожаются уникальные фрески и подвергаются поруганию православные святыни, несмотря на то что по закону они по-прежнему находятся под защитой ЮНЕСКО?

И, конечно же, нельзя извращать и затушевывать сербский героизм, искажая традиционный образ братской Сербии, уже сложившийся в русском сознании. Впрочем, последнее - явно невыполнимая задача для любых фальсификаторов. Славянская правда неминуемо восторжествует, поскольку здесь и сейчас является неотъемлемой частью правды Божией.

Е.А. ОСИПОВА,
кандидат филол. наук,
старший преподаватель ПСТГУ

Русский Вестник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Елена Осипова
Святителя Савву Сербского прославили в двух столицах
В Москве и Санкт-Петербурге прошли святосаввские торжества
15.02.2023
Проявление неоязыческой западной глобалистской системы ценностей
Обращение Общества русско-сербской дружбы в поддержку сербов, выступающих против «Европрайда-2022»
29.08.2022
Ясеновац – новое сербское Косово
О самой страшной сербской трагедии ХХ века
13.09.2021
«В память вечную будет праведник…»
На день кончины митрополита Амфилохия (Радовича)
31.10.2020
«Бог поможет, аще будет – кому…»
Жизнь и слово Святейшего Патриарха Сербского Павла
10.09.2020
Все статьи Елена Осипова
Новости Москвы
Все статьи темы
Новости Косово
«Веселье в гетто закончилось…»
О жизни косовских сербов в оккупации
28.03.2024
Косовская «баница»: рождественская мамина молитва
Сербы делятся рождественской радостью – не только кулинарными рецептами и этнографическими сведениями, но и умением хранить свет Рождества Христова в сердце
09.01.2024
Балканские шахматы, домино и напёрстки
Давление со стороны «Сербии против насилия» использовано, чтобы сделать Вучича ещё более кооперативным
05.01.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40