О том, что не складывается у культуры с «цифрой» и почему оптимизация уместна не во всех сферах, рассказывает портал profiok.com.
Цифры и их трактовка
«Мы провели немало системных преобразований и достигли определённых результатов по всем направлениям, - сообщил министр. - Это данность, которая опирается на статистические показатели».
В докладе Владимира Мединского, который продолжался около часа, прозвучало очень много цифр. С одной стороны, это понятно: изменения можно отследить только путём сравнения измеримых параметров. Правда, подразумевается, что результаты «замеров» будут верно интерпретированы, в противном случае сложно не ошибиться со стратегическими ориентирами.
«Театр - любимый вид досуга россиян», - сделал несколько неожиданное заявление Мединский. Оказалось, что вывод базируется на результатах опроса: людей спрашивали, что бы они выбрали, если бы им предложили бесплатный билет в театр, на концерт или в музей. Разумеется, большинство выбрало театр: простая мысль о несопоставимости цен в театрах и кино министру в голову, видимо, не приходит.
Доходы театров и филармоний Минкультуры относит к факторам, по которым измеряется успешность отрасли. Посещаемость в федеральных театрах за последние годы выросла на 41 процент, доходы - более чем вдвое. Казалось бы, эти цифры кричат о росте цен на билеты, но Мединского это не смущает. «Отрасль показывает устойчивую динамику», - с удовлетворением отмечает министр.
Похожая ситуация с музеями: согласно докладу министра, отмечается «поступательный рост ключевых показателей» деятельности этих учреждений культуры. Посещаемость за последние шесть лет выросла в полтора раза, доходы - в два с половиной. И никому нет дела до того, что уровень культуры и тягу к искусству вряд ли стоит измерять длиной пресловутой «очереди на Серова». Искусственно подогреваемый ажиотаж вокруг выставок имеет больше отношения к маркетингу, чем к просвещению. Но линейку для измерения уровня просвещения ещё не придумали, поэтому Минкультуры так и будет измерять интерес к искусству длиной очереди и в средствами, которые заработали музеи. Учреждения культуры реагируют соответственно. Самый короткий путь к выполнению KPI - повышение цен на билеты. Музеи Кремля дополнили этот шаг ещё более радикальным нововведением: отменили льготы для пенсионеров. Так проще: очередь в музей собирается без всякого маркетинга, всё-таки Кремль - сердце России. Льготники в такой ситуации - незваные гости, приносящие лишние хлопоты.
«При правильном целеполагании наши, казалось бы, консервативные профессионалы проявляют удивительные менеджерские качества, - радуется Владимир Мединский. - Пушкинский музей, Третьяковка, Эрмитаж, многие региональные музеи становятся модными местами, куда не достать билет». В правильности целеполагания, видимо, никто и не думает сомневаться.
Президент ГМИИ Ирина Антонова начала было развивать важную и больную тему. Она напомнила, что в Советском Союзе существовало такое понятие, как музейная сеть. Национализированные на заре революции коллекции распределялись по музеям всей страны, и в первые годы советской власти были организованы сотни новых музеев. Сегодня же в запасниках крупнейших музеев хранится колоссальное количество произведений искусства. При этом зрителям доступно менее одного процента этих ценностей.
«Я не призываю разбазаривать коллекции, но давайте строить не только запасники, но и новые музеи, размещать произведения искусства в постоянной экспозиции», - призвала Ирина Александровна. «Смею вас заверить, что мы строим много музеев», - ответил Владимир Мединский, ничуть, видимо, не сомневаясь, что интерактивные экспозиции ничем не хуже демонстрации подлинников. Что ж, с точки зрения исполнения KPI мысль вполне понятна: вокруг постоянной экспозиции сложно непрерывно поддерживать ажиотаж.
Цифровизация: что-то не ладится
Ключевым показателем цифровизации культурной сферы в Минкультуры почему-то считают посещаемость портала Культура.рф. Цифры такие: 17,5 млн посещений в 2018 году, что практически вдвое превышает показатели 2017 года.
«Хочу вам сказать, Вадим Валерьевич, что это очень мало для цифрового века, - обратился Мединский к главе департамента информационной политики Вадиму Ванькову. - Давайте в ближайшие полтора-два года все показатели удвоим: сейчас 17,5 млн визитов, должно быть как минимум 35».
Владимир Мединский отдельно остановился на проекте Национальной электронной библиотеки: проект амбициозный, господдержка серьёзная, а качественных изменений в последние годы не происходит. «Сделайте так, чтобы мы могли им гордиться!» - обратился министр к своим подчинённым. Пока, прямо скажем, гордиться нечем: может быть, сотрудники библиотек и могут найти на этом ресурсе что-то нужное в работе, но для рядового посетителя портал неудобен и малоинформативен, если уж не бесполезен. Всё-таки в понимании современного человека электронная библиотека - это не просто отсканированный бумажный каталог.
«Сокровища», размещённые на портале Госкаталог.рф, позиционируемого как государственный каталог музейного фонда России, давно уже стали поводом для шуток в соцсетях. Так и хочется спросить, к каким новым прорывам ведёт нас такая цифровизация, кого обогатит соприкосновение с этими шедеврами, для кого культура стала доступнее благодаря таким чудесным ресурсам.
Невольно возникает ассоциация со сферой строительства, где Счётная палата недавно обнаружила множество проблем со сроками и ценами. «Это наша боль, это наша проблема, мы уже дважды сменили состав строительных дирекций, может быть, тут и системные проблемы есть?» - спросил Владимир Мединский у аудитора СП Михаила Меня.
Вот и с цифровизацией в министерстве культуры проблема, похоже системная. Что-то не ладится, и настолько явно, что этого не может не замечать даже министр. Мединский с трибуны попросил своего заместителя Николая Овсиенко «сформировать независимую комиссию, которая могла бы посмотреть на работу цифровых ресурсов со стороны». По словам министра, «ребята долго занимаются этой работой, достигли серьёзных успехов, может, у них просто взгляд замылился».
Мелочь, конечно, но за два часа - именно столько длилось заседание коллегии - в президиуме трижды отключались микрофоны. Парадокс, но в министерстве, так любящем цифры, с «цифрой» всё складывается очень непросто.
Оптимизация как фетиш?
Владимир Мединский рассказал присутствующим о беседе с одним из губернаторов, предложившим открыть актёрское отделение в местном институте культуры. Театр, мол, у нас слабенький, если молодых людей отправить учиться в ГИТИС, они сюда уже не вернутся.
«Что за извращённая логика? - возмутился министр. - Почему не сделать так, чтобы люди хотели вернуться? Может быть, стоит для начала отремонтировать театр?»
Действительно, государственных денег, сколько бы их ни было, на всех не хватит. Мединский уверяет: министерство готово помогать, может простимулировать молодых артистов провинциальных театров государственными наградами или званиями, но регионы тоже должны вкладываться в развитие своих учреждений культуры.
На деле же порой происходит наоборот: узнав, что в учреждения культуры направлены федеральные деньги, региональные власти вообще перестают их финансировать. Такие случаи не единичны: за последние несколько лет расходы на культуру сократили Дагестан, Кабардино-Балкария, Волгоградская область, Чечня и другие регионы. Так не пойдёт, предупредил Мединский. В подобных случаях подходы к финансированию регионов будут пересмотрены.
«Наша задача - чтобы каждая копейка била в цель и эффективно расходовалась, - подчеркнул Владимир Мединский. - Нужно чтобы каждый регион понимал, как выстроить управление этими деньгами, полученными в рамках национального проекта».
Путь к оптимизации часто лежит на поверхности. Так, прямо в ходе коллегии министр забраковал перечень вузов, на базе которых планируется создать центры для переподготовки кадров в сфере культуры. «Складывается ощущение, возможно ошибочное, что главным критерием при подготовке этого перечня являлось не желание создать эффективную и качественную систему переподготовки кадров, а стремление из средств нацпроектов подкормить вузы», - заявил министр, поручив своим подчинённым в течение месяца подготовить новый перечень.
Чисто прагматический подход применяется и в сфере кино: министр поставил себе целью продвинуть отечественный кинематограф, сделать его на российском рынке более успешным, чем зарубежный. «У нас нет санкций, мы боремся с Голливудом без забрала», - заявил Мединский. Министр, конечно, чуть слукавил: в руках Минкультуры есть, например, такой инструмент, как календарное распределение выхода кинофильмов в прокат.
«На нас часто обижаются, что мы влияем на дату выхода фильма в прокат в интересах потенциально успешных российских фильмов, - сказал Мединский. - Не понимаю, чего они ругаются. В чьих ещё интересах мы должны действовать?»
Что ж, цели понятны, стремление оптимизировать - похвально, но стоит учитывать, что культура - это не только количественные показатели, но и более тонкие сферы, где эффект не всегда измеряется деньгами. А значит, делать из оптимизации фетиш не стоит.
Возможно, именно поэтому с объединением Александринского и Волковского театров, о котором Мединский бодро объявил в ходе коллегии, что-то пошло не так. В подписанном Мединским приказе целью объединения Александринского театра (Санкт-Петербург) и театра имени Фёдора Волкова (Ярославль) в Первый национальный театр России названы оптимизация и эффективное использование средств государственного бюджета. Сам Мединский назвал это объединение «уникальным прорывным решением». Однако театральная общественность взбунтовалась. С протестом выступил глава Союза театральных деятелей Александр Калягин, за родную Ярославскую область вступилась депутат Госдумы Валентина Терешкова. В результате глава кабмина Дмитрий Медведев вынужден был вмешаться и приостановить действие приказа до «широкого обсуждения проекта с общественностью и профессионалами».
В этом контексте становится понятно, почему правительство не торопится с принятием решения о передаче в ведение Минкультуры вопросов литературы и книгоиздания. Ситуация, казалось бы, парадоксальная: книги, литература и так называемые «толстые» журналы традиционно относились к Минсвязи, которое сейчас стало министерством цифрового развития. За год театра отвечает Минкультуры, а драматурги, как и все писатели, относятся к другому ведомству. Библиотеки подчинены Минкультуры, а издательства - нет. «А ведь на эмблеме министерства перо-то есть!» - грустно подметил писатель Юрий Поляков, возглавляющий Общественный совет Минкультуры. Наверное, логично было бы признать наличие коллизии и всё-таки перевести литературу под крыло ведомства Мединского.
Однако диалог, последовавший дальше, вызывает тревогу. Глава книжного союза Сергей Степашин посетовал, что в стране до сих пор нет единой писательской организации.
«Если писатели перейдут в ведение Минкультуры, мы быстро преодолеем кризис в Союзе писателей», - пообещал Юрий Поляков.
«Да вы сначала объединитесь!» - махнул рукой Степашин.
«Если писатели перейдут в наше ведение, мы их объединим в течение 30 рабочих дней», - улыбнувшись, заверил Владимир Мединский.
Если бы не объединение театров и последовавшая за ним буря, реплику министра можно было бы считать неудачной шуткой. А с учётом последних событий думается, что, может быть, и хорошо, что все сферы культуры не отданы одному ведомству. У Минкультуры задач и так хватает...
* * *
На реализацию национального проекта «Культура» выделено более 100 миллиардов рублей. «Средства, которые вкладываются в культуру, возвращаются сторицей, причём не только иным качеством образования , жизни, но и прямыми финансовыми реинвестициями», - подчеркнул Владимир Мединский, призвав своих коллег «не упустить шанс».
Когда речь зашла о развитии театральной сферы, министр заметил, что в Советском Союзе театров было меньше, а зрителей - существенно больше. «Мы изучаем этот феномен, думаем об этом», - сказал Мединский. Может быть дело в том, что в СССР эффективность вложенных средств измерялась не в рублях, а как-то иначе?
ЦЭРС ИНЭС