Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Как пацифисты фальсифицируют историю Церкви

Священник  Алексий  Гоков,

Проблема Кураева / 02.04.2019


Комментарий на текст протодиакона Кураева об антимилитаризме ранней Церкви …

Для православного очевидно, что слова, которые мы слышим с избытком из уст святых царской России о ненависти к врагам Бога, Царя и Отечества и необходимости вести с ними непримиримую брань (цитаты см. в сноске[1]), вполне могли принадлежать первоверховным апостолам Петру и Павлу, если бы Рим первого века стал христианским. Ведь голос святых для верующих - это голос Самого Духа Святаго, Который один и тот же как в апостольский век, так и во времена православной империи. Именно поэтому пацифизм не в состоянии прижиться на почве Православия, и либеральным богословам для обоснования своего антимилитаризма приходится прибегать к обману и фальсификации.

Это видно на примере рупора современного «православного либерализма» протодиакона Андрея Кураева, который с началом Великого Поста решил в очередной раз поднять тему пацифизма ранней Церкви[2]. Не найдя более достойных примеров, он обратился к словам еретика-монтаниста начала III века Тертуллиана, утверждавшего в своем труде «Об идолопоклонстве», что даже простых воинов, которым «не обязательно совершать жертвоприношения и произносить приговоры», нельзя принимать в христианскую веру, так как «не согласуется Божья присяга с человеческой, знак Христа - со знаком дьявола, воинство света - с войском тьмы. Нельзя, имея одну душу, обязываться двоим - Богу и цезарю... Ибо хоть к Иоанну и приходили солдаты и приняли они некую форму благочестия, а центурион так даже уверовал, но всю последующую воинскую службу Господь упразднил, разоружив Петра». Эту еретическую позицию Кураев объявляет ни много ни мало «церковным мейнстримом» той эпохи. Но осознавая, что для Православных еретик не авторитет и ему надо как-то обосновать свой тезис, богослов протодиакон, в лучших традициях пацифизма, идет на подтасовки и подлоги.

Во-первых, апологет научности среди «церковного мракобесия» профессор Кураев, готов игнорировать эту самую науку, когда дело касается его пацифистских взглядов. Например, для обоснования своего тезиса, что Тертуллиан был вполне еще православным, когда начал в своих сочинениях проповедовать антимилитаризм, протодиакон с точностью до года дает хронологию жизни человека жившего 18! столетий назад:

«Разрыв Тертуллиана с ортодоксией датируется 213 годом, Об идололатрии он пишет в 212-м».

Даже фоменковцы позавидуют такой ювелирной точности в определении дат. Однако сами историки, которых так хвалит и на которых ссылается профессор Кураев, куда более сдержаны в датировках и лишь констатируют, что «хотя уклонение в монтанизм (Тертуллиана) вне сомнений, но о времени и обстоятельствах его приходится гадать[3] ... вероятно, после 205 г.[4]». А тертуллиановские трактаты с антимилитаристскими настроениями «О венке» и «Против идолопоклонства» те же исследователи относят однозначно к монтанистскому периоду творчества Тертуллиана[5]. Более того, сами историки относительно пацифизма Тертуллиана-монтаниста делают выводы, совершенно противоположные заключениям Кураева:

«Христианские авторы, находящиеся в рамках Церкви, спокойно относились к воинской службе, не видя в этом какой бы то ни было проблемы. Такой же позиции до обращения в монтанизм придерживается и Тертуллиан. Став же монтанистом, он отрицает возможность военной службы, указывая на невозможность угождать одновременно двум господам. Но ни в одном из его трактатов нет четких свидетельств пацифизма; основанием для беспокойства является лишь возможность идолопоклонства - отступничества от христианства, - осознанного или неосознанного»[6].

Во-вторых, чтобы подкрепить свой пацифизм древними церковными авторитетами, протодиакону Кураеву приходится цитировать святых, вырывая их слова из контекста. Так он поступает при ссылке на слова святителя Киприана Карфагенского: «Рука, принявшая Евхаристию, да не осквернится мечом и кровью». Чтобы убедиться, что протодиаконская цитата священномученика никакого отношения к пацифизму не имеет, достаточно обратиться к самому труду святого, посвященному не вопросам войны и мира, а христианской добродетели терпения:

«Терпение, возлюбленнейшие братья, не только хранит доброе, но и предотвращает злое... Прелюбодеяние, ложь, человекоубийство - суть смертные грехи. Но пусть будет в сердце мужественное и неослабное терпение; тогда ни освященное тело - храм Божий - не осквернится прелюбодеянием, ни преданная правде невинность не заразится ложью, ни рука, после принесения Евхаристии, не осквернится мечом и кровью»[7].

Т.е., в данном случае, св. Киприан Карфагенский, как и все святые отцы, говорит о недопустимости для христиан употреблять меч для преступления и беззаконного пролития крови, но из этого никак не следует, что святой видел грех в законном применении меча для наказания преступников и при защите Отечества, о котором сам апостол Павел говорит: «ибо начальник... не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим.13:4). Это тем более очевидно, если учесть мнение самого священномученика, что ветхозаветные повеления казнить идолопоклонников, остаются актуальными и во времена Нового Завета[8]. Кроме того св. Киприан Карфагенский видел залог стабильного мира в сильной римской армии. Поэтому «убыток солдат и уменьшение лагерей», и как следствие, увеличение войн он напрямую связывал с Божией местью римлянам за гонения на христиан, которые являлись молитвенниками пред Господом за Римскую империю:

«При всем том мы всегда воссылаем прошения и моления об избавлении от врагов, о ниспослании дождей, об отклонении или умерении бедствий; постоянно и неотступно, днем и ночью, просим Бога и о вашем мире и спасении, умоляя и преклоняя Его на милость»[9].

В-третьих, как и всякий сектант-пацифист, протодиакон Кураев готов ссылаться на подложные труды святых, которые не признаются Православной Церковью. Так, Кураев в подтверждение своих взглядов приводит гл. 16 «Апостольских преданий» святого Ипполита Римского:

«Оглашаемый или христианин, желающие стать воинами, да будут отвержены, потому что они презрели Бога».

Однако, при этом он не утруждает себя проинформировать читателя не только о том, что Церковное Предание не знает такого источника, но и о том, что его в природе не существует как самостоятельного исторического памятника. Это лишь реконструкция западных ученых начала ХХ века на основании сличения различных исторических памятников. Более того, в высшей степени сомнительно, что автором «Апостольских преданий» был св. Ипполит Римский. Остается в науке открытым и статус этого памятника: вполне возможно, что это не реальный нормативный документ, а только фантазия некоего древнего автора об идеальной общине верующих, как это часто можно было увидеть в трактах гностиков[10]. В любом случае, для Православной Церкви этот документ не является авторитетным памятником, да и вообще источником, свидетельствующим о жизни Древней Церкви.

В-четвертых, не имея прецедентов пацифизма в православной житийной литературе, где порой мученики-воины первых веков христианства с именем Бога на устах без зазрения совести крушили черепа врагов Римской империи (примеры см. в сноске[11]), Кураев обращается к агиографии, не признанной Православной Церковью.

Борцы с милитаризмом в православии уже давно пытаются ввести в церковные святцы имя мученика Максмилиана Тебесского, хотя Русская Православная Церковь не знает такого святого[12]. Дело в том, что «Акты Максимилиана» рассматриваются некоторыми исследователями «едва ли не как манифест раннехристианского пацифизма»[13]. Поэтому протодиакон Андрей Кураев приводит полный текст «Деяний» этого мученика, указывая, что его

«Акты недвусмысленно показывают, что он был казнён за отказ от военной службы, которую считал несовместимой с христианской заповедью любить своих врагов, а не убивать их».

К чести отца Андрея надо сказать, что он не удовлетворился пацифистской агиткой жития этого мученика, опубликованной в Википедии[14], и обратился к научному изданию «Актов Максимилиана». Однако, именно это издание, в отличие от популярного, совсем не так однозначно, как хотелось бы протодиакону, о чем свидетельствует научный комментарий издателя. Если популяризаторы-пацифисты слово «служить» перевели как «воевать», что придало житию мученика явно антивоенный характер:

«...Мне непозволительно воевать, потому что я христианин... Я не могу воевать, не могу худа делать. Я христианин...»[15],

то в научном издании слова мученика звучат совершенно в другой тональности:

«Мне не позволено служить, так как я христианин... Я не могу служить; я не могу совершить грех. Я христианин...»

Поэтому естественно, что многие ученые склонны видеть в ответах Максимилиана не отрицание военной службы как таковой, а нежелание совершать грехи, сопряженные со службой в языческой армии. Так, исследователь «Л. Свифт замечает, что невозможно точно сказать, идет ли здесь речь о пацифизме и нежелании проливать кровь, или имеются в виду те преступления, которые творили солдаты (грабеж, вымогательство и т. п.)»[16]. Кроме того, ученые сильно сомневаются в достоверности самих «Актов Максимилиана»:

«На основании всех анахронизмов и несообразностей... ставится вопрос о подлинности этого текста. Подозрения усугубляются из-за дополнительных обстоятельств. Во-первых, это позднее возникновение культа Максимилиана. Среди почти 200 североафриканских надписей, где упоминаются святые, нет ни одного упоминания Максимилиана, о нем молчат Августин, "Мартиролог" Иеронима и календарь Карфагенской церкви... Первое упоминание о нем встречается в "Мартирологе" Флора Лионского (начало IX в.), что, конечно, очень поздно для святого III в. Во-вторых, это едва ли не дословное совпадение "Актов Максимилиана" с латинским переводом греческого "Мученичества Теагена". Теаген пострадал при Лицинии, отказавшись от службы во II Траяновом легионе. Его допрос трибуном Зеликинфием и препозитом Посидонием очень похож на диалог Диона и Максимилиана».

Однако, в отличии от Максимилиана, Теаген, (в православных святцах Феоген (память 2 января по ст.ст.)) был епископом, которого принуждали отречься от священного сана и вступить в армию[17]. Поэтому подобная риторика из уст архиерея, для которого в силу его священства недопустима никакая иная служба, имеет полное обоснование и не несет в себе никакого пацифизма.

Другой мученик Марцелл, на слова которого ссылается протодиакон Андрей Кураев («Не подобает христианину, сражающемуся за Христа, своего Господа, сражаться за войско этого мира»), также отсутствует в православных святцах. Скорее всего, здесь имеется в виду католический святой Маркелл Танжерский, которого так же, как и Максимилиана, сегодня пытаются сделать святым Русской Православной Церкви[18]. Однако и в его житии мы имеем дело не с отрицанием воинской службы, а с нежеланием совершать языческое жертвоприношение, к которому Маркелл был понуждаем, будучи одним из центурионов легиона Траяна[19].   

Итак, на примере известного антимилитариста протодиакона Андрея Кураева мы можем наблюдать весь спектр обмана и подлога, к которым прибегает секта пацифистов, чтобы доказать недоказуемое - совместимость православного вероучения с толстовской ересью ненасилия. К сожалению, их откровенная ложь и высокие титулы академических богословов смущают многие умы православных. Поэтому единственный совет, который можно дать верным, чтобы не попасть в ловушку либерального богословия, - это проверять источники, на которые ссылаются современные либеральные идеологи обновленчества и модернизма.

 


[1] Сравните: святитель Димитрий Ростовский: «Тех врагов, которые воюют с нашим христианским отечеством и враждуют против нашей благочестивой веры, как богопротивных подобает ненавидеть. (Их) не только нельзя любить, но даже необходимо выступать войной против них, полагая душу свою за христианское царство и за целость Церкви»; святитель Филарет Московский: «Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов отечества, любите враги ваша»; святитель Игнатий Брянчанинов: «Карайте, громите врагов Царя и Отечества, как вы карали и громили их доселе, но вместе потщитесь одержать победу и над невидимым врагом Бога и человечества - над грехом...»; прп. Феодосий Печерский: «Живите мирно не только с друзьями, но и с врагами, однако только со своими врагами, а не с врагами Божиими; свой враг тебе тот будет, кто убил бы перед твоими очами твоего сына или брата, прости ему все; но Божие враги - ... еретики, держащие кривую веру».

[2] Протодиакон Андрей Кураев. Секретная патристика // https://diak-kuraev.livejournal.com/ 2366093.html?page=5

[3] А. Столяров. Тертуллиан. Эпоха. Жизнь. Учение // Тертуллиан. Избранные сочинения: Пер. с лат./Общ. ред. и сост. А. А. Столярова. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Культура», 1994, - с. 14

[4] Там же, - с. 18

[5] Там же, - с. 19

[6] Пантелеев А.Д. Христиане и римская армия от ап. Павла до Тертуллиана.

[7] Свмч. Киприан Карфагенский. Книга о благе терпения // https://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfagenskij/terpenie/

[8] «Святой священномученик Киприан Карфагенский в книге "Об укреплении в мученическом подвиге", в главе 5, упоминает о том, что в Священном Писании, во Второзаконии, в главе 13 написано об убиении ложных пророков. И он добавляет: "Если так часто бывало в Ветхом завете, то тем более должно быть в Новом"» (Стефан Яворский. Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви. - СПб. 2010. - С. 756); сравните: Киприан Карфагенский, свщмч. Письмо к Фортунату об увещании к мученичеству / Творение св. Священномученика Киприана епископа Карфагенского. Кн. 2 Киев 1879. С. 318-319

[9] Свмч. Киприан Карфагенский. Книга к Деметриану // https://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfagenskij/kniga-k-demetrianu/

[10] А.Д. Пантелеев. Христиане и римская армия в первой половине III в.

[11] Такие примеры мы находим даже в житиях святых первого века, таких как мч. Евстафий Плакида (пам. 20 сент. ст.ст.) и мч. Викторр (Фотин) (пам. 20 мар. ст.ст.), а для житий святых воинов III веке, о котором говорит Кураев, это вообще стало общим местом (подробное описание батальных сцены мы находим в житиях св. мч. Андрея Стратилата (пам. 19 авг. ст.ст.), свщмч. Никона (пам. 23 мар. ст.ст.), вмч. Прокопия (пам. 8 июля ст.ст.), свв. мчч. Орентия с братьями (пам. 24 июня ст.ст.), св. вмч. Меркурий (пам. 24 нояб. ст.ст.), свв. 40 мучеников севастийских (пам. 9 мар. ст.ст.))   

[12] Архиеп. Нафанаил (Львов). Доклад о почитании африканских святых // http://www.portal-credo.ru/site/print.php?act=lib&id=78

[13] Пантелеев А.Д. Акты Максимилиана: вступительная статья, перевод и комментарий.

[14] https://ru.wikipedia.org/wiki/Максимилиан_(мученик)

[15] https://pacificum.livejournal.com/7956.html

[16] Пантелеев А.Д. Акты Максимилиана: вступительная статья, перевод и комментарий.

[17] https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/6

[18] Архиеп. Нафанаил (Львов). Доклад о почитании африканских святых // http://www.portal-credo.ru/site/print.php?act=lib&id=78

[19] https://ru.wikipedia.org/wiki/Маркелл_Танжерский

Благодатный Огонь



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме