Десятки лет группа новосибирских архитекторов и конструкторов пытается привлечь внимание к «пороховой бочке» - так они называют купол Оперного театра. О безопасности эксплуатации Сибирского Колизея заговорили вновь в связи с сообщением об очередном ремонте. По мнению специалистов, отпущенные деньги необходимо направить на предупреждение нависшей, буквально, опасности.
В 2005 году, после четырехлетней реконструкции, здание Оперного театра, по мнению ряда архитекторов, приняли «при низком качестве работ и с грубыми нарушениями». В течение всех последующих лет к этой проблеме не раз пытались привлечь внимание. Вопрос вновь подняли, когда 24 мая 2019 года НОВАТ объявил конкурс на выполнение ремонтно-реставрационных работ в репетиционном зале и служебных помещениях. Цена контракта, который финансируется из федерального бюджета, - 215 миллионов рублей.
Должны знать все
- Сейчас театру выделили деньги, и, вместо того чтобы пустить их на усиление несущих конструкций, чтобы решать проблему безопасности зрителей, они планируют работы не первоочередной важности - ремонт репетиционного зала и различных кабинетов. Надо срочно разделить опасную сферу купола театра на зоны и поэтапно увеличивать ее надежность, - считает Геннадий Чибряков, председатель научно-технического совета по реконструкции здания НОВАТа, заместитель председателя Новосибирского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, член художественного совета Новосибирска, профессор СГУВТ, академик РАЕН, член творческих союзов журналистов и архитекторов.
На прошлой неделе по поручению группы архитекторов и конструкторов Новосибирска Геннадий Чибряков побывал на личном приеме у губернатора Андрея Травникова, рассказал, на чем основаны его опасения. Письмо ушло и в адрес полпреда РФ в Сибирском федеральном округе Сергея Меняйло.
Что же там с куполом?
В беседе с обозревателем «Советской Сибири» Геннадий Чибряков рассказал, что основная проблема здания - в его чердачно-купольной системе.
- По замыслу авторов, купол представлял собой тонкостенную безреберную оболочку из армобетона, имеющую рекордно минимальную толщину, - рассказывает эксперт. - Над ней, напоминающей полусферу куриного яйца, тогда выполнили своеобразный «зонтик», дощатый «шатер», на который затем уложили металлическую «чешую». Это улучшило пространственную композицию и увеличило эффект высоты и стройности купола как главного архитектурного акцента здания. Чтобы утеплить купол, изобрели целую конструктивную систему между железобетонной оболочкой и «зонтиком», выполненную из деревянных элементов. Однако современные нормы запрещают дерево над потолком зрительного зала даже в обрешетке. Поэтому государственная экспертиза во время капитального ремонта театра в 2002-2005 годах предписала заказчику все дерево убрать. Возглавившая в то время ремонт москвичка Ирина Драчевская проигнорировала требование госслужб и позволила оставить даже гнилую древесину, на нее потом набили еще один слой деревянной обрешетки, а затем накрыли металлическим листом. Теперь на таком многослойном пироге никакой пожарный не сможет погасить огонь, если тот возникнет. Особо важная деталь: расчетная нагрузка на купол значительно превысила первоначальную. Поэтому уже имеются отказы отдельных несущих элементов! Эти обстоятельства требуют экстренного решения по эксплуатации зрительного зала.
«Очевидно: это бомба»
По словам профессора, когда в 2015 году в театр был назначен новый генеральный директор Владимир Кехман, с его разрешения Чибряков и группа других специалистов провели экспресс-экспертизу и выявили существенные отличия реальных конструкций от тех, что указаны в проекте.
- Мы были шокированы грубейшими нарушениями норм. Наш объект обречен до тех пор, пока не будут исправлены ошибки. Сейчас в Новосибирске намечается Международный молодежный чемпионат мира по хоккею. Приедет много гостей. На наших глазах немало примеров - Кемерово, Хабаровск, - где по причине попустительства, отсутствия противопожарного контроля произошли непоправимые вещи. Я бью в набат, так как понимаю: очевидно, это бомба. Мы потеряем уважение в мире, если что-то случится, - предупреждает Геннадий Григорьевич.
Он подчеркивает: проектировщики своевременно не управляли процессом строительства и позже занизили величины расчетных нагрузок, усугубив опасность. Для исправления ситуации, по его мнению, нужен внеочередной продолжительный ремонт, который обойдется примерно в 1,5 миллиарда рублей.
- Срочно следует привлечь независимую экспертизу, - считает Чибряков. - Нас тревожит мысль, что памятник федерального значения, уникальное сооружение, к которому приложили свой талант выдающиеся архитекторы прошлого, превращается из-за попустительства в бочку с порохом.
Комментарий
Валентин ДОБРУНОВ, генеральный директор, главный конструктор ЗАО «Проектстрой»:
-
Моя профессия - главный конструктор, я отвечаю за безопасность зданий,
этим занимаюсь более пятидесяти лет и поэтому понимаю, что происходит с
театром. Я бью тревогу. Написал много писем о проблемах безопасности
здания в прокуратуру, Министерство культуры России. С точки зрения
современных требований и нормативов так проектировать нельзя.
Специалисты, которые до сего времени пытались подштопать
купольно-чердачную систему театра, занимались не тем. Они ремонтировали
непригодные для ремонта конструкции. Дело в том, что конструкции,
которые держат кровлю, опираются на железобетонный купол через слой
утеплителя. Этот утеплитель с точки зрения современных норм является
материалом неконструкционным. На него нельзя было опирать стойки. Он
вышел из строя. Те нагрузки, которые переданы на купол, - предельные.
Когда на Оперном театре во время капитального ремонта проводились
серьезнейшие работы, был упущен важный аспект - контроль за прочностью
купола. Когда в 2005 году ремонт практически был завершен, московская
проектная организация привлекла для экспертизы доцента кафедры
железобетона из Новосибирского архитектурно-строительного университета
Федорова. В преамбуле к своим расчетам он написал, что купол -
в трещинах. Необходимо выявить действующие нагрузки и сделать
конструктивные инженерные расчеты единой конструктивной системы. С точки
зрения современного законодательства техническое состояние объекта
культурного наследия, которым является Оперный театр, должно
обеспечивать безопасную эксплуатацию. И она должна быть подтверждена
обследованиями специализированных организаций и профессиональными
расчетами. Этого никто не делал. Необходимо, чтобы нас услышали и не
допустили рисков.