itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Горящий вулкан духа. Памяти архимандрита Наума (Байбородина)

0
464
Время на чтение 6 минут
Горящий вулкан духа. Памяти архимандрита Наума (Байбородина)

Сорок лет назад ко дню Святой Пасхи, то есть к 22 апреля 1979 года игумен Наум (Байбородин) был возведен в сан архимандрита. Для огромной армии духовных чад старца эта дата, связанная с восшествием их дорогого батюшки на очередную ступеньку монашеской иерархии, особенно важна. Настоятельница Переславского Свято-Никольского женского монастыря игумения Евстолия (Афонина) познакомилась с отцом Наумом, вскоре ставшим ее духовным наставником, когда он уже был архимандритом, и к нему ехала вся Россия. А она тогда была студенткой из города на Неве, пришедшей к вере и по милости Божией попавшей к духоносному лаврскому старцу. В годовщину смерти батюшки, в октябре 2018 года, игумения Евстолия написала даже не воспоминания в их классическом виде, а заметки, которые можно назвать воплем осиротевшей души. В них предъявляется самый строгий счет к духовным чадам старца, но прежде всего к самой себе: сумела ли она впитать любовь, мудрость и смирение своего наставника? Не одолела ли ее такая напасть как теплохладность?

Матушка-настоятельница написала это для «Игуменской странички», которую ведет на официальном сайте своего монастыря, но она приняла наше предложение опубликовать эти эмоциональные размышления на портале «Монастырский вестник».

Наконец-то мне приснился отец Наум. Мой Батюшка... Вот уж год, как его нет. Сказала и почувствовала полную абсурдность этих слов. Как так - нет? Еще как - ЕСТЬ!

Даже в гробу - батюшка страшит. Что это значит? Как описать тот священный трепет души, который мы чувствовали, подходя к его келье, похожей на скворечник? Келья была приподнята над проходной на двадцать ступенек, и на каждой ступеньке всегда стояли «счастливчики», которые уже здесь, а остальные десятки людей были за дверью на порожке - зимой ледяном, продуваемым сквозным ветром. И все хотели увидеть старца-богоносца и услышать единственно важное слово - как спастись?!

Келья-«скворечник» - это промыслительно... Не в богатых чертогах и не за пышными трапезами родится душа, умершая в тлении и желающая воскреснуть в нетлении; в муках рождает ее Господь уже через самострадание. Самораспятие как и саморождение не может состояться, если нет того, кто примет в свои руки кричащего младенца, умоет, отрежет пуповину, обернет в свежие пелены. А родиться от рук отца Наума приводил Господь тысячи и тысячи душ.

Размах старца поистине вселенский. Не было эллина и иудея - все переступающие порог его кельи сразу становились Христовыми... Никого батюшка не оставлял равнодушным. Его до самозабвения любили одни и так же самозабвенно ненавидели другие. А он любил всех. Но лекарство преподносил разное. Бывало и горькое - даже, казалось, совершенно смертельное, сшибающее с ног в полном смысле слова. И, что греха таить, не все выдерживали. Падали, ломались, уходили от него с воплями: какой же это старец? Вместо того, чтобы утешить, обласкать, обвязать кровавые раны, он раздирает их, делает невыносимыми, жгучими, так что сама жизнь кажется несносной? Нет! Это не старец - это палач! Это юродивый, злой и жестокий старик.... И с такими словами уходили, убегали рыдающие, озлобленные, бедствующие. Шли, как правило, к отцу Кириллу «зализывать» раны, и тот утешал, гладил по головке, давал сладкую конфетку - из заветной коробочки. Кем они были, эти два небожителя? Наверное, Пророками, причем один - грозный Илия, а другой - милостивый и молчаливый Захария. Но оба изнутри горящие Духом, готовые в любой момент отдать свои жизни за Христа, за Его правду, за спасение каждого из нас. А мы еще и обижались...

Сейчас читаю в воспоминаниях, какой покой хранил в себе старец, какое спокойствие распространял вокруг себя! А я бы сказала наоборот - каким вечным беспокойством он заражал всех к нему приближающихся! Заражал истинным страхом - страхом, что за каждый вздох, за каждый поступок, который мы совершим не по Богу, мы можем погибнуть. Ведь вот она - пропасть ада! Вот она здесь простирается под нашими ногами, и в ней сидит и рыкает тот, кто ищет нашей погибели - злой и коварный враг рода человеческого. Как по-разному батюшка говорил, предупреждал, пытался оградить от повсеместно шныряющего духа погибели! Никакой успокоенности никогда не было рядом с ним. Он пребывал на поле сражения, горя в огне самой беспощадной битвы за души людей, и всех возносил туда же, заставляя до самых кончиков ногтей прочувствовать тот антологический страх, который будет чувствовать душа там - на пороге вечности, на Страшном Суде. И этот страх как закваска передавался нам. Выходя (или, точнее, вылетая) из кельи старца, мы выносили в себе пламень бесстрашия, я бы сказала, оружия борьбы со грехом и со всем страшным и ужасным в мире, помраченном злыми демонами всякого обличия. Он был военачальником громадного воинства бесстрашных...

Неслучайно, как многие заметили, сороковой день после кончины батюшки пришелся на память Небесных воинств Архистратига Михаила с Небесными Силами. Смешком, шуткой батюшка старался скрыть всю мистическую важность нашей встречи и заряд того «смертельного» задания, которое он всем выдавал - задания лететь на поле боя и поразить как можно больше противников. И как можно больше спасти своих - раненных и увечных, но вписанных в Книгу Жизни детей Авраама. Точнее, выполнить задание и не сбиться с пути, вернуться в свой лагерь целым и невредимым для получения новых заданий. И как же расстраивался батюшка, выслушивая нас, когда мы каялись, признаваясь в совершенных промахах и понесенных по нашей вине потерях! Так мог ли не ненавидеть его после всего этого сатана? Такого вредоносного влиятельного и коварного противника, к тому же никогда не сдающегося, а набирающего все новое и новое войско...

И вот его не стало. Не стало того блиндажа, в котором выдавались самые невероятные задания. Не штурмуют утлую дощатую келью тысячи страждущих. И приходим мы только на батюшкину могилу. Выполнили ли мы его задание? Мы, молча, отводим глаза, на которые наворачиваются слезы, в том числе и слезы стыда. Да, батюшка... Кругом согрешили... Заплыли жиром лености... Некому нас вдохновить к истинной ревности и любви Божией! Погрязли в дрязгах житейских. Полюбили возлежание на учительских седалищах... Никто из нас не смог заменить тебя! Пустует дощатый трон старца-воина, старца-пророка! Воюем, да не за то. Покинула нас и любовь друг к другу, так пламенно горящая в нищих 90-х, когда делились валенками, фуфайками и последнюю рубашку отдавали. Обуяла жажда власти, жажда прибытков. Распялся за нас Господь, и ты, Батюшка, показывал нам пример своего распятия, а мы... только ближних распинать готовы. Закоснела душа, покрылась плесенью самодостаточности. Горе, горе нам! Прости нас, батюшка! Не этого ты ждал от нас, не это надеялся увидеть, пожать не это. Но и это предрекал Господь в Евангелии - «...поражу пастыря, и рассеются овцы стада...» (Мф. 26:31).

Прошло время открытия сотен обителей, прошло время бурного богоискательства народных масс. Благоустроился православный мир - появилось множество православных издательств, паломнических служб, есть православные телеканалы, но не штурмуют новые насельники ворота монастырей, нет множества желающих отречься от мира и посвятить себя без отдачи служению Богу. Прошло время «безумного фанатизма», где ни хлебом единым жив человек. Настало затишье. Что это означает? «...время разбрасывать камни, и время собирать камни, время обнимать, и время уклоняться от объятий ...», - сказано в книге Экклесиаста, или Проповедника - одной из книг Ветхого Завета (Эккл. 3:5). Верим, что и это затишье от Господа! Верим, что все же не напрасно горел вулкан духа святых старцев, и не напрасно мы, их бледные подобия, десятилетиями отогревались у того пылающего костра, насыщаясь небесной благодатью. Пришел час и нам, не оборачиваясь назад, выполнять то, чему учили старцы. На деле, а не на словах. В этом и будет исполнение заповеди - и память их в род и род!

Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумения Евстолия (Афонина)
Годеновский Крест и святитель Лука
(Войно-Ясенецкий)
09.06.2023
Интервью о грядущем 600-летии явления
Годеневского Креста
13.03.2023
Чтобы победить рознь и прекратить братоубийство
Игумения Евстолия о передаче копии Годеновского чудотворного Креста страждущей Луганской земле
08.12.2014
Все статьи Игумения Евстолия (Афонина)
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 10:28
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09