За честный подход к проблеме Косово

Новости Москвы  Новости Косово 
0
982
Время на чтение 5 минут

Источник: Русский Вестник


В Сербском посольстве в Москве состоялась презентация монографии А.Ю. Хошева «Косово и Метохия в отношениях Русской и Сербской Православных Церквей в последние годы жизни Патриарха Сербского Павла (1999-2009)» (М., 2019). Как следует из названия работы, в ней освещается тема русско-сербских церковных контактов указанного десятилетия новейшей истории с точки зрения роли Русской Православной Церкви в деле оказания помощи косовским сербам и сохранения культурного и исторического наследия Косово и Метохии.

Несомненно, тема славянского братства и единства по-прежнему крайне важна и актуальна сегодня, особенно когда речь идет о братском сербском народе и о героическом и многострадальном косовском крае. Как известно, отстаивание Югославией своего исторического права на Косово, вопреки незаконным албанским притязаниям (получившим поддержку ЕС и руководства НАТО), послужило поводом для развязывания против нее военных действий. В этой связи любопытно признание американского представителя в ОБСЕ, сделанное в роковом 1999 г.: «То, что происходит сейчас на Косове и вообще в бывшей Югославии, - это вовсе даже не конфликт сербов с албанцами или иными их соседями, но столкновение Уолл-Стрита с Византией».

Иными словами, за албанскими головорезами в Косово всегда стояла та или иная третья сила. На основании даже некоторых фрагментарных архивных свидетельств, вскользь приводимых в монографии А.Ю.Хошева, хорошо видно, что действия албанцев здесь неизменно основывались на лжи, подлогах, насилии и жестоких убийствах, поэтому у них нет и не может быть никаких прав на Косово прежде всего с нравственной точки зрения.

По нашему убеждению, автору следовало бы подробнее разобрать историю данного вопроса в своей книге, иначе неподготовленный читатель может быть невольно введен в заблуждение, решив, что албанцы вправе претендовать на Косово чуть ли не наравне с сербами. Полагаем, что наиболее емкой и исчерпывающей оценкой здесь является высказывание авторитетного отечественного сербиста И.М. Числова, отмечавшего, что «в перерыве между турецкой и американской оккупацией геноцид славян на территории Косово и Метохии осуществлял кровавый режим Иосифа Амброзо Тито и Моше Пияде, поставивший себе целью в корне изменить этническую ситуацию в крае». Данная цитата взята нами из послесловия к книге секретаря Священного Синода Сербской Церкви, протоиерея Саво Йовича «Этническая чистка и геноцид славянской культуры на Косове и в Метохии» (М., 2014). Показательно, что А.Ю. Хошев упоминает данный труд в своем библиографическом списке, однако, похоже, так и не удосужился ознакомиться с ним. (Даже само название работы он почему-то сокращает: опущен союз «в» в полном наименовании края - «на Косове и в Метохии». - Авт.). Между тем это важно, поскольку данный вариант названия края можно считать наиболее верным - вопреки навязываемому демократическими СМИ политизированному штампу «в Косово» (по аналогии с выражением «в Украине», ср. также - «на Куликовом поле». - Авт.). Видимо, из-за подобной небрежности не удалось избежать и досадной фактической ошибки, вследствие чего во введении к работе кончина Патриарха Павла неверно датирована 2010 годом.

Кроме того, в книге А.Ю. Хошева четко прослеживается стремление обойти вниманием труды серьезных исследователей (И.Ф. Прийма, И.М. Числов, И.А. Чарота и др. - Авт.), а второстепенные или политизированные авторы, пришедшие в науку из различных «международных структур», наоборот, представлены в качестве «крупных специалистов». А.Ю. Хошев приводит в работе цитаты из многочисленных выступлений церковных иерархов и представителей ОВЦС по сербской проблематике в различных аудиториях, активно привлекая материалы периодической печати, архивные документы из сербских и русских церковных источников. Данный метод, безусловно, плодотворен, однако исследователю было бы нелишним углубиться в анализ цитируемого материала, а также более отчетливо прояснить свою позицию по существу того или иного затрагиваемого вопроса. Например, говоря о посещении международной христианской делегацией сербской столицы, автор сообщает о встрече Слободана Милошевича и Виктора Черномырдина, «с которым состоялся обмен мнениями и информацией о предпринимаемых миротворческих усилиях», но нигде не упоминает о подлой и предательской роли последнего как пособника натовских агрессоров в ходе войны и последующей оккупации Косово и Метохии.

Со своей стороны нам тоже пришлось расставить некоторые акценты, обратившись к автору с вопросом: почему в работе напрочь замалчивается сербское сопротивление, оказанное на Косове и в Македонии силам НАТО, осуществлявшим на территории Югославии наземную операцию, равно как и то, что Косово по-прежнему de facto остается сербским во многом благодаря именно Патриарху Павлу, в свое время призвавшему свою мужественную паству не покидать родных очагов? На это последовал сбивчивый ответ А.Ю. Хошева: он, мол, не является специалистом в военной сфере и сосредоточился на изучении сугубо церковных связей. Между тем подобных свидетельств очень много как раз у духовных авторов: и в упомянутой выше книге о. Саво Йовича, и в книге свидетельств и дневниковых записей митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия (Радовича) «Летопись нового Косовского распятия» (которая также числится у нашего «исследователя церковных связей» в списке литературы. - Авт.) Упомянем лишь один очень характерный эпизод, приводимый владыкой Амфилохием: в записи от 7/20 июня 1999 г. описывается подвиг 38-летнего лесника Милоша Чирковича. Этот отважный сербский воин в селе, уже оставленном его жителями, держал оборону в течение семи дней, переходя из одного покинутого дома в другой, и уничтожил более восемнадцати албанских боевиков, которые держали его в осаде и атаковали днем и ночью. Самого Милоша обнаружить так и не удалось, однако в записи о его смерти подчеркивается, что «в одном не было сомнений: перед тем, как погибнуть, он дорого взял за свою геройскую голову...».

Отмечая положительные аспекты работы А.Ю. Хошева, подчеркнем, что сам вектор исследования, безусловно, верный. Необходимо только более смело и честно говорить о том, как и почему с молчаливого согласия мирового сообщества продолжают разрушаться сербские храмы и монастыри (подлинные шедевры средневековой архитектуры не просто балканского, но поистине общеевропейского масштаба), уничтожаются уникальные фрески и подвергаются поруганию православные святыни, несмотря на то что по закону они по-прежнему находятся под защитой ЮНЕСКО?

И, конечно же, нельзя извращать и затушевывать сербский героизм, искажая традиционный образ братской Сербии, уже сложившийся в русском сознании. Впрочем, последнее - явно невыполнимая задача для любых фальсификаторов. Славянская правда неминуемо восторжествует, поскольку здесь и сейчас является неотъемлемой частью правды Божией.

Е.А. ОСИПОВА,
кандидат филол. наук,
старший преподаватель ПСТГУ

Русский Вестник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Елена Осипова
Святителя Савву Сербского прославили в двух столицах
В Москве и Санкт-Петербурге прошли святосаввские торжества
15.02.2023
Проявление неоязыческой западной глобалистской системы ценностей
Обращение Общества русско-сербской дружбы в поддержку сербов, выступающих против «Европрайда-2022»
29.08.2022
Ясеновац – новое сербское Косово
О самой страшной сербской трагедии ХХ века
13.09.2021
«В память вечную будет праведник…»
На день кончины митрополита Амфилохия (Радовича)
31.10.2020
«Бог поможет, аще будет – кому…»
Жизнь и слово Святейшего Патриарха Сербского Павла
10.09.2020
Все статьи Елена Осипова
Новости Москвы
Все статьи темы
Новости Косово
«Веселье в гетто закончилось…»
О жизни косовских сербов в оккупации
28.03.2024
Косовская «баница»: рождественская мамина молитва
Сербы делятся рождественской радостью – не только кулинарными рецептами и этнографическими сведениями, но и умением хранить свет Рождества Христова в сердце
09.01.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Советский недобиток
24.04.2024 16:50
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.04.2024 16:40
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.04.2024 16:33
Потерянное время
Новый комментарий от АБС
24.04.2024 16:14
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.04.2024 16:12
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от Александр Уфаев
24.04.2024 15:44